Использование инновационных технологий в интеллектуальном развитии детей
консультация

Карелина Татьяна Федоровна

Использование инновационных технологий в интеллектуальном развитии детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_-fevral.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Использование инновационных технологий в интеллектуальном развитии детей

 Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. И для этого необходимо создать условия.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Наш педагогический коллектив внедрил следующие инновационные педагогические технологии по оптимизации интеллектуального развития дошкольников:

Основные

  • Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания). Ж.У. Кобдикова
  • Формирование алгоритмического мышления на основе схем, знаков. В.Ф. Шаталов
  • Технология моделированного обучения. Л.А. Венгер
  • Технология проектного обучения. - Уильям Херд Килпатрик, Гильманова Р.М.
  • Технология исследовательского метода обучения. Б. П. Есипов, М. А. Данилов, M. H. Скаткин.

Вспомогательные

  • Технология развивающего обучения. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
  • Проблемное обучение. А.М. Матюшкин, Булгаков В.И.
  • Коллективный способ обучения. А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко «Педагогика сотрудничества».
  • Обучение по методике Левитеса (парное и групповое В.К Дьяченко).
  • Технология развития критического мышления. Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер.
  • Технология ТРИЗ. Л.М. Страунинг.

Частно-предметные

  • Моделирование в математике. Л.Г. Петерсон,
  • Блоки Дьенеша.
  • Круги Эйлера.
  • Развивающие игры В. Воскобовича.
  • Таксономия Блума.
  • Технология развивающих игр Б.П. Никитина. 
  • Моделирование математических задач, обучение скорочтению В.П.Зайцева.

Основные технологии

Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания). Ж.У. Кобдикова, применяется во всех группах нашего сада.

В рамках данной технологии предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня  А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Здесь за критерий оценки деятельности ребёнка  принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал. Разноуровневые задания помогают детям справиться самостоятельно, чем повышают мотивацию к обучению. Ситуация успеха стимулирует познание детей как трудно усваивающих программу, так и успешно на уровне своих возможностей. В группах составлены картотеки по применению разноуровневых заданий во всех разделах образовательных областей. Технология эта проникающая, легко уживается с другими технологиями.

Формирование алгоритмического мышления на основе схем, знаков. В.Ф. Шаталов. Дети успешно осваивают схемные алгоритмы, легко читают их, с их помощью учатся составлять рассказы, сказки, заполняют классификационные таблицы, кодируют основные моменты содержания информации для дальнейшего воспроизведения. Применяется со 2 младшей группы во всех разделах образовательных областей.

Технология моделированного обучения. Л.А. Венгер. Почти во всей организованной учебной деятельности, начиная со 2 младшей группы, применяется технология моделированного обучения. Проект «Обучение структурированию информации» помогает педагогам решать эту задачу в системе. К примеру - опора на символическую структуру страны и города поможет увидеть и понять разницу между этими понятиями.

Технология проектного обучения. Уильям Херд Килпатрик, Гильманова Р.М. Её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. В течении года реализуются: проект исследовательской деятельности, проект экономического образования, проект «Речевой ручеек», проект «Формула успеха», «Экологический марафон», «Быть здоровым». Все проектные мероприятия проводятся с детьми в игровой форме.

Исследовательский метод обучения Д. Т. Левитеса. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности была организована необходимая предметно-развивающая среда: уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлено большое количество наглядно-демонстрационного материала (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов). Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе и самостоятельной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями. Применяется со 2 младшей группы.

Вспомогательные технологии

Технология развивающего обучения. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Направлена на интеллектуальное «умственное развитие» ребенка, формирование его способностей, развитие творческих качеств личности. Развитие различных видов мыслительной деятельности, психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности). Игры-викторины: «Что? Где? Когда?», на тему «Путешествие по Казахстану», «Путешествие в космос», «Путешествие в прошлое», КВН «Люби и знай свой город» Творческое рисование: «Куда плывет кораблик», «Оформление книги сказок и историй о Казахстане, Экибастузе», «О чем думает уголь…». Создание коллажей, витражей, разгадывание кроссвордов и ребусов об Экибастузе (придумывание своих). Применяется со 2 младшей группы.

Коллективный способ обучения. А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко «Педагогика сотрудничества». Нравится и детям и педагогам коллективный способ обучения, где дети имеют возможность на доступном им языке объяснить друг другу материал. КСО формирует коллективное мышление у детей и у нас это получается. Например, дошкольники легко доказывали друг другу, почему одни предметы легче других, пытаясь объяснить противоречия различными способами действия, в конце обсуждая индивидуальные и, коллективные позиции. Применяется в предшкольных группах.

Обучение по методике Левитеса (парное и групповое В.К Дьяченко). Работу в парах воспитатели в нашем детском саду организовывают как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде занятия. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли педагога), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Детям такая работа очень нравиться. Применяется со средней группы.

Технология развития критического мышления. Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер. В практике работы с детьми педагоги ясли-сада часто используют прием составления синквейна. Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, педагог отбирает ту информацию, которая соответствует познавательным запросам детей, чтобы приобрести новые знания осознанно. Кластер – графическое изображение, составленное в результате групповой работы. Эта работа позволяет каждому ребенку свободно и открыто осмыслить проблематику ОУД, стимулирует мыслительную деятельность. Используется в предшкольных группах.       

Проблемные ситуации в мышлении и обучении. А.М.Матюшкин. Постановка проблемы помогает каждому осознать противоречие и включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, и выполняя его задания, дети самостоятельно открывают новое для себя знание, делают из факторов выводы, обобщения. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, т.к. развитие творческого потенциала ребенка может осуществляться в творческой деятельности, специально организуемой педагогом. Используется в предшкольных группах.

Технология ТРИЗ. Л.М. Страунинг. Позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

  • В игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал и картотека игр ТРИЗ.
  • Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.
  • Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.

В процессе применения развивающей игровой технологии создана игротека, содержащая большое количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Применяется со средней группы.

Частно-предметные технологии

Моделирование в математике. Л.Г. Петерсон. Основное внимание уделяется занятиям, направленным на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. В ходе занятий дети постепенно переходят от предметного моделирования объекта — собственно конструирования — к передаче в условной графической форме основных отношений в одном объекте или между объектами, т.е. наглядному моделированию и обобщенному пониманию математических отношений. В результате дети: моделируют отношения с помощью диаграмм Эйлера-Венна, решают конструкторские задания комбинаторного типа; решают конструкторские задачи, связанные с отработкой функциональных качеств объектов (устойчивость, скрытые детали постройки, пустоты). Используется в предшкольных группах.

Блоки Дьенеша. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

Круги Эйлера. Круги Эйлера используются в детском саду в предшкольных группах, как в организованной учебной деятельности, так и  в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера,  ребенок учится  сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Используется в предшкольных группах.

Развивающие игры В. Воскобовича. С большим интересом старшие дошкольники занимаются играми В.В. Воскобовича:

  • «Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.
  • Предлагаемый детям в свободное от занятий время «Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи), сенсорных и творческих способностей, формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами «гибкость», «прозрачность», соотношение целого и части.
  • В процессе игры «Геоконт» дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.

Используется со средней группы.

Таксономия Блума. Каждый уровень таксономии Блума направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). В основе пирамиды Блума лежат знания - понимания. Педагогами используется «Ромашка» вопросов, основанная на таксономии Блума. Детям нравится формировать  вопросы по любой теме, записывая их на лепестки ромашки. Используется в предшкольных группах.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина. Технология развивающих игр состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.Используется со 2 младшей группы.

Моделирование математических задач, обучение скорочтению В.П.Зайцева. В работе с детьми используется замещение предметов: символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики), объемные модели, макеты. Мы убедились на практике, что эта методика доступна для педагогов и очень интересна дошкольникам. Они с большим удовольствием и интересом стали обучаться чтению и счету. Нам близка методика Зайцева еще потому, что она сохраняет здоровье: не нарушаются зрение, осанка, сохраняется двигательная активность в течение всего дня. Используется в предшкольных группах.

Преимущества педагогических технологий:

  • в условиях системы организованной учебной деятельности технологии легко вписываются в учебный процесс;
  • позволяют достигать поставленные программами воспитания и обучения цели по конкретной образовательной области и учебному разделу;
  • обеспечивают внедрение основных направлений педагогических стратегии;
  • обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
  • обеспечивают доброжелательность по отношению к педагогу и друг другу;
  • это особое внимание к индивидуальности человека, его личности; это чёткая организация на развитие творческой деятельности.

Формы работы:

  • вариативная часть учебного плана: ОУД «Маленькие гении»;
  • вариативная часть учебного плана: ОУД «Маленькие исследователи»;
  • интеллектуальные марафоны в группе, в параллели;
  • интеллектуальные игры, ринги, викторины;
  • конференции по защите исследовательских проектов;
  • кружки по интересам;
  • творческие конкурсы;
  • клуб «Магистр»; для детей с интеллектуальной одаренностью;
  • клуб «Знак вопроса» для детей групп предшкольной подготовки;
  • математические олимпиады.

Проектная деятельность

Годовые проекты

Проекты по здоровьесбережению  «Быть здоровыми хотим!»  «Здоровячок»

«Лёгкая атлетика- королева Спорта!»,«Весёлая скакалка»

Проекты «Пальчиками играем - речь развиваем», проект по развитию речи                      «Солнечный лучик. Содержание, формы, вся система проектов построены на включении детей в различные коммуникативные формы общения и направлены на формирование навыков коммуникативного поведения.  

Проекты   образовательный, познавательный «Земля – наш общий дом»,  «Родной свой край-люби и знай!», экологический проект «Природа вокруг нас».   Проекты  предполагают совместное участие детей и родителей. Мероприятия   вовлекают детей в активную деятельность: экологические листовки, призывы, выставки, организация птичьих столовых, изготовление экологических знаков.

Проект  «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста» , на основе внедрения инновационной практики педагогики, в частности технологии дифференцированного обучения, применение технологии формирования алгоритмического мышления, технологии ТРИЗ, проектного обучения, технологии проблемного обучения и критического мышления .

 Поисково-исследовательский проект«Юные исследователи». Использование возможностей работать в паре, сотрудничестве в малых группах при решении разнообразных проблем, моделирование определенных коммуникативных умений, создание возможности целенаправленного общения со сверстниками формирует умения коллективного мышления.                                                                                                                              Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс на основе алгоритмов, применения им на практике этих знаний.

Проект «Познавательно-творческий. исследовательский проект                                          «Я хочу в школу!»содержание которого направлены на выявление у детей творческих способностей и их развитие. Содержание входит в сетку регулярных, расписанных по дням недели мероприятий.

Социально-коммуникативные проекты: «Наши добрые ладошки:« «Главное вместе!»     Добро побеждает всё!

Результаты, к которым мы стремимся:

Активность мышления, формирование мыслительных умений:

Информационные:

  • Умение кодировать, структурировать, моделировать информацию, читать схемы.
  • Умение решать задачи с недостающими данными.

Логические

  • Умение классифицировать по разным признакам.
  • Устанавливать логические закономерности.
  • Отличать существенные признаки от несущественных.
  • Формировать формы мышления – суждение, умозаключение.

Исследовательские

  • Навыки исследовательских умений.

Самостоятельное исследование по схеме-алгоритму

  • Давать развернутые определения понятиям.
  • Видение, формулировка проблемы, выдвижение, проверка гипотез.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей.

В группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживани...

Статья "Реализация принципа индивидуализации через использование инновационных технологий в речевом развитии детей"

В статье идет речь о реализации принципа индивидуализации  в речевом развитии детей, о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: ме...

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Статья «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. В условиях ФГОС ДО принципально новой является необходимость решения речевых задач в контекс...

Презентация "Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному об...

методическая разработка:"конспект НОД по ФЭМП с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. "

Математика -это мир познавательного приключения, где есть чудеса, волшебстов и много неизведанных математических простор.Данный материал прошёл успешный этап освоения и закрепления  дошколятами...

Занятие по ФЭМП с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей «Путешествие в космос» в старшей группе детского сада

Занятие развивает пространственное воображение, воспитывает интерес к математическим занятиям....