Комплексное занятие «Тропинка добра».
методическая разработка (средняя группа)

Забродина Людмила Александровна

Познакомить детей с мансийской народной сказкой народов Севера «Гордый олень» . Помочь осознать основную ее мысль. Помочь детям выбрать пословицу, которая будет соответствовать основной идее произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие «Тропинка добра».

(разновозрастная группа)

Программное содержание: Познакомить детей с мансийской народной сказкой народов Севера «Гордый олень» . Помочь осознать основную ее мысль. Помочь детям выбрать пословицу, которая будет соответствовать основной идее произведения.

Цель:

  1. Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим.
  2. Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей;
  3. Учить оценивать поступки окружающих на примере героев произведений.
  4. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. Развивать связную инонационально выразительную речь. Развивать логику, мышление. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.
  5. Воспитывать навыки культурного общения.

Предварительная работа:  Рассматривание иллюстраций о быте народов Севера, животном мире, природе. Чтение произведений поэтов и писателей Р. Рукина, Ю. Шесталова, Л. Лапцуя. Чтение сказок народов Севера. Разучивание пословиц и поговорок, стихов о добре и доброте. Разучивание игр, песен о дружбе.

Словарная работа: Юрта (чум), встрепенулся, бескрайная тайга, ветвистые рога.

Оборудование: Иллюстрация с изображением оленя, мольберт, «следы» оленя, музыка «Олененок». Для лепки: пластилин, дощечки, салфетки, природный материал (мох, веточки), макет юрты. Угощение.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто здесь проходил и следы свои оставил?

Рассуждения и ответы детей

Воспитатель: обращает внимания на то, что следы, куда- то ведут и можно по ним пойти. Мы сегодня пойдем в «тундру»  по оленьей тропе и его следам. Но следы у нас волшебные, чтобы пойти по ним нужно вспомнить пословицы о добре и доброте, которые мы с вами учили (дети шагают по следам оленя, вспоминая пословицы).

Пословицы:

  • Делай добро и жди добра.
  • Добро желаешь -добро и делай.
  • Добро быть в радости и жить в сладости.
  • Добро и во сне хорошо.
  • Добро поощряй, а зло порицай.
  • Доброе дело без награды не остается.

Воспитатель: хвалит детей и обращает внимание детей на то, что следы привели их  (заранее приготовленной композиции) к Юрте, ведь так называется жилище  манси,  возле которого расположилась семья оленевода.

Ребята, поздороваемся с оленеводами.

Дети:  Добрый день!

Воспитатель: А какие добрые слова вы знаете, ребята?

Дети отвечают.

Воспитатель: Давайте сядем вокруг юрты и послушаем сказку (воспитатель включает музыку и рассказывает мансийскую сказку «Гордый олень» в ходе, которого проводится физминутка)

Физминутка «Лечу!» (Рисунок 6):

На оленях золоторогих лечу.

На нарте поющей лечу.

Пучеглазые зайцы смотрят,

Удивляются, как я быстро лечу

Над землёю лечу!

Синюю весну на золотых рогах оленей несу!  

Воспитатель: Дети, внимательно посмотрите (показывает  на композицию), а кого здесь не хватает?

Дети: Не хватает оленей.

Воспитатель: Будем лепить оленя, а из веточек сделаем ему рога (показывает иллюстрацию оленя на мольберте, обращает внимание на то, что рога у него ветвистые, объясняя смысл этого слова), как в сказке, чтобы они были не только красивыми, но и крепкими.

Воспитатель: А для чего нужны оленям крепкие рога?

Дети: Рога оленей защищают  их от волков.

Воспитатель предлагает детям слепить из пластилина оленей, помогает детям младшего возраста). Она напоминает правила работы с пластилином и последовательность лепки туловища оленя.

Лепка оленей

(по окончании работы дети расставляют фигурки животных возле юрты, Рисунок 7)

Итог занятия: Рассматривание фигурок оленей, воспитатель хвалит детей за труд и предлагает детям выбрать оленя с самыми красивыми, крепкими и ветвистыми рогами.

Воспитатель: Ребята, послушайте две пословицы и выберите ту, которая больше подойдет к этой сказке.

Пословицы:

Добро поощряй, а зло порицай.

Доброе дело без награды не остается.

Дети выбирают и объясняют свой выбор.

Воспитатель в конце занятия за старание в изготовлении оленей раздает детям сладкое угощение, приговаривая «Доброе дело без награды не остается».

Мансийская народная сказка «Гордый олень»

Есть у манси на Северном Урале любимое озеро — Ватка-Тур. Недалеко от него жил охотник Захар со своей семьей. Был он трудолюбив, целыми днями ходил по тайге, охотился. Знал повадки каждого зверя, умел выслеживать хитрую лису, находить зимой медвежьи берлоги, ловить сохатого. Только оленей никогда не ловил — жалел их Захар.

Однажды летом пошел Захар на озеро проверить поставленные им сети. Тихо на озере. Только и слышно, как рыба плеснет или как утка вспорхнет... Вдруг видит: недалеко от него стоит красавец олень. Засмотрелся на него охотник — весло из рук выпало, а олень встрепенулся, замер на миг, потом гордо поднял голову с сереньким пятнышком на лбу и убежал прочь.

Прошло лето. Пришла и ушла осень. Наступила зима. А зима на Урале суровая и снежная. Трудно Захару с семьей жить  стало.   Юрта   совсем   худая,   и  на  охоте   удачи   нет.

Пошел Захар в лес. День идет, другой, из сил выбивается, а на след зверя набрести не может. Вышел к болоту и видит: на краю болота стадо оленей пасется и среди них тот, с сереньким пятнышком на лбу.

Стал Захар потихоньку подползать к оленям. Вот уже совсем близко подполз. Быть бы ему с добычей, да дрогнуло сердце у охотника, жалко стало оленя убивать. Олени почуяли,  что человек близко,  и умчались.

Только хотел Захар повернуть обратно, вдруг видит: прямо к  нему,   опустив  голову,   идет  большой  и  сильный  олень.

Испугался Захар, а олень остановился около него и сказал человеческим голосом:

—        Здравствуй, Захар! Давно я тебя знаю. Вижу, как ты трудишься,  бродишь по тайге,  а удачи тебе нет.

Захар отвечает:

  • Спасибо, гордый олень, что добрым словом меня согрел.
  • Будь завтра снова на этом месте,— проговорил олень и, высоко подняв голову,  убежал.

На другой день, только показался первый луч солнца, Захар пошел на болото. Красавец олень уже ждал его.

—        Я буду твоим другом и помощником,— сказал он. — Садись на меня!

Быстро мчался олень по тайге. Сколько было радости и удивления,  когда Захар вернулся домой!

Легче стало жить Захару: освободил его олень от самых трудных работ. Все привыкли к доброму оленю. И решил охотник отблагодарить его за доброту. Вечерами сидели они всей семьей и вытачивали, отделывали каждую веточку — делали оленю такие рога, каких ни у кого нет. И вот рога готовы — крепкие,  ветвистые,  красивые!

Весной, когда начал таять снег, запряг Захар оленя и посадил всю семью на нарты.

—        Поехали! — крикнул Захар.

И они помчались по бескрайней тайге.

Вот и озеро Ватка-Тур. Захар освободил оленя из упряжки и вывел к тому месту, где впервые увидел его. Старший сын Захара принес приготовленные для оленя рога.

—        Это тебе,  дорогой олень! — сказал Захар.

Олень гордо качнул головой с новыми рогами. Прошелся по берегу озера, копнул острым рогом землю.

  • Спасибо тебе, олень, за помощь,— сказал Захар.— Иди на свободу.
  • И тебе спасибо, человек! С такими рогами мне и волк не страшен! — сказал олень и, встряхнув на прощанье красивыми рогами, скрылся в лесу.

С той давней поры все олени носят рога и дружат с человеком.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Тропинками мечты в мир Добра и Красоты" для детей подготовительной группы

В данное занятие помимо использования основных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения) включена художественно-изобразительная деятельность. Детям предлагается...

Конспект комплексного занятия по ФЦКМ и развитию речи во второй младшей группе «Встречи на лесной тропинке»

Лексическая тема: Дикие животные Цель: создать социальную ситуацию развития для формирования представлений о диких животных....

Конспект комплексного занятия «Наш добрый друг – художник круг»

Комплексное занятие на развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии....

комплексное занятие в средней группе «По дорожкам, по тропинкам»

Программное содержание:            Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материалу: количество и счёт в пределах 5; у...

План-конспект открытого занятие по социально-коммуникативному развитию для детей 4-5 лет "По тропинке добрых дел"

Проведение педагогического мероприятия по социально-коммуникативному развитию детей 4-5 лет.  План-конспект образовательной деятельности "По тропинке добрых дел" разработан с учетом ФГО...