Традиционное воспитание детей в России.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кренева Елена Николаевна

Данная статья поможет педагогам и родителям познакомиться с традиционным воспитанием детей в России. Как раньше крестьяне воспитывали своих детей, какими методами пользовались и что из этого получилось. Сможем ли мы сейчас воспользоваться тем, что веками было наработано. "Умей дитя родить, умей и научить".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsionnoe_vospitanie_detey_v_rossii.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционное воспитание детей в России

Хочется поделиться с вами одним очень интересным материалом о традиционном воспитании детей в России, и вы сможете сравнить с тем, как изменилось воспитание сейчас.

В крестьянской семье всегда существовало строгое разделение «мужских» и «женских» ролей.

Женщина-мать, хранительница очага. В её обязанности входило вести домашнее хозяйство, воспитывать детей, обрабатывать лён, изготавливать одежду для всей семьи, поэтому она должна была уметь шить, ткать, прясть. Недаром говориться в пословице: «Хозяйкой дом стоит».

Мужчина же всегда был главой семьи, её опора и основа. На мужчине лежала самая тяжелая работа по дому и хозяйству, а также забота- обеспечить благосостояние семьи и представлять семью на сельских сходках.

В соответствии с этим и формировались и основные задачи воспитания детей в семье. То, чему и как надо обучать ребенка зависело во многом от пола ребенка.

Известно, что наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста является наглядный пример. Это основано на том убеждении, что у детей от 2-5 лет высоко развита способность к имитации, т.е к подражанию действиям взрослого человека.

В раннем детстве приучение ребенка к труду осуществлялось, главным образом, через игры и игрушки. В игре дети моделировали те или иные действия с предметами, которые наблюдали за повседневной жизнью семьи: они «запрягали» своих игрушечных лошадок в маленькие тележки, возили на них «сено», готовили обеды для кукол. В ходу также были «семейные» игры, в которых воспроизводился трудовой распорядок семьи.  В ходе игры дети воспроизводили и определенные стороны обрядовой жизни крестьянской общины. Это были целые кукольные «свадьбы», «похороны», ходили друг другу «в гости». В этих играх отображался мир людей с повседневными делами и заботами, радостями и печалями, надеждами и чаяниями. Родители всегда старались поощрить стремление ребенка научиться делать так, «как взрослые». Если пятилетний мальчик сорвет где-то пучок травы, высушит его, сложит стожком, а потом повезет на дощечке домой и скормит скотинке, то обязательно заслужит похвалу взрослых, а также и намек: пусть ребенок начинает смекать, что кормить скот надо с умом, в меру.  То же и с девочками, играющими в куклы. Как бы мимоходом мать скажет: «Что ж ты Катю бросила, всем поесть дала, а ей не хватило, надо было побольше сготовить или поменьше другим дать». Вместе с поощрением трудовых игр родители старались как можно раньше занять ребенка и настоящим делом, т.к крестьянское хозяйство требовало ежедневного и кропотливого труда (семьи были большие и каждая голова была на счету). Поэтому к моменту взросления ребенок должен был успеть полностью подготовиться ко взрослой жизни: владеть навыками ведения домашнего хозяйства, выполнять разные виды сельскохозяйственных работ, освоить соответствующие ремесла. Крестьяне интуитивно понимали, что чем раньше начнешь приучать ребенка к планомерному труду, тем меньшая опасность того, что он вырастет бездельником. Недаром говорилось: «Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать». У ребенка сызмальства вырабатывали привычку работать. «Маленькое дело лучше большого безделья»-говорили отцы. Причем старались нагрузить ребенка не абы какой работой, а именно полезным делом, чтобы он мог получать удовольствие от работы, понимая нужность своего участия. Постепенно у каждого ребенка в семье формировался свой круг обязанностей, которые он точно знал и исполнял. Поэтому родителям не приходилось часто напоминать детям, что они должны были делать по дому.

В народе переход ребенка из одного возрастного периода в другой, нередко сопровождался теми или иными обрядовыми действиями. В период отрочества менялся внешний облик и одежда. Мальчиков стригли под «горшок», девочкам заплетали первую косу. К семи-восьми годам мальчики надевали штаны и фуражку, а девочки юбки или сарафаны, платки.

Процесс передачи мастерства в народной среде был мудр, продолжителен и степенен. В нем сочетались учеба и радость, мораль и поощрение. Все делалось так, чтобы ребенок постепенно «тешил свое достоинство» и хотел учиться, вникать в дело.

Какие же методы они использовали? Крестьяне прекрасно знали, что возбудить интерес ребенка к работе, ненавязчиво включить его в процесс трудовой деятельности можно, обрисовав ему конечный результат работы. Родители старались внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него игровой момент, сделать сам труд радостным занятием, интересной и увлекательной игрой. Строго придерживались мнения: никогда нельзя наказывать работой.  С семи-восьмилетнего возраста детей начинали приучать к ремеслам, стараясь передать им все навыки мастерства. Это происходило исподволь, ненавязчиво. Сначала ребенок смотрит, стоя со взрослым, потом начинает подавать инструмент, держать что-нибудь. Через некоторое время ребенку доверяют часть работы, потом вручают собственный инструмент и за выполненное похвалят, одарят. Часто первое выполненное изделие достается самому ребенку.

Процесс обучения девочки навыкам материнского поведения шел в русле естественной преемственности культурных традиций. Если дочка начинала забавляться с куклами, мать учила её пестовать дитя, прививая тем самым навыки ухаживания за малышами, обучая способам общения с ними. Под руководством матери, девочка начинала овладевать навыками прядения, вязания, вышивания, шитья. В народе говорили: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна.». По мере взросления девочки её начинали привлекать к работам в поле.  

Русский крестьянин великолепно знал: «Что посеешь, то и пожнешь», т.е. какой пример, и прежде всего родительский, будет перед глазами, таков будет и результат обучения. С тем чтобы подчеркнуть серьезное отношение к ребенку как к работнику, показать его «взрослость», зачастую родители разрешали подростку участвовать в вечерних и ночных беседах взрослых, которые устраивались к примеру, в период пахоты и сева. На этих беседах «старики» вели неторопливые рассказы о былом, пережитом, приводили интересные случаи из жизни, припоминали дивные сказки, пели старинные песни. Слушая все это с затаённым дыханием, ребенок приобщался к традиции, включался в духовную жизнь сообщества.

Согласитесь, можно только позавидовать такой системе воспитания! А что же происходит сейчас с нашими детьми, мы то и дело укоряем их: «Ты опять не вынес мусор?!», «Когда же ты научишься убирать свою комнату?»,  «Неужели тебе трудно посидеть с маленьким?». И как правило мы начинаем спрашивать с детей, когда они уже подросли и вышли из детского возраста, то начинаем применять к ним все строгости воспитания, объясняем, что «должен» и «обязан» делать. Может быть, именно мы, взрослые, виноваты в том, что в свое время ребенок не нашел места в нашем доме, не увидел или не почувствовал того вклада, который он мог бы внести в общую лепту семейного процветания. То мы ругаем детей за то, что плохо выполнил то или иное задание, то наоборот оберегаем их от всяческих забот: «Иди, я все сама сделаю», «Ничего, пусть отдыхает-успеет ещё нагорбатиться!». И тот, и другой подход в корне не верен. Поступая подобным образом, мы не только отбиваем у ребенка охоту делать что-либо, тем более для общего дела, но и сами формируем из него расчетливого и ленивого человека. С ранних лет не привлекая ребенка к исполнению определённых обязанностей в доме, мы тем самым попросту калечим его, закрываем ребенку доступ в семью, делаем его лишь пассивным участником семейной жизни, эгоистом, отстранено смотрящим на всех и вся. А ведь в будущем ему предстоит стать мужем, отцом, придётся нести ответственность за семью. Недаром в народе говорилось: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить» Что же тогда делать, давайте разберемся.  

Первое, «всё в меру»-это значит, что ребенка нельзя заставлять трудиться или загружать непосильной для него работой. Второе, «каждой трудности по разу»-это значит, что надо дать ребенку возможность попробовать себя в самых разных формах деятельности. Это не только сделает сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволит выявить индивидуальные склонности и способности. Недаром говорили: «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся». В третьих, «сформируй интерес»-это значит, что для успешного освоения того или иного навыка нужно сформировать у ребенка определенную мотивацию, обрисовав ему конечный результат работы. В четвертых, «работай играя»-т.е, в процесс обучения нужно внести какой-то «интерес», включить в него тот или иной игровой момент-одним словом , сделать сам труд радостным занятием, интересной и увлекательной игрой. В пятых, «не наказывай работой», потому что ребенок может начать бояться труда, а труд должен всегда совершаться в радость и охотку. В шестых, «с ремеслом везде добро», можно обучить ребенка по мере взросления, какому либо навыку, то что умеют делать родители.

Давайте задумаемся все вместе, правильно ли мы воспитываем своих детей?

Используемый материал:

Л. Соколова., А Некрылова., «Живи своим трудом, а не чужим добром»

журнал «Рыбная слобода»  2016., № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль традиционной куклы в воспитании детей"

 Ребенок с самого рождения знакомится с куклой. Как правила, мама сама делала куколку из ткани. Такие куклы назывались тряпичными. Изготавливали такую куклу из своей старой одежды, считало...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России.Мы любим тебя,Россия!Государственные Праздники и Памятные Дни России.Рассказ "Вася-Василек".

1).Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России."Мы любим тебя,Россия"! Авторские стихи-Романченко Е.Х.2).Материалы из Интернета.Стихотворени...