ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ во второй младшей группе общеразвивающей направленности. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
методическая разработка (младшая группа)

Санникова Алёна Сергеевна

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

 

во второй младшей группе 

 

общеразвивающей направленности

 

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

 

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Сентябрь

1. Беседа: «Алеша привыкает к детскому саду»

Цель: расширять представления дошкольников об окружающем мире, помочь обрести верных друзей, приобрести новые знания, развивать фантазию и логическое мышление.

Лит-ра: Т.А.Шорыгина  «Детский сад», с.5

2. Беседа: «Моя дружная семья»

Цель: познакомить с социальными отношениями в семье. Воспитывать дружелюбное отношение к членам семьи. Развивать умение вслушиваться в речь воспитателя и других детей.

Лит-ра: О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина «Ознакомление дошкольников с социальным миром», с.54

3. Беседа: «Детский сад»

Цель: формировать доброжелательное отношение ко всем детям в группе, воспитывать дружелюбное отношение к детям группы, развивать умение слушать.

Лит-ра: О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина «Ознакомление дошкольников с социальным миром», с.118

4. Беседа: «Вежливые слова»

Цель: познакомить детей с правилами речевого общения. Обогащать и активировать словарь по теме, употреблять в речи этикетные формы приветствий, благодарности, извинений. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Лит-ра: О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина «Ознакомление дошкольников с социальным миром», с.139

 

Октябрь

 

1. Беседа: «Профессии в детском саду»                                  

Цель: познакомить детей с трудом работников детского сада. Обогащать и активировать словарь по данной теме. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.                                                                                                  

Лит-ра: О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина «Ознакомление дошкольников с социальным миром», с.179                                                         

2. Беседа: «Мой город»                           

Цель: познакомить детей с названием родного города и названиями его разных мест и достопримечательностей. Воспитывать любовь к родному городу, Родине. Развивать внимание.                                                  

Лит-ра: О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина «Ознакомление дошкольников с социальным миром», с.192 

3. Беседа: «День Рождения»                                       

Цель: познакомить детей с семейным праздником – днем рождения. Обогащать и активизировать словарь по теме. Воспитывать любовь к близким людям и сверстникам.                                                                               

Лит-ра: О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина «Ознакомление дошкольников с социальным миром», с.213                                                            

4. Беседа: «Берегите книгу»                                                        

Цель: формировать у детей навыки бережного отношения к вещам. Воспитывать аккуратность, учить ценить труд взрослых.                                              

Лит-ра: В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с детьми 3-7 лет»,с.67

 

Ноябрь

 

1.Беседа: «Твоя любимая игрушка»                                               

Цель: обогащать детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию детей, пробудить интерес ребенка к себе как к формирующейся личности.                                                  

Лит-ра: Е.А.Алябьева «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками», с.11                                                                    

2. Беседа: «Какими должны быть мальчики и девочки?»          

Цель: обогащать знания детей об окружающем мире. Развивать самосознание детей, образное мышление. Формировать нравственные основы личности ребенка. Расширять словарный запас детей по теме.                                         Лит-ра: Е.А. Алябьева «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками», с.28                                                                        

3. Беседа: «Как можно пожалеть?»                                           

Цель: способствовать нравственному развитию детей путем формирования у него представлений о добре, дружбе, культуре общения; развивать самосознание детей. Формировать интерес к общению со взрослыми.             Лит-ра: Е.А. Алябьева «Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками», с.34                                                                    

4. Беседа: «Что ты знаешь о своем друге?»        

Цель: обогащать знания детей об окружающем мире, формировать представления о дружбе и взаимопомощи, развивать познавательный интерес, внимание, мышление. Создавать нравственные основы личности ребенка.                                                                                                                  Лит-ра: Е.А. Алябьева «Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками», с.38

 

Декабрь

 

1. Беседа: «Как надо здороваться?»                                           

Цель: способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о культуре общения, вежливости, доброте. Формировать интерес к общению со взрослыми. Развивать память, мышление, внимание.              

Лит-ра: Е.А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками», с.45                                                                  

2. Беседа: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, кто жадный, тот в дружбе неладный»                                                                

Цель: обогащать знания детей об окружающем мире, моделировать проблемные ситуации и их решения; развивать познавательный интерес; формировать представления о доброте, щедрости, дружбе.                                      Лит-ра: Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении», с.28

 

Январь

 

1. Беседа: «Петушок и его семья»                                                

Цель: продолжать формировать представления о семье на примере семьи Петушка; показать заботу родителей о своих детях; воспитывать любовь к родному языку, знакомить детей с фольклорными произведениями.                 Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», с.46                                                                                    

2. Беседа: «Я люблю маму и папу»                                                      

Цель: формировать представление о семье, о том, что никто не должен разлучать ребенка с родными; вызывать желание говорить о своих близких, называть их имена.                                                                

Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», с.49

 

Февраль

 

  1. Беседа: «Мой город»                                                               

Цель: формировать у детей понятие «город», воспитывать любовь к родному городу, в котором живем.                                                               

Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», с.91                                                        

  1. Беседа: «Каждой вещи - свое место»                                               

Цель: познакомить детей с правилом «Каждой вещи – свое место»; выяснить, знают ли дети расположение игрушек и вещей в группе, необходимых для самостоятельной деятельности.                                                                       

 Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», с.160

3. Беседа: «Не поделили игрушку»

Цель: учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций детском саду, находить компромиссное решение.                                                      

Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», с.161 

 

 

                                                   

  1. Беседа: «Мы едим»                                                                     

Цель: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой во время еды.                

Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», с.162

 

Март

  1. Беседа: «Сколько мам в твоей семье?»                                     

Цель: обогащать знания детей об окружающем мире, о семье; воспитывать любовь к семье; способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о доброте, милосердии.                                  Лит-ра: Е.А. Алябьева «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками», с.27.

2. Беседа: «Как надо называть родных?»    

Цель: прививать любовь к семье и близким, друзьям. Формировать представление о вежливости, доброте и культуре общения. Создавать нравственные основы личности ребенка.                                                        

Лит-ра: Е.А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»,  с.44                                                                                                  

  3. Беседа: «Пожадничал!»                                                                                                 

Цель: поддерживать потребность в общении со взрослыми и формировать стремление общаться с другими людьми, сверстниками; воспитание интереса к совместным играм-драматизациям.                                                                    

Лит-ра: Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева «Социально-нравственное воспитание детей от 2до 5лет», с.61                                                                                

  4. Беседа: «Мой дом»                                                                                                    

Цель: поддерживать положительную самооценку детей, формировать умение играть и заниматься каким-либо делом рядом с другими, поддерживать взаимодействие со сверстниками.                                                                        

Лит-ра: Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5лет», с.85     

Апрель

1. Беседа: «Дружить и ссориться»

Цель: формирование дружеских предпочтений и привязанностей, воспитание уважения к интересам и чувствам друзей, формирование умений дружно играть и выполнять поручения педагога.                                                                    

Лит-ра: Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева «Социально-нравственное воспитание детей от 2до 5лет», с.99                                                                          

2. Беседа: «Зачем говорят «здравствуйте»?»                        

Цель: закрепить знания детей о вежливых словах, формировать навыки культуры общения со взрослыми и сверстниками.

Лит-ра: В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7лет»,с.12                                                                                                                   

3. Беседа: «Вежливая просьба»                                                                      

Цель: закреплять умение детей пользоваться вежливыми словами, обратить внимание на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.                                                                                      

Лит-ра: В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7лет», с.14                                                                                                                            

4. Беседа: «Праздник вежливости»                                                                

Цель: познакомить детей со сказкой «Праздник вежливости»                                     Лит-ра: В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с детьми 3-7лет», с.13

 

Май

 

1. Беседа: «Нет друга - ищи, а найдешь - береги!»                                 

Цель: воспитывать культуру отношения к другому и самому себе. Воспитывать желание быть радужным и гостеприимным, заботливым и хорошим другом.                                                                                              

Лит-ра: Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении», с.70 

2. Беседа: «Ложь человека не красит!»

Цель: познакомить детей с правилами ведения диалога со взрослыми, подвести к пониманию того, что ложь не красит человека, что нехорошо обманывать старших и сверстников.                                                                                   

 Лит-ра: Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении», с.47

3. Беседа: «Как вести себя в гостях?»                                                                          

 Цель: познакомить детей с правилами поведения в гостях, закрепить

знания о вежливых, добрых словах.                                                            

Лит-ра: О. Александрова «Уроки вежливости для малышей», с.19                            

4. Беседа: «Воспитанный пешеход!»                                                     

Цель: закрепить знания детей о правилах пешехода и познакомить с правилами вежливого пешехода.                                                                        

Лит-ра: Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении», с.10

 

 

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Сентябрь

  1. Беседа: «Моя семья»                                                                              

Цель: воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.                      

Лит-ра: Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», с.7                                    

2. Беседа: «Дружная семейка»                                                        

Цель: закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье

все любят, заботятся и помогают друг другу.                                                                  Лит-ра: Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», с.13                                           

3. Беседа: «Петушок и его семья»

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «Семья» на примере семьи Петушка, воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и  строками народных поэтических творений.                                                                                              

Лит-ра: Л.А.Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду», с.9                                                  

4. Беседа: «В гостях у хозяюшки»                                                        

Цель: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; знакомит с устным народным творчеством пословицы, поговорки, прибаутками.                                                                                           

Лит-ра: Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», с.40

 

Октябрь

 

1. Беседа: «Откуда хлеб пришел?»                                             

Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб - это итог большой работы многих людей; воспитывать

бережное отношение к хлебу.                                                                                                            Лит-ра: Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», с.132                                    

2. Беседа: «Земля наш общий дом»                                                  

Цель:  воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего; формировать самосознания ребенка,  связанное с овладением элементарных знаний о нашей земле.                                           

Лит-ра: Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», с.127

 3. Беседа: «О домашних адресах»                                                                                  

Цель: закрепить с детьми понятие «улица», дать представление о том, что у каждого есть свой адрес, своя квартира, свой дом.                                                Лит-ра: Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», с.10

4. Беседа: «О родной стране»                                                                  

Цель: познакомить детей с названием нашей страны, ее столицей; воспитывать любовь к Родине.                                                                                                        Лит-ра: Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»,  с.11

Ноябрь

 

1. Беседа: «О русских народных сказках»                                           

Цель: выяснить какие дети знают сказки, познакомить с русскими народными сказками, объяснить почему они называются народными; прививать

любовь к русскому народному творчеству.                                             

Лит-ра: Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», с.14

 2. Беседа: «О таланте русского народа»                            

Цель: закрепить с детьми название нашей страны, вспомнить русские народные сказки. Познакомить детей с народными игрушками (матрешкой). Воспитывать любовь и уважение к русскому народу.                                               Лит-ра: Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», с.13      

3. Беседа: «Природа России»                                                         

Цель: познакомить детей с разнообразной природой нашей страны, показать иллюстрации, напомнить, что все это наша страна; закрепить название страны.                                                                                                                              Лит-ра: Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», с.11

4. Беседа: «Главные достопримечательности города Ейска»

Цель: рассмотреть с детьми иллюстрации с главными достопримечательностями города Ейска; закрепить название родного города;

прививать любовь к родному городу.                                                                  

Лит-ра: Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», с.13

 

Декабрь

1. Беседа: «В хвойном лесу»                                                                     

Цель: познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о хвойном лесе, его обитателях; формировать диалогическую речь детей,

обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к природе.                                                                                                                              Лит-ра: А.Я.Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников» с.103                                                                                       

2. Беседа: «Природа Кубани»                                                                

Цель: формировать представление детей о красоте природы Кубани, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в таком прекрасном крае.      Лит-ра: А.Я.Ветохина «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», с.110

 

Январь

 

1. Беседа: «Русский национальный костюм»                                    

Цель: формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках; вызывать чувство восхищения талантом русского народа.                                                                                                   

Лит-ра: А.Я.Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», с.111                                                                                            

 

2. Беседа: «Кот Васька!»                                      

Цель: знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми; развивать речь, память; воспитывать любовь к животным.                       Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», с.141

 

Февраль

 

1. Беседа: «Маленький капитан»                                                 

Цель: обогащать знания детей о моряках, формировать патриотические чувства; расширять словарный запас детей.                                                   

Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», с.125                                                                                          

2. Беседа: «Наша Армия»                                                              

Цель: формировать у детей патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.                                                              

Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», с.126                                                                                         

3. Беседа: «Летят самолеты»                                                                  

Цель: дать понятие о празднике День Защитников Отечества, воспитывать чувства гордости за наших славных летчиков.                       

Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», с.127                                                                                        

4. Беседа: «Дни боевой славы»                                                     

Цель: закрепить понятие о празднике День защитников Отечества, формировать представление о российских воинах, воспитывать уважение к защитникам Отечества.                                                                                        

Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», с.128

 

Март

 

1. Беседа: «Ладушки в гостях у бабушки»                                 

Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках; развивать связную речь. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.                                                                                             

Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», с.145                                                                                        

2. Беседа: «О празднике 8 Марта»                                                                 

Цель: познакомить детей с праздником - Международный женский день, рассказать кого поздравляют в этот день. Воспитывать любовь к мамам и бабушкам.                                                                                                                            Лит-ра: Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», с.50                             

 

3. Беседа: «Моя малая Родина»                                                              

Цель: познакомить детей с понятием «Малая Родина», «Кубань». Воспитывать любовь к малой родине.

Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», с.108                                                                                      

4. Беседа: «Родная страна»                                                          

Цель: формировать представление о величине России, воспитывать любовь к родной стране.                                                                                       

Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», с.109

 

Апрель

 

1. Беседа: «Мой родной край!»                                                         

Цель: расширять представления о родной стране через ознакомление с родным краем. Воспитывать интерес к своей малой родине.                                                       Лит-ра: О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина «Ознакомление дошкольников с социальным миром», с.195                                                                                  

2. Беседа: «Город-село»                                                                

Цель: познакомить детей с понятиями город-село. Учить находить различия; познакомить с особенностями труда людей в городе и селе.                                          Лит-ра: Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», с.35

3. Беседа: «Знакомство с потешками»                                        

Цель: вспомнить с детьми уже знакомые потешки и познакомить с новой «Зайка беленький»; расширять словарный запас, память детей. Прививать любовь к устному народному творчеству.                                                          

Лит-ра: Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», с.18

4. Беседа: «Масленица!»                                                                

Цель: формировать у детей понятие о русских народных традициях и обычаях, о праздновании Масленицы; знакомить с русским народным фольклором.                 

Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», с.138

 

Май

 

1. Беседа: «Государственные символы России»

Цель: формировать представления детей о государственных символах России- флаге, гербе, гимне; воспитывать любовь и чувство гордости к Родине.                    Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание

дошкольников», с.116                                                                                            

2. Беседа: «Москва - главный город нашей Родины»              

Цель: формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.                                      Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», с.117                                                                                            

3. Беседа: «Наша армия родная!»                                                       

Цель: формировать представления детей о российской армии, охраняющей нашу Родину; воспитывать уважение к защитникам Отечества.                          Лит-ра: А.Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», с.130                                                                                        

4. Беседа: «День Победы!»                                                                 

Цель: познакомить детей с праздником День Победы, рассказать, что мы отмечаем в этот день, расширять кругозор и словарный запас детей. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам.                                                             Лит-ра: Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», с.22                   

 

 

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

 

Первый квартал

Культурно – гигиенические навыки. Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение         держать ложку тремя пальцами, брать пищу губами, жевать пищу коренными зубами, пользоваться салфеткой после еды, не разговаривать с полным ртом.

Учить         засучивать рукава с помощью взрослых, брать мыло из мыльницы, намыливать руки, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, отжимать воду с рук, вытирать руки своим полотенцем. Приучать пользоваться расческой, носовым платком.

Приучать детей следить за своим внешним видом: устранять непорядок в одежде, просить взрослого о помощи.

Самообслуживание. Учить  постепенно, доставать из шкафа уличную обувь, с помощью взрослого надевать колготки, брюки, носки, кофту, куртку, шапку. Учить снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, находить перед одежды, правильно надевать обувь, с помощью взрослого убирать вещи в шкаф. Учить словесно выражать просьбу о помощи. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика.

Общественно – полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде: расставлять игрушки, книжки, раскладывать некоторые материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), убирать строительный материал, игрушки. Учить собирать игрушки перед уходом с прогулки. Поливать песок из леек. Подметать в домиках и прочих постройках. Протирать на веранде скамейки. Сгребать листву, сносить её в ведрах в кучу.

Труд в природе. Формировать умение ухаживать за растениями в уголке природы (поливать, рыхлить почву, протирать пыль с листьев). Воспитывать желание помогать взрослым в уборке овощей с грядки (лук, морковь, свёкла).

Уважение к труду взрослых. Познакомить детей с профессиями детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, повар, дворник). Воспитывать уважение к людям этих профессий.

 

Второй квартал

 

Культурно – гигиенические навыки. Закреплять умение держать ложку тремя пальцами, не отводя локоть в сторону, есть жидкость первого блюда вместе с заправкой, откусывать пищу небольшими кусочками, жевать коренными зубами, брать из общей тарелки хлеб, пирожки, печенье, вафли.

Продолжать        учить намыливать руки, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать, отжимать воду. Учить мыть лицо прямыми и круговыми движениями. Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться расческой, своевременно пользовать носовым платком, развернув его.

Самообслуживание. Учить  застегивать обувь, с помощью взрослого завязывать шнурки. Упражнять в застегивании пуговиц, молний, липучек. Закреплять умение надевать одежду для прогулки. Выражать просьбу о помощи словесно. Учить выворачивать вещи налицо, правильно складывать на стульчик. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать обувь при входе в помещение.

Продолжать        учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Общественно – полезный труд. Продолжать формировать умение выполнять элементарные поручения: расставлять игрушки, книжки, раскладывать некоторые материалы к занятиям. Убирать мусор в корзину. Расставлять стулья в групповой комнате. Собирать со столов кисточки после занятия. Убирать строительный материал. Учить протирать игрушки, столы, подоконники влажной тряпкой. Переодевать кукол.

Закреплять умение собирать игрушки перед уходом с прогулки. Собирать мелкий мусор на участке. Учить собирать снег в кучу, нагружать в ящики, свозить к месту построек. Расчищать небольшой отрезок дорожки. Подкармливать птиц.

Начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (вымыть руки, надеть фартук, расставлять салфетницы, хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки, раскладывать ложки справа от тарелки).

Труд в природе. Продолжать учить ухаживать за растениями в уголке природы (поливать, рыхлить почву, протирать пыль с листьев). Учить сажать лук, сеять крупные семена для рассады.

Уважение к труду взрослых. Продолжать знакомить детей с понятными им профессиями (врач, продавец, шофер), расширять и обогащать представления о трудовых действиях и результатах труда. Воспитывать уважение к людям этих профессий, бережное отношение к результатам их труда.

 

Третий квартал

 

Культурно – гигиенические навыки. Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром, доедать пищу до конца. Учить держать вилку большим и средним пальцами правой руки, придерживая сверху указательным; есть мясо, рыбу, котлеты. Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, не разбрызгивать воду. Постепенно учить девочек расчесывать длинные волосы расческой. Закреплять умение пользоваться своим носовым платком.

Учить видеть непорядок в одежде товарища, предлагать ему свою помощь.

Самообслуживание. Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Учить собирать гольфы, колготки, носки в гармошку прежде, чем надеть их, начиная с носка. При раздевании после прогулки закреплять умение аккуратно складывать вещи перед уборкой в шкаф, при раздевании перед сном платье, рубашку вешать на спинку стула, шорты, юбки, носки класть на сиденье стула. Наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять умение пользоваться всеми видами застежек. Самостоятельно    устранять небольшой непорядок в одежде.

 

Общественно – полезный труд. Закреплять умение выполнять элементарные поручения: протирать игрушки, столы, подоконники влажной тряпкой, переодевать кукол, убирать игрушки, раскладывать некоторые материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.).

На участке детского сада мелкий мусор, складывать в тележки. Собирать природный материал.

Закреплять умение необходимые при дежурстве по столовой, расставлять салфетницы, хлебницы (без хлеба), раскладывать ложки, держа за ручку, справа от тарелки. Участвовать в уборке посуды после еды: относить на сервировочный стол салфетницы, хлебницы.

Труд в природе. Продолжать учить ухаживать за растениями в уголке природы (поливать, рыхлить почву, протирать пыль с листьев). Учить сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Поливать клумбы, грядки.

Уважение к труду взрослых. Продолжать знакомить детей с понятными им профессиями (почтальон, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях и результатах труда. Воспитывать уважение к людям этих профессий, бережное отношение к результатам их труда, побуждать оказывать помощь взрослым.

 

 

Формирование  основ безопасности

 

Сентябрь

 

1. Беседа: «Знакомство с улицей»

Цель: уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о поведении на улице.

Лит-ра: В.К.Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», с.44

2. Беседа: «Твои помощники  на дороге»

Цель: учить детей ориентироваться вместе с взрослым на  улицах города знакомиться  с дорожными указателями «Зебра», «Светофор».

Лит-ра: Ю. К.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 42

3. Беседа: «Опасные насекомые»

Цель:  дать представление о насекомых: опасных и не опасных для человека.

Лит-ра: Ю.К.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»,  с. 49

4.Беседа: «Поведение ребенка на детской площадке»

Цель: дать представление детям о возможных опасных ситуациях, на качелях, в песочнице.

Лит-ра: Ю.К.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 26.

 

Октябрь

 

1. Беседа: «Где можно и где нельзя играть»

Цель: познакомить детей с тем, что может произойти, если пойдешь один гулять.

Лит-ра: В.К.Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», с.47

2. Беседа: «Правила общения с животными»

Цель: уточнить названия животных, обозначить пользу, предложить рассказать о повадках.

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 56

3.Беседа: «Опасные предметы»

Цель: сформировать у ребенка представление об опасных предметах  их предназначении и опасности.

Лит-ра: Ю.К.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»,  с. 11

4. Беседа: «Волшебные полоски»

Цель: познакомить детей с пешеходным переходом, помочь запомнить для чего он нужен, где его можно увидеть.

Лит-ра: В.К. Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», с.53

 

 

Ноябрь

 

1. Беседа: «Ядовитые растения»

Цель: знакомить детей с растениями, их особенностями, пользе и опасности.

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 51

2. Беседа: «Правила поведения  при пожаре»

Цель: познакомить с правилами поведения при пожаре.

Лит-ра: Ю.К.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 22

3.Беседа: «Как надо общаться с домашними животными»

Цель: познакомить детей с городскими домашними животными; закрепить знания о домашних животных сельской местности; воспитывать заботливое отношение к животным, учить осторожно обращаться с ними.

Лит-ра: В.К.Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», с.102

4.Беседа: «О правилах поведения в транспорте»

Цель: формировать первичные представления о безопасном поведении  в транспорте « сидеть на свободном месте пристегнувшись ремнем безопасности, или ездить в детском кресле».

Лит-ра: Ю.К.Белая  «Формирование основ безопасности у дошкольников», с.45

 

Декабрь

 

1.Беседа: «Небезопасные зимние забавы»

Цель: дать представление о зимних играх, правилах поведения, уточнить о присутствии родителей на игровых площадках.

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности  у дошкольников», стр.23

2. Беседа: «Опасность в доме» 

Цель: продолжать знакомить с источниками опасности (горячая плита, утюг).

Лит-ра: Ю.К.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с.13

3.Беседа: «Правила поведения на улицах»

Цель: дать представление о том, что дорога в детский сад и обратно – идеальный  момент для формирования навыков безопасного поведения.

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.40

4.Беседа: «Источники опасности»

Цель: познакомить детей с опасными предметами: кипящий чайник, иголка, электрическая розетка, спички. Уточнить знания детей, где должны храниться опасные предметы.

Лит-ра: Ю.К.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с.12                 

   

 

 

Январь

 

1. Беседа: «Плотнее  кран закрой – осторожней будь с водой»

Цель: дать представление детям о воде, ее применении.

Лит-ра: Т.А.Шорыгина «Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице», стр.6

2. Беседа: «Метель и пурга»

Цель: дать детям знания о правилах поведения во время метели, развивать силу голоса.

Лит-ра: В.К.Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», с.104

3. Беседа: «Опасность на льду»

Цель: дать представление о свойствах воды  в зимнее время года.

Лит-ра: Ю.К.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 20

 

Февраль

 

1.Беседа:  «Здоровая пища»

Цель: дать представление  о  полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. 

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 36

2.Беседа: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг»

Цель: познакомить детей с возможными причинами возникновения пожара, мерами безопасности.

Лит-ра: Ю.К.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 18

3.Беседа: «Небезопасное поведение зимой на прогулке»

Цель: дать представление ребенку, что зимние  забавы могут оказаться   опасными для жизни и здоровья.

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 25

4.Беседа: «Правила дорожной безопасности»

Цель: формировать у ребенка понятие о безопасности на дорогах,  И  рассказать об устройстве дорог и улиц.

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 21


                                                           Март

 

1.Беседа: «Правила доктора  Айболита» 

Цель: познакомить ребенка с профессией врача,  рассказать о том, как врач помогает людям стать здоровыми.

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 33

2.Беседа: «Ребенок потерялся»

Цель: предложить вспомнить сказки «Кто сказал мяу?», «Маша и медведь», учить ребенка без взрослого никуда не уходить.

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с.16

 

3.Беседа: «Укус комара»

Цель: дать представление детям об укусах насекомых, которые могут   нанести большой вред здоровью.

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 59

4.Беседа: «Один дома»

Цель: предложить вспомнить сказки «Волк и семеро козлят»,  рассказать о правилах поведение дома.

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с.15

 

Апрель

 

1.Беседа: «А у нас дома газ»

Цель: рассказать детям о пользе газа в доме.

Лит-ра: Т. А. Шорыгина «Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице», стр. 20

2.Беседа: «Правила поведения при грозе»

Цель: учить наблюдать за природными явлениями, как дождь и гроза. Дать представление о молнии, сопровождающую громом.

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 53

3.Беседа: «Качели – карусели»

Цель: учить детей правильно качаться на качелях – каруселях, не  спрыгивать на лету, не бегать рядом, не вставать ногами на сиденье.

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 27

4.Беседа: « Осколок стекла»

Цель: продолжать давать знания об опасных предметах.

Лит-ра: Т. А. Шорыгина «Беседы с детьми о безопасном поведении дома и  на  улице», стр.104

 

Май

 

1.Беседа: «Правила поведения на воде»

Цель: дать представление  о соблюдении правил  безопасности на воде, рассказать  различные ситуации, предлагая меры предосторожности.

Лит-ра: Ю.К. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 24

2.Беседа: «Помощь при укусах»

Цель: дать представление о том, что укусы животных могут нанести большой вред здоровью ребенка. Учить детей сразу обращаться к взрослому.

Лит-ра: Ю.К.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», с. 52

3.Беседа: «Улица не место для игр»

Цель: учить ребенка правилам поведения на игровых площадках, напоминая,  для чего существует  проезжая  часть.

Лит-ра: Т.А.Шорыгина «Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на        улице», стр.85

 

 

4.Беседа: «Солнечный удар»

Цель: учить детей правилам поведения в жаркое летнее время.

Лит-ра: В.К. Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», с.108

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Волшебные слова" (старшая группа). Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Конспект НОД "Волшебные слова" (старшая группа).  Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие.Программные задачи -Обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во второй младшей группе общеразвивающей направленности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ      во второй младшей группе общеразвивающей направленности  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»...

«Лепбук как форма работы в организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Образовательная область социально – коммуникативное развитие (социализация)

Цель: Освоение лепбука как одной из форм работы организации образовательной деятельности в детском саду.Задачи:   Учиться принимать собственные решения, опираясь на приобретённые ЗУНы...

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы в рамках образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" "Встречаем гостей"

Материал содержит конспект, который поможет развить игровой опыт детей через освоение первичных представлений ролевого взаимодействия....

Методическая разработка "НОД «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». (с использованием здоровьесберегающих технологий)"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-П...

Перспективный план работы с детьми второй группы раннего возраста. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" Формирование основ безопасности.

Перспективный план работы с детьми второй группы раннего возраста "Формирование основ безопасности" включает такие разделы: 1. Формирование основ собственной безопасности 2. О правилах безоп...

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. Социализация. Развитие общения. Нравственное воспитание.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. Социализация. Развитие общения. Нравственное воспитание....