Представление опыта работы «Воспитательный диалог с дошкольниками» в рамках внедрения педагогической технологии Телегина М.В.
статья (старшая группа)

Абдрахманова Юлия Гафановна

В данной статье автор спешит поделиться  с коллегами образовательной программой по нравственному воспитанию М.В. Телегина "Воспитательный диалог" и результатами работы по ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОСНЕЖКА»

п. ПУРПЕ-1, ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Представление опыта работы «Воспитательный диалог с дошкольниками» в рамках внедрения педагогической технологии Телегина М.В.

https://2.bp.blogspot.com/-pNNbOY1mRlU/W7B9zdtLZFI/AAAAAAAAA4o/d9LQ7fUuXLwJRoFP9G15tYNSUpeInIFBQCLcBGAs/s1600/5.jpg

                                            Выступление подготовила:

                                                           Абдрахмановой Юлией Гафановной,

                                                                 воспитатель,

                                                                 высшая  квалификационная категория

п. Пурпе-1, 2018 г.

Представление опыта работы «Воспитательный диалог с дошкольниками» в рамках внедрения педагогической технологии Телегина М.В.

Воспитание должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников, если только благоразумие,— одних расчетливых эгоистов.

/Н. ШАМФОР/

Детство – уникальный период человеческой жизни. Все основы, заложенные в детстве, определяют дальнейшую жизнь человека. Но, как в любом периоде становления и развития, человек в этот период испытывает проблемы и трудности. Мы – взрослые, являясь старшими помощниками в познании социального и окружающего мира, должны заложить в детях то зерно, из, которого вырастит не сорняк, а полезная культура. Полезная, прежде всего, для себя, своей семьи, окружающих. Задача взрослого поколения: родителей и педагогов разъяснить малышам, «что такое хорошо, и что такое плохо», воспитать уважение и любовь к семье, Родине, традициям и обычаям своего народа; привить этические навыки. В настоящее время в обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей и дошкольного возраста. Поэтому, я считаю, что да, надо работать современным педагогам над развитием интеллектуальной стороны, погружать детей в исследование и робототехнику, но, куда более важно не забывать о духовно – нравственной стороне личности.  

При изучении данной проблемы я познакомилась с  образовательной программой для детей старшего дошкольного возраста М.В. Телегина «Воспитательный диалог». Цель данной методики заключается в формировании основ нравственности посредством философского подхода, ситуаций нравственно-этического характера. М.В. Телегин в своих трудах выражает одну из центральных идей программы: "...Создавая особые проблемные ситуации, направляя маленьких собеседников на постановку и размышление о вариантах преодоления морально-нравственных вопросов, можно помочь ребенку «вынести» свои мировоззренческие представления вовне, в открытое диалогичное пространство, облечь свои мысли в слово (Л. С. Выготский писал: «Проговорить — это и значит осознать»), поделиться ими с партнерами по общению. В ходе упомянутых исследований было установлено, что мировоззренческие представления детей обусловливаются «референтной сферой субъекта», напрямую зависят от ценностей, способов мышления ближайшего окружения ребенка и прежде всего от установок, доминирующих в его семье. Но ведь семья семье рознь! Морально-нравственные ориентиры и приоритеты, впитываемые детьми из общения с близкими, часто не совпадают. Семьи разные, и дети разные. Атмосфера духовности и альтруизма или стяжательства и эгоизма, царящая в той или иной семье, не может не накладывать отпечаток на формирующуюся душу ребенка».

В период старшего дошкольного возраста работу в рамках социального развития дошкольников в направлении нравственно – этического воспитания я построила с опорой на данную программу. Раз в две недели ребятам группы приходило письмо от девочки Светы, которая так же, как и они посещают детский сад. Девочка Света в своих письмах делилась с ребятами историями, происходящими у неё в группе, спрашивала у друзей совета. На детском групповом совете дети совместно с педагом группы обсуждали ситуацию из письма, высказывались о той или иной ситуации. Педагоги фиксировали рассуждения каждого. В конце детского совета подводились итоги детских рассуждений в форме составления ответного письма для Светы. Разбор проблемных ситуаций нравственно – этического характера способствовал ребятам увидеть отрицательные и положительные стороны той или иной ситуации, сплачивал детский коллектив. Например, тема письма «Эти мальчишки», где девочка Света отзывается нехорошо в адрес мальчиков, что мальчики не способны на хорошие поступки. Мальчики моей группы были возмущены таким письмом. При разборе ситуации дети совместно с педагогом подчеркнули, что без мальчиков в группе никак, нашли положительные стороны в каждом, Так же данный философский диалог с детьми способствовал закреплению понятия у воспитанников «что такое хорошо, что такое плохо», способствовал развитию у детей способности высказываться, приводить свою точку зрения, развитию диалогической речи, умения выслушать друга. Работа в данном направлении имела положительный результат и отклик от родителей воспитанников. Планирую продолжить ее с другими воспитанниками в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию огорода на окне»

Ребенок по своей природе исследователь. В ходе опытно – экспериментальной деятельности стремится занять активную позицию, проявляет познавательный интерес, сам находит ответы на вопросы: «...

Представление опыта работы на тему: «Роль методической работы по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОО»

Представлен опыт работы методиста по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОО...

Представление опыта работы по формированию ОБЖ дошкольников.

Представление опыта работы по формированию ОБЖ дошкольников....

Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников, посредством использования современных педагогических технологий

Лэпбук – это средство закрепления и систематизации экологических представлений детей  дошкольного возраста. (слайд 2)В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «кн...

Из опыта работы "Обучение грамоте старших дошкольников посредством игровых приёмов Lego - технологии"

Данная статья содержит материал по использованию игровых приёмов Lego - технологии при обучении грамоте старших дошкольников....

Опыт работы «Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения Всероссийского комплекса ГТО»

laquo;Развитие физических качеств дошкольниковв рамках внедрения Всероссийского комплекса ГТО»...