Консультация "Методы и средства подготовки детей к школе"
консультация

Агеева Елена Владимировна

Методики подготовки к школе должны содержать в себе не только упражнения для развития конкретных навыков и умений, не только «сухие» знания, но и методы общего, всестороннего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_sredstva_podgotovki_detey_k_shkole.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и средства подготовки детей к школе

В старшем  дошкольном возрасте закладывается интеллектуальная база для дальнейшего изучения сложных дисциплин в школе. И поэтому, без интуитивных навыков и  развитой логики здесь не обойтись, поэтому основной акцент при подготовке к школе необходимо делать на развитие познавательной готовности к школьному обучению, а именно на развитие логики детей.

Следовательно,  у детей должно быть приоритетным направлением обучения и воспитания развитие логического мышления. Именно этот критерий является определяющим при определении уровня подготовки ребёнка к школе.

Готовность ребенка к школе определяется следующими основными факторами:

- Общее развитие: развитие памяти, внимания и интеллекта. Сюда входят развитие речи ребенка и его словарный запас, знания об окружающем мире и о себе самом (имя, возраст, адрес, имена родных), начала математики; умение классифицировать предметы по признакам.

- Навыки самообслуживания, самоконтроля и дисциплины. Умение находиться в коллективе.

- Психологическая готовность к школе, желание ребенка пойти в школу, учиться.

Таким образом, подготовка к школе в детском саду осуществляется двумя способами: через тематические занятия и проекты и посредством общения со взрослыми и сверстниками.

В практической педагогике методики подготовки к школе представлены достаточным разнообразием, чтобы каждый детский сад, центр развития или родитель самостоятельно смогли определиться, какой из них придерживаться. Под методикой понимается совокупность принципов, методов и технологий, объединённых общей логикой и имеющих определённые теоретические предпосылки.

Методика раннего развития семьи Никитиных.

Супруги Никитины – авторы полноценной методики подготовки к школе, которая позволяет добиться разностороннего развития ребёнка и обеспечить его готовность к дальнейшему обучению.

Общие принципы методики подготовки к школе Никитиных:

Методику воспитания детей супруги Никитины вынесли из собственного педагогического и семейного опыта, а также путём наблюдений за воспитанием детей в разных семьях. Они констатировали, что родителям свойственно ударяться в две крайности, занимаясь ребёнком дома – это либо заорганизованность, либо заброшенность. В первом варианте ребёнка записывают в разные кружки, с ним занимаются репетиторы, он одновременно учит английский, занимается танцами, плаванием и игрой на фортепиано. Конечно же, о полноценном детстве в таком случае можно забыть. Другая ситуация противоположная: ребёнок предоставлен сам себе, и растёт «как трава у дороги», без дополнительных занятий и стимуляции развития. Конечно же, очевидно, что обе эти ситуации вредны для ребёнка. Основные принципы методики подготовки к школе Никитиных, выражаются в следующих постулатах: развитие должно быть свободным и творческим. Дети занимаются когда хотят и чем хотят, чередуя интеллектуальные и творческие занятия с обязательными занятиями спортом.

Спортивная атмосфера в методике Никитиных играет основополагающую роль: так как ребёнок от природы физически активен, то родители должны обязательно обеспечить его необходимыми возможностями, следуя его желаниям и предпочтениям. В вашем доме должны быть спортивные снаряды, вы должны обеспечить ребёнку возможность посещать спортивную секцию по его вкусу, и, конечно же, вы сами должны вести спортивный и здоровый образ жизни.

Кроме того, родители должны следить за развитием ребёнка и мягко и ненавязчиво стимулировать его. То есть, не заставлять ребёнка учить азбуку, а как бы невзначай покупать ему кубики с алфавитом, предлагать игры для изучения слов и прочее. В контексте подготовки к школе, это означает, что родителям не следует делать из поступления в школу культ, нужно просто добиться того, чтобы к моменту поступления ребёнок уже сам овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками в удобной и приемлемой для него форме.

Плюсы методики подготовки к школе Никитиных:

Методика свободная, с большим упором на творчество и физическое развитие. По методике Никитиных много информации, книг, много прекрасных развивающих интеллектуальных игр и пособий, найти и применять которые не сложно.

Минусы методики подготовки к школе Никитиных:

Главный минус заключается в том, что не все дети горят желанием самостоятельно заниматься, даже если для этого созданы все необходимые условия. Основополагающей задачей родителей в этом случае становится обеспечение стойкого интереса ребёнка к проводимым занятиям. Этого можно добиться, если никогда не создавать атмосферу принуждения ребёнка к занятиям и никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Но, увы, есть такие дети, которых всё же сложно заинтересовать, и не всем родителям под силу добиться того, чтобы ребёнок захотел что-либо делать сам. Особенно это касается физического развития – для детей с флегматичным темпераментом или со слабым здоровьем, например, такие активные занятия спортом могут не подойти.

Подготовка к школе по методике Зайцева

Методика Зайцева включает в себя оригинальный подход к обучению письму, чтению, русскому и английскому, а также правописанию. Она широко применяется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, и может быть реализована в домашних условиях.

Общие принципы методики подготовки к школе Зайцева:

Методика Зайцева широко эксплуатирует визуальное восприятие информации и в корне отличается от большинства подобных методик, являясь по-настоящему новаторской. Её главное кредо – обучить ребёнка всему необходимому, учитывая его индивидуальные особенности и без вреда для здоровья. Таким образом, методика Зайцева может применяться для обучения даже особенных детей, имеющих отклонения в развитии, как в физическом, так и в интеллектуальном. Методика Зайцева имеет очень хорошие рекомендации, как от педагогов и психологов, так и от физиологов, врачей, педиатров.

Плюсы методики подготовки к школе Зайцева:

Пособия и материалы, необходимые для занятий по методике, представлены большим разнообразием и широкодоступны. Методика активизирует различные каналы восприятия информации, что избавляет ребёнка от «заучивания», помогая ему сберечь своё здоровье, сэкономить время.

Минусы методики подготовки к школе Зайцева:

Методика лучше реализуется в условиях групповой работы, чем при индивидуальных занятиях дома.

Если вы начали придерживаться методики Зайцева только при обучении чтению, например, то следует использовать её же и для всех остальных аспектов обучения.

Применительно к подготовке к школе, методика Зайцева не рекомендуется (то есть, её не следует начинать применять непосредственно перед школой) – у детей, которые обучаются с помощью методики Зайцева, могут быть некоторые проблемы с адаптацией к школьной программе, так как традиционная подача материала в школах отличается от подачи информации по методике Зайцева.

Подготовка к школе по методике Монтессори

Это одна из наиболее популярных на сегодняшний день методик комплексного раннего развития и подготовки к школе, которая есть на слуху у всех родителей. Её повсеместно используют в детских садах и в специальных центрах, также её можно использовать и дома самостоятельно.

Общие принципы методики подготовки к школе Монтессори:

Методика Монтессори очень лояльна к детям, её ещё называют методикой саморазвития и самовоспитания. Очень много внимания уделяется развитию мелкой моторики и ощущений ребёнка (тактильных, вкусовых, обонятельных, а не только зрительных и слуховых). Родитель или педагог в этой системе занимают чёткую второстепенную позицию, только лишь помогая ребёнку и мягко направляя его, когда он в этом нуждается.

Плюсы методики подготовки к школе Монтессори:

Прочитав книги для родителей по системе Монтессори, каждый может сам придумывать согласующиеся с данной концепцией упражнения и игры для своих детей. Здесь не обязательно применять какие-то специальные пособия, наборы и другие материалы. Идеально методика Монтессори подходит для тех, у кого несколько детей – младшие дети тянутся к тем, кто старше, и старшие сами могут обучать младших. Относительно подготовки к школе, ребёнок-школьник может стать идеальным учителем своего братика или сестрёнки.

Минусы методики подготовки к школе Монтессори:

Методика Монтессори предполагает то, что родитель не просто оставит ребёнка развиваться так, как ему угодно, а будет создавать для него полноценную развивающую среду. Чтобы понять что это такое и суметь её сформировать, нужно подойти к этой методике основательно и не жалеть своего времени на постижение её азов. Недостаточно просто купить развивающие игрушки, созданные «по системе Монтессори» — тогда это не будет полноценным следованиям её принципам, так как данная система включает в себя целую философию, которую необходимо постичь [11, с. 33].

Ещё один ощутимый минус – отсутствие в методике подвижных и ролевых игр. Кроме того, система Монтессори крайне демократична, и это приносит вред процессу подготовки к школе, ведь многим детям, воспитывавшимся по этой методике, потом не хватает умения соблюдать дисциплину.

Логика – это краеугольный камень в развитии ребенка в целом. Без нее любые полученные ребенком знания не дадут нужного результата. От того владеет ли ребенок логическим мышлением  зависит его успеваемость на занятиях, процент усвоенных им знаний, внимательность и многое другое. Поэтому логическое мышление необходимо развивать у каждого ребенка, особенно перед школой.

Мыслить логично значит мыслить правильно. Чтобы ребенку это  удавалось нужно ему помочь развить это мышление.  Для развития логики существуют несколько способов и в первую очередь это специальные упражнения. Сегодня разработано  большое количество пособий и книг различных авторов, в которых собраны всевозможные упражнения на развитие логического мышления.

Прежде всего, упражнения для развития логики представляют собой предложение выбрать из нескольких предметов соответствующих условиям в задании и объяснить свой выбор. Например, даны три картинки с изображением одного и того же предмета, и нужно определить на которой из них есть  деталь, отсутствующая на остальных изображениях. Как вариант, можно попросить малыша  дополнить ряд предметов в определенной последовательности или   дорисовать недостающий элемент. Чаще всего дети с удовольствием выполняют подобные задания. Еще можно задавать ребенку вопрос, например, как лучше ходить по снегу, пешком или на лыжах, после ответа необходимо  попросить ребенка объяснить свой выбор.

Известно, что лучше усваивается материал, если преподнести его  ребенку в виде игры. Поэтому одним из способов развить логическое мышление у ребёнка, это дидактические игры. Можно предложить ему собрать конструктор или головоломку.

В результате таких упражнений и игр ребенок научится не только логично мыслить, но и объяснять свой выбор, делать умозаключения, максимально усваивать школьный материал, а  также это облегчит его общение со сверстниками. Поэтому развивать логическое мышление у ребенка просто необходимо.

Одной из методик развития логического мышления  

является система Дьенеша.

Золтан Дьенеш – венгерский педагог, психолог и математик. Дьенеш хотел сделать математику более доступной и понятной для детей. Он не понимал, почему математику считают трудной. Почему некоторые дети овладевают ей с легкостью, а другим она дается тяжело. Дьенеш провел много различных исследований и изобрел собственный наглядный материал для развития логического мышления (логические блоки или кубики Дьенеша) ребенка с помощью игры. Он создал уникальную авторскую методику обучения (которая получила название «новая математика») деток дошкольного возраста математике. В основу данной методики развития было положено изучение математики при помощи различных увлекательных игр.

Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к школе  существует целый ряд разнообразных методик: Методика Монтессори, методика Зайцева, методика Никитиных. Все они имеют свои преимущества и недостатки.

Также следует отметить, что Золтан Дьенеш также придумал сказочную страну «Руританию», создал теорию шести стадий изучения математики, разработал  многочисленные логические игры.

Логические блоки – это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур. Следует заметить, что в наборе нет ни одной точно такой же фигуры. Логические блоки Дьенеша – это своего рода уникальный конструктор для развития аналитический способностей у детей с помощью разнообразных интересных развивающих игр. С помощью данных игр дети тренируют память, внимание и восприятие, учатся анализировать информацию.

Геометрические фигуры в наборе различаются по следующим свойствам:

-       Форме. Объемные геометрические фигуры в форме круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.

-       Цвету. Данные фигуры раскрашены в три основных цвета – красный, желтый и синий.

-      Размеру. Большие и маленькие.

-      Толщине. Толстые и тонкие.

Следовательно, каждая геометрическая фигура в наборе характеризуется по четырем признакам: форме, цвету, размеру и толщине.

В данной методике используется принцип “от простого к более сложному”. Следовательно, блоки Дьенеша можно использовать как для развития детей двух лет (самые простые игры), так и для развития логического мышления детей предшкольного и школьного возраста. По данным блокам можно заниматься как в группе, так и индивидуально.

В результате занятий по данной методике:

— дети смогут выявлять и абстрагировать в предметах определенное свойство (цвет, форма, толщина, размер).

— научатся сравнивать, классифицировать или обобщать предметы по необходимому признаку (цвету, форме, размеру, толщине).

— смогут анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по двум, трем, четырем признакам.

— научатся грамотно строить предложения, используя союзы и, или, частицу не. Научатся использовать более сложные грамматические структуры предложений.

— у детей развиваются способности производить действия в уме.

Перед тем, как начинать играть с ребенком с данным дидактическим материалом, нужно дать ребенку данные фигуры в свободный доступ. Пусть ребенок их потрогает, внимательно рассмотрит, ощупает, изучит самостоятельно. Только после этого переходите к конкретным развивающим играм.

Поступление в школу очень значимое событие, как для детей. ФГОС ДО предполагает, что содержание дошкольного образования превращается в опорную ступень для дальнейшего успешного обучения ребёнка в начальной школе. Одной из оптимальных возможностей наиболее эффективной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста является игровая деятельность, так как она имеет важнейшее значение в познавательном развитии старшего дошкольника. Игра является одним из эффективных видов деятельности на данном возрастном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе  для детей с общим недоразвитием речи. Тема "Формирование элементарных математ...

Театрализованная деятельность,как средство подготовки детей к школе.

В статье рассматриваются аспекты влияния театрализованной деятельности на психологическую готовность детей к образованию....

Опыт работы по теме "Дидактические игры как средство подготовки детей к школе"

Опыт работы по подготовке детей  к школе через игровую деятельность....

"Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

1.Показать родителям актуальность работы по данному направлению.2.Научить родителей использовать рекомендованные игры и упражнения в домашних условиях....

Консультация для родителей «ФЭМП как одно из средств подготовки детей к школе»

Консультация для родителей«ФЭМП как одно из средств подготовки детей к школе»...

План работы по самообразованию воспитателя Гасанагаевой Файизы Абдулвагабовны на 2018-2019 учебный год по теме: «Шахматы, как средство подготовки детей к школе и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции...