Психологические основы работы с одаренными детьми дошкольного возраста
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Найденова Наталья Николаевна

     «Одаренный ребенок», «способный», «талантливый» - эти слова произносятся довольно часто (особенно в последнее время) педагогами, психологами, родителями. Проблемы, связанные с развитием способностей и одаренности, все больше привлекают внимание ученых, писателей, журналистов. Важная задача взрослых – разглядеть росток одаренности, не дать ему потускнеть, сделать его достоянием индивидуальности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические основы работы с одаренными детьми

     «Одаренный ребенок», «способный», «талантливый» - эти слова произносятся довольно часто (особенно в последнее время) педагогами, психологами, родителями. Проблемы, связанные с развитием способностей и одаренности, все больше привлекают внимание ученых, писателей, журналистов. Важная задача взрослых – разглядеть росток одаренности, не дать ему потускнеть, сделать его достоянием индивидуальности ребенка.

      Под способностями понимаются такие особенности человека, которые обеспечивают ему высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий. Одаренность чаще всего трактуется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности.  Эту индивидуально – психологическую особенность ученые характеризуют как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, позволяющее достичь человеку высоких результатов.

      Сразу хочется обратить внимание на сложность проблемы «одаренный ребенок». Одаренность конкретного человека в значительной степени является условной характеристикой. Не исключено, что признаки одаренности, проявляемые в дошкольном детстве, могут угаснуть, и, наоборот, одаренность может проявиться на новых этапах. Поэтому более верно, с психологической точки зрения, вместо понятия «одаренный ребенок» применять понятие «ребенок с признаками одаренности». Детский возраст — период становления способностей, своевременное выявление и развитие которых – залог формирования гармоничной личности.

       Есть одаренность творческая, объединяющая в себя способности к определенными видам искусства.  В рамках общеобразовательных учреждений, не имеющих специальной направленности, уместнее всего говорить  об общеинтеллектуальной одаренности (умственной одаренности). Концепция умственной одаренности дошкольников разработана Л. А. Венгером, согласно которой под общеинтеллектуальной  одаренностью ребенка понимается устойчивый высокий уровень развития умственных способностей в сочетании с  интеллектуальной активностью. В основе развития умственных способностей лежит овладение разными формами опосредствованного решения интеллектуальных задач.

      Одаренность может быть явной или скрытой. Актуальной на данный момент или потенциальной.

Признаки одаренности

Наличие специфических стратегий деятельности.

Высокий удельный вес знаний о  способах действия.

Повышенная требовательность к результатам собственного труда.

Высокая степень сформированности тех или иных психических функций.

    По какой причине дети с признаками одаренности не всегда успешны?

    Многое в данном случае зависит от  типа развития ребенка с признаками одаренности…

Одаренность с гармоничным типом развития включает в себя:

Высокая адаптивность.

Физическая зрелость.

Популярность среди сверстников и педагогов.

Активная жизненная позиция.

Могут вступать в конфликт с воспитателем, который легко погасить при спокойном и уважительном отношении к ребенку.

Стремление к совершенству.

 Одаренность с гармоничным типом развития включает в себя:

Противоречивая самооценка.

Проблемное физическое развитие.

Конфликты с взрослыми и детьми.

Иногда такого ребенка бьют, придумывают для него обидные прозвища, устраивают унизительные розыгрыши.

Перфекционизм.

Некоторые элементы характеристики

 выявления одаренности среди детей:

Выявление одаренности невозможно посредством одноразовой процедуры.

Не каждый талантливый взрослый был в детстве одаренным ребенком.

Детская одаренность не всегда гарантирует талант взрослого человека.

В основе прогнозирования лежит анализ реальных достижений детей (олимпиады, соревнования и т.д.)

Уникальность одаренного человека состоит в неповторимости созданного им продукта деятельности.

Стратегия работы с детьми, имеющими признаки одаренности:

I этап - ознакомительный - при выявлении детей с признаками одарённости учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, творческой, спортивной и т.д, затем конкретизация, наблюдение, изучение анамнеза.

II этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: образовательную и свободную, педагогическое тестирование

III        этап - аналитический.

По результатам полученных данных построение работы с  детьми с признаками одарённости.

Информирование родителей о полученных результатах.

IV        этап – практический.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одарённости в учебно-воспитательном или коррекционно - педагогическом процессе.

    Существует очень много различных видов методик на поддержку и развитие одаренных детей. Прежде всего это игры и упражнения на поиск закономерностей и логических цепочек. Упражнения на развитие мышления и воображения.

      Развитие одаренности можно начинать уже с раннего возраста. В детском саду – с возраста 2-3 лет. Но здесь свои особенности построения работы. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней. Если малыш, зачем либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом главное, существенное, ответить на многочисленные вопросы. Если же малыш не задает вопросов надо его побуждать к этому, создавать соответствующие ситуации.

    Деятельность ребенка на 3 году жизни становится сложной и своеобразной: предметная деятельность. Сюжетные игры, наблюдения, рассматривание картинок, элементы трудовой деятельность, игры со строительными материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение для развития умственной деятельности. Новым в развитии ребенка 3 года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель, т.е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.

    В  этом возрасте ребенок любит заниматься строительным материалом. Он самостоятельно может выполнить довольно сложные постройки: гараж, дорогу, забор и играть с ними. Очень важно иметь несколько разных строительных наборов: строительный набор из различных форм, тематические строительные наборы «Веселый городок», «Ферма», крупные конструкторы «Лего».

     Ребенок начинает овладевать совершенно новым видом деятельности – рисование, лепка. Малыш понимает, что при помощи пластилина и карандаша можно что-то изобразить и к концу 3 года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки. В процессе деятельности у ребенка начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и различное поведение.  Основополагающий принцип — не «вдалбливание» фактов, а формирование мотивации на интеллектуальное самосовершенствование в будущем. 2-3-летний малыш открыт навстречу миру, важно не отбить у него желание учиться и познавать новое, а напротив — привить к этому любовь. Другими словами, важно  подготавливать почву, плодородную для будущих семян знаний.

      Если говорить об отличии деятельности воспитателя в зависимости от уровня развития ребенка, то здесь важную роль играет дифференцированный подход в воспитании и обучении.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми дошкольного возраста

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том ...

Перспективный план по работе с одаренными детьми дошкольного возраста

Разработанный перспективный план работы на год  с одаренными детьми 5, 6, 7 года жизни  по плаванию и физическому развитию....

Развивающие технологии в работе с одаренными детьми дошкольного возраста

В статье раскрываются основные принципы формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста  посредством современных образовательных технологий. Представлены упражнения, напра...

Презентация к статье Развивающие технологии в работе с одаренными детьми дошкольного возраста

Презентация к статье "Развивающие технологии в работе с одаренными детьми дошкольного возраста" используется как дополнительный наглядный материал об использовании технологий развивающего обучения для...

Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста.

При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо учитывать такие формы работы, как гибкий и мобильный учебный план, планирование и принятие решений самими детьми, конструировани...

Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста

При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо учитывать такие формы работы, как гибкий и мобильный учебный план, планирование и принятие решений самими детьми, конструирование учеб...