" Мы-исследователи "
опыты и эксперименты (старшая группа)

Сафонова Марина Александровна

Цель: создать условия для экспериментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мы-исследователи278.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Лесная сказка

                                       Заведующий МКДОУ д/с №30 «Лесная сказка»

Е.М.Шрам

        

Конспект

открытой организованной образовательной деятельности

в старшей группе «Калинка»

Тема: «Мы - исследователи»

                                     https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0629/00008ee0-acf9199a/2/hello_html_6fe6f5be.jpg

        Воспитатель высшей квалификационной категории:

                                                        Сафонова Марина Александровна

2018 г

Цель: создание условий для экспериментальной деятельности.

 Задачи: 

-   Дать детям первоначальное представление о почве и воде.

- Развивать познавательную активность детей в процессе      экспериментирования

 -    Активизировать мыслительную деятельность детей.

 -      Развивать умение анализировать, делать выводы.

 - Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Методы и приёмы:

      -  методы: игровые, сравнительно-поисковые, практические

      -  приёмы: постановка цели, вопросы, практическая помощь, поощрение.

Предметно-развивающая среда: карточки с темами, папки исследований с карманчиками, на которых изображены методы исследований; стаканчики с водой, сахар, соль, почва, микроскоп, лупа, «умные книги».

Ход организованной образовательной деятельности

Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю Вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.

1.Игровой момент.        

    Обращаюсь к детям: «Ребята, вы хотите сегодня побывать в научной лаборатории? Тогда давайте и отправимся в лабораторию, где мы будем учиться проводить самостоятельные исследования, так как это делают взрослые учёные. Обратите внимание на оборудование, которое здесь находится, может оно вам пригодится. Для того, чтобы заняться исследованиями, нам необходимо выбрать тему.

2.Выбор темы.

      Я: «Пройдите к столу для выбора темы. Подойдите так, чтобы всем было видно (на отдельном столе разложены несколько карточек с темами). Эти карточки и есть темы наших исследований. Внимательно рассмотрите и назовите, какие это темы?» (Дети перечисляют эти темы: транспорт, птицы, вода, комнатные растения, почва, насекомые).

     Я: «Правильно, молодцы, все темы перечислены. А теперь посовещайтесь между собой – какие бы вы хотели взять темы для более глубокого изучения? Кто из вас хотел бы заняться исследованием воды? А кто будет проводить опыты с почвой?» (Дети делятся на подгруппы)

     Я: «Ребята! Ваша задача – подготовить сообщение по той теме, которую вы себе выбрали. Но чтобы это сделать, нужно собрать всю доступную информацию и обработать её. Как это можно сделать?»

3.Выбор методов.

      Я: «Существует много методов исследования, а какие методы вы знаете? (Дети перечисляют методы, при затруднении, их внимание обращаю на схемы- методы)

    - эксперимент;

    - подумать;

    - спросить другого человека;

    - обратиться к компьютеру;

    - прочитать, посмотреть в книге;

    - наблюдения.

    Я: «Правильно, молодцы! Все методы перечислены. А теперь в своих подгруппах посовещайтесь, какие методы вы выберете для своих  изучений. (Дети совещаются, и выбирают методы). Так, хорошо! А теперь вам нужно выстроить цепочку из методов исследований на подставке. Это и будет ваш план работы. Всю информацию запомнить очень трудно, и так как вы ещё не умеете писать, всё, что вы делаете, говорите. Можно также зарисовывать на листочках, а листочки складывать в папку. Проходите за столы и садитесь. Итак, первый ваш метод по плану как называется? (Подумать) Правильно, вот и подумайте, что бы вы рассказали о почве, о воде». (Дети общаются)

Если одна подгруппа заканчивает обговаривать метод, я индивидуально обращаюсь к детям, чтобы они переходили к следующему методу, который называется – дети подсказывают (Спросить у другого человека) 

      Я: «Кто пойдёт, и будет спрашивать у другого человека о том, что вас интересует? (Один из детей подходит к другому человеку и беседует с ним, вторая подгруппа делает то же самое. Я напоминаю об обязательной зарисовке). Молодцы, ребята! Все успели запомнить, зарисовать? Следующий метод исследований по нашему плану какой? (Эксперимент) Вот теперь вы превращаетесь в учёных, и я вам предлагаю начать экспериментировать самостоятельно. Но сейчас немного разомнёмся».

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Я: «А теперь продолжаем работу».

1-й эксперимент с водой: сахар растворяется вводе, песок не растворяется.

2-й эксперимент с водой: в пресной воде очищенный картофель тонет, а в солёной – плавает сверху.

1-й эксперимент с почвой: песчаная почва лучше пропускает воду, чем глинистая.

2-й эксперимент с почвой: вода наливается в песчаную почву, она становится вязкой.

       Я: «Я смотрю, вы уже провели эксперименты. Всё у вас получилось? Зарисовали всё? Отлично! Переходим к следующему методу. Как он называется? (Наблюдение) Кто из вас проводит наблюдение, вы уже решили?»

1 наблюдение – рассматривание капельки воды из-под крана с помощью микроскопа;

2 наблюдение – рассматривание почвы при помощи лупы – из чего состоит почва.

      Я: «Называйте следующий метод по нашему плану. Он называется…? (Прочитать, посмотреть в книге) Вот книги, журналы, газеты. Конечно же вы ещё не умеете читать. Но зато можете посмотреть иллюстрации, или попросите помощи у того, кто это сможет сделать. Подумайте, кто из вас пойдёт обращаться к книге. Приступайте к выполнению последнего метода». Дети выбирают любую литературу и подходят к взрослым для того, чтобы они прочитали что-то интересное и полезное о воде и почве.

       Я: «Ну, вот и закончились ваши методы исследований, и исследования тоже закончились. Теперь собранные сведения нужно проанализировать и обобщить. Тот, кто готовит сообщение, разложите перед собой листочки с собранной информацией и посмотрите их, что нового, интересного вы узнали, и расскажите нам всем результаты своих исследований».

Выслушиваются сообщения двух подгрупп.

       Я: «Ребята! А теперь подойдите все ко мне и вместе вспомним и назовём все методы исследования. (Перечисляют) А почему мы не взяли метод «Обратиться к компьютеру»? (Потому, что нет компьютера) Вот вам домашнее задание. У кого есть компьютер, тот попросит родителей помочь в получении информации. А потом вы сделаете сообщение о полученной информации».

       Я подвожу итог: «Какие все молодцы! Все без исключения приняли участие в исследовательской деятельности. Вы были как настоящие учёные, ведь только учёные занимаются научно-исследовательской работой. Побывав в лаборатории, мы узнали много нового и интересного. Правда? Может у взрослых возникнут какие-нибудь вопросы? Задавайте детям. Они постараются на них ответить».

После краткой беседы дети прощаются с гостями и идут гулять.

D:\Users\Super\Pictures\img137.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...