открытые мероприятия Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»
олимпиадные задания (средняя группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе

«Путешествие по мастерским народных умельцев»

Воспитатель: Абрахимова Р.М.

Ачинский район

пос. Малиновка

2019г

Интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»

Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства.

Задачи: Различать особенности, характерные для каждого вида промысла; обобщить и закрепить знания детей: о матрешке, дымковской и филимоновской игрушке;

Развивать речь и творческие способности через знакомство детей с изделиями народных промыслов; Продолжать развивать умения детей составлять небольшие описательные рассказы по мнемосхеме о народных промыслах и их изделиях, отвечать на вопросы, побуждать к активному диалогу;

 Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей; Развивать мелкую моторику рук, диалогическую речь через участие в беседе, образное мышление; развивать умение видеть и восхищаться красотой предметов народного творчества;  Повысить качество проведения занятий за счет внедрения  игрового метода (сюрпризного момента).

Воспитывать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров; интерес к устному народному творчеству.

Коррекционные:

Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, полными ответами, выразительно читать стихи.

Описание работы: интегрированное занятие, которое направлено на закрепление полученных знаний детей о изделиях народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России; на развитие связной речи детей дошкольного возраста, обогащение детского словаря, совершенствование умения  участвовать в беседе, отвечать на вопросы; на развитие у средних дошкольников любознательности, воспитание у них интереса и любви к народным промыслам. 

 Предварительная работа: Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

Применение в работе элементы мнемотехники, просмотр презентаций.

Материалы и оборудование:

Изделия и картинки народных мастеров Матрешки, Дымковские, Филимоновские игрушки; мнемосхемы для составления рассказа по игрушкам; вырезанные фигурки по мотивам дымковской и филимоновской игрушки, матрешки; краски, кисти, ватные палочки, баночки с водой; столы, магнитная доска 2 штуки, музыка; «Звуковое письмо» от дедушки Филимона - разрезные картинки для игры «Собери картинку»: дымковская барыня, матрёшка, филимоновский петушок; заготовки для творчества: юбки для барышни, курица и цыплята, матрешки раскраски.

  

 Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята сегодня у нас в группе много гостей. Так и хочется им всем пожелать: «Доброе утро!». Поэтому давайте пожелаем доброго утра нашим гостям.
Доброе утро улыбнитесь скорее
И сегодня весь день будет веселее
Мы погладим лобик, носик и щечки
Будем мы красивыми как цветочки
Разотрем ладошки сильнее – сильнее,
А теперь похлопаем смелее – смелее,
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережём
Улыбнёмся снова – Будьте все здоровы!

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы побывать в гостях у народных умельцев? (ответы детей). Тогда я приглашаю вас сегодня отправиться в город мастеров. А кто такой мастер? Мастер-это человек, который хорошо выполняет какую-либо работу.

Поедем на лошадке? (ответы)  

Давайте скажем!

Эй, лошадка, цок-цок

Эй, лошадка, скок-скок

По лесочку трёх, трёх

По дорожке брёх, брёх.

Ты  скорее нас вези,

У ворот останови!

(Дети цокают языками)

Воспитатель:

Вот и приехали в город мастеров

А теперь отгадайте загадку:

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они живут в друг дружке. А всего одна подружка. (Матрешки).

Воспитатель: Подойдем в первую мастерскую!

1-«Дом» (стол)-  мастерская «Матрешка»

Воспитатель: Наша матрешка – русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты.

  • А как вы думаете, ребята,  кто сделал таких красивых матрёшек? (Мастера-умельцы).
  • А  из какого материала? (Из дерева).
  • Значит они какие? (Деревянные) 
  • Ребята,  во что одеты матрёшки? (В сарафаны и платки).
  • Почему так назвали красавицу? (Так звали одну девушку, которая работала в доме художника.)

Самая первая русская матрешка - эта матрешка с петухом (рассмотреть матрешку)

Составление рассказа по мнемосхеме «Деревянная матрешка»

  • А в чем главный секрет матрешек? (это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще...). Давайте с ними поиграем.

Дидактическая игра «Расставь матрешек по порядку».

Дети расставляют изображения матрешек от самой большой до самой маленькой.

  • Сколько матрешек в ряду?
  • Которая по счету самая высокая матрешка?
  • Самая низкая матрешка?

Давайте сложим матрешек. Дети хором произносят:

 «Самую маленькую убираем в матрешку побольше, матрешку побольше убираем в среднюю, среднюю в большую, большую в самую большую».

 

Воспитатель: Молодцы! Пройдем в следующую мастерскую под №2

2«Дом» – «Дымковские игрушки» (доска магнитная – тыльной стороной к детям)

Кирилл М

Вечера зимою длинные.

Лепит мастер здесь из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

(Разворачиваем доску)

Воспитатель:

  • Как называются эти игрушки? (Дымковские)
  • Кто мне скажет, почему игрушки называются дымковскими?

(Дымково - это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом)

Кто составит рассказ по мнемосхеме «Дымковская игрушка» (Описательный рассказ детьми по мнемосхеме)

Воспитатель: Кто расскажет про индюка?

Александра. 

Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите: пышный хвост

У него совсем не прост.

Воспитатель: Кто расскажет про коня?

Ксения. 

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Воспитатель: отгадайте про кого расскажет Ульяна.

Ульяна.

 Кофточки цветные

Юбки расписные

Шляпы трёхэтажные

Статные и важные.

Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Дети: яркие, веселые.

Милана.  

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что могут означать элементы, которыми украшены игрушки?

Например, как вы думаете, что мог означать круг?

Дети: солнце

Воспитатель: А что могла означать волнистая линия?

Дети: воду.

Воспитатель: А что же могла означать клетка?

Дети: поле.

Воспитатель:

Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать
стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

Барышня - красавица всем нам очень...(нравится).

Кофточка цветная, юбка ... (расписная).

На коне сидит Емеля, едет он на ... (карусели),

Много есть зверюшек, дымковских ... (игрушек).

Уточка с утятами, курочка с ... (цыплятами).

У большого индюка все расписаны ... (бока).

Будет весело реветь в цирке глиняный ... (медведь).

Воспитатель: А еще ребятки есть игрушки, которыми играли, а есть те, которыми украшали жилище, такие игрушки берегли и в них не играли

Ребята вы любите играть в игрушки? (Да). Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг, как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

Подвижная игра «Дымковские игрушки».

Звучит музыка. Дети в кругу. Воспитатель произносит «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, поводя плечиками, держа длинную воображаемую юбку. Воспитатель произносит «Конь!», «Индюк!», «Птичка», «Барыня» и т.д.

Воспитатель: Хорошо повеселились и отдохнули? Продолжим наше путешествие?! Идём в следующую мастерскую под №3

3-Дом «Филимоновская игрушка» (магнитная доска - тыльной стороной) 

Воспитатель: Дети давайте послушаем стихи

Никита Б.

Филимоновская деревушка

Синий лес, холмы, косогор

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор

Маша Х.:

По полосочкам красивым

Ты узнаешь нас всегда:

Жёлтый, красный и зелёный –

Наши яркие цвета.

Мы всегда немного вытянуты,

Солнышка хотим.

Мы сказочные, разные

Вас в гости пригласим.

Воспитатель: Догадались, что это за игрушки?

Правильно, Филимоновские! (разворачиваю доску)

Легенда говорит, что жил в Тульской области дед Филимон, и он делал игрушки-свистульки из глины, значит они какие? (глиняные), а потом продавал их на базаре. Вот посмотрите (рассматриваем игрушки-свистульки) в которые можно посвистеть! Какой получается свист? (громкий, веселый, звонкий).

Воспитатель: Кто расскажет про филимоновскую игрушку?

(рассказы детей по мнемосхеме и стихи)

Алеша: 

Посмотри, как хороша

Девица - красавица.

Расписной ее наряд

Всем ребятам нравится.

Саша Вычужанина

Стоит барыня у ворот,

А петушок зерно клюет.

Петушок, петушок

Поиграй, посвисти

Меня, барыню повесели!

Воспитатель: Дети скажите пожалуйста, чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?

Дети: Длинная шея, маленькая голова.

Воспитатель: Верно, они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются. Ребята, а какие узоры на филимоновских игрушках?

Дети: Полоски, точки, круги, звездочки, елочки (схема).

Воспитатель: А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки?

Дети: Желтый, малиновый, зеленый, синий, красный.

Воспитатель: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек

Сюрпризный момент. 

Посмотрите, тут какой то конверт! Начинаю открывать

 (включается запись - звуковое письмо).

 Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вам пишет дедушка Филимон! Да-да тот самый Филимон, который игрушки делает детям!

 Я очень рад, что вы в гостях у народных мастеров-умельцев! Вы так много уже знаете о народной игрушке, правильно отвечаете на все вопросы, отличаете по признакам, где какие игрушки. Вы молодцы!

Друзья мои, помогите, пожалуйста, дедушке Филимону, я в конвертик сложил части от картинок, они перепутались! Помогите их разобрать и собрать! И постарайтесь сделать всех героев картинок счастливыми и добрыми! Ваш дед Филимон! До свидания!

Воспитатель: Возвращаемся в детский сад. Там и поможем деду Филимону! Поехали?

       

Эй, ребятки все за мной,

Поскакали все домой!         

Лошадка  скорее нас вези,

У ворот останови!

Воспитатель:  Приехали! Давайте откроем конверт!

 Дети выбирают, по одной части от картинок, символика на частях цвет: желтый, красный, зеленый. Переход за столы (на столах маркировка – цвет). Дети в соответствии с цветами садятся за столы (по 3 человека) и собирают из своих кусочков картинку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая картинка у вас получилась?

1 стол: Дымковская барыня

Д: Барыня.

В: Да, я с вами согласна. Но мне кажется, она чем-то расстроена.

Д: Да, у нее юбочка не красивая.

В: А как вы думаете, почему так получилось?

Д: Художник забыл раскрасить. Попала под дождь. Постирала юбочку.

В: Ребятки, а что же нам делать?

Д: помочь ей снова одеться в красивую юбку.

2 стол - Матрешка (проблема одна нужны сестренки-подружки)

Тоже грустная, одна, нужны сестренки-подружки

3. Стол - Филимоновский петушок

Проблема  (нет семьи: курочки с цыплятами)

Пальчиковая гимнастика:

Прежде, чем рисовать.

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.

За работу всем пора.

Самостоятельная работа детей.

Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, закрепляю название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, провожу индивидуальную работу, напоминаю технические приемы рисования.

 

Итог.

 Где мы с вами побывали? Что мы с вами увидали?

Ребята, Вы сегодня – умнички, отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашими гостями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней логопедической группе "Путешествие в сказку"

Интегрированное занятие в средней логопедической группе, направленное на обучение детей устанавливать соотношения между предметами по длине, ширине, высоте, закреплять знания о геометрических фигурах,...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие на ярмарку народных умельцев»

Программные задачи:1. Познавательные:-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладног...

Конспект открытого мероприятия в форме НОД для детей подготовительной возрастной группы «Путешествие в страну Музыки»

Конспект открытого мероприятия в форме НОД  для детей подготовительной возрастной группы...

Конспект открытого мероприятия в форме НОД для детей подготовительной возрастной группы «Путешествие в страну Музыки»

Конспект открытого мероприятия в форме НОД  для детей подготовительной возрастной группы...

Конспект НОД интегрированного занятия для среднего дошкольного возраста "Путешествие в мир народной игрушки"

Конспект НОД  интегрированного занятия для среднего дошкольного возраста "Путешествие в мир народной игрушки" с использованием современных образовательных технологий....

Конспект итогового интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну»

Конспект итогового интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну» с целью закрепить знания детей о геометрических фигурах, цвете, закрепить сч...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»2019г

Описание работы: интегрированное занятие, которое направлено на закрепление полученных знаний детей о изделиях народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России; на ...