открытые мероприятия Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»
олимпиадные задания (средняя группа)
Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Малиновский детский сад»
Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе
«Путешествие по мастерским народных умельцев»
Воспитатель: Абрахимова Р.М.
Ачинский район
пос. Малиновка
2019г
Интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»
Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства.
Задачи: Различать особенности, характерные для каждого вида промысла; обобщить и закрепить знания детей: о матрешке, дымковской и филимоновской игрушке;
Развивать речь и творческие способности через знакомство детей с изделиями народных промыслов; Продолжать развивать умения детей составлять небольшие описательные рассказы по мнемосхеме о народных промыслах и их изделиях, отвечать на вопросы, побуждать к активному диалогу;
Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей; Развивать мелкую моторику рук, диалогическую речь через участие в беседе, образное мышление; развивать умение видеть и восхищаться красотой предметов народного творчества; Повысить качество проведения занятий за счет внедрения игрового метода (сюрпризного момента).
Воспитывать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров; интерес к устному народному творчеству.
Коррекционные:
Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, полными ответами, выразительно читать стихи.
Описание работы: интегрированное занятие, которое направлено на закрепление полученных знаний детей о изделиях народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России; на развитие связной речи детей дошкольного возраста, обогащение детского словаря, совершенствование умения участвовать в беседе, отвечать на вопросы; на развитие у средних дошкольников любознательности, воспитание у них интереса и любви к народным промыслам.
Предварительная работа: Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.
Применение в работе элементы мнемотехники, просмотр презентаций.
Материалы и оборудование:
Изделия и картинки народных мастеров Матрешки, Дымковские, Филимоновские игрушки; мнемосхемы для составления рассказа по игрушкам; вырезанные фигурки по мотивам дымковской и филимоновской игрушки, матрешки; краски, кисти, ватные палочки, баночки с водой; столы, магнитная доска 2 штуки, музыка; «Звуковое письмо» от дедушки Филимона - разрезные картинки для игры «Собери картинку»: дымковская барыня, матрёшка, филимоновский петушок; заготовки для творчества: юбки для барышни, курица и цыплята, матрешки раскраски.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята сегодня у нас в группе много гостей. Так и хочется им всем пожелать: «Доброе утро!». Поэтому давайте пожелаем доброго утра нашим гостям.
Доброе утро улыбнитесь скорее
И сегодня весь день будет веселее
Мы погладим лобик, носик и щечки
Будем мы красивыми как цветочки
Разотрем ладошки сильнее – сильнее,
А теперь похлопаем смелее – смелее,
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережём
Улыбнёмся снова – Будьте все здоровы!
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы побывать в гостях у народных умельцев? (ответы детей). Тогда я приглашаю вас сегодня отправиться в город мастеров. А кто такой мастер? Мастер-это человек, который хорошо выполняет какую-либо работу.
Поедем на лошадке? (ответы)
Давайте скажем!
Эй, лошадка, цок-цок
Эй, лошадка, скок-скок
По лесочку трёх, трёх
По дорожке брёх, брёх.
Ты скорее нас вези,
У ворот останови!
(Дети цокают языками)
Воспитатель:
Вот и приехали в город мастеров
А теперь отгадайте загадку:
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они живут в друг дружке. А всего одна подружка. (Матрешки).
Воспитатель: Подойдем в первую мастерскую!
1-«Дом» (стол)- мастерская «Матрешка»
Воспитатель: Наша матрешка – русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты.
- А как вы думаете, ребята, кто сделал таких красивых матрёшек? (Мастера-умельцы).
- А из какого материала? (Из дерева).
- Значит они какие? (Деревянные)
- Ребята, во что одеты матрёшки? (В сарафаны и платки).
- Почему так назвали красавицу? (Так звали одну девушку, которая работала в доме художника.)
Самая первая русская матрешка - эта матрешка с петухом (рассмотреть матрешку)
Составление рассказа по мнемосхеме «Деревянная матрешка»
- А в чем главный секрет матрешек? (это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще...). Давайте с ними поиграем.
Дидактическая игра «Расставь матрешек по порядку».
Дети расставляют изображения матрешек от самой большой до самой маленькой.
- Сколько матрешек в ряду?
- Которая по счету самая высокая матрешка?
- Самая низкая матрешка?
Давайте сложим матрешек. Дети хором произносят:
«Самую маленькую убираем в матрешку побольше, матрешку побольше убираем в среднюю, среднюю в большую, большую в самую большую».
Воспитатель: Молодцы! Пройдем в следующую мастерскую под №2
2«Дом» – «Дымковские игрушки» (доска магнитная – тыльной стороной к детям)
Кирилл М
Вечера зимою длинные.
Лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
(Разворачиваем доску)
Воспитатель:
- Как называются эти игрушки? (Дымковские)
- Кто мне скажет, почему игрушки называются дымковскими?
(Дымково - это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом)
Кто составит рассказ по мнемосхеме «Дымковская игрушка» (Описательный рассказ детьми по мнемосхеме)
Воспитатель: Кто расскажет про индюка?
Александра.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите: пышный хвост
У него совсем не прост.
Воспитатель: Кто расскажет про коня?
Ксения.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Воспитатель: отгадайте про кого расскажет Ульяна.
Ульяна.
Кофточки цветные
Юбки расписные
Шляпы трёхэтажные
Статные и важные.
Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
Дети: яркие, веселые.
Милана.
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что могут означать элементы, которыми украшены игрушки?
Например, как вы думаете, что мог означать круг?
Дети: солнце
Воспитатель: А что могла означать волнистая линия?
Дети: воду.
Воспитатель: А что же могла означать клетка?
Дети: поле.
Воспитатель:
Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать
стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:
Барышня - красавица всем нам очень...(нравится).
Кофточка цветная, юбка ... (расписная).
На коне сидит Емеля, едет он на ... (карусели),
Много есть зверюшек, дымковских ... (игрушек).
Уточка с утятами, курочка с ... (цыплятами).
У большого индюка все расписаны ... (бока).
Будет весело реветь в цирке глиняный ... (медведь).
Воспитатель: А еще ребятки есть игрушки, которыми играли, а есть те, которыми украшали жилище, такие игрушки берегли и в них не играли
Ребята вы любите играть в игрушки? (Да). Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг, как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.
Подвижная игра «Дымковские игрушки».
Звучит музыка. Дети в кругу. Воспитатель произносит «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, поводя плечиками, держа длинную воображаемую юбку. Воспитатель произносит «Конь!», «Индюк!», «Птичка», «Барыня» и т.д.
Воспитатель: Хорошо повеселились и отдохнули? Продолжим наше путешествие?! Идём в следующую мастерскую под №3
3-Дом «Филимоновская игрушка» (магнитная доска - тыльной стороной)
Воспитатель: Дети давайте послушаем стихи
Никита Б.
Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор
Маша Х.:
По полосочкам красивым
Ты узнаешь нас всегда:
Жёлтый, красный и зелёный –
Наши яркие цвета.
Мы всегда немного вытянуты,
Солнышка хотим.
Мы сказочные, разные
Вас в гости пригласим.
Воспитатель: Догадались, что это за игрушки?
Правильно, Филимоновские! (разворачиваю доску)
Легенда говорит, что жил в Тульской области дед Филимон, и он делал игрушки-свистульки из глины, значит они какие? (глиняные), а потом продавал их на базаре. Вот посмотрите (рассматриваем игрушки-свистульки) в которые можно посвистеть! Какой получается свист? (громкий, веселый, звонкий).
Воспитатель: Кто расскажет про филимоновскую игрушку?
(рассказы детей по мнемосхеме и стихи)
Алеша:
Посмотри, как хороша
Девица - красавица.
Расписной ее наряд
Всем ребятам нравится.
Саша Вычужанина:
Стоит барыня у ворот,
А петушок зерно клюет.
Петушок, петушок
Поиграй, посвисти
Меня, барыню повесели!
Воспитатель: Дети скажите пожалуйста, чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?
Дети: Длинная шея, маленькая голова.
Воспитатель: Верно, они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются. Ребята, а какие узоры на филимоновских игрушках?
Дети: Полоски, точки, круги, звездочки, елочки (схема).
Воспитатель: А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки?
Дети: Желтый, малиновый, зеленый, синий, красный.
Воспитатель: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек
Сюрпризный момент.
Посмотрите, тут какой то конверт! Начинаю открывать
(включается запись - звуковое письмо).
Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вам пишет дедушка Филимон! Да-да тот самый Филимон, который игрушки делает детям!
Я очень рад, что вы в гостях у народных мастеров-умельцев! Вы так много уже знаете о народной игрушке, правильно отвечаете на все вопросы, отличаете по признакам, где какие игрушки. Вы молодцы!
Друзья мои, помогите, пожалуйста, дедушке Филимону, я в конвертик сложил части от картинок, они перепутались! Помогите их разобрать и собрать! И постарайтесь сделать всех героев картинок счастливыми и добрыми! Ваш дед Филимон! До свидания!
Воспитатель: Возвращаемся в детский сад. Там и поможем деду Филимону! Поехали?
Эй, ребятки все за мной,
Поскакали все домой!
Лошадка скорее нас вези,
У ворот останови!
Воспитатель: Приехали! Давайте откроем конверт!
Дети выбирают, по одной части от картинок, символика на частях цвет: желтый, красный, зеленый. Переход за столы (на столах маркировка – цвет). Дети в соответствии с цветами садятся за столы (по 3 человека) и собирают из своих кусочков картинку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая картинка у вас получилась?
1 стол: Дымковская барыня
Д: Барыня.
В: Да, я с вами согласна. Но мне кажется, она чем-то расстроена.
Д: Да, у нее юбочка не красивая.
В: А как вы думаете, почему так получилось?
Д: Художник забыл раскрасить. Попала под дождь. Постирала юбочку.
В: Ребятки, а что же нам делать?
Д: помочь ей снова одеться в красивую юбку.
2 стол - Матрешка (проблема одна нужны сестренки-подружки)
Тоже грустная, одна, нужны сестренки-подружки
3. Стол - Филимоновский петушок
Проблема (нет семьи: курочки с цыплятами)
Пальчиковая гимнастика:
Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера.
За работу всем пора.
Самостоятельная работа детей.
Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, закрепляю название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, провожу индивидуальную работу, напоминаю технические приемы рисования.
Итог.
Где мы с вами побывали? Что мы с вами увидали?
Ребята, Вы сегодня – умнички, отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашими гостями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в средней логопедической группе "Путешествие в сказку"
Интегрированное занятие в средней логопедической группе, направленное на обучение детей устанавливать соотношения между предметами по длине, ширине, высоте, закреплять знания о геометрических фигурах,...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие на ярмарку народных умельцев»
Программные задачи:1. Познавательные:-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладног...
Конспект открытого мероприятия в форме НОД для детей подготовительной возрастной группы «Путешествие в страну Музыки»
Конспект открытого мероприятия в форме НОД для детей подготовительной возрастной группы...
Конспект открытого мероприятия в форме НОД для детей подготовительной возрастной группы «Путешествие в страну Музыки»
Конспект открытого мероприятия в форме НОД для детей подготовительной возрастной группы...
Конспект НОД интегрированного занятия для среднего дошкольного возраста "Путешествие в мир народной игрушки"
Конспект НОД интегрированного занятия для среднего дошкольного возраста "Путешествие в мир народной игрушки" с использованием современных образовательных технологий....
Конспект итогового интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну»
Конспект итогового интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну» с целью закрепить знания детей о геометрических фигурах, цвете, закрепить сч...
Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»2019г
Описание работы: интегрированное занятие, которое направлено на закрепление полученных знаний детей о изделиях народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России; на ...