Главные вкладки

    открытые мероприятия Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»
    олимпиадные задания (средняя группа)

    Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

    Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Малиновский детский сад»

    Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе

    «Путешествие по мастерским народных умельцев»

    Воспитатель: Абрахимова Р.М.

    Ачинский район

    пос. Малиновка

    2019г

    Интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»

    Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства.

    Задачи: Различать особенности, характерные для каждого вида промысла; обобщить и закрепить знания детей: о матрешке, дымковской и филимоновской игрушке;

    Развивать речь и творческие способности через знакомство детей с изделиями народных промыслов; Продолжать развивать умения детей составлять небольшие описательные рассказы по мнемосхеме о народных промыслах и их изделиях, отвечать на вопросы, побуждать к активному диалогу;

     Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей; Развивать мелкую моторику рук, диалогическую речь через участие в беседе, образное мышление; развивать умение видеть и восхищаться красотой предметов народного творчества;  Повысить качество проведения занятий за счет внедрения  игрового метода (сюрпризного момента).

    Воспитывать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров; интерес к устному народному творчеству.

    Коррекционные:

    Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, полными ответами, выразительно читать стихи.

    Описание работы: интегрированное занятие, которое направлено на закрепление полученных знаний детей о изделиях народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России; на развитие связной речи детей дошкольного возраста, обогащение детского словаря, совершенствование умения  участвовать в беседе, отвечать на вопросы; на развитие у средних дошкольников любознательности, воспитание у них интереса и любви к народным промыслам. 

     Предварительная работа: Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

    Применение в работе элементы мнемотехники, просмотр презентаций.

    Материалы и оборудование:

    Изделия и картинки народных мастеров Матрешки, Дымковские, Филимоновские игрушки; мнемосхемы для составления рассказа по игрушкам; вырезанные фигурки по мотивам дымковской и филимоновской игрушки, матрешки; краски, кисти, ватные палочки, баночки с водой; столы, магнитная доска 2 штуки, музыка; «Звуковое письмо» от дедушки Филимона - разрезные картинки для игры «Собери картинку»: дымковская барыня, матрёшка, филимоновский петушок; заготовки для творчества: юбки для барышни, курица и цыплята, матрешки раскраски.

      

     Ход занятия:

    Организационный момент.

    Воспитатель: Ребята сегодня у нас в группе много гостей. Так и хочется им всем пожелать: «Доброе утро!». Поэтому давайте пожелаем доброго утра нашим гостям.
    Доброе утро улыбнитесь скорее
    И сегодня весь день будет веселее
    Мы погладим лобик, носик и щечки
    Будем мы красивыми как цветочки
    Разотрем ладошки сильнее – сильнее,
    А теперь похлопаем смелее – смелее,
    Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережём
    Улыбнёмся снова – Будьте все здоровы!

    Воспитатель: Ребята, вы хотели бы побывать в гостях у народных умельцев? (ответы детей). Тогда я приглашаю вас сегодня отправиться в город мастеров. А кто такой мастер? Мастер-это человек, который хорошо выполняет какую-либо работу.

    Поедем на лошадке? (ответы)  

    Давайте скажем!

    Эй, лошадка, цок-цок

    Эй, лошадка, скок-скок

    По лесочку трёх, трёх

    По дорожке брёх, брёх.

    Ты  скорее нас вези,

    У ворот останови!

    (Дети цокают языками)

    Воспитатель:

    Вот и приехали в город мастеров

    А теперь отгадайте загадку:

    Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

    Все они живут в друг дружке. А всего одна подружка. (Матрешки).

    Воспитатель: Подойдем в первую мастерскую!

    1-«Дом» (стол)-  мастерская «Матрешка»

    Воспитатель: Наша матрешка – русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты.

    • А как вы думаете, ребята,  кто сделал таких красивых матрёшек? (Мастера-умельцы).
    • А  из какого материала? (Из дерева).
    • Значит они какие? (Деревянные) 
    • Ребята,  во что одеты матрёшки? (В сарафаны и платки).
    • Почему так назвали красавицу? (Так звали одну девушку, которая работала в доме художника.)

    Самая первая русская матрешка - эта матрешка с петухом (рассмотреть матрешку)

    Составление рассказа по мнемосхеме «Деревянная матрешка»

    • А в чем главный секрет матрешек? (это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще...). Давайте с ними поиграем.

    Дидактическая игра «Расставь матрешек по порядку».

    Дети расставляют изображения матрешек от самой большой до самой маленькой.

    • Сколько матрешек в ряду?
    • Которая по счету самая высокая матрешка?
    • Самая низкая матрешка?

    Давайте сложим матрешек. Дети хором произносят:

     «Самую маленькую убираем в матрешку побольше, матрешку побольше убираем в среднюю, среднюю в большую, большую в самую большую».

     

    Воспитатель: Молодцы! Пройдем в следующую мастерскую под №2

    2«Дом» – «Дымковские игрушки» (доска магнитная – тыльной стороной к детям)

    Кирилл М

    Вечера зимою длинные.

    Лепит мастер здесь из глины.

    Все игрушки не простые,

    А волшебно-расписные.

    (Разворачиваем доску)

    Воспитатель:

    • Как называются эти игрушки? (Дымковские)
    • Кто мне скажет, почему игрушки называются дымковскими?

    (Дымково - это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом)

    Кто составит рассказ по мнемосхеме «Дымковская игрушка» (Описательный рассказ детьми по мнемосхеме)

    Воспитатель: Кто расскажет про индюка?

    Александра. 

    Вот индюк нарядный,

    Весь такой он складный.

    У большого индюка

    Все расписаны бока.

    Посмотрите: пышный хвост

    У него совсем не прост.

    Воспитатель: Кто расскажет про коня?

    Ксения. 

    Кони глиняные мчатся

    На подставках, что есть сил,

    И за хвост не удержаться,

    Если гриву упустил.

    Воспитатель: отгадайте про кого расскажет Ульяна.

    Ульяна.

     Кофточки цветные

    Юбки расписные

    Шляпы трёхэтажные

    Статные и важные.

    Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

    Дети: яркие, веселые.

    Милана.  

    Кружочки, клеточки, полоски -

    Простой, казалось бы, узор,

    Но отвести не в силах взор.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что могут означать элементы, которыми украшены игрушки?

    Например, как вы думаете, что мог означать круг?

    Дети: солнце

    Воспитатель: А что могла означать волнистая линия?

    Дети: воду.

    Воспитатель: А что же могла означать клетка?

    Дети: поле.

    Воспитатель:

    Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать
    стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

    Барышня - красавица всем нам очень...(нравится).

    Кофточка цветная, юбка ... (расписная).

    На коне сидит Емеля, едет он на ... (карусели),

    Много есть зверюшек, дымковских ... (игрушек).

    Уточка с утятами, курочка с ... (цыплятами).

    У большого индюка все расписаны ... (бока).

    Будет весело реветь в цирке глиняный ... (медведь).

    Воспитатель: А еще ребятки есть игрушки, которыми играли, а есть те, которыми украшали жилище, такие игрушки берегли и в них не играли

    Ребята вы любите играть в игрушки? (Да). Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг, как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

    Подвижная игра «Дымковские игрушки».

    Звучит музыка. Дети в кругу. Воспитатель произносит «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, поводя плечиками, держа длинную воображаемую юбку. Воспитатель произносит «Конь!», «Индюк!», «Птичка», «Барыня» и т.д.

    Воспитатель: Хорошо повеселились и отдохнули? Продолжим наше путешествие?! Идём в следующую мастерскую под №3

    3-Дом «Филимоновская игрушка» (магнитная доска - тыльной стороной) 

    Воспитатель: Дети давайте послушаем стихи

    Никита Б.

    Филимоновская деревушка

    Синий лес, холмы, косогор

    Лепят там из глины игрушку

    И расписывают до сих пор

    Маша Х.:

    По полосочкам красивым

    Ты узнаешь нас всегда:

    Жёлтый, красный и зелёный –

    Наши яркие цвета.

    Мы всегда немного вытянуты,

    Солнышка хотим.

    Мы сказочные, разные

    Вас в гости пригласим.

    Воспитатель: Догадались, что это за игрушки?

    Правильно, Филимоновские! (разворачиваю доску)

    Легенда говорит, что жил в Тульской области дед Филимон, и он делал игрушки-свистульки из глины, значит они какие? (глиняные), а потом продавал их на базаре. Вот посмотрите (рассматриваем игрушки-свистульки) в которые можно посвистеть! Какой получается свист? (громкий, веселый, звонкий).

    Воспитатель: Кто расскажет про филимоновскую игрушку?

    (рассказы детей по мнемосхеме и стихи)

    Алеша: 

    Посмотри, как хороша

    Девица - красавица.

    Расписной ее наряд

    Всем ребятам нравится.

    Саша Вычужанина

    Стоит барыня у ворот,

    А петушок зерно клюет.

    Петушок, петушок

    Поиграй, посвисти

    Меня, барыню повесели!

    Воспитатель: Дети скажите пожалуйста, чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?

    Дети: Длинная шея, маленькая голова.

    Воспитатель: Верно, они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются. Ребята, а какие узоры на филимоновских игрушках?

    Дети: Полоски, точки, круги, звездочки, елочки (схема).

    Воспитатель: А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки?

    Дети: Желтый, малиновый, зеленый, синий, красный.

    Воспитатель: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек

    Сюрпризный момент. 

    Посмотрите, тут какой то конверт! Начинаю открывать

     (включается запись - звуковое письмо).

     Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вам пишет дедушка Филимон! Да-да тот самый Филимон, который игрушки делает детям!

     Я очень рад, что вы в гостях у народных мастеров-умельцев! Вы так много уже знаете о народной игрушке, правильно отвечаете на все вопросы, отличаете по признакам, где какие игрушки. Вы молодцы!

    Друзья мои, помогите, пожалуйста, дедушке Филимону, я в конвертик сложил части от картинок, они перепутались! Помогите их разобрать и собрать! И постарайтесь сделать всех героев картинок счастливыми и добрыми! Ваш дед Филимон! До свидания!

    Воспитатель: Возвращаемся в детский сад. Там и поможем деду Филимону! Поехали?

           

    Эй, ребятки все за мной,

    Поскакали все домой!         

    Лошадка  скорее нас вези,

    У ворот останови!

    Воспитатель:  Приехали! Давайте откроем конверт!

     Дети выбирают, по одной части от картинок, символика на частях цвет: желтый, красный, зеленый. Переход за столы (на столах маркировка – цвет). Дети в соответствии с цветами садятся за столы (по 3 человека) и собирают из своих кусочков картинку.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая картинка у вас получилась?

    1 стол: Дымковская барыня

    Д: Барыня.

    В: Да, я с вами согласна. Но мне кажется, она чем-то расстроена.

    Д: Да, у нее юбочка не красивая.

    В: А как вы думаете, почему так получилось?

    Д: Художник забыл раскрасить. Попала под дождь. Постирала юбочку.

    В: Ребятки, а что же нам делать?

    Д: помочь ей снова одеться в красивую юбку.

    2 стол - Матрешка (проблема одна нужны сестренки-подружки)

    Тоже грустная, одна, нужны сестренки-подружки

    3. Стол - Филимоновский петушок

    Проблема  (нет семьи: курочки с цыплятами)

    Пальчиковая гимнастика:

    Прежде, чем рисовать.

    Нужно пальчики размять.

    Указательный и средний,

    Безымянный и последний.

    Поздоровались с большим.

    А теперь потрем ладошки.

    Друг о друга мы немножко.

    Кулачки разжали – сжали,

    Кулачки разжали – сжали.

    Вот и пальчики размяли.

    А сейчас мастера.

    За работу всем пора.

    Самостоятельная работа детей.

    Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, закрепляю название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, провожу индивидуальную работу, напоминаю технические приемы рисования.

     

    Итог.

     Где мы с вами побывали? Что мы с вами увидали?

    Ребята, Вы сегодня – умнички, отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашими гостями!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия в средней логопедической группе "Путешествие в сказку"

    Интегрированное занятие в средней логопедической группе, направленное на обучение детей устанавливать соотношения между предметами по длине, ширине, высоте, закреплять знания о геометрических фигурах,...

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие на ярмарку народных умельцев»

    Программные задачи:1. Познавательные:-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладног...

    Конспект открытого мероприятия в форме НОД для детей подготовительной возрастной группы «Путешествие в страну Музыки»

    Конспект открытого мероприятия в форме НОД  для детей подготовительной возрастной группы...

    Конспект открытого мероприятия в форме НОД для детей подготовительной возрастной группы «Путешествие в страну Музыки»

    Конспект открытого мероприятия в форме НОД  для детей подготовительной возрастной группы...

    Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»

    Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»Описание работы:Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие по мастерским народ...

    Путешествие по мастерским народных умельцев

    Цель: Развитие речи и творческих способностей череззнакомство детей с изделиями народных промыслов.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хо...