Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»2019г
план-конспект занятия (старшая группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

Описание работы: интегрированное занятие, которое направлено на закрепление полученных знаний детей о изделиях народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России; на развитие связной речи детей дошкольного возраста, обогащение детского словаря, совершенствование умения  участвовать в беседе, отвечать на вопросы; на развитие у средних дошкольников любознательности, воспитание у них интереса и любви к народным промыслам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе

«Путешествие по мастерским народных умельцев»

Воспитатель: Абрахимова Р.М.

Ачинский район

пос. Малиновка

2019г

Интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»

Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства.

Задачи: Различать особенности, характерные для каждого вида промысла; обобщить и закрепить знания детей: о матрешке, дымковской и филимоновской игрушке;

Развивать речь и творческие способности через знакомство детей с изделиями народных промыслов; Продолжать развивать умения детей составлять небольшие описательные рассказы по мнемосхеме о народных промыслах и их изделиях, отвечать на вопросы, побуждать к активному диалогу;

 Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей; Развивать мелкую моторику рук, диалогическую речь через участие в беседе, образное мышление; развивать умение видеть и восхищаться красотой предметов народного творчества;  Повысить качество проведения занятий за счет внедрения  игрового метода (сюрпризного момента).

Воспитывать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров; интерес к устному народному творчеству.

Коррекционные:

Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, полными ответами, выразительно читать стихи.

Описание работы: интегрированное занятие, которое направлено на закрепление полученных знаний детей о изделиях народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России; на развитие связной речи детей дошкольного возраста, обогащение детского словаря, совершенствование умения  участвовать в беседе, отвечать на вопросы; на развитие у средних дошкольников любознательности, воспитание у них интереса и любви к народным промыслам. 

 Предварительная работа: Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

Применение в работе элементы мнемотехники, просмотр презентаций.

Материалы и оборудование:

Изделия и картинки народных мастеров Матрешки, Дымковские, Филимоновские игрушки; мнемосхемы для составления рассказа по игрушкам; вырезанные фигурки по мотивам дымковской и филимоновской игрушки, матрешки; краски, кисти, ватные палочки, баночки с водой; столы, магнитная доска 2 штуки, музыка; «Звуковое письмо» от дедушки Филимона - разрезные картинки для игры «Собери картинку»: дымковская барыня, матрёшка, филимоновский петушок; заготовки для творчества: юбки для барышни, курица и цыплята, матрешки раскраски.

  

 Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята сегодня у нас в группе много гостей. Так и хочется им всем пожелать: «Доброе утро!». Поэтому давайте пожелаем доброго утра нашим гостям.
Доброе утро улыбнитесь скорее
И сегодня весь день будет веселее
Мы погладим лобик, носик и щечки
Будем мы красивыми как цветочки
Разотрем ладошки сильнее – сильнее,
А теперь похлопаем смелее – смелее,
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережём
Улыбнёмся снова – Будьте все здоровы!

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы побывать в гостях у народных умельцев? (ответы детей). Тогда я приглашаю вас сегодня отправиться в город мастеров. А кто такой мастер? Мастер-это человек, который хорошо выполняет какую-либо работу.

Поедем на лошадке? (ответы)  

Давайте скажем!

Эй, лошадка, цок-цок

Эй, лошадка, скок-скок

По лесочку трёх, трёх

По дорожке брёх, брёх.

Ты  скорее нас вези,

У ворот останови!

(Дети цокают языками)

Воспитатель:

Вот и приехали в город мастеров

А теперь отгадайте загадку:

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они живут в друг дружке. А всего одна подружка. (Матрешки).

Воспитатель: Подойдем в первую мастерскую!

1-«Дом» (стол)-  мастерская «Матрешка»

Воспитатель: Наша матрешка – русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты.

  • А как вы думаете, ребята,  кто сделал таких красивых матрёшек? (Мастера-умельцы).
  • А  из какого материала? (Из дерева).
  • Значит они какие? (Деревянные) 
  • Ребята,  во что одеты матрёшки? (В сарафаны и платки).
  • Почему так назвали красавицу? (Так звали одну девушку, которая работала в доме художника.)

Самая первая русская матрешка - эта матрешка с петухом (рассмотреть матрешку)

Составление рассказа по мнемосхеме «Деревянная матрешка»

  • А в чем главный секрет матрешек? (это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще...). Давайте с ними поиграем.

Дидактическая игра «Расставь матрешек по порядку».

Дети расставляют изображения матрешек от самой большой до самой маленькой.

  • Сколько матрешек в ряду?
  • Которая по счету самая высокая матрешка?
  • Самая низкая матрешка?

Давайте сложим матрешек. Дети хором произносят:

 «Самую маленькую убираем в матрешку побольше, матрешку побольше убираем в среднюю, среднюю в большую, большую в самую большую».

 

Воспитатель: Молодцы! Пройдем в следующую мастерскую под №2

2«Дом» – «Дымковские игрушки» (доска магнитная – тыльной стороной к детям)

Кирилл М

Вечера зимою длинные.

Лепит мастер здесь из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

(Разворачиваем доску)

Воспитатель:

  • Как называются эти игрушки? (Дымковские)
  • Кто мне скажет, почему игрушки называются дымковскими?

(Дымково - это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом)

Кто составит рассказ по мнемосхеме «Дымковская игрушка» (Описательный рассказ детьми по мнемосхеме)

Воспитатель: Кто расскажет про индюка?

Александра. 

Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите: пышный хвост

У него совсем не прост.

Воспитатель: Кто расскажет про коня?

Ксения. 

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Воспитатель: отгадайте про кого расскажет Ульяна.

Ульяна.

 Кофточки цветные

Юбки расписные

Шляпы трёхэтажные

Статные и важные.

Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Дети: яркие, веселые.

Милана.  

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что могут означать элементы, которыми украшены игрушки?

Например, как вы думаете, что мог означать круг?

Дети: солнце

Воспитатель: А что могла означать волнистая линия?

Дети: воду.

Воспитатель: А что же могла означать клетка?

Дети: поле.

Воспитатель:

Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать
стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

Барышня - красавица всем нам очень...(нравится).

Кофточка цветная, юбка ... (расписная).

На коне сидит Емеля, едет он на ... (карусели),

Много есть зверюшек, дымковских ... (игрушек).

Уточка с утятами, курочка с ... (цыплятами).

У большого индюка все расписаны ... (бока).

Будет весело реветь в цирке глиняный ... (медведь).

Воспитатель: А еще ребятки есть игрушки, которыми играли, а есть те, которыми украшали жилище, такие игрушки берегли и в них не играли

Ребята вы любите играть в игрушки? (Да). Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг, как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

Подвижная игра «Дымковские игрушки».

Звучит музыка. Дети в кругу. Воспитатель произносит «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, поводя плечиками, держа длинную воображаемую юбку. Воспитатель произносит «Конь!», «Индюк!», «Птичка», «Барыня» и т.д.

Воспитатель: Хорошо повеселились и отдохнули? Продолжим наше путешествие?! Идём в следующую мастерскую под №3

3-Дом «Филимоновская игрушка» (магнитная доска - тыльной стороной) 

Воспитатель: Дети давайте послушаем стихи

Никита Б.

Филимоновская деревушка

Синий лес, холмы, косогор

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор

Маша Х.:

По полосочкам красивым

Ты узнаешь нас всегда:

Жёлтый, красный и зелёный –

Наши яркие цвета.

Мы всегда немного вытянуты,

Солнышка хотим.

Мы сказочные, разные

Вас в гости пригласим.

Воспитатель: Догадались, что это за игрушки?

Правильно, Филимоновские! (разворачиваю доску)

Легенда говорит, что жил в Тульской области дед Филимон, и он делал игрушки-свистульки из глины, значит они какие? (глиняные), а потом продавал их на базаре. Вот посмотрите (рассматриваем игрушки-свистульки) в которые можно посвистеть! Какой получается свист? (громкий, веселый, звонкий).

Воспитатель: Кто расскажет про филимоновскую игрушку?

(рассказы детей по мнемосхеме и стихи)

Алеша: 

Посмотри, как хороша

Девица - красавица.

Расписной ее наряд

Всем ребятам нравится.

Саша Вычужанина

Стоит барыня у ворот,

А петушок зерно клюет.

Петушок, петушок

Поиграй, посвисти

Меня, барыню повесели!

Воспитатель: Дети скажите пожалуйста, чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?

Дети: Длинная шея, маленькая голова.

Воспитатель: Верно, они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются. Ребята, а какие узоры на филимоновских игрушках?

Дети: Полоски, точки, круги, звездочки, елочки (схема).

Воспитатель: А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки?

Дети: Желтый, малиновый, зеленый, синий, красный.

Воспитатель: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек

Сюрпризный момент. 

Посмотрите, тут какой то конверт! Начинаю открывать

 (включается запись - звуковое письмо).

 Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вам пишет дедушка Филимон! Да-да тот самый Филимон, который игрушки делает детям!

 Я очень рад, что вы в гостях у народных мастеров-умельцев! Вы так много уже знаете о народной игрушке, правильно отвечаете на все вопросы, отличаете по признакам, где какие игрушки. Вы молодцы!

Друзья мои, помогите, пожалуйста, дедушке Филимону, я в конвертик сложил части от картинок, они перепутались! Помогите их разобрать и собрать! И постарайтесь сделать всех героев картинок счастливыми и добрыми! Ваш дед Филимон! До свидания!

Воспитатель: Возвращаемся в детский сад. Там и поможем деду Филимону! Поехали?

       

Эй, ребятки все за мной,

Поскакали все домой!         

Лошадка  скорее нас вези,

У ворот останови!

Воспитатель:  Приехали! Давайте откроем конверт!

 Дети выбирают, по одной части от картинок, символика на частях цвет: желтый, красный, зеленый. Переход за столы (на столах маркировка – цвет). Дети в соответствии с цветами садятся за столы (по 3 человека) и собирают из своих кусочков картинку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая картинка у вас получилась?

1 стол: Дымковская барыня

Д: Барыня.

В: Да, я с вами согласна. Но мне кажется, она чем-то расстроена.

Д: Да, у нее юбочка не красивая.

В: А как вы думаете, почему так получилось?

Д: Художник забыл раскрасить. Попала под дождь. Постирала юбочку.

В: Ребятки, а что же нам делать?

Д: помочь ей снова одеться в красивую юбку.

2 стол - Матрешка (проблема одна нужны сестренки-подружки)

Тоже грустная, одна, нужны сестренки-подружки

3. Стол - Филимоновский петушок

Проблема  (нет семьи: курочки с цыплятами)

Пальчиковая гимнастика:

Прежде, чем рисовать.

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.

За работу всем пора.

Самостоятельная работа детей.

Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, закрепляю название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, провожу индивидуальную работу, напоминаю технические приемы рисования.

 

Итог.

 Где мы с вами побывали? Что мы с вами увидали?

Ребята, Вы сегодня – умнички, отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашими гостями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе "Путешествие в подводный мир"

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира)«Музыка»«Коммуникация» Виды детской деятельности: игровая, познавательная, музыкальная....

открытые мероприятия Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»

Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства....

Конспект НОД интегрированного занятия для среднего дошкольного возраста "Путешествие в мир народной игрушки"

Конспект НОД  интегрированного занятия для среднего дошкольного возраста "Путешествие в мир народной игрушки" с использованием современных образовательных технологий....

Конспект открытого интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие на волшебном поезде»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие на волшебном поезде»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшей группы «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНЮЮ СКАЗКУ»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена "Снежная королева"....

Конспект открытого интегрированного занятия в средней/младшей группе «Катя заболела»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Большеалексеевский д/с комбинированного вида «Калинка»городского округа Ступино, Московской области...