Для воспитателей ДОУ в рамках семинара « Актуальные проблемы или гармонизация детско-родительских отношений в семье»
учебно-методический материал

Ноздрачева Оксана Дмитриевна

 Для воспитателей ДОУ в рамках семинара   « Актуальные проблемы или гармонизация детско-родительских отношений в семье»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teks_seminara.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

                    Для воспитателей ДОУ в рамках семинара

« Актуальные проблемы или гармонизация детско-родительских отношений в семье»C:\Users\Игорь\Desktop\Без названия.jpg

        

                         Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 5»

                                                Ноздрачева Оксана Дмитриевна

                                               1 квалификационная категория

                                               май 2018 год

                                                   г. Гусев

 Цель: повышение  психолого-педагогической компетенции воспитателей в сфере детско-родительских отношений.

Ход:

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю вам поговорить на тему: « Актуальные проблемы или гармонизация детско-родительских  отношений в семье». Но прежде, небольшое отступление. Какая прекрасная и теплая погода за окном, май месяц, весна. Предлагаю вам выйти  и встать рядом со мной. Я вам назову весенние цветы, и вы будете называть их по очереди.

Тюльпан, нарцисс, сирень…. Запомните, пожалуйста, кто какой цветок называет. Разделимся на три команды. Кто называл тюльпан, присаживаются сюда, нарциссы – здесь, и сирень – здесь (показываю педагогам, где занять места).

Какие все эти весенние цветы разные.

Тюльпан - гордый вид и строгий стан – это солнечный тюльпан. Он на клумбе поселился и весною распустился. (Слайд цветы 2)

Нарцисс - Листья, выпустил, как стрелы.
Он цветёт цветочком белым,
В серединке жёлт цветок,
Голову склоняет вбок,
Смотрит скромно-скромно вниз.
А красавца звать нарцисс.  

        Сирень - Словно гроздья винограда,

         На кустах цветы цветут,

         И лиловым своим цветом,

         Лето в гости к нам зовут!

  1. Так и детско-родительские отношения в семьях тоже разные. И мы педагоги должны уметь налаживать, гармонизировать детско-родительские отношения в семьях и научить этому родителей. Наше государство тоже помогает нам в этом. Существуют нормативные документы, которым мы должны руководствоваться в своей деятельности.

Правовой основой в РФ  являются   нормативно-правовые документы: Конституция Российской Федерации от 09.01.1996 г.; Семейный кодекс Российской Федерации; Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г.; Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 14.05.1996г. № 712 « Об основных направлениях государственной семейной политики»; Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы; Указ Президента РФ от 15.01.1998г. № 29 « О Президентской программе « Дети России» на 1998-2000 годы». (Слайд 3)

Семья - это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.

В семье закладываются базисные основы и оттачиваются грани личности через приобщение её к духовным ценностям. Именно в семье ребенок включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. (Слайд 4)

Формула истиной родительской любви - «Люблю не, потому что ты хороший», а «люблю потому, что ты есть». (Слайд 5)

Правила для родителей:

- признание личности ребенка и его неприкосновенности.

-формирование адекватной самооценки.

- приобщение ребенка к реальным делам семьи.

- развивать силу воли ребенка.

- учить планировать.

- требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.

- научить общаться с другими детьми, людьми.

- формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность. (Слайд 6)

Нельзя забывать и о гармонизации зоны ближайшего развития ребенка (семьи) с зоной социализации - пространством дошкольного учреждения. Чем более тесным будет взаимодействие близких ребенку людей со средой ДОУ, тем легче и эффективнее протекает процесс социальной адаптации.

Основой успешности процесса социальной адаптации являются гармоничные детско-родительские отношения. (Слайд 7)

Рассматривая благополучие ребёнка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности, как одну из важнейших функций семьи, необходимо учитывать следующее:

1. Ребёнок - не просто продукт воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет своё поведение, отношение к семье и к себе самому. В определённой мере ребёнок - воспитатель себя.

2. Дети, вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления, иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.

3. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но и в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. (Слайд 8)

Нельзя забывать и о семейных ценностях:

(Взаимо) - выручка, понимание, уважение,  любовь,  согласие.  (Слайд 9)

 Важный показатель благополучной семьи - стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. И еще один признак благополучной семьи - открытость, добрые отношения с родственниками, с соседями, с друзьями и знакомыми. (Слайд 10)

Существуют так же и Проблемы семейного воспитания 

- Дефицит ласки, который испытывают наши дети;

- Синдром опасного обращения с детьми - поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы. (Слайд 11)

Во многих семьях преобладает дефицит общения родителей с детьми. 

Основными причинами, которые мешают, родителям общаться с ребенком являются:

- дефицит времени (66 %);

- усталость  (10 %);

- недостаточная компетентность в воспитании детей (10 %). (Слайд 12)

На сегодня в России каждый 3 ребенок воспитывается в неполной или в материнской семье. В последние годы в нашей стране появляются и такие семьи, в которых родители озабочены проблемами карьеры, «делания» денег, где дети нежеланны и заброшены, отодвинутые на предпоследнее место в иерархии ценностей мамы и папы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются.  (Слайд 13)

Любите и цените свою Семью! А.С.Макаренко писал:

«Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы».  (Слайд 14)

Я хочу прочитать вам одну притчу.  «Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей.

- Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? – спросил мудрец.

- Я страдаю для счастья своих детей и внуков, - ответил человек.

-Мой  прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.

- А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? – спросил мудрец.

- Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! – ответил несчастный человек.

- Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! – сказал мудрец. – Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как сделать счастливыми своих детей и внуков!

А теперь поиграем. Я предлагаю вам перевоплотиться в родителей. Ведь мы тоже ими являемся и у каждого из нас своя семья. Наша с вами встреча пройдет дальше в виде тренинга.  Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает:

10% того, что слышит,

50% того, что видит,

70% того, что сам проговаривает,

90% того, что сам делает.

1 задание  Объясните  пословицы

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

В гостях хорошо, а дома лучше.

2 задание  Составьте план мероприятий выходного дня своей семьи

(пишут на бумаге)

3 задание  Проявление любви

Ведущий просит родителей по очереди продемонстрировать то, как они встречают ребёнка, приходя с работы.

4 задание  Выберите адекватный ответ

Ведущий предлагает родителям оценить следующие ситуации и рассказать, как бы они поступили в данном случае.

Ситуация 1.Вы заходите в комнату и видите, что ребёнок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваши слова:

- Сколько раз я тебе говорила, как надо играть.

- Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.

- Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребёнок и просит поиграть с ним. Ваши слова:

- Не сейчас, видишь,  я работаю.

-Займись чем-нибудь, вот возьми бумагу и порисуй.

- Я сейчас работаю и не могу поиграть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.

Ситуация 3. Ребёнок  приходит с улицы грязный. Ваши слова:

- Вечно ты приходишь с улицы как поросенок.

- Ты посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты!

- Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным. 

Рефлексия тренинга. Игра «Связующая нить»

Участники тренинга встают в круг и начинают передавать друг другу клубок ниток, разматывая его. Передавая клубок, родители рассказывают о впечатлениях от  тренинга, о том, что им показалось самым важным, полезным. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех участников сделали встречу интересной и познавательной.

Подведение итогов.

Сегодня мы поговорили о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви и о гармонизации детско-родительских отношений в семье. Родительская любовь принесёт ребёнку счастье, когда он будет видеть добрые отношения в семье, когда они будут вместе проводить свободное время и  интересоваться жизнью друг дуга.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Ситуация 1.Вы заходите в комнату и видите, что ребёнок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваши слова:

- Сколько раз я тебе говорила, как надо играть.

- Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.

- Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребёнок и просит поиграть с ним. Ваши слова:

- Не сейчас, видишь,  я работаю.

-Займись чем-нибудь, вот возьми бумагу и порисуй.

- Я сейчас работаю и не могу поиграть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.

Ситуация 3. Ребёнок  приходит с улицы грязный. Ваши слова:

- Вечно ты приходишь с улицы как поросенок.

- Ты посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты!

- Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для воспитателей ДОУ в рамках семинара « Актуальные проблемы или гармонизация детско-родительских отношений в семье»

Для воспитателей ДОУ в рамках семинара   « Актуальные проблемы или гармонизация детско-родительских отношений в семье»...

Семинар-практикум для родителей по теме: «Семейные традиции, как способ гармонизации детско-родительских отношений в семье»

Семинар-практикум для родителей по теме: «Семейные традиции, как способ гармонизации детско-родительских отношений в семье»...

Презентация для семинара-практикума для родителей "Гармонизация детско-родительских отношения"

Презентация для семинара-практикума для родителей  "Гармонизация детско-родительских отношения"...

Проектирование и реализация инициатив педагога в рамках социокультурного проекта семейного клуба по гармонизации детско-родительских отношений "Родительские пятницы"

В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ...

Клуб семейного дизайна «Умное родительство». Практикум по здоровьесбережению «Здоровье семьи сегодня - успешность ребенка завтра». Формирование культуры здоровья семьи, гармонизация детско-родительских отношений

В рамках встречи клуба семейного дизайна «Умное родительство», представлена методическая разработка массового мероприятия с элементами практикума «Здоровье семьи сегод...