Для воспитателей ДОУ в рамках семинара « Актуальные проблемы или гармонизация детско-родительских отношений в семье»
учебно-методический материал
Для воспитателей ДОУ в рамках семинара « Актуальные проблемы или гармонизация детско-родительских отношений в семье»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teks_seminara.docx | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Для воспитателей ДОУ в рамках семинара
« Актуальные проблемы или гармонизация детско-родительских отношений в семье»
Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 5»
Ноздрачева Оксана Дмитриевна
1 квалификационная категория
май 2018 год
г. Гусев
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции воспитателей в сфере детско-родительских отношений.
Ход:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю вам поговорить на тему: « Актуальные проблемы или гармонизация детско-родительских отношений в семье». Но прежде, небольшое отступление. Какая прекрасная и теплая погода за окном, май месяц, весна. Предлагаю вам выйти и встать рядом со мной. Я вам назову весенние цветы, и вы будете называть их по очереди.
Тюльпан, нарцисс, сирень…. Запомните, пожалуйста, кто какой цветок называет. Разделимся на три команды. Кто называл тюльпан, присаживаются сюда, нарциссы – здесь, и сирень – здесь (показываю педагогам, где занять места).
Какие все эти весенние цветы разные.
Тюльпан - гордый вид и строгий стан – это солнечный тюльпан. Он на клумбе поселился и весною распустился. (Слайд цветы 2)
Нарцисс - Листья, выпустил, как стрелы.
Он цветёт цветочком белым,
В серединке жёлт цветок,
Голову склоняет вбок,
Смотрит скромно-скромно вниз.
А красавца звать нарцисс.
Сирень - Словно гроздья винограда,
На кустах цветы цветут,
И лиловым своим цветом,
Лето в гости к нам зовут!
- Так и детско-родительские отношения в семьях тоже разные. И мы педагоги должны уметь налаживать, гармонизировать детско-родительские отношения в семьях и научить этому родителей. Наше государство тоже помогает нам в этом. Существуют нормативные документы, которым мы должны руководствоваться в своей деятельности.
Правовой основой в РФ являются нормативно-правовые документы: Конституция Российской Федерации от 09.01.1996 г.; Семейный кодекс Российской Федерации; Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г.; Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 14.05.1996г. № 712 « Об основных направлениях государственной семейной политики»; Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы; Указ Президента РФ от 15.01.1998г. № 29 « О Президентской программе « Дети России» на 1998-2000 годы». (Слайд 3)
Семья - это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.
В семье закладываются базисные основы и оттачиваются грани личности через приобщение её к духовным ценностям. Именно в семье ребенок включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. (Слайд 4)
Формула истиной родительской любви - «Люблю не, потому что ты хороший», а «люблю потому, что ты есть». (Слайд 5)
Правила для родителей:
- признание личности ребенка и его неприкосновенности.
-формирование адекватной самооценки.
- приобщение ребенка к реальным делам семьи.
- развивать силу воли ребенка.
- учить планировать.
- требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.
- научить общаться с другими детьми, людьми.
- формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность. (Слайд 6)
Нельзя забывать и о гармонизации зоны ближайшего развития ребенка (семьи) с зоной социализации - пространством дошкольного учреждения. Чем более тесным будет взаимодействие близких ребенку людей со средой ДОУ, тем легче и эффективнее протекает процесс социальной адаптации.
Основой успешности процесса социальной адаптации являются гармоничные детско-родительские отношения. (Слайд 7)
Рассматривая благополучие ребёнка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности, как одну из важнейших функций семьи, необходимо учитывать следующее:
1. Ребёнок - не просто продукт воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет своё поведение, отношение к семье и к себе самому. В определённой мере ребёнок - воспитатель себя.
2. Дети, вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления, иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.
3. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но и в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. (Слайд 8)
Нельзя забывать и о семейных ценностях:
(Взаимо) - выручка, понимание, уважение, любовь, согласие. (Слайд 9)
Важный показатель благополучной семьи - стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. И еще один признак благополучной семьи - открытость, добрые отношения с родственниками, с соседями, с друзьями и знакомыми. (Слайд 10)
Существуют так же и Проблемы семейного воспитания
- Дефицит ласки, который испытывают наши дети;
- Синдром опасного обращения с детьми - поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы. (Слайд 11)
Во многих семьях преобладает дефицит общения родителей с детьми.
Основными причинами, которые мешают, родителям общаться с ребенком являются:
- дефицит времени (66 %);
- усталость (10 %);
- недостаточная компетентность в воспитании детей (10 %). (Слайд 12)
На сегодня в России каждый 3 ребенок воспитывается в неполной или в материнской семье. В последние годы в нашей стране появляются и такие семьи, в которых родители озабочены проблемами карьеры, «делания» денег, где дети нежеланны и заброшены, отодвинутые на предпоследнее место в иерархии ценностей мамы и папы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются. (Слайд 13)
Любите и цените свою Семью! А.С.Макаренко писал:
«Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы». (Слайд 14)
Я хочу прочитать вам одну притчу. «Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей.
- Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? – спросил мудрец.
- Я страдаю для счастья своих детей и внуков, - ответил человек.
-Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.
- А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? – спросил мудрец.
- Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! – ответил несчастный человек.
- Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! – сказал мудрец. – Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как сделать счастливыми своих детей и внуков!
А теперь поиграем. Я предлагаю вам перевоплотиться в родителей. Ведь мы тоже ими являемся и у каждого из нас своя семья. Наша с вами встреча пройдет дальше в виде тренинга. Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает:
10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что сам проговаривает,
90% того, что сам делает.
1 задание Объясните пословицы
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
В гостях хорошо, а дома лучше.
2 задание Составьте план мероприятий выходного дня своей семьи
(пишут на бумаге)
3 задание Проявление любви
Ведущий просит родителей по очереди продемонстрировать то, как они встречают ребёнка, приходя с работы.
4 задание Выберите адекватный ответ
Ведущий предлагает родителям оценить следующие ситуации и рассказать, как бы они поступили в данном случае.
Ситуация 1.Вы заходите в комнату и видите, что ребёнок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваши слова:
- Сколько раз я тебе говорила, как надо играть.
- Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
- Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребёнок и просит поиграть с ним. Ваши слова:
- Не сейчас, видишь, я работаю.
-Займись чем-нибудь, вот возьми бумагу и порисуй.
- Я сейчас работаю и не могу поиграть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.
Ситуация 3. Ребёнок приходит с улицы грязный. Ваши слова:
- Вечно ты приходишь с улицы как поросенок.
- Ты посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты!
- Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.
Рефлексия тренинга. Игра «Связующая нить»
Участники тренинга встают в круг и начинают передавать друг другу клубок ниток, разматывая его. Передавая клубок, родители рассказывают о впечатлениях от тренинга, о том, что им показалось самым важным, полезным. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех участников сделали встречу интересной и познавательной.
Подведение итогов.
Сегодня мы поговорили о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви и о гармонизации детско-родительских отношений в семье. Родительская любовь принесёт ребёнку счастье, когда он будет видеть добрые отношения в семье, когда они будут вместе проводить свободное время и интересоваться жизнью друг дуга.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Ситуация 1.Вы заходите в комнату и видите, что ребёнок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваши слова:
- Сколько раз я тебе говорила, как надо играть.
- Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
- Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребёнок и просит поиграть с ним. Ваши слова:
- Не сейчас, видишь, я работаю.
-Займись чем-нибудь, вот возьми бумагу и порисуй.
- Я сейчас работаю и не могу поиграть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.
Ситуация 3. Ребёнок приходит с улицы грязный. Ваши слова:
- Вечно ты приходишь с улицы как поросенок.
- Ты посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты!
- Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие воспитателя с родителями в гармонизации детско – родительских отношений, влияющих на социализацию детей
консультация для родителей...
Программа повышения квалификации педагогов по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи как средство гармонизации детско - родительских отношений»
Программа направлена на повышение мотивации участников образовательного процесса....
Для воспитателей ДОУ в рамках семинара « Актуальные проблемы или гармонизация детско-родительских отношений в семье»
Для воспитателей ДОУ в рамках семинара « Актуальные проблемы или гармонизация детско-родительских отношений в семье»...
Семинар-практикум для родителей по теме: «Семейные традиции, как способ гармонизации детско-родительских отношений в семье»
Семинар-практикум для родителей по теме: «Семейные традиции, как способ гармонизации детско-родительских отношений в семье»...
Презентация для семинара-практикума для родителей "Гармонизация детско-родительских отношения"
Презентация для семинара-практикума для родителей "Гармонизация детско-родительских отношения"...
Проектирование и реализация инициатив педагога в рамках социокультурного проекта семейного клуба по гармонизации детско-родительских отношений "Родительские пятницы"
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ...
Клуб семейного дизайна «Умное родительство». Практикум по здоровьесбережению «Здоровье семьи сегодня - успешность ребенка завтра». Формирование культуры здоровья семьи, гармонизация детско-родительских отношений
В рамках встречи клуба семейного дизайна «Умное родительство», представлена методическая разработка массового мероприятия с элементами практикума «Здоровье семьи сегод...