Консультация для воспитателей «Значение музыкально – дидактических игр в жизни ребёнка»
консультация

Бекетова Мария Евгеньевна

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Значение музыкально – дидактических игр в жизни ребёнка»

 Музыкальный руководитель

Бекетова М.Е.

Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой. Виды музыкальной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. К ним относятся: пение, слушание, движение под музыку, игра на инструментах, музыкально-дидактические игры.

Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших видов музыкальной деятельности т.к. объединяют все виды музыкальной деятельности.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении

музыкально – дидактических игр

Игра – прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально). Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель на консультации объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они сами могут участвовать в игре.

Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Для того, чтобы развивать в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объём умений и навыков детей своей группы.

В настоящее время большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей, поэтому необходимо включать в работу такие музыкально-дидактические игры, которые направлены на развитие творческих способностей детей. Например, «Музыкальная книжка», «Музыкальное домино», «Музыкальное лото» и др. Пособия и игры красочно оформляются (при этом используются рисунки и иллюстрации из старых детских книг и журналов). Такие игры в основном организуются в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя.

Младшая группа. В этой группе используются более широко, чем ранее, с целью развития музыкального слуха и сенсорных способностей. Муз. руководитель знакомит и разучивает игру, затем дети учат игру вместе с воспитателем. На последнем этапе дети уже могут играть самостоятельно, проявляя инициативу, а взрослый способствует тому, чтобы игра вошла в их повседневную жизнь.

Средняя группа. Музыкально-дидактические игры продолжают способствовать развитию сенсорных способностей детей, стимулируют их на узнавание, сравнение или выделение выразительных средств (высота звучания, тембр, динамика, ритм). После того, как игра выучена, она переносится в самостоятельную игровую деятельность детей.

Старшая группа. В старшей группе технология дидактической игры та же, что и в средней группе.

Подготовительная к школе группа. Они остаются эффективным средством формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей. В данной группе особое место занимают дидактические игры, придуманные по аналогии, с которыми они знакомятся на занятиях.  

Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти детей

«Передай ритм»

  Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Последний в цепочке отстукивает ритм на плече того, за кем стоит и тот передаёт ритм следующему ребёнку, последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт ритм», хлопая в ладоши. Ведущим может быть воспитатель. Дети могут также сидеть на стульчиках друг за другом.

«Музыкальные стульчики»

  Стулья стоят по кругу, на каждом муз. инструмент. Дети идут по кругу, по сигналу берут тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

Развитие внутреннего слуха

«Прячем мелодию»

Дети начинают петь хорошо знакомую песню; затем по условному знаку (хлопок, притоп) продолжают петь про себя, т.е. беззвучно; по другому знаку снова вслух. В игре могут принимать участие как один ребёнок, так и несколько детей. Вариант игры: дети поют мелодию по условному знаку с различными динамическими оттенками.

Развития чувства ритма

«Учитесь танцевать»

Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких», - говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка"

Виды музыкальной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. К ним относятся: пение, слушание, движение под музыку, игра на инструментах, музыкально-дидактические игры.Музыкально-дидактические и...

Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка и использование их в самостоятельной деятельности.

Консультация для воспитателей, в которой раскрывается значение музыкально-дидактических игр, роль воспитателя в оформлении, организации и проведении их в самостоятельной музыкальной деятельности детей...

Методическая разработка на тему: "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка"

Значение дидактических игр в жизни ребёнка, влияние на развитие....

2017-2018 Консультация для воспитателей "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка "

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике....

Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка и использование их в самостоятельной деятельности.

Музыкально-дидактические игры в детском саду  являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позваляет приобщать к активному восприятию музыки.  Познакомившись с э...

"Значение музыкально- дидактических игр в жизни ребёнка и использование их в самостоятельной деятельности" Консультация для педагогов и родителей.

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Конультация для педагогов и родителей....