Планирование образовательной деятельности по теме "Народная культура и традиции" в старшей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Период: с 11.03.2019г. – по 22.03.2019г.
Тема: «Народная культура и традиции»
Мотивация: Расскажи друзьям о народной культуре и традициях.
Цель (как предполагаемый результат):
- называют предметы традиционной бытовой культуры русского народа: избу, домашнюю утварь (печь, лавка, прялка, самовар, и др.), орудия труда.
- называют виды народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), их характерные особенности;
- называют особенности народных традиций и обычаев. Знакомы с русским фольклором – песни, танцы, сказки, потешки.
- называют и различают на слух тембры музыкальных инструментов (гусли, балалайка, гармонь, трещотки, ложки); их особенности.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Обычаи и традиции русского народа»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Период: с 11.03.2019г. – по 22.03.2019г.
Тема: «Народная культура и традиции»
Мотивация: Расскажи друзьям о народной культуре и традициях.
Цель (как предполагаемый результат):
- называют предметы традиционной бытовой культуры русского народа: избу, домашнюю утварь (печь, лавка, прялка, самовар, и др.), орудия труда.
- называют виды народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), их характерные особенности;
- называют особенности народных традиций и обычаев. Знакомы с русским фольклором – песни, танцы, сказки, потешки.
- называют и различают на слух тембры музыкальных инструментов (гусли, балалайка, гармонь, трещотки, ложки); их особенности.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Обычаи и традиции русского народа»
Взаимодействие с семьей | |
Мероприятие | Продукт деятельности |
Изготовление игры-классификации «Виды народного искусства» | Игра-классификация «Виды народного искусства» |
Оформление альбома «Сказочная гжель», «Изба на Руси» | Альбом «Сказочная гжель», «Изба на Руси» |
День недели, дата | Временные отрезки дня | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС | |||||
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||||||
Понедельник 11.03.2019г. | I половина дня | 1.Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром). Тема: «Жизнь и быт русского народа». Цель: называют особенности русского быта, традиции и обычаи. Знакомы с русским фольклором – песни, танцы, сказки, потешки. Вид деятельности: - познавательно-исследовательская; - коммуникативная; - игровая
2.Музыка. Тема: «Как у наших ворот – развеселый хоровод» Цель: самостоятельно меняют движения со сменой музыки, выполняют танцы ритмично, в характере музыки; эмоционально доносят танец до зрителя. Вид деятельности: - музыкальная; - игровая; - двигательная | Д/и изо: «Поможем художнику» Цель: составляют узор из элементов хохломской росписи, на основе заданной схемы основного узора. Пальчиковая гимнастика: «Дымковские барышни» Беседа, игра (формирование гендерной, гражданской семейной принадлежности) «Чем играли наши бабушки» Цель: познакомить с историей и разнообразием народных игрушек. Индивидуальная работа с Максимом Р. и Алисой Ш. «Собери матрешку» Настольно – печатные игры. Лото «Народные промыслы» Цель: развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие. Прогулка № 1 (I половина дня) Индивидуальная работа с Лизой А. и Никитой Д. | Центр: «Фантазеры» Материал: - ножницы; - образцы для вырезания «Вырежи по образцу» (матрешки, дымковские игрушки и т.д.) Вид детской деятельности: - изобразительная; - самообслуживание | ||||
II половина дня | 3.Физическая культура на прогулке. Игровые упражнения: 1. «Ловкие ребята» 2. «Кто быстрее» 3. П\и «Карусель» Вид деятельности: - двигательная; - игровая | Гимнастика после дневного сна. Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» Цель: познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. Обогатить словарь детей словами: (пуд, межа, соха, дары.) Игры малой подвижности, подвижные. «Карусель» Цель: развивать умение выполнять движения соответствующие тексту. Театрализованные игры «Емеля» Цель: закреплять выразительные приемы создания образа своего героя. Самостоятельная деятельность Элементарный бытовой труд «Протрем стульчики» Цель: воспитывать желание работать сообща, помогать взрослым. Прогулка № 1 (II половина дня) Индивидуальная работа с Полиной П. и Артемом Р. | Центр: «Дом книги» Материал: - иллюстрации избы, её внешнего и внутреннего убранства. Просмотр альбома «Изба на Руси» Вид детской деятельности: - познавательно – исследовательская; - коммуникативная | |||||
День недели, дата | Временные отрезки дня | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС | |||||
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||||||
Вторник 12.03.2019г. | I половина дня | 1.Развитие речи. Тема: «Составление описательного рассказа о хохломской росписи» Цель: составляют описательный рассказ о хохломской росписи. Вид деятельности: - коммуникативная - игровая 2.Физическая культура. Тема: «Метание мешочков в вертикальную цель правой и левой рукой» Цель: упражнять в метании мешочков в вертикальную цель правой и левой рукой. Вид деятельности: - двигательная; - игровая | Д/и ребенок и окружающий мир: «Одень куклу в народный костюм» Цель: называют элементы русского народного костюма. Пальчиковая гимнастика: «Дымковские барышни» Беседа, игра (ОБЖ) «Опасно-не опасно» Цель: развивать умение отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развитии ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи. Индивидуальная работа с Катей Н. и Степой Д. «Ручки, ножки, огуречик – вот и вышел человечек» (блоки Дьенеша) Цель: развивать умение из готовых форм выкладывать фигуру человека. Настольно – печатная игра: «Найди пару» Цель: формировать умение ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание. Целевая прогулка № 2 (I половина дня) Индивидуальная работа с Мишей Б. и Настей Д. | Центр: «Светофорчик» Материал: - макет города; - пожарная часть; - машины Сюжетно – ролевая игра: «Пожарная часть» Вид детской деятельности: - игровая; - коммуникативная | ||||
II половина дня | 3. Рисование. Тема: «Дымковская барышня» Цель: равномерно покрывают контур фигуры, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставят мазки, точки и другие элементы. Вид деятельности: - изобразительная; - самообслуживание | Гимнастика после дневного сна. Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение «В городе Скороговора» Цель: закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора; воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам. Игры малой подвижности, подвижные. «Гори, гори ясно!» Цель: развивать выдержку, ориентировку в пространстве. Познавательно – исследовательская деятельность: «Глина и ее свойства» Цель: выяснить свойства глины, определить почему ее используют при изготовлении посуды. Самостоятельная деятельность
С/р игра: «Магазин сувениров» Игровая ситуация «Подбери пару» Цель: развитие тактильных ощущений. Прогулка № 2 (II половина дня) Индивидуальная работа с Кириллом М. и Яной Г. | Центр: «Клуб юных математиков» Материал: - кубики Никитина «Сложи узор» Вид детской деятельности: - познавательно-исследовательская | |||||
День недели, дата | Временные отрезки дня | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС | |||||
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||||||
Среда 13.03.2019г. | I половина дня | 1. Познавательное развитие (ФЭМП). Тема: «Деление целого на равные части». Цель: делят целое на равные части, показывают и называют части: «одна вторая», «одна четвертая», «половина»; делают вывод, что часть меньше целого, целое больше части. Вид деятельности: - познавательно-исследовательская; - двигательная; - игровая 2. Музыка. Тема: «Как у наших ворот – развеселый хоровод» Цель: удерживают тонику, не выкрикивают окончание; поют пиано и меццо, пиано с сопровождением и без. Вид деятельности: - музыкальная; - игровая; - двигательная | Д/и развитие речи: «Закончи пословицу» Цель: подбирают к началу пословицы ее окончание. Пальчиковая гимнастика: «Дымковские барышни»
Индивидуальная работа с Василисой А. и Кириллом Н. «Найди лишнее» Цель: закреплять представления о старинных русских головных уборах. Настольно-печатная игра: «Собери пословицу» Цель: упражнять в умении подбирать к началу пословицы ее окончание, развивать умение понимать смысл пословиц. Прогулка № 3 (I половина дня) Индивидуальная работа с Ксюшей К. и Славой П. | Центр: «Игралочка» Материал: - бумажные куклы; - элементы одежды русского народного костюма «Оденем куклу в народный костюм» Вид детской деятельности: - коммуникативная - познавательно-исследовательская | ||||
II половина дня | 3. Лепка/Аппликация. Тема: «Филимоновская игрушка» Цель: лепят из пластилина филимоновскую игрушку, украшают её узорами, правильно используя основные цвета промысла. Вид деятельности: - изобразительная; - самообслуживание | Гимнастика после дневного сна. Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников» Цель: закрепить представление о роли человека-труженика. Игры малой подвижности, подвижные. «Третий лишний» Цель: развивать умение соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега. Образовательная деятельность «Я – Ты – Мы»: «Твои поступки и чувства других» Просмотр презентации по теме «Настроение человека» Цель: Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. Самостоятельная деятельность Ручной труд «Карусель» Цель: развивать умения в вырезании симметричных форм. Прогулка № 3 (II половина дня) Индивидуальная работа с Игнатом З. и Сашей М. | Центр: «Веселые нотки» Материал: - бубны; - колокольчики; - деревянные ложки; - дудочки; «На чем я играю?» Вид детской деятельности: - музыкальная; - игровая |
День недели, дата | Временные отрезки дня | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС | |
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Четверг 14.03.2019г. | I половина дня | 1.Развитие речи (ЗКР). Тема: «Звуки Л, Л и буква «Л». Цель: правильно и четко произносят звуки Л, Л в слогах, словах, предложениях. Вид деятельности: - коммуникативная; - игровая 2.Рисование. Тема: «Завиток». Цель: рисуют завитки, выделяя основные элементы и цвет хохломской росписи. Свободно и легко концом кисти рисуют завитки в разные стороны. Вид деятельности: - изобразительная; - самообслуживание | Д/и ФЭМП: «Хватит ли?» Цель: видят равенство и неравенство групп предметов разного размера, делают вывод: что число не зависит от размера. Пальчиковая гимнастика: «Чем пахнут ремесла» Беседа, игра (нравственно – патриотического, этического содержания). «Россия мастерами славится» Цель: приобщать детей к народному искусству, расширять знания о труде взрослых. Индивидуальная работа с Алешей Л. и Андреем Б. «Четвертый лишний» Цель: развивать умение объединять предметы по определенному свойству. Настольно-печатные игры: «Составь узор» Цель: продолжать знакомство с городецкой росписью, закреплять умение составлять узор на разных формах: солонка, ковш-утица, разделочная доска, тарелка. Прогулка № 4 (I половина дня) Индивидуальная работа с Максимом Р. и Алисой Ш. | Центр: «Фантазеры» Материал: - картон - цветные карандаши - ножницы «Вырежи русского богатыря» Вид детской деятельности: - изобразительная - самообслуживание |
II половина дня | Гимнастика после дневного сна. Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» Цель: вызвать эмоциональный отклик детей, воспитывать желание внимательно слушать стихотворный текст. Игры – забавы, игры малой подвижности, подвижные. «Иголочка, ниточка узелок»» Цель: развивать умение ходить и бегать, меняя направления, в колонне по одному, играть дружно. Культурно – досуговая деятельность (развлечение) «Народные забавы» Цель: развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями. Самостоятельная деятельность Прогулка № 4 (II половина дня) Индивидуальная работа с Мишей Б. и Яной Г. | Центр: «Веселые нотки» Материал: - колокольчики - бубен - барабан «Угадай, что звучит?» Вид детской деятельности: - музыкальная | ||
День недели, дата | Временные отрезки дня | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС | |
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Пятница 15.03.2019г. | I половина дня | 1.Физическая культура. Тема: «Прыжки в высоту с разбега (высота 30 см)». Цель: упражнять в прыжках в высоту с разбега (высота 30 см). Вид деятельности: - двигательная; - игровая 2.Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром). Тема: «В гостях у бабушки Арины» Цель: называют предметы традиционной бытовой культуры русского народа: избу, домашнюю утварь (печь, лавка, прялка, самовар, и др.), орудия труда. Вид деятельности: - познавательно-исследовательская; - коммуникативная; - двигательная; - игровая | Музыкальная д/и «Послушай, повтори» Цель: различают и воспроизводят ритмический рисунок (игра на музыкальных инструментах). Пальчиковая гимнастика: «Чем пахнут ремесла» Беседа, игра (ПДД). «Для чего нужно знать и выполнять Правила Дорожного Движения» Цели: расширение представления о правилах дорожного движения. Индивидуальная работа с Алешей Л. и Ариной М. «Расскажи про свой узор» Цель: закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу. Настольно-печатные игры: «Что было – что стало» Цель: закреплять представление о старинных русских предметах быта и об их современных заместителях. Прогулка № 5 (I половина дня) Индивидуальная работа с Евой С. и Игнатом З. | Центр: «Фантазеры» Материал: - раскраски (дымковские игрушки); - карандаши; - гуашь; - кисточки «Раскрасим дымковскую игрушку» Вид детской деятельности: - изобразительная - самообслуживание |
II половина дня | Гимнастика после дневного сна. Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение стихотворения Г. Громыко «Дымка» Цель: развивать интерес к чтению поэтических произведений. Игры малой подвижности, подвижные. «Колпачок» Цель: закрепление умения действовать соответственно тексту. Конструирование из различных материалов «Избушка» Цель: развивать умение сооружать элементарную постройку из различных материалов (пробки, кубики, конструктор). С/р игра «Ярмарка» Цель: Формирование целостного представления о ярмарочных гуляниях на Руси. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, создавать у них радостное настроение. Поддерживать интерес детей к русским народным традициям. Самостоятельная деятельность Элементарный бытовой труд «Порядок в центрах» Цель: развивать умение самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в центрах. Прогулка № 5 (II половина дня) Индивидуальная работа с Настей Д. и Артемом Р. | Центр: «Дом книги» Материал: - тематический альбом «Декоративно-прикладное искусство» Рассматривание иллюстраций тематического альбома «Декоративно-прикладное искусство» Вид детской деятельности: - познавательно-исследовательская |
День недели, дата | Временные отрезки дня | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС | |||||
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||||||
Понедельник 18.03.2019г. | I половина дня | 1.Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром). Тема: «На ярмарке русских народных инструментов». Цель: называют и различают на слух тембры музыкальных инструментов (гусли, балалайка, гармонь, трещотки, ложки); их особенности. Вид деятельности: - познавательно-исследовательская; - коммуникативная; - игровая 2.Музыка. Тема: «Как у наших ворот – развеселый хоровод» Цель: выражают положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений. Вид деятельности: - музыкальная; - игровая; - двигательная | Д/и изо: «Составь узор» Цель: составляют узор из элементов городецкой росписи на разных формах: солонка, разделочная доска, тарелка. Пальчиковая гимнастика: «Дымковские барышни» Беседа, игра (формирование гендерной, гражданской семейной принадлежности) «Как любят одеваться мальчики и девочки» Цель: развивать умение различать людей разного возраста и пола, учить выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий. Индивидуальная работа с Яной Г. и Степой Д. «Неделя» Настольно – печатные игры. Лото «Народные промыслы» Цель: развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие. Прогулка № 6 (I половина дня) Индивидуальная работа с Игнатом З. и Мишей Б. | Центр: «Фантазеры» Материал: - раскраски - цветные карандаши «Раскрась по образцу» (матрешки, дымковские игрушки и т.д.) Вид детской деятельности: - изобразительная; - самообслуживание | ||||
II половина дня | 3.Физическая культура на прогулке. Игровые упражнения: 1. «Канатоходец» 2. «Быстро передай» 3. П\и «Удочка» Вид деятельности: - двигательная; - игровая | Гимнастика после дневного сна. Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка» Цель: развивать умение внимательно слушать произведение, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость. Игры малой подвижности, подвижные. «Гуси-лебеди» Цель: развивать умение выполнять движения соответствующие тексту. Театрализованные игры «Емеля» Цель: закреплять выразительные приемы создания образа своего героя. Самостоятельная деятельность Элементарный бытовой труд «Ремонт книг» Цель: воспитывать желание работать сообща, помогать взрослым. Прогулка № 6 (II половина дня) Индивидуальная работа с Василисой А. и Дашей Л. | Центр: «Дом книги» Материал: - иллюстрации избы, её внешнего и внутреннего убранства. Просмотр альбома «Изба на Руси» Вид детской деятельности: - познавательно – исследовательская; - коммуникативная | |||||
День недели, дата | Временные отрезки дня | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС | |||||
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||||||
Вторник 19.03.2019г. | I половина дня | 1.Развитие речи. Тема: «Составление связного рассказа «Традиции русского народа» по серии сюжетных картин». Цель: составляют связный рассказ «Традиции русского народа» по серии сюжетных картин. Вид деятельности: - коммуникативная - игровая 2.Физическая культура. Тема: «Лазание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и ступни» Цель: упражнять в лазании по гимнастической скамейке с опорой на ладони и ступни. Вид деятельности: - двигательная; - игровая | Д/и ребенок и окружающий мир: «Русский сувенир» Цель: называют особенности изделий Филимоново, Дымково, Хохломы, Гжели (назначение, игрушки, посуда, форма, цвета росписи). Пальчиковая гимнастика: «Дымковские барышни» Беседа, игра (ОБЖ) «Как вести себя во время проведения подвижных игр» Цель: развитие умения контролировать свое поведение, прислушиваться к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми, соблюдение правил безопасности во время проведения подвижных игр (не толкаться, не ставить подножки и т.д.). Индивидуальная работа с Никитой Д. и Ариной М. «Обручи» (блоки Дьенеша) Цель: развивать умение классифицировать геометрические фигуры по двум свойствам (размер-цвет, толщина-форма) Настольно – печатная игра: «Найди пару» Цель: формировать умение ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание. Целевая прогулка № 7 (I половина дня) Индивидуальная работа с Мироном И. и Катей Н. | Центр: «Фантазеры» Материал: - акварель - кисти - баночки для воды - листы белой бумаги «Закладка для книги» («Городецкий цветок») Вид детской деятельности: - изобразительная - самообслуживание | ||||
II половина дня | 3. Рисование. Тема: «Городецкая роспись» Цель: рисуют элементы росписи, составляя оттенки цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок). Вид деятельности: - изобразительная; - самообслуживание | Гимнастика после дневного сна. Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Цель: развивать умение видеть особенности построения произведения, предугадывать повторяющиеся события. Формировать художественный вкус, развивать воображение. Игры малой подвижности, подвижные. «Гори, гори ясно!» Цель: развивать выдержку, ориентировку в пространстве. Познавательно – исследовательская деятельность: «Разные отражения» Цель: понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. Самостоятельная деятельность
С/р игра: «Магазин сувениров» Цель: развитие тактильных ощущений. Прогулка № 7 (II половина дня) Индивидуальная работа с Кириллом Н. и Ксюшей К. | Центр: «Клуб юных математиков» Материал: - кубики Никитина «Уникуб» Вид детской деятельности: - познавательно-исследовательская | |||||
День недели, дата | Временные отрезки дня | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС | |||||
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||||||
Среда 20.03.2019г. | I половина дня | 1. Познавательное развитие (ФЭМП). Тема: «Ориентировка во времени». Цель: называют последовательность дней недели, части суток (утро, день, вечер, ночь). Вид деятельности: - познавательно-исследовательская; - двигательная; - игровая 2. Музыка. Тема: «Как у наших ворот – развеселый хоровод» Цель: различают средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие речевым, интонируют мелодию в пределах октавы. Вид деятельности: - музыкальная; - игровая; - двигательная | Д/и развитие речи: «Выставка старинных вещей» Цель: описывают старинные предметы русского быта. Пальчиковая гимнастика: «Дымковские барышни»
Индивидуальная работа с Лизой А. и Артемом Р. «Найди лишнее» Цель: закреплять представления об элементах русского народного костюма. Настольно-печатная игра: «Собери пословицу» Цель: упражнять в умении подбирать к началу пословицы ее окончание, развивать умение понимать смысл пословиц. Прогулка № 8 (I половина дня) Индивидуальная работа с Мироном И. и Полиной П. | Центр: «Хочу все знать» Материал: - картинки о русских богатырях, их оружии, доспехах. «Русские богатыри» Вид детской деятельности: - коммуникативная - познавательно-исследовательская | ||||
II половина дня | 3. Лепка/Аппликация. Тема: «Русский народный костюм» Цель: составляют узоры по мотивам народного искусства – украшают сарафан и рубаху; аккуратно обводят по контуру, вырезают, правильно размещают детали на бумаге. Вид деятельности: - изобразительная; - самообслуживание | Гимнастика после дневного сна. Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение глав из книги Т. Александровой «Домовёнок Кузя» Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. Предложить придумать новые приключения домовенка, развивать фантазию, вербальное воображение, активизировать словарь. Игры малой подвижности, подвижные. «Третий лишний» Цель: развивать умение соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега. Образовательная деятельность «Я – Ты – Мы»: «Спорящие лица» Дидактическая игра «Весело - грустно». Цель: познакомить с различными проявлениями негативных эмоций. Самостоятельная деятельность Ручной труд «Русская традиционная кукла Куватка» Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Прогулка № 8 (II половина дня) Индивидуальная работа с Дашей Б. и Евой С. | Центр: «Петрушка» Материал: - атрибуты к настольному театру «Три медведя» Настольный театр «Три медведя» Вид детской деятельности: - коммуникативная - игровая |
День недели, дата | Временные отрезки дня | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС | |
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Четверг 21.03.2019г. | I половина дня | 1.Развитие речи (ЗКР). Тема: «Звуки Л, Л и буква «Л». (закрепление). Цель: правильно и четко произносят звуки Л, Л в слогах, словах, предложениях. Вид деятельности: - коммуникативная; - игровая 2.Рисование. Тема: «Русская матрешка». Цель: рисуют матрешку с натуры, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на фартуке, платке). Вид деятельности: - изобразительная; - самообслуживание | Д/и ФЭМП: «Выйди из леса» блоки Дьенеша Цель: ориентируются на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху» и т.д. Пальчиковая гимнастика: «Чем пахнут ремесла» Беседа, игра (нравственно – патриотического, этического содержания). «Правила поведения в игре» Цель: закрепить знания детей о правилах поведения в играх. Индивидуальная работа с Максимом Р. и Полиной П. «Четырехугольники» Цель: развивать умение конструировать фигуры из счетных палочек. Настольно-печатные игры: «Какие предметы придумал кузнец, а какие гончар?» Цель: закреплять знания о различных материалах, из которых сделаны предметы: металле, глине. Прогулка № 9 (I половина дня) Индивидуальная работа с Кириллом М. и Настей Д. | Центр: «Фантазеры» Материал: - картон - цветные карандаши - ножницы «Наряд для русской барышни» Вид детской деятельности: - изобразительная - самообслуживание |
II половина дня | Гимнастика после дневного сна. Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение русской народной сказки «Финист-ясный сокол» Цель: воспитывать чувство сострадания к окружающим. Игры – забавы, игры малой подвижности, подвижные. «Хвост Бабы Яги» Цель: развивать умение ходить и бегать, меняя направления, в колонне по одному, играть дружно. Культурно – досуговая деятельность (развлечение) «Чудеса-кудеса» Цель: развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями. Самостоятельная деятельность Прогулка № 9 (II половина дня) Индивидуальная работа с Ариной М. и Сашей М. | Центр: «Веселые нотки» Материал: - колокольчики - бубен - барабан «На чем я играю?» Вид детской деятельности: - музыкальная | ||
День недели, дата | Временные отрезки дня | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС | |
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Пятница 22.03.2019г. | I половина дня | 1.Физическая культура. Тема: «Прыжки правым и левым боком через шнур». Цель: упражнять в прыжках правым и левым боком через шнур. Вид деятельности: - двигательная; - игровая 2.Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром). Тема: Путешествие по карте «Промыслы России» Цель: называют виды народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), их характерные особенности. Вид деятельности: - познавательно-исследовательская; - коммуникативная; - двигательная; - игровая | Музыкальная д/и «Третий лишний» Цель: классифицируют музыкальные инструменты по видам (духовые, клавишные и т.д) Пальчиковая гимнастика: «Чем пахнут ремесла» Беседа, игра (ПДД). «Собери знак» Цели: расширение представления о правилах дорожного движения. Индивидуальная работа с Дашей Л. и Славой П. «Составь узор» Цель: закреплять умение составлять узор на разных формах: солонка, разделочная доска, тарелка. Настольно-печатные игры: «Что было – что стало» Цель: закреплять представление о старинных русских предметах быта и об их современных заместителях. Прогулка № 10 (I половина дня) Индивидуальная работа с Катей Н. и Максимом Р. | Центр: «Фантазеры» Материал: - раскраски (предметы чайного сервиза); - карандаши; - гуашь; - кисточки «Раскрасим сервиз гжельской росписью» Вид детской деятельности: - изобразительная - самообслуживание |
II половина дня | Гимнастика после дневного сна. Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение стихотворения Н. Радченко «На полке куколка стоит, она скучает и грустит…» Цель: развивать интерес к чтению поэтических произведений. Игры малой подвижности, подвижные. «Карусель» Цель: закреплять умение выполнять движения соответственно тексту. Конструирование из различных материалов «Русская печка» Цель: развивать умение располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу. С/р игра «Ярмарка» Цель: Формирование целостного представления о ярмарочных гуляниях на Руси. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, создавать у них радостное настроение. Поддерживать интерес детей к русским народным традициям. Самостоятельная деятельность Элементарный бытовой труд «Порядок в центрах» Цель: развивать умение самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в центрах. Прогулка № 10 (II половина дня) Индивидуальная работа с Лизой А. и Мироном И. | Центр: «Дом книги» Материал: - тематический альбом «Сказочная гжель» Рассматривание иллюстраций тематического альбома «Сказочная гжель» Вид детской деятельности: - познавательно-исследовательская |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового мероприятия.
Развлечение «Обычаи и традиции русского народа» в старшей группе общеразвивающей направленности.
Цель: Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа
Программные задачи:
1. Образовательные: Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
2. Развивающие : Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
3. Воспитательные: Прививать любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно - прикладном искусстве.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Предварительная работа:
Знакомство с деревянными и глиняными изделиями в русской избе, игра на ложках, лепка и роспись Дымковской игрушки, изготовление и роспись матрешки, заучивание пословиц, загадок, русских народных игр.
Оборудование:
Макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундучок, ухват, чугунок, деревянное корыто, самовар), глиняные игрушки сделанные детьми, каравай, баранки.
Ход:
Все дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы.
Заходят в зал и выстраиваются полукругом.
Воспитатель:
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…
Дети хором: Сказка, в гости приходи!
(Дети образовывают круг и исполняют хороводную песню)
(Вбегает девочка, разнимает руки и попадает в круг, громка плачет)
Девочка:
Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)
Воспитатель: Здравствуй девочка ( девочка кивает головой)
Ребенок:
Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка - коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Девочка: Ой! Вы кто?
Воспитатель: Я мама, а это все мои дети
.
Девочка: Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.
Воспитатель: А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.
Девочка: А это что ваш дом?
Воспитатель: Как дети у нас дом называю?
Ответы детей: (избой)
А самую большую комнату?
Ответы детей: горницей?
Девочка: А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.
Воспитатель: Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя), -поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.
Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.
Горница у нас небольшая
Да красивая какая!
На убранство погляди.
Иди Вера про печь нам расскажи!
Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Воспитатель: А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.
Физминутка:
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
(Дети садятся на лавки)
Воспитатель:
Печь – это символ добродетели и тепла.
Дети зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)
Все в избе сделано из дерево или глины. Рядом с лавками стоит сундук, украшенный разными узорами. В сундуке храним одежду, которую сами сшили и вышили. Сейчас мы и гостью нашу нарядим. (надевают девочке сарафан). На лавках и сундуках мы спим, ведь не всем хватает места на печи. Ну, ребята выходите всё в избе нам покажите.
Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь:
У печи стоят важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
(воспитатель достает ухватом чугунок из печки и ставит на стол)
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варим в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в кувшине.
Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Греется он на углях,
И живет во всех дворах.
Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.
Деревянные ложки —
Постучи-ка немножко.
Хочешь — вальс играй,
А хочешь — суп хлебай!
Варенька, а ты знаешь, что ложками не только ели, а еще и весело шумели.
Мы сейчас покажем наш «Шумовой оркестр»
(дети садятся за стол)
Девочка: А зачем вам такой длинный стол?
Воспитатель: Стол – это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств является застолье: семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.
Ребенок:
У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.
Воспитатель:
Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом?
Ответы детей: (бить, влезать на него детям, садиться.)
Воспитатель:
Дети, вспомним, какие вы знаете пословицы про семью.
Когда семья вместе, и душа на месте.
В дружной семье и в холод тепло.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Дружная семья не знает печали.
Семья в куче, не страшна и туча.
Везде хорошо, но дома лучше.
Воспитатель:
А ещё за столом зимними вечерами изготавливаем глиняную посуды (ставят на стол кувшины), игрушки из глины лепим, а потом ставим их на окно, чтобы они нас всю зиму от злого глаза оберегали, а весной с игрушками на праздник свистуньи пойдем – свистеть и продавать их будем.
Девочки идите, поставьте игрушки на подоконник.
Девочка: Для работы вечером нужен свет. А электричества у вас нет?
Воспитатель: Принеси Максим покажи, чем мы освещалась горницу вечером?
(Ребенок приносит и ставит подсвечник со свечкой на стол, зажигаем.)
Воспитатель: Дети, а еще чем?
Ответы детей: Лучиной
Воспитатель: пока она горит она освещает горницу, как только она прогорит зажигали новую.
Воспитатель: Что такое лучина?
Ответы детей: Это палочка, деревянная палочка,
Девочка: Грустно у вас, телевизора нет, музыки нет.
Воспитатель: Коли народ невесел
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Золотые ворота»
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
(играем 3-4 раза)
Воспитатель: Любим мы чаёвничать !!!
Воспитатель: А из чего мы чаек попьем?
Ответы детей: Из самовара.
Воспитатель: Ну-ка Вера расскажи нам про самовар?
Ребенок:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Воспитатель: (держит в руках каравай)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Воспитатель: Ой, а что такое рушник?
Ответы детей: Полотенце!
Воспитатель: Дети что такое рушник? (полотенце)
Ребенок:
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары – бары – растабары
Выпьем чай из самовара.
Воспитатель:
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней погляжу.
Загадки:
1.Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
2.Чугунок очень рад,
Что его схватил …(ухват)
3.Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок).
4.Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Название открыто,
Но эта посудина
Просто …(корыто)
5.Воду он носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
6.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
7.На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).
Воспитатель: Варенька, а у нас есть для тебя подарок.
( вручает связку баранок)
Девочка: Спасибо за подарок, я маму угощу и папу (плачет)
Воспитатель: не плачь, я вспомнила волшебную игру, которая поможет тебе Варенька вернуться домой, становитесь в круг, а Варя в середину.
Игра "Карусели"
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Ребята мы большие молодцы помогли
Вареньке вернуться домой к маме и папе.
Воспитатель: Ребята, а что вам понравилось на нашем делать сегодня?
( ответы детей)
А мне тоже понравилось с вами заниматься , вы много знаете и умеете, и я приглашаю вас к самовару попить чаю…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы «Путешествие в сказочную страну»
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо физической культуре для детей старшей группы «Путешествие в сказочную страну»( по стазке "Красная шапочка"для РМО в...
Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе
Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе«Дифференциация звуков Ж и Ш»...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват
Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...
Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по физической культуре с воспитанниками старшей группе «Непоседы»
Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по физической культуре с воспитанниками старшей группе «Непоседы»...
Перспективное планирование образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе детского сада.
Материал содержит поквартальное планирование образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей гуппе детского сада....
Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе с ТНР по теме "Дифференциация звуков Л и Ль"
Цели:Коррекционно-образовательные: - закрепить навыки четкого произношения звуков [л] - [л‘], в слогах, словах, фразах; - учить определять позицию звука в словах;Коррекционные-развив...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физической культуре с детьми старшей группы «Солнечные зайчики»
Конспект НОД по физической культуре с детьми старшей группы "Солнечные зайчики"...