Планирование образовательной деятельности по теме "Народная культура и традиции" в старшей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Ручкина Анна Сергеевна

Период: с 11.03.2019г. –  по 22.03.2019г.

 

Тема: «Народная культура и традиции»

 

Мотивация: Расскажи друзьям о народной культуре и традициях.

 

Цель (как предполагаемый результат):

- называют предметы традиционной бытовой культуры русского народа: избу, домашнюю утварь (печь, лавка, прялка, самовар, и др.), орудия труда.

- называют виды народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), их характерные особенности;

- называют особенности  народных традиций и обычаев. Знакомы с русским фольклором – песни, танцы, сказки, потешки.

- называют и различают на слух тембры музыкальных инструментов (гусли, балалайка, гармонь, трещотки, ложки); их особенности.

        

 Итоговое мероприятие: Развлечение «Обычаи и традиции русского народа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Период: с 11.03.2019г. –  по 22.03.2019г.        

Тема: «Народная культура и традиции»

Мотивация: Расскажи друзьям о народной культуре и традициях.

Цель (как предполагаемый результат):

- называют предметы традиционной бытовой культуры русского народа: избу, домашнюю утварь (печь, лавка, прялка, самовар, и др.), орудия труда.

- называют виды народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), их характерные особенности;

- называют особенности  народных традиций и обычаев. Знакомы с русским фольклором – песни, танцы, сказки, потешки.

- называют и различают на слух тембры музыкальных инструментов (гусли, балалайка, гармонь, трещотки, ложки); их особенности.

         

 Итоговое мероприятие: Развлечение «Обычаи и традиции русского народа»

Взаимодействие с семьей

Мероприятие

Продукт деятельности

Изготовление игры-классификации «Виды народного искусства»

Игра-классификация «Виды народного искусства»

Оформление альбома «Сказочная гжель»,

«Изба на Руси»

Альбом «Сказочная гжель»,

«Изба на Руси»

День недели, дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Понедельник

11.03.2019г.

I половина дня

1.Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром).

Тема: «Жизнь и быт русского народа».

Цель: называют особенности  русского быта, традиции и обычаи. Знакомы с русским фольклором – песни, танцы, сказки, потешки.

Вид деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- коммуникативная;

- игровая

        

        

2.Музыка.

Тема: «Как у наших ворот – развеселый хоровод»

Цель: самостоятельно меняют движения со сменой музыки,  выполняют танцы ритмично, в характере музыки; эмоционально доносят танец до зрителя.

Вид деятельности:

- музыкальная;

- игровая;

- двигательная

Д/и изо: «Поможем художнику»

Цель: составляют узор из элементов хохломской росписи, на основе заданной схемы основного узора.

Пальчиковая гимнастика:

«Дымковские барышни»

Беседа, игра (формирование гендерной, гражданской семейной принадлежности)

«Чем играли наши бабушки»

Цель: познакомить с историей и разнообразием народных игрушек.

Индивидуальная работа с Максимом Р. и Алисой Ш.

«Собери матрешку»
Цель: закреплять представления о видах матрешек (Загорская, Полхов-майдан, Семеновская).

Настольно – печатные игры.

Лото «Народные промыслы»

Цель: развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие.

Прогулка № 1   (I половина дня)

Индивидуальная работа с Лизой А. и Никитой Д.         

Центр: «Фантазеры»

Материал:

- ножницы;

- образцы для вырезания

«Вырежи по образцу» (матрешки, дымковские игрушки и т.д.)

Вид детской деятельности:

- изобразительная;

- самообслуживание

II половина дня

3.Физическая культура на прогулке.

Игровые упражнения:

1.  «Ловкие ребята»

2. «Кто быстрее»

3. П\и «Карусель»

Вид деятельности:

- двигательная;

- игровая

Гимнастика после дневного сна.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. Обогатить словарь детей словами: (пуд, межа, соха, дары.)

Игры малой подвижности, подвижные.

«Карусель»

Цель: развивать умение выполнять движения соответствующие тексту.

Театрализованные игры

«Емеля»

Цель: закреплять выразительные приемы создания образа своего героя.

Самостоятельная деятельность

Элементарный бытовой труд

«Протрем стульчики»

Цель: воспитывать желание работать сообща, помогать взрослым.

Прогулка № 1  (II половина дня)

Индивидуальная работа с Полиной П. и Артемом Р.

Центр: «Дом книги»

Материал:

- иллюстрации избы, её внешнего и внутреннего убранства.

Просмотр альбома «Изба на Руси»

Вид детской деятельности:

- познавательно – исследовательская;

- коммуникативная

День недели, дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Вторник

12.03.2019г.

I половина дня

1.Развитие речи.

Тема: «Составление описательного рассказа о хохломской росписи»

Цель:         составляют описательный рассказ о хохломской росписи.

Вид деятельности:

- коммуникативная

- игровая

2.Физическая культура.

Тема: «Метание мешочков в вертикальную цель правой и левой рукой»

Цель: упражнять в метании мешочков в вертикальную цель правой и левой рукой.

Вид деятельности:

- двигательная;

- игровая

Д/и ребенок и окружающий мир: 

«Одень куклу в народный костюм»

Цель: называют элементы русского народного костюма.

Пальчиковая гимнастика:

«Дымковские барышни»

Беседа, игра (ОБЖ)

«Опасно-не опасно»

Цель: развивать умение отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развитии ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Индивидуальная работа с Катей Н. и Степой Д.

«Ручки, ножки, огуречик – вот и вышел человечек» (блоки Дьенеша)

Цель: развивать умение из готовых форм выкладывать фигуру человека.

 Настольно – печатная игра:

«Найди пару»

Цель: формировать умение ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Целевая прогулка № 2   (I половина дня)

Индивидуальная работа с Мишей Б. и Настей Д.

Центр: «Светофорчик»

Материал:

- макет города;

- пожарная часть;

- машины

Сюжетно – ролевая игра: «Пожарная часть»

Вид детской деятельности:

- игровая;

- коммуникативная

II половина дня

3. Рисование.

Тема: «Дымковская барышня»

Цель: равномерно покрывают контур фигуры, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставят мазки, точки и другие элементы.

Вид деятельности:

- изобразительная;

- самообслуживание

Гимнастика после дневного сна.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение «В городе Скороговора»

Цель: закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора; воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам.

Игры малой подвижности, подвижные.

«Гори, гори ясно!»

Цель: развивать выдержку, ориентировку в пространстве.

Познавательно – исследовательская деятельность:

«Глина и ее свойства»

Цель: выяснить свойства глины, определить почему ее используют при изготовлении посуды.

Самостоятельная деятельность

        

С/р игра: «Магазин сувениров»

Игровая ситуация «Подбери пару»

Цель: развитие тактильных ощущений.

 Прогулка № 2  (II половина дня)

Индивидуальная работа с Кириллом М. и Яной Г.

Центр: «Клуб юных математиков»

Материал:

- кубики Никитина

«Сложи узор»

Вид детской деятельности:

- познавательно-исследовательская

День недели, дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Среда

13.03.2019г.

I половина дня

1. Познавательное развитие (ФЭМП).

Тема: «Деление целого на равные части».

Цель: делят целое на равные части, показывают и называют части: «одна вторая», «одна четвертая», «половина»; делают вывод, что часть меньше целого, целое больше части.

Вид деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- двигательная;

- игровая

2. Музыка.

Тема: «Как у наших ворот – развеселый хоровод»

Цель: удерживают тонику, не выкрикивают окончание; поют пиано и меццо, пиано с сопровождением и без.

Вид деятельности:

- музыкальная;

- игровая;

- двигательная

Д/и развитие речи: «Закончи пословицу»

Цель: подбирают к началу пословицы ее окончание.

Пальчиковая гимнастика:

«Дымковские барышни»

 

Индивидуальная работа с Василисой А. и Кириллом Н.

«Найди лишнее»

Цель: закреплять представления о старинных русских головных уборах.

Настольно-печатная игра:

«Собери пословицу»

Цель: упражнять в  умении подбирать к началу пословицы ее окончание, развивать умение понимать смысл пословиц.

Прогулка № 3  (I половина дня)

Индивидуальная работа с Ксюшей К. и Славой П.

Центр: «Игралочка»

Материал:

- бумажные куклы;

- элементы одежды русского народного костюма

«Оденем куклу в народный костюм»

Вид детской деятельности:

- коммуникативная

- познавательно-исследовательская

II половина дня

3. Лепка/Аппликация.

Тема: «Филимоновская игрушка»

Цель: лепят из пластилина филимоновскую игрушку, украшают её узорами, правильно используя основные цвета промысла.

Вид деятельности:

- изобразительная;

- самообслуживание

Гимнастика после дневного сна.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников»

Цель: закрепить представление о роли человека-труженика.

Игры малой подвижности, подвижные.

«Третий лишний»

Цель:         развивать умение соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега.

Образовательная деятельность «Я – Ты – Мы»: «Твои поступки и чувства других»

Просмотр презентации по теме «Настроение человека»

Цель: Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.

Самостоятельная деятельность

Ручной труд

«Карусель»

Цель: развивать умения в вырезании симметричных форм.

Прогулка № 3   (II половина дня)

Индивидуальная работа с Игнатом З. и Сашей М.

Центр: «Веселые нотки»

Материал:

- бубны;

- колокольчики;

- деревянные ложки;

- дудочки;

«На чем я играю?»

Вид детской деятельности:

- музыкальная;

- игровая

День недели, дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Четверг

14.03.2019г.

I половина дня

1.Развитие речи (ЗКР).

Тема: «Звуки Л, Л и буква «Л».

Цель: правильно и четко произносят звуки Л, Л в слогах, словах, предложениях.

Вид деятельности:

- коммуникативная;

- игровая

2.Рисование.

Тема: «Завиток».

Цель: рисуют завитки, выделяя основные элементы и цвет хохломской росписи. Свободно и легко концом кисти рисуют завитки в разные стороны.

Вид деятельности:

- изобразительная;

- самообслуживание

Д/и ФЭМП: «Хватит ли?»

Цель: видят равенство и неравенство групп предметов разного размера, делают вывод: что число не зависит от размера.

Пальчиковая гимнастика:

«Чем пахнут ремесла»

Беседа, игра (нравственно – патриотического, этического содержания).

«Россия мастерами славится»

Цель:  приобщать детей к народному искусству, расширять знания о труде взрослых.

Индивидуальная работа  с Алешей Л. и Андреем Б.

«Четвертый лишний»

Цель: развивать умение объединять предметы по определенному свойству.

Настольно-печатные игры:

«Составь узор»

Цель: продолжать знакомство с городецкой росписью, закреплять умение составлять узор на разных формах: солонка, ковш-утица, разделочная доска, тарелка.

Прогулка № 4  (I половина дня)

Индивидуальная работа с Максимом Р. и Алисой Ш.

Центр: «Фантазеры»

Материал:

- картон

- цветные карандаши

- ножницы

«Вырежи русского богатыря»

Вид детской деятельности:

- изобразительная

- самообслуживание

II половина дня

Гимнастика после дневного сна.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

Цель: вызвать эмоциональный отклик детей, воспитывать желание внимательно слушать стихотворный текст.

Игры – забавы, игры малой подвижности, подвижные.

«Иголочка, ниточка узелок»»

Цель: развивать умение ходить и бегать, меняя направления, в колонне по одному, играть дружно.

Культурно – досуговая деятельность

(развлечение)

«Народные забавы»

Цель: развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.

Самостоятельная деятельность

Прогулка № 4   (II половина дня)

Индивидуальная работа с  Мишей Б. и Яной Г.

Центр: «Веселые нотки»

Материал:

- колокольчики

- бубен

- барабан

«Угадай, что звучит?»        

Вид детской деятельности:

- музыкальная

День недели, дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Пятница

15.03.2019г.

I половина дня

1.Физическая культура.

Тема: «Прыжки в высоту с разбега (высота 30 см)».

Цель: упражнять в прыжках в высоту с разбега (высота 30 см).

Вид деятельности:

- двигательная;

- игровая

2.Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром).

Тема: «В гостях у бабушки Арины»

Цель: называют предметы традиционной бытовой культуры русского народа: избу, домашнюю утварь (печь, лавка, прялка, самовар, и др.), орудия труда.

Вид деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- коммуникативная;

- двигательная;

- игровая

Музыкальная д/и «Послушай, повтори»

Цель: различают и воспроизводят ритмический рисунок (игра на музыкальных инструментах).

Пальчиковая гимнастика:

«Чем пахнут ремесла»

Беседа, игра (ПДД).

«Для чего нужно знать и выполнять Правила Дорожного Движения»

Цели: расширение представления о правилах дорожного движения.

Индивидуальная работа с Алешей Л. и Ариной М.

 «Расскажи про свой узор»

Цель: закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу.

Настольно-печатные игры:  

«Что было – что стало»

Цель: закреплять представление о старинных русских предметах быта и об их современных заместителях.

Прогулка № 5   (I половина дня)

Индивидуальная работа с Евой С. и Игнатом З.

Центр: «Фантазеры»

Материал:

- раскраски (дымковские игрушки);

- карандаши;

- гуашь;

- кисточки

«Раскрасим дымковскую игрушку»

Вид детской деятельности:

- изобразительная

- самообслуживание

II половина дня

Гимнастика после дневного сна.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение стихотворения Г. Громыко «Дымка»

 Цель: развивать интерес к чтению поэтических произведений.

Игры малой подвижности, подвижные.

«Колпачок»

Цель: закрепление умения действовать соответственно тексту.

Конструирование из различных материалов

«Избушка»

Цель: развивать умение сооружать элементарную постройку из различных материалов (пробки, кубики, конструктор).

С/р игра «Ярмарка»

Цель:  Формирование  целостного представления о ярмарочных гуляниях на Руси. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, создавать у них радостное настроение. Поддерживать интерес детей к русским народным традициям. 

Самостоятельная деятельность

Элементарный бытовой труд

«Порядок в центрах»

Цель: развивать умение самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в центрах.

 Прогулка № 5  (II половина дня)

Индивидуальная работа с Настей Д. и Артемом Р.

Центр: «Дом книги»

Материал:

- тематический альбом «Декоративно-прикладное искусство»

Рассматривание иллюстраций тематического альбома «Декоративно-прикладное искусство»

Вид детской деятельности:

- познавательно-исследовательская

День недели, дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Понедельник

18.03.2019г.

I половина дня

1.Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром).

Тема: «На ярмарке русских народных инструментов».

Цель: называют и различают на слух тембры музыкальных инструментов (гусли, балалайка, гармонь, трещотки, ложки); их особенности.

Вид деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- коммуникативная;

- игровая

2.Музыка.

Тема: «Как у наших ворот – развеселый хоровод»

Цель: выражают положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных  произведений и выполнении музыкально-ритмических движений.

Вид деятельности:

- музыкальная;

- игровая;

- двигательная

Д/и изо: «Составь узор»

Цель: составляют узор из элементов городецкой росписи на разных формах: солонка, разделочная доска, тарелка.

Пальчиковая гимнастика:

«Дымковские барышни»

Беседа, игра (формирование гендерной, гражданской семейной принадлежности)

 «Как любят  одеваться мальчики и девочки»

Цель: развивать умение различать людей разного возраста и пола, учить выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий.

Индивидуальная работа с Яной Г. и Степой Д.

«Неделя»
Цель: закреплять представления о днях недели.

Настольно – печатные игры.

Лото «Народные промыслы»

Цель: развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие.

Прогулка № 6   (I половина дня)

Индивидуальная работа с Игнатом З. и Мишей Б.

Центр: «Фантазеры»

Материал:

- раскраски

- цветные карандаши

«Раскрась по образцу» (матрешки, дымковские игрушки и т.д.)

Вид детской деятельности:

- изобразительная;

- самообслуживание

II половина дня

3.Физическая культура на прогулке.

Игровые упражнения:

1.  «Канатоходец»

2. «Быстро передай»

3. П\и «Удочка»

Вид деятельности:

- двигательная;

- игровая

Гимнастика после дневного сна.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка»

Цель: развивать умение внимательно слушать произведение, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Игры малой подвижности, подвижные.

«Гуси-лебеди»

Цель: развивать умение выполнять движения соответствующие тексту.

Театрализованные игры

«Емеля»

Цель: закреплять выразительные приемы создания образа своего героя.

Самостоятельная деятельность

Элементарный бытовой труд

«Ремонт книг»

Цель: воспитывать желание работать сообща, помогать взрослым.

Прогулка № 6   (II половина дня)

Индивидуальная работа с Василисой А. и Дашей Л.

Центр: «Дом книги»

Материал:

- иллюстрации избы, её внешнего и внутреннего убранства.

Просмотр альбома «Изба на Руси»

Вид детской деятельности:

- познавательно – исследовательская;

- коммуникативная

День недели, дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Вторник

19.03.2019г.

I половина дня

1.Развитие речи.

Тема:  «Составление связного рассказа «Традиции русского народа» по серии сюжетных картин».

Цель:         составляют связный рассказ «Традиции русского народа» по серии сюжетных картин.

Вид деятельности:

- коммуникативная

- игровая

2.Физическая культура.

Тема: «Лазание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и ступни»

Цель: упражнять в лазании по гимнастической скамейке с опорой на ладони и ступни.

Вид деятельности:

- двигательная;

- игровая

Д/и ребенок и окружающий мир: 

«Русский сувенир»

Цель: называют особенности изделий Филимоново, Дымково, Хохломы, Гжели (назначение, игрушки, посуда, форма, цвета росписи).

Пальчиковая гимнастика:

«Дымковские барышни»

Беседа, игра (ОБЖ)

«Как вести себя во время проведения подвижных игр»

Цель: развитие умения контролировать свое поведение, прислушиваться к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми, соблюдение правил безопасности во время проведения подвижных игр (не толкаться, не ставить подножки и т.д.).

Индивидуальная работа с Никитой Д. и Ариной М.

 «Обручи» (блоки Дьенеша)

Цель: развивать умение классифицировать геометрические фигуры по двум свойствам (размер-цвет, толщина-форма)

 Настольно – печатная игра:

«Найди пару»

Цель: формировать умение ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Целевая прогулка № 7   (I половина дня)

Индивидуальная работа с Мироном И. и Катей Н.

Центр: «Фантазеры»

Материал:

- акварель

- кисти

- баночки для воды

- листы белой бумаги

«Закладка для книги» («Городецкий цветок»)

Вид детской деятельности:

- изобразительная

- самообслуживание

II половина дня

3. Рисование.

Тема: «Городецкая роспись»

Цель: рисуют элементы росписи, составляя оттенки цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок).

Вид деятельности:

- изобразительная;

- самообслуживание

Гимнастика после дневного сна.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Цель: развивать умение видеть особенности построения произведения, предугадывать повторяющиеся события. Формировать художественный вкус, развивать воображение.

Игры малой подвижности, подвижные.

«Гори, гори ясно!»

Цель: развивать выдержку, ориентировку в пространстве.

Познавательно – исследовательская деятельность:

«Разные отражения»

Цель:  понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.

Самостоятельная деятельность

        

С/р игра: «Магазин сувениров»

Цель: развитие тактильных ощущений.

Прогулка № 7  (II половина дня)

Индивидуальная работа с Кириллом Н. и Ксюшей К.

Центр: «Клуб юных математиков»

Материал:

- кубики Никитина

«Уникуб»

Вид детской деятельности:

- познавательно-исследовательская

День недели, дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Среда

20.03.2019г.

I половина дня

1. Познавательное развитие (ФЭМП).

Тема: «Ориентировка во времени».

Цель: называют последовательность дней недели, части суток (утро, день, вечер, ночь).

Вид деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- двигательная;

- игровая

2. Музыка.

Тема: «Как у наших ворот – развеселый хоровод»

Цель: различают средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие речевым, интонируют мелодию в пределах октавы.

Вид деятельности:

- музыкальная;

- игровая;

- двигательная

Д/и развитие речи: «Выставка старинных вещей»

Цель: описывают старинные предметы русского быта.

Пальчиковая гимнастика:

«Дымковские барышни»

 

Индивидуальная работа с Лизой А. и Артемом Р.

 «Найди лишнее»

Цель: закреплять представления об элементах русского народного костюма.

Настольно-печатная игра:

«Собери пословицу»

Цель: упражнять в  умении подбирать к началу пословицы ее окончание, развивать умение понимать смысл пословиц.

Прогулка № 8  (I половина дня)

Индивидуальная работа с Мироном И. и Полиной П.

Центр: «Хочу все знать»

Материал:

- картинки о русских богатырях, их оружии, доспехах.

«Русские богатыри»

Вид детской деятельности:

- коммуникативная

- познавательно-исследовательская

II половина дня

3. Лепка/Аппликация.

Тема: «Русский народный костюм»

Цель: составляют узоры по мотивам народного искусства – украшают сарафан и рубаху; аккуратно обводят по контуру, вырезают, правильно размещают детали на бумаге.

Вид деятельности:

- изобразительная;

- самообслуживание

Гимнастика после дневного сна.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение глав из книги Т. Александровой «Домовёнок Кузя»

Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать  желание слушать произведение. Предложить придумать новые приключения домовенка, развивать фантазию, вербальное воображение, активизировать словарь.

Игры малой подвижности, подвижные.

«Третий лишний»

Цель:         развивать умение соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега.

Образовательная деятельность «Я – Ты – Мы»: «Спорящие лица»

Дидактическая игра «Весело - грустно».

Цель: познакомить с различными проявлениями негативных эмоций.

Самостоятельная деятельность

Ручной труд

«Русская традиционная кукла Куватка»

Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Прогулка № 8  (II половина дня)

Индивидуальная работа с Дашей Б. и Евой С.

Центр: «Петрушка»

Материал:

- атрибуты к настольному театру «Три медведя»

 Настольный театр «Три медведя»

Вид детской деятельности:

- коммуникативная

- игровая

День недели, дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Четверг

21.03.2019г.

I половина дня

1.Развитие речи (ЗКР).

Тема: «Звуки Л, Л и буква «Л». (закрепление).

Цель: правильно и четко произносят звуки Л, Л в слогах, словах, предложениях.

Вид деятельности:

- коммуникативная;

- игровая

2.Рисование.

Тема: «Русская матрешка».

Цель: рисуют матрешку с натуры, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на фартуке, платке).

Вид деятельности:

- изобразительная;

- самообслуживание

Д/и ФЭМП: «Выйди из леса» блоки Дьенеша

Цель: ориентируются на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху» и т.д.

Пальчиковая гимнастика:

«Чем пахнут ремесла»

Беседа, игра (нравственно – патриотического, этического содержания).

«Правила поведения в игре»

Цель:  закрепить знания детей о правилах поведения в играх.

Индивидуальная работа  с Максимом Р. и Полиной П.

«Четырехугольники»

Цель: развивать умение конструировать фигуры из счетных палочек.

Настольно-печатные игры:

«Какие предметы придумал кузнец, а какие гончар?»

Цель: закреплять знания о различных материалах, из которых сделаны предметы: металле, глине.

Прогулка № 9  (I половина дня)

Индивидуальная работа с Кириллом М. и Настей Д.

Центр: «Фантазеры»

Материал:

- картон

- цветные карандаши

- ножницы

«Наряд для русской барышни»

Вид детской деятельности:

- изобразительная

- самообслуживание

II половина дня

Гимнастика после дневного сна.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение русской народной сказки «Финист-ясный сокол»

Цель: воспитывать чувство сострадания к окружающим.

Игры – забавы, игры малой подвижности, подвижные.

«Хвост Бабы Яги»

Цель: развивать умение ходить и бегать, меняя направления, в колонне по одному, играть дружно.

Культурно – досуговая деятельность

(развлечение)

«Чудеса-кудеса»

Цель: развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.

Самостоятельная деятельность

Прогулка № 9   (II половина дня)

Индивидуальная работа с Ариной М. и Сашей М.

Центр: «Веселые нотки»

Материал:

- колокольчики

- бубен

- барабан

«На чем я играю?»        

Вид детской деятельности:

- музыкальная

День недели, дата

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей с использованием РППС

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Пятница

22.03.2019г.

I половина дня

1.Физическая культура.

Тема: «Прыжки правым и левым боком через шнур».

Цель: упражнять в прыжках правым и левым боком через шнур.

Вид деятельности:

- двигательная;

- игровая

2.Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром).

Тема: Путешествие по карте «Промыслы России»

Цель: называют виды народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), их характерные особенности.

Вид деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- коммуникативная;

- двигательная;

- игровая

Музыкальная д/и «Третий лишний»

Цель: классифицируют музыкальные инструменты по видам (духовые, клавишные и т.д)

Пальчиковая гимнастика:

«Чем пахнут ремесла»

Беседа, игра (ПДД).

«Собери знак»

Цели: расширение представления о правилах дорожного движения.

Индивидуальная работа с Дашей Л. и Славой П.

«Составь узор»

Цель: закреплять умение составлять узор на разных формах: солонка, разделочная доска, тарелка.

Настольно-печатные игры:  

«Что было – что стало»

Цель: закреплять представление о старинных русских предметах быта и об их современных заместителях.

Прогулка № 10   (I половина дня)

Индивидуальная работа с Катей Н. и Максимом Р.

Центр: «Фантазеры»

Материал:

- раскраски (предметы чайного сервиза);

- карандаши;

- гуашь;

- кисточки

«Раскрасим сервиз гжельской росписью»

Вид детской деятельности:

- изобразительная

- самообслуживание

II половина дня

Гимнастика после дневного сна.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Чтение стихотворения Н. Радченко «На полке куколка стоит, она скучает и грустит…»

 Цель: развивать интерес к чтению поэтических произведений.

Игры малой подвижности, подвижные.

«Карусель»

Цель: закреплять умение выполнять движения соответственно тексту.

Конструирование из различных материалов

«Русская печка»

Цель: развивать умение располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу.

С/р игра «Ярмарка»

Цель:  Формирование  целостного представления о ярмарочных гуляниях на Руси. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, создавать у них радостное настроение. Поддерживать интерес детей к русским народным традициям. 

Самостоятельная деятельность

Элементарный бытовой труд

«Порядок в центрах»

Цель: развивать умение самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в центрах.

 Прогулка № 10   (II половина дня)

Индивидуальная работа с Лизой А. и Мироном И.

Центр: «Дом книги»

Материал:

- тематический альбом «Сказочная гжель»

Рассматривание иллюстраций тематического альбома «Сказочная гжель»

Вид детской деятельности:

- познавательно-исследовательская



Предварительный просмотр:

Конспект итогового мероприятия.

Развлечение «Обычаи и традиции русского народа» в старшей группе общеразвивающей направленности.



Цель:  Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа

Программные задачи:

1. Образовательные: Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.

2. Развивающие : Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.). 

3. Воспитательные: Прививать любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно - прикладном искусстве.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Предварительная работа:

Знакомство с деревянными и глиняными изделиями в русской избе, игра на ложках, лепка и роспись Дымковской игрушки, изготовление и роспись матрешки, заучивание пословиц, загадок, русских народных игр. 

Оборудование:

Макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундучок, ухват, чугунок, деревянное корыто, самовар), глиняные игрушки сделанные детьми, каравай, баранки.

Ход:

Все дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы. 
Заходят в зал и выстраиваются полукругом.

Воспитатель:

Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…


Дети хором: Сказка, в гости приходи!

(Дети образовывают круг и исполняют хороводную песню)

(Вбегает девочка, разнимает руки и попадает в круг, громка плачет)

Девочка:

Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)
Воспитатель: Здравствуй девочка ( девочка кивает головой)

Ребенок:

Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка - коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.

Девочка: Ой! Вы кто?

Воспитатель: Я мама, а это все мои дети

.
Девочка: Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.

Воспитатель: А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.

Девочка: А это что ваш дом?

Воспитатель: Как дети у нас дом называю? 
Ответы детей: (избой)
А самую большую комнату?
Ответы детей: горницей?

Девочка: А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.

Воспитатель: Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя), -поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить. 
Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.
Горница у нас небольшая
Да красивая какая!
На убранство погляди.
Иди Вера про печь нам расскажи!

Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!

Воспитатель: А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.

Физминутка: 
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!

(Дети садятся на лавки)

Воспитатель:

Печь – это символ добродетели и тепла.

Дети зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)

Все в избе сделано из дерево или глины. Рядом с лавками стоит сундук, украшенный разными узорами. В сундуке храним одежду, которую сами сшили и вышили. Сейчас мы и гостью нашу нарядим. (надевают девочке сарафан). На лавках и сундуках мы спим, ведь не всем хватает места на печи. Ну, ребята выходите всё в избе нам покажите.

Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь: 
У печи стоят важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
(воспитатель достает ухватом чугунок из печки и ставит на стол)

Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варим в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень. 

Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко 
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в кувшине.

Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Греется он на углях,
И живет во всех дворах.

Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.

Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.

Деревянные ложки —

Постучи-ка немножко.

Хочешь — вальс играй,

А хочешь — суп хлебай!

Варенька, а ты знаешь, что ложками не только ели, а еще и весело шумели.
Мы сейчас покажем наш «Шумовой оркестр»

(дети садятся за стол)

Девочка: А зачем вам такой длинный стол?

Воспитатель: Стол – это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств является застолье: семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.

Ребенок:

У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.

Воспитатель:

Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом?

Ответы детей: (бить, влезать на него детям, садиться.)

Воспитатель:

Дети, вспомним, какие вы знаете пословицы про семью. 

Когда семья вместе, и душа на месте. 

В дружной семье и в холод тепло.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Дружная семья не знает печали. 

Семья в куче, не страшна и туча.

Везде хорошо, но дома лучше.

Воспитатель:

А ещё за столом зимними вечерами изготавливаем глиняную посуды (ставят на стол кувшины), игрушки из глины лепим, а потом ставим их на окно, чтобы они нас всю зиму от злого глаза оберегали, а весной с игрушками на праздник свистуньи пойдем – свистеть и продавать их будем.
Девочки идите, поставьте игрушки на подоконник.

Девочка: Для работы вечером нужен свет. А электричества у вас нет?

Воспитатель: Принеси Максим покажи, чем мы освещалась горницу вечером?

(Ребенок приносит и ставит подсвечник со свечкой на стол, зажигаем.)

Воспитатель: Дети, а еще чем? 

Ответы детей: Лучиной

Воспитатель: пока она горит она освещает горницу, как только она прогорит зажигали новую.
Воспитатель: Что такое лучина? 

Ответы детей: Это палочка, деревянная палочка,

Девочка: Грустно у вас, телевизора нет, музыки нет.

Воспитатель: Коли народ невесел
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Золотые ворота»

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
(играем 3-4 раза)

Воспитатель: Любим мы чаёвничать !!!


Воспитатель: А из чего мы чаек попьем?

Ответы детей: Из самовара.

Воспитатель: Ну-ка Вера расскажи нам про самовар?

Ребенок:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

Воспитатель: (держит в руках каравай)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Воспитатель: Ой, а что такое рушник?

Ответы детей: Полотенце!

Воспитатель: Дети что такое рушник? (полотенце)

Ребенок:

Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары – бары – растабары
Выпьем чай из самовара.

Воспитатель:
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней погляжу.

Загадки:
1.Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

2.Чугунок очень рад,
Что его схватил …(ухват)

3.Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок).

4.Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное 
Имеет название.
Не знаю, кем это
Название открыто,
Но эта посудина 
Просто …(корыто) 

5.Воду он носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

6.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

7.На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).

Воспитатель: Варенька, а у нас есть для тебя подарок.
( вручает связку баранок)
Девочка: Спасибо за подарок, я маму угощу и папу (плачет)

Воспитатель: не плачь, я вспомнила волшебную игру, которая поможет тебе Варенька вернуться домой, становитесь в круг, а Варя в середину.

Игра "Карусели"
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ребята мы большие молодцы помогли

Вареньке вернуться домой к маме и папе. 

Воспитатель: Ребята, а что вам понравилось на нашем делать сегодня?
( ответы детей)
А мне тоже понравилось с вами заниматься , вы много знаете и умеете, и я приглашаю вас к самовару попить чаю…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы «Путешествие в сказочную страну»

Конспект непосредственной образовательной   деятельностипо физической культуре для детей старшей группы  «Путешествие в сказочную страну»( по стазке "Красная шапочка"для РМО в...

Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе

Непосредственно -  образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе«Дифференциация звуков Ж и Ш»...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по физической культуре с воспитанниками старшей группе «Непоседы»

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по физической культуре с воспитанниками старшей группе «Непоседы»...

Перспективное планирование образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе детского сада.

Материал содержит поквартальное планирование образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей гуппе детского сада....

Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе с ТНР по теме "Дифференциация звуков Л и Ль"

Цели:Коррекционно-образовательные: - закрепить навыки четкого произношения звуков [л] - [л‘],  в слогах, словах, фразах;   - учить определять позицию звука в словах;Коррекционные-развив...