Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

 

Непосредственно -  образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе

«Дифференциация звуков Ж и Ш»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ города Набережные Челны «Детский сад присмотра и оздоровления №18 «Солнышко»

Непосредственно -  образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе

«Дифференциация звуков Ж и Ш»

Подготовила: Кудинова А.С.

Набережные Челны 2013 год

   Программные задачи:

Закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого;

Развивать навык звукового анализа;

Способствовать развитию логического мышления;

Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;

Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.

Ожидаемые результаты

Дети правильно произносят звуки [ш], [ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи; умеют различать эти звуки на слух и в произношении.

Оборудование

Иллюстрации, игрушки – атрибуты, светофорики на каждого ребенка, зеркала, на каждого ребенка.

Предварительная работа

Д/и  «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвертый лишний»

Рассматривание картинок, определение с какого звука начинается слово.

Ход занятия

Ребята, сядьте прямо, выпрямите спины. Прочитаем стихотворение:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Но какие я вам не скажу, а расскажу про них рассказ. Слушайте меня внимательно, рассказ называется «Путешествие веселого язычка».

«Однажды язычок проснулся и выглянул в окно. Посмотрел направо – никого, посмотрел налево – и там никого. Тут язычок услышал Ш – Ш – Ш. Ой, кто тут шипит. Он посмотрел вниз и увидел как по земле ползет змея и грозно шипит Ш – Ш – Ш. У нее родились детки и она очень боялась что их кто – нибудь обидит. Но тут над его ухом кто – то прожужжал Ж – Ж – Ж.Язычок посмотрел на верх и увидел, как по небу летит веселый жук и жужжит Ж – Ж – Ж. Язычку так понравились эти песенки, что он непременно решил их выучить и по дороге домой все время повторял их чтобы не забыть».

Итак, ребята, вы, наверное, догадались какие звуки мы сегодня будем учиться различать?

 - Какой звук вы слышите, когда шипела змея? (Ш – Ш – Ш)

- А когда летел жук, как он пел? (Ж – Ж – Ж )        

 - А сейчас произнесите звук /Ш/ еще раз. Посмотрите в зеркало и скажите, как расположены ваши губы (трубочкой). А как расположен язычок? (широкой чашечкой поднялся кверху)

- А сейчас произнесите звук /Ж/, как сейчас расположены губы? Язычок?

- А давайте узнаем, включается ли голос, когда мы произносим эти звуки или нет. Приложите ладошку к горлу и произнесите звук Ш, дрожит горлышко или нет? (нет).Значит звук у нас не включается. А если произнесем звук Ж дрожит? (да).Значит при произнесении звука Ж  у нас включается голос и это означает что он звонкий.

- Посмотрите на эту картинку, здесь у меня большая змея. Как вы думаете как она будет шипеть? (Ш – Ш – Ш  - ПОВТОР НЕСКОЛЬКИМИ ДЕТЬМИ).А на этой картинке ее детки. Как они будут шипеть? (ш – ш – ш ). А теперь поиграем, если я покажу вам картинку с большой змеей, то вы будете шипеть как взрослые змеи, а если картинку с детками, то как маленькие змейки.

- А как будет жужжать большой жук? (Ж – Ж – Ж )

- А маленький? (ж-ж-ж) – повтор несколькими детьми.

Молодцы!

- Сегодня на занятие я подобрала веселые чистоговорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

жа-жа-жа  - тут ежата у ежа;

ша – ша – ша – моет мама малыша;

жу – жу – жу – я вам сказку расскажу;

ши-ши-ши -  любят песни малыши;

аж – аж – аж – летом все идут на пляж;

аш – аш – аш – есть у Кати карандаш.

(Индивидуальные и хоровые ответы детей).

- А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен». У каждого из вас есть два светофорика – желтый и синий. Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в названии которого есть звук Ж поднимите желтый светофорик, а если слово со звуком Ш – синий светофорик. Итак, начнем :ЕЖ, ЖИРАФ, ШАРИК, КОШКА, СУШКА, КАША, ЖАДИНА.

Молодцы, хорошо играли, в следующий раз продолжим наши игры.

А сейчас мы с вами отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

                  Жук

На лужайке, на ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу – жу – жу , жу – жу – жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко – низко накланяюсь.

Я сегодня на занятие принесла волшебный кубик. Как только появится какая – нибудь картинка вы должны ее назвать отчетливо и громко. Итак, «Кубик кружись, кружись, картинка покажись».

 - Жираф (повтор индивидуальный и хоровой) и т.д.

Молодцы, все правильно назвали.

А сейчас поиграем в другую игру «Кто полети в самолете». Посмотрите , у меня здесь много пассажиров, но вот беда. Мест всем не хватит, а полетят только те пассажиры, в названии которых есть звуки Ш  и  Ж . Поможете мне всех усадить их в самолет?

- Кошка (она полетит в самолете, потому что в слове кошка есть звук Ш) и т.д.

Молодцы! Ну что ж все пассажиры на своих местах, теперь самолет может отправляться в путь. Скажем всем «Счастливого пути!»

А наше занятие продолжается.

Мы с вами поиграем в игру, она называется «Разведчики». Вы будете ходить по группе и искать предметы в названии которых есть звуки Ж  и Ш. (А я буду спрашивать вас. Почему вы взяли эти игрушки. Я взял кошку потому что в этом слове есть звук Ш).

Ребята, я знаю очень веселые стихи, в которых очень много звуков Ш и Ж. хотите послушать?

«КУКУШКА КУКУШОНКУ

КУПИЛА КАПЮШОН

НАДЕЛ КУКУШОНОК КАПЮШОН

КАК В КАПЮШОНЕ ОН СМЕШОН»

Давайте все вместе попробуем сказать. Теперь только девочки. Сейчас мальчики.

А теперь другое:

«Жук упал и встать не может,

Ждет он кто ему поможет»

(Хоровое, индивидуальное повторение).

- Молодцы! Выучили стихи и поучились в произношении звуков Ш и Ж.

На этом наше занятие подошло к концу. Ребята, какие звуки мы с вами сегодня учились различать (Ш и Ж)? В какие игры играли? Назовите слова в которых есть звук Ж?Ш? А как вы думаете, кого можно похвалить? Кто лучше всех отвечал и был самым активным? Я думаю в следующий раз вы будете отвечать еще лучше.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

- Сегодня на занятие я подобрала веселые чистоговорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

жа-жа-жа  - тут ежата у ежа;

ша – ша – ша – моет мама малыша;

жу – жу – жу – я вам сказку расскажу;

ши-ши-ши -  любят песни малыши;

аж – аж – аж – летом все идут на пляж;

аш – аш – аш – есть у Кати карандаш.

(Индивидуальные и хоровые ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи в подготовительной группе с ЗПР «Звуки а, у, и, э, о, ы»

Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо звуковой культуре речи в подготовительной группе с ЗПР«Звуки а, у, и, э, о, ы»...

Перспективное планирование образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе детского сада.

Материал содержит поквартальное планирование образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей гуппе детского сада....

Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе с ТНР по теме "Дифференциация звуков Л и Ль"

Цели:Коррекционно-образовательные: - закрепить навыки четкого произношения звуков [л] - [л‘],  в слогах, словах, фразах;   - учить определять позицию звука в словах;Коррекционные-развив...

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи «Отгадай загадки Звукоешки» в старшей группе.

Материал предназначен для проведения занятий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....

Непосредственно-образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ж и Ш»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки /Ш/ и /Ж/ и правильно их произносить. Задачи: Учить детей различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки /Ж/, /Ш/;Учить...