Конспект открытой интегрированной организованно-образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе "Волшебный мир звуков"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Шемякова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Конспект открытой интегрированной организованно-образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе

«Волшебный мир звуков»

Цель: упражнять детей в различении на слух знакомого звука в дифференциации звуков [c] – [з].

Задачи: формировать умение у детей дифференцировать звуки [c] – [з]; развивать фонематический слух; упражнять в отчетливом произнесении заданных звуков, слов и фраз; продолжать закреплять навык вычленения из текста слова содержащие тот или иной звук; воспитывать интерес к художественному слову; закреплять умение работать нетрадиционными способами в изодеятельности; воспитывать самоконтроль и умение работать в парах и коллективно, желание активно работать на занятии.

Ход занятия:

- Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас в нашей группе! Сегодня нас ждут волшебство, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, ребята,  и целый день было хорошее настроение!

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? (Ответы детей)

- А где бывает волшебство? (Ответы детей) А вы хотите попасть в сказку?(Ответы детей)

-  Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же как и в сказках, много разных царств–государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

Всю ночь летает, мышей добывает.

Станет светло, спать летит в дупло (Сова)

- Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова? (Ответы детей)

- Правильно, в этом царстве Сова – хозяйка звука [c]. Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком [c], живет еще один звук, угадайте какой.

Это что за зверь лесной, встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы, уши больше головы (Заяц) 

- Молодцы, угадали. А вы знаете, с какого звука начинается слово Заяц? Зайка – хозяин звука [з] в волшебном царстве. Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков [c] – [з]. А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

- Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Оказывается злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки [c] – [з] пропали. Теперь эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда появятся в царстве пропавшие звуки, и мы с вами увидим, в каком замке живут они.

- Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А зайка и сова будут нам помогать.

Далее воспитатель от имени зайца и совы дает детям задания.

- Давайте сначала мы с вами сделаем зарядку для язычка. Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка» - широко улыбнуться, зубы не показываем.

«Заборчик» - улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

«Расческа» - губы в улыбке, зубы видны, язык прикусить зубами.

- Молодцы, дети. Теперь нам не страшно никакое колдовство, правда? И вот первое задание. Давайте вспомним, чьи это песенки: з-з-з – чья это песенка? (Комара). Повторите (Дети повторяют песенку комара).

- А теперь послушайте, чья это песенка – с-с-с? (Воды из крана). Повторите (Дети повторяют песенку воды из крана).

- А теперь я закрою рот листом бумаги и буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его, отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.

Воспитатель произносит звуки: [с]-[з]-[с]-[с]-[з]-[з]. Дети выполняют задание. Открывается один фрагмент замка.

- Молодцы, вы расколдовали одну часть замка. Какую часть замка мы с вами расколдовали? (Первую). Слушайте второе задание, потому что в нашем царстве два звука. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Время года - весна). А какое время года прошло, ребята? (Зима) Послушайте задание от Совы. Нужно в стихотворение подставить слова подходящие по смыслу, родственники слову снег. Вы готовы? Как думаете, справитесь?

Воспитатель читает стихотворение И. Лопухиной «Снегопад».

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю… снег.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… снежинки.

На поселки, на лужок

Все снижается… снежок.

Вот веселье для ребят,

Все сильнее… снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… снежки.

Словно в белый пуховик,

Нарядился… снеговик.

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… Снегурка.

На снегу то, посмотри, -

С красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… снег.

- Ребята, мы с вами выполнили задание с каким звуком? (Ответы детей) А какой еще остался? (Ответы детей)

- Сейчас нам Катя прочитает стишок со звуком [з].

Ребенок читает стихотворение «Резиновая Зина». 

Купили в магазине резиновую Зину

Резиновую Зину в корзине принесли

Она была разиней, резиновая Зина

Упала из корзины, измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине резиновую Зину

Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим

Не будь такой разиней, резиновая Зина

А то отправим Зину обратно в магазин.

- Дети, какой звук встречается в этом стихотворении больше всех? (Ответы детей.) Молодцы, вы расколдовали еще одну часть замка звуков. Какую по счету? (Вторую). Ребята, вот сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Она будет называть слоги, а вы продолжите предложение.

СА-СА-СА- в лесу бегает лиса

СЫ-СЫ-СЫ- не боимся мы осы

СУ-СУ-СУ- было холодно в лесу

- Ой, ребята, зайка тоже хочет поиграть в чистоговорки.

ЗА-ЗА-ЗА- во дворе стоит коза

ЗУ-ЗУ-ЗУ- не боимся мы козу

ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ- мы идем к козе.

- Вот молодцы вы все задания выполнили правильно и расколдовали еще одну часть замка. Какую по счету? (Третью)

- Давайте немного разомнемся вместе с Совой, а то у нас впереди еще много заданий.

Физкультминутка «Сова» 

В лесу темно, все спят давно,

Все птицы спят, одна сова не спит

Летит, кричит

Совушка-сова - большая голова

На суку сидит, головой вертит

Во все стороны глядит, да вдруг как петит!

- А теперь послушайте следующее задание: Надо придумать слова, в которых есть звуки [c] и [з]. Готовы? Девочки придумывают слова со звуком [з], а мальчики – со звуком [с.] За правильный ответ получаете фишку.

- Молодцы, ребята. Посмотрите, вы расколдовали еще одну часть замка и наши герои уже повеселели. Какую, по счету, часть замка вы расколдовали? (Четвертую). Но у нас еще не все колдовство исчезло. Вы готовы продолжить? (Ответы детей) Слушайте следующее задание: посмотрите на каких красивых паровозиках поехали наши герои. Назовите цифру, которая стоит на паровозике Совы (Ответы детей)  А теперь цифру на паровозике Зайки (Ответы детей). Молодцы! Я сейчас буду показывать предметы, которые поедут или с зайкой, или с совой. Надо определить, какой звук есть в этом слове [c] или [з]  и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука. Будьте внимательны.

- Молодцы, вот вы и расколдовали еще одну часть замка. Какую по счету? (Пятую) 

         - Ребята, посмотрите, у нас осталось сколько частей заколдованного замка? Да и она самая сложная часть. Как вы думаете, справимся мы, или нет? (Ответы детей)   Давайте попробуем.

- Посмотрите, ребята, зайка уже повеселел и предлагает нам поиграть в игру «Скажи наоборот». Вы готовы?

Игра «Скажи наоборот»

Слон - большой, а мышка – маленькая

Буратино - веселый, а Пьеро – грустный

Ворона - тяжелая, а бабочка – легкая

Ведьма – злая, а фея - добрая

Шоссе - широкое, а тропинка – узкая

Океан - глубокий, а лужа - мелкая

Летом - жарко, а зимой - холодно,

Сосна - высокая, а елочка - низкая

Сухарик - жесткий, а булочка - мягкая

Ночью - темно, а днем - светло. 

- Молодцы, дети, справились с этим заданием. Следующее задание такое: я буду произносить слова со звуком [с], а вы, дети, будете делить слова на слоги и определять позицию звука в данном слове. Готовы, ребята?

Слова: сова, сумка, лес, соль, пастух, лось, маска, гусь, марс.

- Ой, ребята, вы расколдовали последнюю, какую часть замка? (Шестую)

- Посмотрите, какое красивое царство–государство у наших звуков, какой большой замок, это потому, что вы очень хорошо работали и называли все звуки правильно. Чисто и красиво произносили слова с этими звуками.

Ребята, скоро майские праздник. Давайте подарим, какие-нибудь подарки Сове и Зайке, чтобы они нас помнили и не забывали, вот только я не могу придумать, что же им подарить?

Дети предлагают сделать подарок своими руками. На столах у них картинки с предметами в названии которых есть звук [с] или [з]. Мальчики делают Сове снежинку, а девочки делают Зайке зонтик.

- Давайте немного разомнемся перед работой, а то засиделись.

Физкультминутка «Зайка» 

Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать

Кто то зайку напугал, зайка прыг и убежал

Дети делают праздничные открытки и дарят их хозяевам замка соблюдая правильность звуков в словах: Зайке – Зонтик, Сове – Снежинку. Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка и за открытки и дарят детям сладкий сюрприз.

- Ребята, как вы чувствовали себя на занятии? (Ответы детей) Сейчас я вам раздам квадратики, на которых с одной стороны нарисован знак «+», а с другой «-». Если вы покажите нам знак «+», то вам занятие понравилось, а если покажите знак «-», то вам, к сожалению, занятие не понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе с ТНР по теме "Дифференциация звуков Л и Ль"

Цели:Коррекционно-образовательные: - закрепить навыки четкого произношения звуков [л] - [л‘],  в слогах, словах, фразах;   - учить определять позицию звука в словах;Коррекционные-развив...

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»...

Конспект открытой интегрированной организованной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «В поисках сюрприза»

Формирование у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и прямого счета в пределах 10. Совершенствовать умение находить соседей чисел.Формирование умени...

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе: «Дифференциация звуков [с] — [ц]»

Цель: упражнять детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками....

Непосредственно-образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ж и Ш»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки /Ш/ и /Ж/ и правильно их произносить. Задачи: Учить детей различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки /Ж/, /Ш/;Учить...

Конспект открытого занятия в средней группе Тема: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»

Тема: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»Программное содержание:Образовательные задачи:  -Учить четко, произносить звук «Щ» и «Ч» -Учить различать на...