Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи в подготовительной группе с ЗПР «Звуки а, у, и, э, о, ы»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Усманова Фавзия Закирьяновна

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по звуковой культуре речи в подготовительной группе с ЗПР

«Звуки а, у, и, э, о, ы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zvuki_a_o_u_i_e.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по звуковой культуре речи в подготовительной группе с ЗПР

«Звуки а, у, и, э, о, ы»

                                                               Составила:

                                                                      Усманова Ф.З.

Воспитатель

 МБ ДОУ № 36

г. Нижнекамск

Тема: « Звуки а, у, и, э, о, ы»

        Программное содержание: Развивать все компоненты речи. Формировать навыки звуко - слогового анализа и синтеза. Развивать творческие способности детей. Воспитывать нравственно-эстетические чувства.

Материал: Символы согласных звуков, полоски для обозначения слогов, счетные палочки, предметные картинки (мак, маки, дом, дома), игрушки (мишки, лиса, сова и др.)

Ход занятия:

  1. Оргмомент

Перед детьми демонтстируются пиктограммы, изображающие разные эмоции. Дети произносят гласные звуки с удивлением, радостью, печалью, тоской и возмущением.

  1. Сообщение темы занятия

Сегодня мы отправимся в путешествие с гласными звуками и узнаем что-то новое о словах.

  1. Повторение гласных звуков

Жили - были гласные звуки. Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, и, э ,ы) В каком замке они живут? ( в Красном замке) Каким кружком вы их обозначаете? ( красным кружком) Почему их называют гласными звуками? ( их можно тянуть, петь) Это певучие и свободные звуки. Вспомним слова о гласных звуках.

Гласные тянутся песенкой звонкой:

И-и-и-и,

Могут заплакать и застонать:

О-о-о-о-у-у-у-у,

Могут качать в колыбели Аленку:

А-а-а-а

Могут, как эхо в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

У-а-и-у.

        4. Анализ и синтез прямых слогов.

Звук э подружился с звуком х и получился слог …(эх). Если звук у станет впереди звука х, получится слог…(ух). Если звук х встанет перед звуком а, получится слог …(ха)

Идут гласные звуки по дорожке. Видят звук м скучает. Пригласили его с собой. Какие слоги получатся, если звук м подружится с гласными звуками? (ма, мо, му, ми)

  1. Выделение гласных звуков из начала и середины слов. Развитие фонетических представлений.

Шли звуки, долго ли коротко ли и пришли в лесную школу. А там малыши - зверята как раз называют слова с гласными звуками. Учительница сова предлагает называть какой гласный звук звучит в начале слова.

От имени совы даются слова аптека, остров, атомоход, история, экспресс.

Дети называют первый гласный звук.

А сейчас сами назовите слова, в которых гласные звуки слышатся в начале.

Выделение гласных звуков из середины слов кот, дым, мак, сом, дуб, рот и др.

  1. Физминутка.

Изображение гласных букв с помощью движения, поз. Танцевальные движения под музыку.

  1. Знакомство со слогом. Определение количества слогов и их последовательности.

Выставляется часть картины « маки». Что это? Мишутка говорит: « ма» Правильно ли он назвал цветы? (Нет) Он сказал не все слово. Он сказал часть слова) Скажем вторую часть слова. (ки) Произнесите это слово по частям ( ма-ки).

Воспитатель сначала показывает картинку « сани» затем часть ее. Вот первая часть предмета. Назовите первую часть этого слова (са). Представляется вторая часть картинки, дети называют слог (ни).

Скажите все слово (сани). Все слово можно произнести по частям. Часть слова называется слогом. Повторите, как называется часть слова (слог).

На переменке зверята разбежались, кто куда. Вместе с учительницей совой позовем их. ( ли-са, ми-ша) Как мы произнесли эти слова? ( по слогам) Слова как будто рассыпались на части – слоги. Сосчитаем, сколько слогов в слове ли-са. Обозначьте слоги счетными палочками.

Делятся на слоги слова пума, лоси. Сколько слогов в слове пума? Какой первый слог? Какой второй слог? Переставьте слоги в слове пума и произнесите их. ( Ма-пу) Правильно ли звучит это слово? ( Неправильно). Можно ли переставлять слоги в словах? ( Нельзя)

Перед детьми строится домик из кирпичиков. Вынимается одни кирпичик. Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного и стена нарушена. Послушайте, как звучит слово ли-сонь-ка без слога ли: -сонь-ка.

Ознакомление с символом слога – короткой полоской. Сравнение символов одного слога и слова.

  1. Значение слогообразующей функции гласного звука.

Как же узнать, сколько слогов в слове? (можно отхлопать слоги). Помогут нам определить количество слогов слове гласные звуки. В каждом слоге есть гласный звук. Запоминай правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Повторение правила хором, по рядам и отдельными детьми.

А сейчас убедимся, что это так.

Выставляется картинки « мак» и маки»; « дом» и « дома».

Какой гласный звук есть в слове « мак»? (звук а)

Сколько слогов в слове мак? (один слог). Хлопните в ладошки столько раз, сколько слогов в слове маки. Сколько раз вы хлопнули? (два раза) Какие гласные звуки услышали в слове маки? (а, и) Положите столько полосочек, сколько в этом слове слогов. А сейчас тыльную сторону ладони положите под подбородок, и произнесите слово дом. Вы почувствовали, как опускается подбородок, когда произносим звук о? Скажите слово дома по слогам. Сколько раз широко открывался рот и опускался подбородок? (два раза). Рот открывается широко тогда, когда произносятся гласные звуки. Сколько слогов в слове дом? (один слог) сколько слогов в слове дома? (два слога) Почему вы так думаете?

Объяснение детей.

Придумайте слова, которые состоят из одного слога. ( дом, сом, суп, кит, дуб) назовите слова, в которых два слога.

Ответы детей.

Еще раз повторите самое важное правило – сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Встаньте из-за стола. Сейчас мы будем шагать, и говорить слова по слогам. Сделаем шаг и скажем слог. ( Кни-га, аль-бом и др.)

  1. Итог занятия

Вот и закончилось наше путешествие с гласными звуками. Попрощаемся с учительницей Совой и учениками лесной школы, с которыми мы учились делить слова на слоги и узнавать, сколько слогов в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы «Тигрёнок Рома».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы «Тигрёнок Рома».Цель: формирование звуковой культуры  речи, автоматиз...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство со звуком ц ». ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы

Задачи:1. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах); совершенствовать интонационную выразительность речи, фонематические процессы;2.  Развивать реч...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство со звуком Й ». ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы

Задачи.1.Познакомить со звуком и буквой Й. Упражнять в произношении [Й] в слогах, словах, предложениях.  Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов. Автоматизировать пра...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство со звуком ц ».

Задачи:1. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах); совершенствовать интонационную выразительность речи, фонематические процессы;2.  Развивать реч...

Непосредственно-образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ж и Ш»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки /Ш/ и /Ж/ и правильно их произносить. Задачи: Учить детей различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки /Ж/, /Ш/;Учить...