Конспект непосредственно-образовательной деятельности по звуковой культуре речи и обучению элементам грамоты в старшей группе "Зима.Знакомство с буквой «С» и звуком [с]."
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Бурлакова Елена Владимировна

Уточнить и расширитьсловарь по теме "Зима". Учить детей четко и правильно произносить звук [с].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zima._znakomstvo_s_bukvoy_s_i_zvukom_s.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по звуковой культуре речи и обучению элементам грамоты в старшей группе

Тема: Зима. Знакомство с буквой «С» и звуком [с].

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить и расширить словарь по теме «Зима».
  • Учить детей чётко и правильно произносить звук [с].
  • Учить выделять звук [с]из ряда согласных звуков, слов.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховое внимание, зрительное внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать мышцы артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук, учить координировать речь с движениями.
  • Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления.
  • Учить давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: предметные картинки, игрушка - снеговик, загадка- схема, макет колодца, ведерки, удочка, сигнальные значки, зеркала.

Ход НОД:

I.  Организационный момент.

     Дети заходят в комнату под музыку, подходят к окну.

Логопед. Пусть мороз трещит,

             Поле вьюга вьюжит –

             Малышам-крепышам

             Не страшна стужа.

             Молодцы у нас ребята:

             Сильные и смелые,

             Дружные, умелые!

II. Основная часть

1.Беседы о времени года.

- Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте её.

       Снег выпадает, вьюги завывают

     Елки наряжают и в снежки играют,

     Новый год встречают

     Когда это бывает?

Ответ детей: Это бывает зимой.

- Вы уже догадались, что наша речь пойдет о зиме.

- Давайте посмотрим в окно и скажем, как мы определяем, что наступила

   зима?    

-Какая бывает погода зимой?

- Как выглядят деревья зимой?

- Во что превращается вода в водоёмах?

- Во что одеваются люди зимой?

2. Картинка- загадка «снеговик».

- Ребята, посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета здесь не хватает?

- Правильно. Здесь не хватает снеговика.

       Что за нелепый человек

     Пробрался в двадцать первый век?

     Морковкой нос, в руке метла,

     Боится солнца и тепла.

                                           (снеговик)

- А вот и Снеговик. Он пришёл к нам в гости.

          Снеговик я непростой,

       Любопытный, озорной.

       Знать хочу я, чем ребята

       Занимаются зимой?

- Ответим, ребята, Снеговику, на его вопросы?

- Чем же мы с вами занимаемся, когда приходит зима?

   

 Ответы детей.

       На горку забираемся,

       На саночках катаемся.

3.Артикуляционная гимнастика.

 Упражнение «Горка»

Упражнение «Саночки»

Упражнение «Снежные шарики».

4. Дыхательные упражнения.

      Как подул Дед Мороз –

    В воздухе морозном

    Полетели, закружились

    Ледяные звезды.

Сдувание снежинок с ладони.

5. Игра «Вьюга».

- Ребята, образуем круг, расширяя его, долго и громко произносим звук [У]; быстро сужая круг, долго и тихо произнося звук [и]. Так мы покажем, как гудит метель.

Должно получиться сочетание «УИ» с разной силой голоса.

6. Характеристика звука [с].

- Ребята, как вы думаете, у нашего Снеговика есть друзья?

- Конечно, есть. А кто они?

-Снеговик очень любит зиму, поэтому он дружит со снегом, снежинками, сосульками.

- Давайте произнесем слово снег.

- Какой первый звук вы слышите в этом слове?

     Ответы детей.

- В слове снег 1 звук [с]. Обозначается этот звук буквой «эс».

(Показ буквы.)

- Сегодня мы с вами поговорим о звуке [с].

- Давайте вспомним, что мы знаем о нем?

- Произнесите звук [с]. Скажите, что делают наши губы, когда мы произносим этот звук?

Правильная артикуляция звука [с].

Губы растянуты в улыбке;

Зубы соединены на расстояние 1 2 мм;

Кончик языка опущен за нижние передние зубы,

Боковые края подняты к верхним коренным зубам.

- Давайте ещё раз произнесем звук [с].

- Скажите, какой это звук гласный или согласный?

- Как вы догадались?

- Что мы знаем о гласных звуках?

- Что мы знаем о согласных звуках?

- Ребята, а ещё мы с вами можем сказать о звуке [с], что он глухой. Сделаем мы это вот так – поставьте ладошку на горлышко.

-Дрожит ваше горлышко или нет?

- Значит звук глухой.

- А что мы ещё можем сказать о звуке [с] в слове снег?

- Он твердый.

-Произнесите звук ещё раз. Слышите, как он уверенно звучит?

- Запомните, звук [с] – согласный, твердый, глухой.

7.Физкультминутка. Игра «Сугроб, кочки, гора».

- Сейчас, когда зазвучит музыка, вы будете ходить по комнате, когда я скажу «Сугроб!», вы остановитесь, поднимите руки вверх над головой, показывая какой большой сугроб намело;

   -  при слове «Кочка» вы присядете на корточки, обхватите колени руками;

    - при слове «Гора!» встаете в круг и поднимаете руки вверх, показывая, какая это большая гора.

8. Игра на развитие слухового внимания «Внимательные ушки».

- Я буду называть разные звуки, а вы слушаете внимательно, когда услышите звук [с] поднимите сигнальные значки.

- А теперь найдите звук [с] в словах.

Сом    роза   сова    муха      сон    санки    кино    коса   дом   сок

9.Упражнение для развития мелкой моторики рук «Нарисуем зиму»

- Сейчас мы будем рисовать картину, но не карандашами и красками, а движением рук

- Посмотрите, как красиво идет снег. Снег может падать хлопьями.

   (Показать, как снег падает хлопьями.)

- Снег может падать снежинками.

- Если я скажу «снежинка», вы покажите, как снег падает снежинками; если я скажу «хлопья», вы покажите, как снег падает хлопьями.

- Метут метели (Сильные круговые махи рук)

- Наметают сугробы. (Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз).

10. Работа над звуковой стороной речи. Игра «Волшебный колодец».

- Колодец наш не простой, в нем находятся картинки, которые вы должны достать и распределить по ведрам. В ведро с буквой «С» кладем картин в названии, которых слышится звук [с], а остальные предметы кладем в другое ведро.

11.Ира «Назови ласково»

  Зима- зимушка                                     ветер - ветерок

 Снежинка – снежиночка                   ком - комочек

Снег – снежок                                      санки - саночки

Снеговик - снеговичок                         гора - горочка      

12.Чистоговорка

 Да-да-да – вот настали холода

 Ду-ду-ду – я на лыжах иду.

III.Итог. Вывод.

- О каком времени года мы говорили сегодня на занятии.

- С каким звуком познакомились?

-Давайте ещё раз скажем, какой это звук.

- Молодцы! Вы сегодня мне очень понравились. Хорошо работали, отвечали на вопросы. Теперь можно отдохнуть.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НООД по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В гости к Мишутке. Буква М. Звук [М]»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследова...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Артикуляция звука Ж. Закрепление произношения звука в слоге, в разных словах. Воспитание звуковой и интонационной культуры речи....

План-конспект образовательной деятельности по развитию фонетико- фонематической стороны речи и обучению элементам грамоты в старшей группе по теме :"Звук О "

Цель: Создание условий для формирования представлений о звуке О .          Задачи:Уточнить артикуляцию и акустическую характеристику звука [О].Закрепи...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте «Путешествие Муравьишки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы Тема: «Дифференциация звуков [л] и [л’]» Автор-составитель: Харзина Таисья Евгеньевна воспитатель

Конспект НОД по ЗКР для детей подготовительной группы по теме "Дифференциация звуков Л -Ль"Занятие с детьми (по содержанию конспекта) прошло живо и интересно. Использованы познавательные мом...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство со звуком ц ». ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы

Задачи:1. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах); совершенствовать интонационную выразительность речи, фонематические процессы;2.  Развивать реч...