Доклад на тему: «Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников»
учебно-методический материал

Зверева Олеся Александровна

«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста…»

 

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет первостепенную задачу - охрану и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, в том числе их эмоционального благополучия.

 

   Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок.

 

 

На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения.

 

Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода подразумевает гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

 

Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.

 

Следовательно, в качестве основных направлений реализации индивидуально  - дифференцированного подхода можно выделить:

1. Достигнутый ребенком уровень физического развития, его гармоничность.

2. Уровень иммунитета (частота и длительность инфекционных и соматических заболеваний)

3. Проблемы со здоровьем (наличие или отсутствие приобретенной или наследственной патологии)

4. Гендерные  различия

5. Уровень двигательной активности

6. Степень физической подготовленности.

 

Для реализации индивидуально - дифференцированного подхода при организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных показателя:

1. состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;

2. уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;

3. уровень двигательной активности - это объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.

 

В первую подгруппу входят дети первой и второй А групп здоровья, имеющие средний и высокий уровни двигательной активности и хорошую физическую подготовленность.

Вторую подгруппу составляют дети второй Б и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения), с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью.

Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить физкультурно-оздоровительную работу, различающуюся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Немало важной составляющей индивидуально – дифференцированного подхода является планирование образовательной деятельности с учетом гендерных особенностей детей,  для которых занятия физическими упражнениями можно вести по таким направлениям, как:

• подбор упражнений,

• нормирование физической нагрузки,

• участие детей в играх и соревнованиях,

• их двигательные предпочтения,

• взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений,

•  подбор инвентаря и оборудования,

• диагностика физического состояния.

 

Для организации и проведения физкультурных занятий с учетом индивидуального подхода предлагается использовать следующие варианты двигательной деятельности:

- занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия - в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы;.

 все дети занимаются вместе, а некоторые упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку.

 

- “интегрированный вариант” проведения занятия.

 которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный полоролевой характер.

На занятиях этого типа детям предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий - для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность - для девочек. При разработке комплексов упражнений учитываются двигательные предпочтения мальчиков (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье) и девочек (упражнения с мячом, скакалкой, обручем и т.д.).

Еще один критерий индивидуально-дифференцированного подхода к детям в процессе физического воспитания – это уровень двигательной активности. Несоответствие режима двигательной активности возрастным физиологическим возможностям и потребностям детей приводит к гиподинамии,  что может повлечь негативные изменения в детском организме. Главной задачей дифференцированного подхода к детям по уровню двигательной активности является вовлечение малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключение гиперактивных детей на более спокойную деятельность, чаще всего требующую внимания и сосредоточенности.

Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям (законным представителям), которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими участниками образовательных отношений. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Поэтому важно наладить тесное взаимодействия между родителями и педагогами для успешной реализации индивидуального подхода в физическом воспитании дошкольников. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3 «Звездочка » г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области Инструктор по физической культуре Зверева О.А.

Слайд 2

«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста…» Федеральный закон " Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Слайд 3

ФГОС ДО определяет первостепенную задачу - охрану и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, в том числе их эмоционального благополучия.

Слайд 4

Индивидуальный подход в физическом воспитании

Слайд 5

Дифференцированный подход в физическом воспитании

Слайд 6

Основные направления реализации индивидуально - дифференцированного подхода 1. Уровень физического развития 2. Уровень иммунитета 3. Проблемы со здоровьем 4 . Гендерные различия 5. Уровень двигательной активности 6. Степень физической подготовленности

Слайд 7

Уровень двигательной активности Состояние здоровья Показатели распределения детей на подгруппы Уровень физической подготовленности

Слайд 8

Учет гендерных особенностей детей • подбор упражнений, • нормирование физической нагрузки, • участие детей в играх и соревнованиях, • их двигательные предпочтения, • взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений, • подбор инвентаря и оборудования, • диагностика физического состояния

Слайд 9

Деление на подгруппы по гендерному признаку

Слайд 10

Деление на подгруппы по гендерному признаку

Слайд 11

«Интегрированный вариант» проведения занятия

Слайд 12

«Интегрированный вариант» проведения занятия

Слайд 13

«Интегрированный вариант» проведения занятия

Слайд 14

Подвижная игра «Зайчики и волк»

Слайд 15

Упражнения на сосредоточенность и внимание

Слайд 16

Взаимодействие с родителями в физическом воспитании дошкольников

Слайд 17

Семейный спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья"

Слайд 18

Физкульт – УРА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников».

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников и направления работы...

Программа по самообразованию «Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников посредством игры»

Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, и беречь его необходимо с детства. Ведь период дошкольного детства является наиболее важным в развитии физических качеств. Именно в э...

«Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ:- сохранение и укрепление здоровья детей, используя  индивидуальный подход к каждому ребёнку....

Доклад на тему: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...

Доклад на тему"Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольников"

Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольников...

Индивидуальный план работы по самообразованию инструктора по ФК. Тема: "Гендерный подход в физическом воспитании"

Данный маетриал разработан для компетентного подхода в получении нового материала, подборе новых приемов ввоспитании  положительных нравственно-волевые качеств личности ребенка, в соответствии с ...

Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве проявляются задатки особенностей характера, способностей и...