"Не скучная" музыка для детей.
консультация

Терентьева Светлана Сергеевна

Методика Карла Орфа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karl_orf_doklad.docx18.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Нескучная»  музыка для детей. Методика Карла Орфа.

Среди методик музыкального развития детей раннего возраста важное место занимает -  система немецкого композитора Карла Орфа. 

 Карл Орф (1895-1982) - немецкий композитор. Учился в Мюнхенской академии музыки,  стал основателем музыкально-педагогической системы «Шульверк. Музыка для детей» в которой обучал детей навыкам коллективного музицирования, пения, импровизации и игре на простейших ударных инструментах.

Основная цель этой системы – раскрыть в ребёнке творческое начало, которое ему дала природа,  раскрыть музыкальные таланты через импровизацию в музыке и движении. Главным здесь является не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый детям, возможность их самовыражения.

Двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них, умело направляемые и организуемые педагогом, позволяют практически решить один из “вечных” вопросов нашей музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество. Детские импровизации на Орф-уроке являются коллективными. Именно эта их способность позволяет каждому ребёнку найти в ней своё место, независимо, от уровня его музыкальных способностей.

Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми.

Карл Орф, создавая свою музыкально-педагогическую концепцию, адресовал её прежде всего педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания, а не образования. Поэтому его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребёнка. Не случайно и её название – “Элементарное музицирование”, в котором слово “элементарное” имеет смысл “первичное”, ведущее своё начало от самых основ, простое, доступное каждому, но не примитивное. Музицирование здесь понимается как глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения и речи, естественная в том смысле, что любое интонационно-ритмически произнесённое слово – это первооснова музыки, а на музыку человек откликается движением. Соединение музыки, слова и движения составляет существо урока по принципам Орфа. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.

Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок Орфа. У речи и у музыки 10 общих средств выразительности: динамика, темп, тембр, характер, регистр и т. д. В музыке, в отличии от речи есть своё только лад и гармония.

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал Орф, стоит упражнение речевое. Ритмизованная речь получила в концепции Орфа название “речевых упражнений и игр”. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Каждая речевая модель “Шульверка” подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном, свистковом, тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шёпотом, в “нос” и т. д.

Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

 В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную заботу педагога-музыканта, работающего с дошкольниками.

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.

Важнейшая составляющая часть концепции Орфа - звучащие жесты – первые инструменты человека, которые всегда с собой. Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Четыре основных тембра – это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.

Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности. В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.

Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку, например “теремок”. (61). Нужно выложить на столе шумовые инструменты, начать рассказывать сказку. Предложить детям подобрать для каждого персонажа инструмент. Договориться, кто какую партию будет играть. Можно сделать список “действующих персонажей”, например: теремок – ложки, тук-тук – деревянная коробочка или два кубика, мышка – треугольник, лягушка – бубен, зайка – ксилофон, волк – кастаньеты на ручке, медведь – барабан, теремок развалился – тутти.

Нет необходимости говорить о том, что озвученную таким образом сказку можно инсценировать. Рассказывая сказку детям постарше, можно пропускать слова, обозначающие персонажей, пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент: “Стоит в поле (ложки); он не низок, не высок. Бежала мимо (треугольник)” и т. д. В конце концов слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.

Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания. Каждый человек располагает определённым творческим потенциалом. Это своего рода талант в себе. Педагогика Орфа  берёт за исходное простую аксиому – каждый ребёнок по-своему талантлив. Нужно лишь целеустремлённо помогать развитию творческих способностей ребёнка, создавая благоприятные условия для всех и каждого.

         Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания, является проводником в мир звука, ритма, гармонии. Музыка помогает ребенку услышать, почувствовать многообразие окружающего мира, благодаря импровизации ребенок учится познавать себя и близкое окружение. Поэтому важно как можно раньше предоставить ребенку возможность соприкоснуться с музыкой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...