Эмоциональное развитие детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения
статья (средняя группа)

Каверина Надежда Александровна

Аннотация: в статье описывается опыт воспитательской работы, который включает в себя эффективные приемы и методы развития социальных эмоций детей дошкольного возраста: дидактические и сюжетные игры, сказкотерапия, музыкотерапия, арттерапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения

      «Раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками или дефектности эмоционального общения с окружающими создает опасность нарушения последующего формирования личности», - эти слова известного детского психолога А.В.Запорожца заставляют задуматься о роли эмоций в структуре личности ребенка раннего и дошкольного возраста, о влиянии на развитие социальных эмоций.

    Как показывают многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов эмоциональная сфера с первых дней пребывания ребенка в социальном мире берет на себя ведущую роль в развитии. Через эмоции ребенок принимает или не принимает взрослых, а позже и детей, через эмоции он усваивает первые моральные установки, по эмоциональным реакциям взрослого на его поступки он начинает накапливать опыт «правильного» и «неправильного» поведения. Ребенок подражает взрослым в формах выражения положительных и негативных реакций и берет их в свой социальный опыт.

  По мере взросления  у ребенка появляется потребность в разных формах выражения эмоций. И здесь уже без помощи взрослых ребенку трудно обойтись. Механизм подражания продолжает действовать, но в тоже время развивающееся мышление стимулирует ребенка к анализу своих и чужих поступков, он стремится делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Ответственность взрослых безмерно возрастает: что видит ребенок, как оценивает поведение, поступки  взрослый – всё это закрепляет  определенные  формы поведения и реакции ребенка.

  Ребенок в 3-4, а особенно в 4-5 лет  уже способен различать эмоциональное состояние окружающих людей и учится адекватно оценивать свое поведение: пожалеть, поддержать или  высказать свое недовольство  по поводу эмоционального состояния взрослого или ребенка.

  Перед взрослым встает задача обогащать социальный опыт ребенка и обучать его формам выражения эмоций и умению «считывать» эмоции у других людей, выстраивая собственное  соответствующее поведение.

Такая работа происходит постоянно в повседневной жизни. Но каждый раз воспитатель должен помнить, что ребенок-дошкольник может еще не знать  значения многих слов, которые нам кажутся вполне понятными. Например, что такое пожалеть? Как это пожалеть? Что конкретно нужно делать?

Один мальчик очень уверенно ответил на вопрос «Что такое сочувствие?»: «Это когда я сижу в своей комнате, а мама на кухне пироги печет и я чувствую их запах». Ребенку 5 лет!

Значит, развитие эмоциональной сферы личности ребенка следует выстраивать в нескольких направлениях:

- учить детей замечать разные эмоции по выражению лица, позы, общему поведению человека, постепенно усваивать их словесное обозначение;

- учить отвечать на эмоции разными способами, приобретать  арсенал таких способов в процессе упражнений;

- учить понимать чувства другого человека и связывать их проявления с событиями, их породившими;

- учить предвосхищать возникновение разных эмоциональных реакций и выстраивать линию собственного поведения.

  Для каждого из названных этапов в педагогике и психологии разработаны свои методы, которые следует применять, учитывая возрастные возможности ребенка.

   Так, к примеру, первый этап начинается у ребенка очень рано, еще до осознания его:  ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку, плачет, когда видит, что плачет взрослый. Здесь действует процесс подражания. Ребенок уже считывает эмоции, выраженные на лице взрослого, и учится их проявлять. На этом  этапе ребенок пока не способен сопереживать другому человеку, он принимает на себя эмоции другого, всматривается в другого человека и по подражанию учится испытывать такие же эмоции. Уже здесь можно начинать учить ребенка  реагировать на состояние другого человека: пожалей маму, не надо бить маму,  маме больно, погладь ее по головке, поцелуй.

     Это умение замечать разные эмоции будет продолжаться всю последующую жизнь человека и, конечно же, весь дошкольный возраст.

Так постепенно, переходя с одного этапа на другой, ребенок развивается эмоционально и начинает ценить положительные эмоции и избегать отрицательные.

Основными показателями развития социальных эмоций детей дошкольного возраста являются: освоение ребенком социальных форм выражения чувств, изменение роли эмоций в деятельности ребенка, формирование эмоциональных предвосхищений, формирование и развитие нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств.

Проанализировав практический опыт педагогов и психологов, можно выделить эффективные приемы и методы развития социальных эмоций детей дошкольного возраста: дидактические и сюжетные игры, сказкотерапия, музыкотерапия, арттерапия. Рассмотрим более подробно каждый прием, метод.

Прием игры. По мнению Г.А. Забудько, игра оказывает громадное влияние на чувства детей. Она привлекает детей, вызывает радость, восторг, волнение, удовольствие. В игре, ребенок,  выполняя определенные роли, самоутверждается в ней, испытывает чувство гордости, получает эмоциональное удовлетворение. Позитивный эмоциональный тонус, положительные эмоциональные переживания, которые испытывает дошкольник в игре, помогает ему легко находить общий язык со сверстниками и доверять друг другу [1].

Например, можно с ребенком поиграть в игру «Походка». Эта игра подходит, как для детей младшего дошкольного возраста, так и для детей более старшего возраста. В игре ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить как клоун в цирке, как лев, как котенок и т.д. Затем ребенок загадывает какого-либо животного и походит его походкой, а другой ребенок по походке старается угадать, кого изображают. Данная игра формирует понимание людьми друг друга, толерантное отношение к другим, понимание, что нас много и все мы разные.

Метод сказкотерапии, по мнению А.Ю. Капской и Т.Л. Мирончика, является прекрасным средством совершенствования способов взаимодействия детей с окружающим миром. Сказки позволяют ребенку почувствовать состояние героев, сопереживать, испытывать положительные эмоции в ситуации сравнения себя с главными положительными героями сказок. При работе с детьми педагог использует «Часы сказок», литературные игры, викторины, драматизацию, разыгрывание сценок из сказки, музыкальное сопровождение (подбор более подходящей музыки к данной сказке), которые формируют у детей умения выражать свои мысли, эмоции и чувства в языке [2].

Для младших дошкольников больше подходят сказки про животных, о взаимоотношениях животных и людей. Дети в этом возрасте идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них. Например, сказка «Снегурочка». В сказке собачка Жучка помогает Снегурочке, спасает ее от диких зверей. Дети учатся помогать друг другу, не обижать других и не бросать друзей в беде.

Также, можно провести беседу по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят». Предложить вспомнить: «Когда герои этих сказок переживали горе? Как они справились с горем?»

Можно с детьми прочитать отрывок из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем – заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.

Метод музыкотерапии, по словам Е.А. Коссаковской, Т.Я. Дружинец, О.Н. Ситчихиной Г.М. Якименко, является одним из сильнейших орудий воспитания каждого человека. По их мнению, музыка, благодаря своим уникальным особенностям способна влиять на эмоциональное состояние ребенка, волновать, радовать, вызывать к себе интерес и обеспечивать глубокие эмоциональные переживания. На своих занятиях педагоги применяют элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в эмоциональном напряжении и расслаблении, учат детей распознавать эмоции, переданные композитором в музыкальном произведении (интерес, радость, грусть, гнев, страх и т.д.). Слушая музыкальные произведения, дети учатся выражать свои эмоции, чувства. Таким образом, музыка является прекрасным средством развития эмоциональной отзывчивости у детей [3].

Например: «Собери портрет – настроения». Данное музыкальное упражнение способствует закреплению знаний детей о частях лица и об эмоциях; снижению эмоционального напряжения; коррекции нежелательных черт характера. Детям предлагается прослушать отрывок музыкального произведения, где они пытаются определить его настроение. Затем на столе раскладывают части разных портретов. Дети должны обсудить и решить какую эмоцию вызвала у них музыка, потом подобрав нужные части: нос, глаза, рот, волосы, составить такой портрет, который соответствует выбранной эмоции. 

Можно детям предложить упражнение «Настроение». Данное музыкальное упражнение учит детей выражать эмоции под музыку, с помощью движений и передачи цветом. Из корзинки с разноцветными бумажными лепестками каждый ребенок выбирает лепесток, соответствующий его настроению, и все вместе составляют один цветок (в виде ромашки). Заканчивают упражнение спонтанным «танцем настроения»: каждый ребенок сочиняет свои движения.

Также, с детьми можно прослушать пьесу П.И. Чайковского «Новая кукла». После детям задаются вопросы:

О чем вы думали, когда слушали музыку?

Что чувствовали?

Что хочется делать под такую музыку?

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

Делать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

В последнее время, по словам Н.Я. Михайленко, в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста широко применяют арттерапию. По мнению педагогов-практиков, арттерапия помогает снять нервное напряжение, избавиться от негативных и отрицательных эмоций. Педагог Н.Я. Михайленко подчеркивает, что арт-терапия - один из самых «мягких» способов снятия эмоционального напряжения, поднятия эмоционального тонуса у детей, и является психологическим и коррекционным приемом для снятия психического напряжения, тревожности, страхов. На ее занятиях дети учатся выражать свои чувства, эмоции с помощью красок, глины, песка, которые создают благоприятные условия для повышения позитивных эмоций у детей [4].

Например, можно рисовать картины «Радость», «Грусть» (под музыку) Задачи: выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти. Познакомив детей с эмоцией радости (грусти), предлагать  им превратиться в художников и нарисовать картину на тему: «Радость» («Грусть»). Каждый рисует радость (грусть) так, как ему хочется, используя те цвета, которые считает нужными. Затем, рассматривая рисунки, обращать внимание детей на то, что желтый, оранжевый, красный цвета присутствуют на всех рисунках «Радости», а вот темные цвета: серый, черный, синий, фиолетовый помогают изобразить «Грусть». 

Провести беседу с детьми: «Что такое радость?».

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:

– Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая.

– Радость – это когда праздник.

– Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.

– Радость – когда нет войны.

– У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

– Радость – это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»

Е.О. Смирнова отмечает, что методы и приемы, используемые педагогом для воспитания у детей гуманных чувств, должны способствовать развитию их эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном случае, понимая его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение [5].

Список литературы

  1. Забудько, Г.А.  Сюжетно-ролевая игра в становлении личности / Г.А. Забудько // Дошкольная педагогика. – 2012. - №7 – С. 24-27.
  2. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников / А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик. - СПб. : Речь, 2008. - 96 с.
  3. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Е.А. Коссаковская. - М.: Просвещение, 2000. – 62 с.
  4. Михайленко, Н.Я. «Игры с правилами в дошкольном возрасте»/ Н.Я. Михайленко. - М.: Академический Проект, 2001.- 160 с.
  5. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетно - ролевой игры в детском саду / Н.Я. Михайленко. - М.: Психологический Институт РАО, 2007.- 354 с.
  6. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет / Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2007. - 384 с.
  7. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2014. - №1. - С. 51-55

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговая программа адаптации детей 3 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения.

Программа, направленная на улучшение адаптации детей, вновь пришедших в ДОУ после летних каникул и тех, кто в первый раз пришел в группу. Цель - сплотить ребят, выработать  (или вспомнить) правил...

Рабочая программа учителя-логопеда «Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения»

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ,  законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае...

Отчет о периоде адаптации детей 1 младшей группы к условиям дошкольного учреждения группы "Колобок"

Отчет о периоде адаптации детей раннего возраста к детскому саду...

Отчет о периоде адаптации детей 2 младшей группы к условиям дошкольного учреждения.

С поступлением 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей  новые требования к поведению, постоянный контакт с...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для педагогов на тему:«Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения».

Первоочередной задачей педагогического коллектива стоит планомерная работа по социально-личностному развитию ребенка. Успешное решение психосоциальных проблем позволяет личности обогатиться новым поло...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения»...

СТАТЬЯ. педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы к условиям дошкольного учреждения. «Здравствуй, малыш».

СТАТЬЯ.педагогической деятельности по адаптации детей I младшей группы   к  условиям дошкольного  учреждения.«Здравствуй, малыш». товила:Калинина Т. М....