Главные вкладки

    Тренинговая программа адаптации детей 3 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения.
    методическая разработка (средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

    Афанасьева Марина Алексеевна

    Программа, направленная на улучшение адаптации детей, вновь пришедших в ДОУ после летних каникул и тех, кто в первый раз пришел в группу. Цель - сплотить ребят, выработать  (или вспомнить) правила поведения  в группе, почувствовать себя более защищенными.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Druzhba_v_formate_2003.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тренинговая программа адаптации детей 3 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения    "ДРУЖБА».

    Автор – составитель:

    Педагог – психолог ГДОУ№137

    Афанасьева М.А.

    Санкт-Петербург

    2008г.

                                    

    Дружба

    Тренинговая программа  адаптации детей 3 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения.

     С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми.  

    С началом учебного года возрастает нагрузка на ребенка, он вынужден жить по правилам дошкольного учреждения, часто, делать не то, что ему хочется, а то, что делает вся группа. Смена обстановки может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности.

    Программа «Дружба» позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, усваивать групповые правила поведения, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, влияет на гармонизацию межличностных отношений.

    Цель программы – способствовать личностному росту ребенка и тем самым, помогать ему адаптироваться к условиям детского сада.

    Основные задачи программы:

    • Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным
    • Развивать навыки социального поведения
    • Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности
    • Развивать способность ребенка к сопереживанию, эмпатии
    • Учить ребенка выражать свои чувства разными, адекватными способами, в том числе и с помощью творчества
    • Формировать позитивное отношение к сверстникам

    Занятия по программе «Дружба» проводятся в сентябре – октябре. Программа рассчитана на детей 3 – 6 лет и состоит из 6 занятий, которые проводятся 1 – 2 раза в неделю в форме тренингов продолжительностью 20 -30 минут.

    Учебно – тематический план.

    №п/п

    темы

    младшие

    средние

    старшие

    Подготов.

    Всего часов

    1

    Знакомство. Вспоминаем детский сад

    15 мин.

    20 мин.

    25 мин.

    30 мин.

    1 ч. 30 м.

    2

    Правила работы. Мы такие разные.

    15 мин.

    20 мин.

    25 мин.

    30 мин.

    1 ч. 30 м.

    3

    Снова осенью мы вместе

    15 мин.

    20 мин.

    25 мин.

    30 мин.

    1 ч. 30 м.

    4

    Как понять друг друга

    15 мин.

    20 мин.

    25 мин.

    30 мин.

    1 ч. 30 м.

    5

    Какие есть чувства

    15 мин.

    20 мин.

    25 мин.

    30 мин.

    1 ч. 30 м.

    6

    «Поезд наших чувств»

    15 мин.

    20 мин.

    25 мин.

    30 мин.

    1 ч. 30 м.

    Итого

    1ч.30м.

    2 ч.

    2ч.30м.

    3 ч.

    9 ч.

    Содержание программы

    Занятие 1.

    Цели:

    • Дать детям возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое состояние
    • Настроить детей на позитивное восприятие детского сада

    Материалы:

    • ДМ «Детский сад»,
    •  Мягкая игрушка,
    •  большие листы ватмана  и бумага для рисования
    • Карандаши, фломастеры.

    Ход занятия:

    Дети входят в комнату и садятся в круг.

    Игра «Меня зовут…, и я сегодня вот такая». Дети по очереди называют свое имя и показывают свое состояние с помощью телодвижений. Все остальные говорят «Здравствуй…, а … сегодня вот такой» и стараются правильно передать его движения.

    Затем дети рассматривают картинки демонстрационного материала и вспоминают какие занятия проходят в детском саду, как зовут педагогов, как проходит день и т.д.

    Что мы делаем в д/с?

    Зачем он нужен?

     (Для младших – приходит кукла Маша, она ничего не знает о д/с. Кто может ей рассказать?)

    У каждого из вас наверняка есть что – то любимое в д/с! Нарисуйте это место, игру, занятие и.т.п. Дети рисуют то, что хотят. Можно, по желанию, рисовать любимого воспитателя,  а затем устроить выставку.

    Занятие 2.

     Цели:

    • Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе
    • Развивать чувство единства, сплоченности
    • Развитие навыков невербальных контактов
    • Способствовать развитию самоуважения, принятия сверстников
    • Развитие внимания и произвольного поведения

    Материалы:

    • Мягкая игрушка в «чудесном мешочке»
    • 4 платка (символизирующие 4 стихии)
    • Большие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)
    • Пастель, фломастеры

     Ход занятия:

    Здравствуйте ребята! Сейчас мы с вами поздороваемся, но не словами, а при помощи рук. Закройте глаза. Я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он предаст мое приветствие своему соседу и т.д., до тех пор, пока приветствие ко мне не вернется.

    Отлично! А теперь давайте напомним друг другу правила поведения в кругу!

    В этом нам поможет то, что лежит в мешочке. Каждый пощупает и попытается догадаться что это. Говорить не надо, пусть догадаются все. Итак, что это? Правильно! Мы будем передавать игрушку по кругу и вспоминать правила.

    Внимательно слушать друг друга

    Право голоса у того, у кого в руках игрушка

    Уважать друг друга (обсудить, что это значит)

    Молодцы! Чтобы лучше понять правила, поиграем в игру.

    «Меняются местами те, у кого…»

    Вы видите, у меня на столе – платки. Это огонь, земля, воздух и вода. Каждый представит и покажет нам – какой он огонь (земля, вода…) А теперь я буду показывать вам платки, а вы изображать то, что  означает этот платок. Очень хорошо! Закройте глаза и представьте себе эти стихии, сейчас каждый выберет себе один фломастер и мы будем рисовать общий рисунок. Приготовьтесь, рисуем по очереди. Обсуждаем то, что получилось в конце рисования.

    Занятие 3.

    Цели:

    • Повышать у детей уверенность в себе
    • Развивать произвольность
    • Формировать позитивное отношение к сверстникам
    • Развивать воображение
    • Развитие тактильного восприятия

    Материалы:

    • «Чудесный мешочек» с клубком оранжевых ниток
    • ДМ «Осень»
    • Большие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)
    • Пастель, фломастеры

    Ход занятия:

    Здравствуйте ребята! Сегодня у меня опять мешочек и мы по - очереди определим, что там. Правильно, это клубок. Он поможет мне спеть вам песенку. Я буду петь про того, у кого в руках клубок, а пока я пою, надо будет намотать на пальчик нитку и передать клубок своему соседу. «Я очень рада, что Соня с нами в группе есть!» Клубочек ко мне вернулся, мы все связаны одной ниткой. Следующее задание надо будет выполнять осторожно, так, чтобы получилось у всех. Поднимите руки вверх. Положите на колени. Дотроньтесь до лба. Вверх. Вытяните руки вперед. (обсуждение задания)

    «Поменяйтесь местами» - со старшими – усложняется, убирается одно место. Водящий должен не только придумать кто меняется местами, но и занять себе место, когда кто – нибудь замешкается.

    А теперь давайте вспомним, какое сейчас время года. Правильно – осень. Рассматриваем картинку и обсуждаем признаки осени. Работа «Наша осень». Работа выполняется  всей группой, это может быть по желанию групповой рисунок, рисунок по очереди и т п.

    Занятие 4.

    Цели:

    • Развивать коммуникативные навыки
    • Развивать групповую сплоченность
    • Повышение у детей уверенности в себе
    • Развивать тактильное восприятие, воображение, внимание

    Материалы:

    • Мешочек с клубком
    • Бумага А4
    • Сухие листья
    • Большие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)
    • Пастель, фломастеры
    • Клей

    Ход занятия:

    «Я очень рада…», с клубком.

    Психо – гимнастическое упражнение «Единство». Все встают в шеренгу. На счет ведущего – должны прыгнуть на месте и развернуться в любую сторону, но постараться развернуться так, чтобы все смотрели в одну сторону.

    «Испорченный телефон» Один из детей рисует что – то небольшое. Другой подходит и рассматривает рисунок, затем рассказывает следующему то, что нарисовано. Последний должен нарисовать такой же рисунок. Сравниваем и обсуждаем. В зависимости от ситуации, можно уточнить, что сейчас каждый сам про себя решит как он передавал информацию.

    Релаксационное упражнение «Листья». Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Когда ребенок почувствует, что на него упал листик – можно открыть глаза, взять листик и подумать:

    Что это за лист?

    С какого дерева он упал?

    Хочет ли он вернуться обратно.

    Есть ли у него друзья… и т.д.

    Расскажите нам про него.

    На заранее приготовленных листах с желтыми кругами на синем фоне дети выбирают место для своих листиков и наклеивают их. Затем все вместе придумываем название.

    Второй вариант этой работы – листики не наклеивать, а делать из них отпечатки. Дети раскрашивают листики гуашью, прикладывают к ватману, затем из пульверизатора на ватман с шаблонами разбрызгивается голубой краситель. Получается листопад на фоне неба.

    Занятие 5.

    * Для младших и средних дошкольников занятие проходит в два этапа, «Знакомство (повторение) с эмоциями», «Выражение эмоций»

    Цели:

    • Учить детей понимать чувства других людей и адекватно выражать свои
    • Развитие тактильного восприятия
    • Формирование уважения детей друг к другу
    • Обучение творческому самовыражению

    Материалы:

    • Мешочек с Колобком
    • Фланелеграф с «Эмоциями» и цветовыми табличками
    • Фотографии людей с разными выражениями лица
    • Репродукции
    • Маленькие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)
    • Пастель, фломастеры
    • «Дерево эмоций»

    Ход занятия:

    Определяем, что лежит в волшебном мешочке. Да, это шар! А теперь посмотрим, какой это шар. Достаем Колобка. Смотрите ка – это Колобок! А кто скажет, какое у него настроение? Правильно, веселое, как вы догадались?

    А что такое чувства? Зачем они нужны? Как они появляются?

    Сейчас каждый возьмет Колобок и назовет чувства, которые знает.

    Молодцы! А теперь вместе подумаем, какие цвета подходят «Радости», а я на фланелеграфе буду отмечать все, что мы придумаем. ( дети могут по – очереди подходить и выбирать цвета, прикрепляя их рядом с эмоцией). Так же «Грусть», «Злость» и т.п.

    У нас очень хорошо получилось. Я раздам вам картинки и мы по - очереди попробуем рассказать,  какое настроение на них показано.

    «Дерево эмоций» Дети снимают с дерева кусочки головоломки с наклеенными эмоциями, рассказывают, какие это эмоции и т.п. Затем собирают из кусочков круг. После того. Как круг собран – дети получают по листку с кругом (d15-18см) В этом кругу вы можете нарисовать то чувство, какое захотите нарисовать. Рисовать можно так, как захочется. Заполните все пространство круга.

    Занятие 6

    «Русские горки»

    Цель:

    • Закрепление полученной информации
    • Развитие умения передавать эмоции художественными средствами

    Материалы:

    • Длинный лист бумаги
    • Краски
    • Ровные куски губок
    • Круглые трафареты

    Взрослый проводит на листе бумаги волнистую линию. Дети обводят ее краской.

    Обмакиваем губки в краски и делаем отпечатки – вагончики

    Пока вагончики сохнут на трафаретах нарисовать любые выражения лиц (эмоции)

    Отпечатать колеса вагончиков

    Нарисовать каркас горок – длинные линии.

    Наклеить разрисованные трафареты на рисунок

    Обсудить вместе с детьми получившийся рисунок.

    • В занятия можно вставлять задания и игры, в зависимости от ситуации, состояния детей и условий, у которых реализуется программа. Например, со старшими дошкольниками можно вводить «Правила дружбы», которые потом будут регулировать их поведение.

    Литература

    1. .Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. .Москва «Генезис» 2006
    2. Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми. СПб Речь 2007
    3. Лешли Дж.  Работать с маленькими детьми. М., 91г.
    4. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. М., 2006г.
    5. Севостьянова Е.О. "Дружная семейка" Программа адаптации к ДОУ М., 2007г.
    6. Монина Г.Б., Лютова Е.К., Тренинг общения с ребенком, период раннего детства. Санкт-Петербург, 2005
    7. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ, под  ред. Каралашвили, М., 2007
    8. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. М., 2007
    9. Психолог в детском саду.  №2, 2007
    10. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка Санкт-Петербург, 2005
    11. Самые маленькие в детском саду "Линка – пресс",2005
    12. Малкина – Пых И.Т. "Возрастные кризисы детства" М., 2004
    13. Пазухина И.А. Давай познакомимся! «Детство – пресс» СПб 2004


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

    Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

    ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  Ирина Ивановна Сорокинамузыкальный руководитель,  ,Муниципальное бюджетное дошкольн...

    Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

    Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения....

    Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

    Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

    СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наш детский сад, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье»...