Содержание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе
консультация

Голоскокова Елена Евгеньевна

Методические рекомендации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_srednyaya.docx49.9 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе

«Центр познавательного развития»

  1. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат. цилиндр, овал)
  2. Лото, домино в картинках
  3. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, оёёвощи, животные, игрушки, транспорт, профессии)
  4. Макеты        предметов        ближайшего        окружения,        изготовленные        из материалов, разного цвета, прочности, тяжести
  5. Иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.)
  6. Схемы, модели слов, предложений, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв.
  7. Числовой ряд.
  8. Картинки        с        изображением        последовательности        событий        (например, иллюстрации к сказкам)
  9. Картинки с изображением частей суток и их последовательности
  10. Мелкая  и крупная геометрическая мозаика
  11. Материал на развитие мелко моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии)
  12. Наборы разрезных и парных картинок (из 6-10 частей)
  13. «Чудесные мешочки» («ящик ощущений»)
  14. Игры        для        интеллектуального        развития        разнообразной        тематики        и содержания
  15. Наглядно – дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:
  • Инструменты домашнего мастера
  • Бытовая техника
  • Посуда
  • Мой дом
  1. Наглядно – дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам»:
  • Профессии
  1. Фланелеграф
  2. Цветные счетные палочки, логические блоки
  3. Коробочки с условными символами «Рукотворный мир» и «Природный мир» и соответствующими материалами в них
  4. Карточки        с        изображением        предметов,        изготовленных        из        разных материалов: бумаги, глины, ткани и т.д.
  5. Иллюстрации с изображением хозяйственно-бытового труда детей и взрослых дома и в детском саду

  1. Алгоритмы        линейных        и        разветвленных        типов        (порядок        следования объектов обозначается стрелкой)
  2. Цветные и контурные изображения предметов
  3. Развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Колумбово яйцо»,

«Составь        куб»,        «Танграм»,        «Геометрические        головоломки»,        «Сложи узор»,  «Куб -хамелеон», «Уникуб» и др.

25.Однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине

  1. Пособия по краеведению (символика родного города и страны, книги, альбомы, фотоматериалы)
  2. Пособия для составления целого и частей
  3. Счеты
  4. Пазлы
  5. Песочные часы
  6. Чашечные весы 32.Числовые карточки

Требования и условия организации:

  • пособия выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание
  • предусмотрен свободный доступ к пособиям и материалам
  • «Центр» расположен вблизи источника естественного света (окна)
  • осуществляется сменяемость материала по мере изучения, подобран знакомый детям материал, предназначенный для закрепления
  • «Центр» частично изолирован от других центров
  • материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу
  • подобраны предметы таких размеров, чтобы ребенку было удобно с ними манипулировать
  • предусмотрены задания различной степени сложности
  • Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми
  • имеется в наличии материал на подгруппу детей
  • «Центр» организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

«Центр безопасности»

  1. Материалы, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры)
  2. Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий
  3. Макет проезжей части
  4. Макет светофора, дорожных знаков
  5. Образцы, схемы, планы группы, микрорайона
  6. Иллюстрации, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т.д.)
  7. Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:
  • Водный транспорт
  • Автомобильный транспорт
  • Авиация

Требования и условия организации:

  • Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми
  • «Центр безопасности» расположен рядом с «Центром конструирования»

«Центр театра»

  1. Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая рука», пальчиковый, ложковый, перчаточный
  2. Игрушки –забавы
  3. Маски, шапочки
  4. Декорации, театральные атрибуты
  5. Ширмы
  6. Фланелеграф
  7. Домик (избушка) для показа фольклорных произведений
  8. Атрибуты для ярмарки
  9. Аксессуары сказочных персонажей

Требования и условия организации:

  • «Центр театра» располагается рядом с «Центром игры»
  • безопасность пособий и оборудования
  • соответствие пособий и оборудования возрасту детей и программе
  • эстетичность и разнообразие костюмов

«Лаборатория» или «Центр экспериментирования»

  1. Снег, лед (зимой), земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни, остатки частей растений
  2. Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения
  3. Стол с клеенкой
  4. Подносы
  5. Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей
  6. Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы
  7. Формочки для изготовления цветных льдинок
  8. Трубочки
  9. «Волшебный мешочек»
  10. Игрушка «Мыльные пузыри»
  11. Маленькие зеркала
  12. Магниты
  13. Электрические фонарики
  14. Театр теней
  15. Подкрашенная вода разных цветов и оттенков
  16. Пипетки, краски разной густоты и насыщенности
  17. Деревянные катушки из-под ниток
  18. Стекла разного цветы
  19. Увеличительное стекло
  20. Поролоновые губки разного размера, цвета, формы
  21. Набор для экспериментирования с водой: емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и пересыпания, плавающие и тонущие игрушки и предметы
  22. Набор для экспериментирования с песком: формочки, емкости разного размера, предметы-орудия
  23. Леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки

Требования и условия организации:

  • «Лаборатория» размещается подальше от игровых зон, в непосредственной близости от «Центра познавательного развития» и «Центра природы»
  • стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а  пластмассовый
  • в открытом
  • «Лаборатория» располагается вблизи источника света
  • оборудование расположено так, чтобы легко проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту проведения опыта, исследования с любой стороны

«Центр природы»

  1. Макеты природно-климатических зон
  2. Макет –панорама леса в разные времена года: «Лес зимой», «Лес летом»,

«Лес весной», «Лес осенью»

  1. Коллекция камней, ракушек, семян
  2. Игротека экологических развивающих игр
  3. Библиотека        познавательной        природоведческой литературы, энциклопедии
  4. Иллюстрации с изображением признаков сезона, отражающие состояние живой и неживой природы, особенности явлений погоды, типичные виды сезонного труда и отдыха
  5. Растения, требующие разных способов ухода
  6. Цветущие комнатные растения (3-4 вида)
  7. Муляжи овощей и фруктов 10.Календарь погоды
  1. Календарь природы
  2. Дневники наблюдений
  3. Инвентарь        для        ухода        за        растениями        (лейки,        брызгалки,        салфетки, щеточки, кисточки, палочки с заостренными концами, совки)
  4. «Зеленый огород» в поддонах на окне для выращивания корма для животных
  5. «Зимний огород» для проращивания луковиц, крупных и мелких семян
  6. Модели для обобщения объектов природы по определенным признакам
  7. Крупные семена цветочных культур и овощей для посадок на участке детского сада
  8. Иллюстрации, изображающие        необходимые        условия        для        роста        и развития растений и животных
  9. Иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) – кустов, деревьев, трав
  10. Иллюстрации с изображением частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод)
  11. Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений, за которыми ухаживают  дети
  12. Иллюстрации с изображением различных сред обитания: наземной, воздушной, водной
  13. Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева разных размеров
  14. Кормушки и корм для птиц
  15. Иллюстрации        с        изображением        животных        жарких        стран        и        Севера, перелетных, зимующих, кочующих птиц
  16. Дидактические игры на освоение основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности
  17. Наглядно - дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам»:
  • Зима

  • Осень
  • Лето
  • Весна
  • Родная природа
  • В деревне
  • Времена года
  1. Наглядно - дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:
  • Животные жарких стран
  • Животные средней полосы
  • Насекомые
  • Арктика и Антарктида

Требования и условия организации:

  • «Центра природы» размещается вблизи «Лаборатории»
  • обеспечен свободный доступ к объектам и материалам
  • подобраны        растения,        не        требующие        много        времени        и        сложного оборудования для ухода
  • растения размещены по принципу тене- и солнцелюбия
  • пособия        обеспечивают        максимальный        для        данного        возраста развивающий эффект, побуждают детей к активной поисковой деятельности
  • весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняется, чтобы вызывать у детей интерес к новым и немного подзабытым материалам

«Центр конструирования»

  1. Конструкторы разного размера
  2. Мягкие (поролоновые) крупные модули
  3. Фигурки  людей,  диких  животных  и  их  детенышей,  птиц  (для поделок

«Зоопарк», «Птичий двор»), для обыгрывания построек

  1. Образцы построек различной сложности
  2. Крупные        и        мелкие        объемные        формы        (бруски,        кирпичи,        призмы, цилиндры, перекрытия)
  3. Тематические        конструкторы        (деревянный,        пластмассовый, металлический)
  4. Природный материал: (шишки, сучки, плоды и т.д.), клей, пластилин, бумага
  5. Строительный материал из коробок разной величины
  6. Транспортные игрушки: автомобили грузовые, легковые (деревянные, пласмассовые, заводные, инерционные, простые), автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.

Требования и условия организации:

  • наличие свободного пространства для сооружения из крупного строительного материала
  • «Центра конструирования» располагается вблизи «Центра игры», чтобы можно было использовать постройки в играх
  • весь строительный материал рассортирован по цвету и форме, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации
  • конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре

«Центр социально-коммуникативного развития»

  1. Иллюстрации, изображающие взрослых людей и детей, их действия по отношению друг к другу
  2. Иллюстрации с ярко выраженными эмоциональными состояниями у взрослых и детей, животных
  3. Фотоальбомы детей группы        и  отражающие  жизнь  группы и детского сада
  4. Система зеркал разной величины и формы
  5. Наборы фигурок, изображающих взрослых разного возраста и детей
  6. Иллюстрации        с        изображением        детей        разного        возраста        и        пола,        их типичных занятий и игрушек, одежды
  7. Картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие сюжеты общения, совместные дела, любовь, нежность детей и взрослых
  8. Энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии
  9. «Сундучок мастера» для мальчиков, «Сумочка модницы» для девочек
  10. Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки и куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, изображающие болеющих детей и животных)
  11. Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых
  12. Иллюстрации,        фотографии,        скульптура        с        изображением        взрослых разного пола и разных профессий
  13. Иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животным и детей к старшим
  14. Семейные фотографии воспитанников

Требования и условия организации:

  • зеркала располагаются на небольшой высоте, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост
  • предусмотрено наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из-за них
  • обеспечен свободный доступ к материалам и пособиям
  • созданы условия для объединения детей в деятельности

«Центр физического развития»

  1. Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия:
  • Валик мягкий (длина 1500 мм, диаметр 200 мм);
  • Коврики, дорожки массажные (180* 40 см);
  • Горка детская;
  • Шнур длинный;
  • Мешочки с песком
  1. Оборудование для прыжков:
  • Мини-мат (длина 60 см, ширина 60 см, высота 7 см);
  • Куб деревянный малый (ребро 15-30 см);
  • Обруч плоский, цветной (диаметр 40-50 см);
  • Палка гимнастическая, длинная (длина 150 см, сечение 3 см);
  • Шнур короткий, плетеный (длина 75 см)
  1. Оборудование для катания, бросания, ловли:
  • Корзина для метания мячей;
  • Мяч резиновый (диаметр 10-15 см);
  • Мяч-шар надувной (диаметр 40 см);
  • Обруч малый (диаметр 54-65 см);
  • Шарик пластмассовый (диаметр 4 см);
  • Набивные мячи
  1. Оборудование для ползания и лазанья:
  • Лесенка-стремянка двухпролетная (высота 103 см, ширина 80-85 см);
  • Лабиринт        игровой        (трансформер),        ящики        для        влезания (складывающиеся один в другой)
  1. Оборудование для общеразвивающих упражнений:
  • Мяч массажный (диаметр 6-8 см);
  • Мяч резиновый (диаметр 20-25 см);
  • Обруч плоский (диаметр 20-25 см);
  • Палка гимнастическая короткая (длина 60-80 см);
  • Колечко с лентой (диаметр 5 см);
  • Кольцо резиновое малое (диаметр 5-6 см);
  • Кольцо резиновое большое (диаметр 18 см);
  1. Нестандартное оборудование
  2. Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны)
  3. Гимнастическая стенка, бревно
  4. Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, шишки, шары, палки, ленты
  5. Сухой бассейн
  6. Плоскостные дорожки, ребристая доска
  7. Дуги, кегли, воротца

  1. Гимнастическая стенка, шведская стенка с матрасиком (для проведения упражнений только под контролем взрослого)
  2. Наклонная лестница, скат
  3. Массажеры механические
  4. Диски здоровья
  5. Мягкие легкие модули, туннели
  6. Горизонтальная мишень
  7. Вертикальная мишень
  8. Санки
  9. Наклонная доска
  10. Трехколесный и двухколесный велосипеды
  11. Лыжи
  12. Пособия (бумажные снежинки, вертушки) для дыхательной гимнастики
  13. Коврики для массажа стоп, с наклеенными на основу формами их меха, кожи, резины, пуговиц разного диаметра, пробок от пластиковых  бутылок

Требования и условия организации:

  • предусмотрена периодическая сменяемость пособий
  • имеется свободное пространство для двигательной активности
  • «Центр» располагается вдали от зон малой активности
  • предусмотрен максимальный уровень размещения пособий
  • некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т.д.) располагаются на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой имеется устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см), на который можно встать и взять интересующий предмет
  • при выборе окраски физкультурного оборудования предпочтение отдается мягким пастельным тонам или оборудование покрывается лаком, придающим дереву небольшой оттенок

«Центр игры»

  1. Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей
  2. Игрушки        транспортные        (тележки,        машины        разных        размеров        и назначения)
  3. Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т.д.)
  4. Предметы – заменители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т.д.)
  5. Дидактическая кукла (ростом 40-50см) – кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.)
  6. Куклы, представляющие различные профессии (клоун, солдат,  врач,  и др.)
  7. Куклы,        изображающие        представителей        разных        народов        (имеющие характерные черты лица, цвет кожи, одежду)
  8. Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и пр.)
  9. Игрушки-двигатели (коляски и тележки; автомобили и пр.)
  10. Многофункциональные        ширмы        для        разграничения        игрового пространства
  11. Модули-макеты игрового пространства
  12. Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели, дома и пр.
  13. Различные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовления куклам еды, купания игрушек, игры в больницу и т.д.:
  • «Кукольный уголок»:

  • Комната (для игровых действий с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель; атрибутика для создания интерьера:  полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями сказок (1-2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т.п.; куклы мягконабивные и пластмассовые, имитирующие ребенка 2-3 лет (ростом 40-50см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; куклы, имитирующие ребенка-младенца (голыши); куклы- животные из пушистых тканей; коляски для кукол
  • Спальня (для игровых действий с куклами): кроватки разных размеров, с постельными принадлежностями по размеру кроваток (матрас, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек.

- Кухня (для игровых действий с куклами): кухонный стол, стулья, кран,  плита,  шкаф  для  посуды,  холодильник,  набор      кухонной

посуды (маленькая кастрюлька, ковшик и т.д.), набор овощей и фруктов (из папье-маше)

- Ванная комната (для игровых действий с куклами): ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка (не леска) для белья, прищепки, веник, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т.д.

  • «Прачечная»: гладильная доска, утюжки
  • «Парикмахерская или салон красоты» (для игровых действий с куклами): трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, ножницы, накидки)
  • «Магазин»: весы, баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, наборы продуктов, овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры; сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые и т.д.)
  • «Больница»: кукла-доктор в профессиональной одежде, игрушечный фонендоскоп, градусник и т.д.
  • «Гараж»: различные машины, набор «инструментов»: гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг
  • «Мастерская»: набор инструментов: молоток, ножницы, отвертка  и т.д. (игрушечные)
  • «Моряки»: штурвал, матросские шапочки, бинокли, флажки
  • «Космонавты»: шлемы, пульты передач
  • «Почта»: посылки, штемпели, печати, письма, открытки, почтовые ящики, сумка почтальона, квитанции, бланки
  1. Большое количество реальных предметов
  2. Одежда для ряжения (для одевания на себя) – узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартуки, кофточки, ленты, косынки и т.д.
  3. Стойка, плечики для одежды или сундучок, расписанный в народном стиле
  4. Зеркало (в рост или полроста ребенка)
  5. Бижутерия из различных (не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов
  6. Игрушки-забавы
  7. Игровые коврики

Требования и условия организации:

  • использование        приема        одушевления        кукол        в        кукольном        уголке (кукольной семье) (каждая кукла имеет имя, свой характер, свой гардероб)
  • «Центр игры» располагается вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре

  • в «Центре игры» используются разные виды игрушек:
  • реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, игрушечная плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили);
  • прототипические – условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, ручки, с которым нельзя манипулировать);
  • предметы-заменители, практически не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении
  • соблюдается существенное требование к кукле: возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: она должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за руку и «вести» рядом с собой
  • игрушки-персонажи представляют собой прототипические по облику игрушки, крупные, средние и мелкие по размерам (крупная – 35-50 см,  средняя
  • от 10 до 30 см, мелкая – от 5 до 10 см)
  • в качестве заместителей используются элементы строительных наборов, природный материал
  • игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов, и т.п. все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям
  • в разграниченных зонах (спальня, ванная комната и т.д.) создана обстановка, похожая на настоящую
  • отказ от принципа зонирования игрового пространства, так как это тормозит воображение детей; создание такой творческой предметно- развивающей среды, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы: «Больница», «Магазин», «столовая» и т.д.)

«Центр музыки»

  1. Игрушки-музыкальные инструменты (крупногабаритное пианино, гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка, неозвученные или с фиксированной мелодией (1-2 шт.), погремушка (10 шт.), барабан, бубен, дудочка, металлофон, треугольники, ритмические палочки,  колокольчики, свирель, рожок, балалайка)
  2. Картинки к песням, используемым на музыкальных занятиях
  3. Музыкальные игрушки: музыкальные молоточки, шарманки, шумелки, стучалки, музыкальный волчок
  4. Магнитофон
  5. Набор шумовых коробочек
  6. В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты детских классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы
  7. Альбомы с изображением музыкальных инструментов
  8. Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки и открытки)

Требования и условия организации:

  • веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты детских классических произведений, записи плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста травы используются во время режимных моментов
  • дудочки, свистульки, рожки используются индивидуально каждым ребенком и моются после каждого использования

«Центр книги»

или «Центр речевого развития»

  1. Детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, докучные сказки, небылицы (народные и авторские), народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки
  2. Фланелеграф, картинки на фланелеграфе
  3. Иллюстрации        к        детским        произведениям,        игрушки,        изображающие сказочных персонажей
  4. Выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников
  5. Литературные игры, игры с грамматическим содержанием
  6. Портреты писателей и поэтов
  7. Книжки-раскраски
  8. Книжные        иллюстрации        с        последовательным        изображением        сюжета сказки
  9. Столики для детей для рассматривания детских книг и иллюстраций
  10. Рисунки детей к литературным произведениям
  11. Цветные карандаши, бумага

Требования и условия организации:

  • периодическая        сменяемость        художественных        произведений        в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников
  • «Центр книги» размещается около источника естественного света (окна)
  • вечером в «Центре книги» обеспечивается дополнительное освещение
  • «Центр книги» располагается вдали от центров, предусматривающих высокую двигательную активность детей
  • каждая книга представлена в 2-5 экземплярах
  • предусмотрены условия для деятельности по иллюстрированию детьми литературных произведений

«Центр изодеятельности» или

«Центр художественно-эстетического развития»

  1. Произведения народного искусства:
  • народные        глиняные        игрушки        (филимоновские,        дымковские, каргопольские, тверские, вятские);
  • игрушки из дерева (богородская, семеновская, полхов-майдановская, архангельские птицы из щепы);
  • игрушки        из        резной        березы        (короба,        шкатулки        архангельские, шамаготские);
  • расписные разделочные доски (Городец), подносы (Жостово);
  • кружево (вологодское, каширское, вятское);
  • вышивка (владимировский шов и др.)
  • расписная посуда (новгородская, псковская, вятская);
  • игрушки из соломы
  1. Альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно- прикладного искусства
  2. Образцы декоративно-оформительского искусства (иллюстрации оформления комнат, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр и т.д.)
  3. Произведения живописи (репродукции):
  • натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта);
  • пейзаж, его виды (природный ландшафт в разные сезоны; городской, морской пейзажи);
  • портрет (детский, женский, мужской; разные по композиции портреты: только лицо, погрудные, портреты с изображением человека в разных позах, разные по колориту);
  • жанровая живопись, ее виды (о детях, о животных, о спорте, сказочный жанр)
  1. Скульптура, ее виды (малая пластика, декоративная анималистическая, несложная жанровая – по знакомым сюжетам бытового и сказочного характера) (произведения и фотоиллюстрации)
  2. Таблица основных цветов и их тонов, контрастная гамма цветов
  3. Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные)
  4. Бумага тонкая  и плотная, рулон простых белых обоев, картон
  5. Цветные карандаши, гуашь, фломастеры, пластилин
  6. Круглые кисти (беличьи, колонковые), подставка под кисти
  7. Цветные мелки, восковые мелки; уголь, доски для рисования мелом
  8. Глина, салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду (30*30 см), для вытирания рук во время лепки
  9. Восковые доски с палочками для рисования
  10. Фартуки и нарукавники для детей
  11. Светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей, магнитные кнопки

  1. Емкости для промывания ворса кистей от краски
  2. Салфетки        из        ткани        для        осушения        кистей        после        промывания        и приклеивания готовых форм
  3. Готовые бумажные, картонные, тканевые формы для выкладывания и наклеивания
  4. Рисунки-иллюстрации различных предметов, объектов
  5. Щетинные кисти для клея, розетки для клея
  6. Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров
  7. Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем
  8. Стена творчества (для рисования)
  9. Стенка для детских работ со сменной экспозицией
  10. Палочки для нанесения рисунка на глиняных поделках
  11. 2-3 мольберта
  12. Грифельная доска, линолеумная доска
  13. Альбомы для раскрашивания
  14. Заостренные палочки для рисования на песке или снегу
  15. Ножницы, клей
  16. Фоны разного цвета, размера и формы (прямоугольник, круг, овал)
  17. Вата для смачивания бумаги перед работой акварелью
  18. Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки
  19. Скалка для раскатывания глины
  20. Бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги

Требования и условия организации:

  • «Центр изодеятельности» располагается вблизи окна
  • «Центр изодеятельности» располагается вдали от центров, предусматривающих высокую двигательную активность детей
  • все иллюстрации, экспозиции картин и репродукций располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; иллюстрации должны быть выполнены в разных техниках и жанрах
  • наличие в группе множества интересных материалов для изобразительной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: «Содержание развивающей предметно -пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии ФГОС»

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...

Формирование предметного содержания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

"Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"Методические рекомендации д...

Формирование предметного содержания развивающей предметно – пространственной среды ДОО

Формирование предметного содержания развивающей предметно – пространственной среды ДОО...

Формирование предметного содержания развивающей предметно-пространственной среды ДОО.

Материал рассматривает варианты формирования развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного учреждения. Предлагается предметное содержание центров детской активности в соответствии...