План самообразования
рабочая программа (подготовительная группа)

Колегаева Людмила Митрофановна

Тема: «Развитие детского творчества у дошкольников через занятия декоративно-прикладным искусством»

 

Цель.
Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его  народному прикладному искусству.

Задачи.
- Изучить  учебно - методическую литературу по вопросу  народных промыслов.
- Использовать полученный опыт в работе с детьми. 

Актуальность.
Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка красочна, богата ощущениями  и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление.

 Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

 

2017-2018 учебный год 
Тема: «Народная игрушка»

 

План работы

 

Сентябрь

1.Беседа с детьми на тему «Народная игрушка».

Цель: продолжать знакомить детей с историей народных промыслов. Учить различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские, Филимоновские изделия) Просмотр компьютерной презентации «Народные промыслы»
2. Определение в группе места для уголка по декоративному рисованию, кружка «Русские узоры». 
3.Рисование: «Узор на полоске» Цель: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме.

4.Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен
5. Разучивание русских народных подвижных игр.

 

Октябрь

1.Оформление уголка для кружка по декоративному рисованию «Русские узоры»
2. Просмотр компьютерной презентации «Филимоновская игрушка», беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Филимоновской игрушки.
3.Рассматривание альбомов с иллюстрациями Филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек.
4.Рисование с детьми.

Тема: «Филимоновская радость».

Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.
5.Ручной труд: украшение Филимоновских игрушек шерстяными нитками.
 

Ноябрь

1.Рисование «Разноцветные орнаменты», «Узор на ковре», «Филимоновские цветы».

Цель: закреплять умение ритмично располагать филимоновский узор на полосе. Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью. 
2.Аппликация: вырезывание из картона сельской красавицы.
3.Игра: «Продолжи узор», «Что изменилось?»
4.Рисование «Сельские красавицы».
Цель: Учить расписывать силуэт филимоновской барышни. Закрепить рисование элементов – ёлочка, полоски, цветок, кончиком кисти. Воспитывать любовь к народному искусству.  
5.Беседа с родителями: «Значение декоративного рисования для ребёнка»
 

Декабрь


1.Рисование «Курочка – Хохлатка».
Цель: Учить детей расписывать филимоновской росписью курочку. Развивать умение работать самостоятельно.
2.Рисование: «На ферме».
Цель: Учить детей расписывать традиционные формы филимоновских игрушек животных. Закреплять знания о композиционном расположении филимоновского узора в различных формах. Воспитывать аккуратность в работе.


3. Разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки».

Январь

1.Музыкальное развлечение для родителей «Зимние посиделки».
2. Рисование коллективной композиции «Весёлый праздник».

Цель: учить детей использовать ранее полученные знания и навыки о Филимоновской росписи. Совершенствовать умения на знакомых силуэтах составлять композицию из элементов – ёлочка, полоски, цветок. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. 
3. Заучивание стихотворения «Чудо Филимоновских свистулек»
4. Игра «Горелки»
5. Итоговая выставка работ по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка».
6. Конкурс «Рисуем и играем». Родители вместе с детьми изготавливают разрезные картинки с изображением глиняных народных игрушек.
Цель: Познакомить родителей русскими народными играми, показать доступность их для детей рекомендовать использовать их в организации досуга с детьми.
 

Февраль

1.Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий.
2.Чтение легенды: «Откуда появились знаки в рисовании»
3.Заучивание физ. минутки «Дымковские игрушки»
4.Игра « Угадай какая роспись»
5.Рисование: «Дымковские узоры», « Сударыня – барыня», « Уточка с утятами», « Хвост Индюка». Цель: Познакомить детей с созданием дымковской игрушки, последовательности действий. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
6.Русская народная игра «Городки»
 

Март

1.Чтение русской народной сказки о богатыре Иване
2. Рисование : «Барин», « Наряд барыни», « Козлик». Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы).
3. Лепка Дымковской барыни.
4.Игра «Узнай элементы узора»
5. Игра «Плетень»
6.Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гости к краскам» (в группе совместно с родителями)

Апрель

1.Чтение стихов о дымковской игрушке.
2.Расписывание Дымковской барыни.
3.Аппликация: заготовка силуэтов Дымковских игрушек.
4. Рисование : «Козлик»
Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам.
5.Игра «Разрезные картинки»
6.Итоговое интегрированное занятие: «Дымковские игрушки»
Май

1.Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию. 
2.Развлечение «Дымковские забавы»

Список изучаемой литературы.
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Мозаика – Синтез, 2001.
2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
3. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
4. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
5. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
6. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
7. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.
8. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya17-18g.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

Тема: «Развитие детского творчества у дошкольников

                  через занятия декоративно-прикладным искусством »


Цель.
Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его  народному прикладному искусству.

Задачи.
- Изучить  учебно - методическую литературу по вопросу  народных промыслов.
- Использовать полученный опыт в работе с детьми. 

Актуальность.
Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка красочна, богата ощущениями  и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление.

 Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

2017-2018 учебный год 
Тема: «Народная игрушка»

План работы

Сентябрь

1.Беседа с детьми на тему «Народная игрушка».

Цель: продолжать знакомить детей с историей народных промыслов. Учить различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские, Филимоновские изделия) Просмотр компьютерной презентации «Народные промыслы»
2. Определение в группе места для уголка по декоративному рисованию, кружка «Русские узоры». 
3.Рисование: «Узор на полоске» Цель: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме.

4.Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен
5. Разучивание русских народных подвижных игр.

Октябрь

1.Оформление уголка для кружка по декоративному рисованию «Русские узоры»
2. Просмотр компьютерной презентации «Филимоновская игрушка», беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Филимоновской игрушки.
3.Рассматривание альбомов с иллюстрациями Филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек.
4.Рисование с детьми.

Тема: «Филимоновская радость».

Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.
5.Ручной труд: украшение Филимоновских игрушек шерстяными нитками.

Ноябрь

1.Рисование «Разноцветные орнаменты», «Узор на ковре», «Филимоновские цветы».

Цель: закреплять умение ритмично располагать филимоновский узор на полосе. Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью. 
2.Аппликация: вырезывание из картона сельской красавицы.
3.Игра: «Продолжи узор», «Что изменилось?»
4.Рисование «Сельские красавицы».
Цель: Учить расписывать силуэт филимоновской барышни. Закрепить рисование элементов – ёлочка, полоски, цветок, кончиком кисти. Воспитывать любовь к народному искусству.  
5.Беседа с родителями: «Значение декоративного рисования для ребёнка»

Декабрь


1.Рисование «Курочка – Хохлатка».
Цель: Учить детей расписывать филимоновской росписью курочку. Развивать умение работать самостоятельно.
2.Рисование: «На ферме».
Цель: Учить детей расписывать традиционные формы филимоновских игрушек животных. Закреплять знания о композиционном расположении филимоновского узора в различных формах. Воспитывать аккуратность в работе.


3. Разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки».

Январь

1.Музыкальное развлечение для родителей «Зимние посиделки».
2. Рисование коллективной композиции «Весёлый праздник».

Цель: учить детей использовать ранее полученные знания и навыки о Филимоновской росписи. Совершенствовать умения на знакомых силуэтах составлять композицию из элементов – ёлочка, полоски, цветок. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. 
3. Заучивание стихотворения «Чудо Филимоновских свистулек»
4. Игра «Горелки»
5. Итоговая выставка работ по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка».
6. Конкурс «Рисуем и играем». Родители вместе с детьми изготавливают разрезные картинки с изображением глиняных народных игрушек.
Цель: Познакомить родителей русскими народными играми, показать доступность их для детей рекомендовать использовать их в организации досуга с детьми.

Февраль

1.Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий.
2.Чтение легенды: «Откуда появились знаки в рисовании»
3.Заучивание физ. минутки «Дымковские игрушки»
4.Игра « Угадай какая роспись»
5.Рисование: «Дымковские узоры», « Сударыня – барыня», « Уточка с утятами», « Хвост Индюка». Цель: Познакомить детей с созданием дымковской игрушки, последовательности действий. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
6.Русская народная игра «Городки»

Март

1.Чтение русской народной сказки о богатыре Иване
2. Рисование : «Барин», « Наряд барыни», « Козлик». Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы).
3. Лепка Дымковской барыни.
4.Игра «Узнай элементы узора»
5. Игра «Плетень»
6.Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гости к краскам» (в группе совместно с родителями)

Апрель

1.Чтение стихов о дымковской игрушке.
2.Расписывание Дымковской барыни.
3.Аппликация: заготовка силуэтов Дымковских игрушек.
4. Рисование : «Козлик»
Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам.
5.Игра «Разрезные картинки»
6.Итоговое интегрированное занятие: «Дымковские игрушки»
Май

1.Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию. 
2.Развлечение «Дымковские забавы»

Список изучаемой литературы.
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Мозаика – Синтез, 2001.
2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
3. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
4. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
5. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
6. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
7. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.
8. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...