Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук детей с ОНР
методическая разработка (старшая группа)

Вагина Татьяна Фёдоровна

план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planmicrosoft_word.docx45.06 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук детей с ОНР

Сентябрь 1 неделя

Аппликация «Грибочки в

корзине»

Учить детей срезать уголки, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими.  Воспитывать дружелюбие, терпение и усидчивость.

Коллективная  работа на  занятии

Лепка

«Гриб-боровик»

Учить детей лепить пальцами для уточнения формы. Закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приёмы. Развивать мелкую моторику.

Занятие

Рисование

«Грибы»

Учить детей рисовать грибы нетрадиционной формой (губка).

Развивать творческие способности, глазомер.

Занятие

Игра

«Бусы».

Учить детей нанизывать крупные бусины на леску, чередуя светлые и тёмные. Развивать координацию движений и элементарную ловкость пальцев рук. Воспитывать усидчивость и терпение.

Индивидуально

 Пальчиковая гимнастика

«Лягушка»

Учить детей изменять положение кистей рук под  счёт. Формировать чувство ритма. Воспитывать желание играть с пальчиками.

На  занятии

2 неделя

Конструирование «Замок»

Учить детей строить замки из мокрого песка, украшать их. Развивать творческие способности. Формировать художественный вкус.

На  

прогулке

Лепка

«Гусеничка

на листочке»

Закреплять умение детей раскатывать пластилин колбаской, пользоваться стекой.

Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать инициативу, самостоятельность.

Занятие

Рисование  «Гусеница»

Учить детей рисовать гусеницу из кругов разных цветов. Развивать творческое воображение. Формировать пространственно-образное мышление.

Занятие

Конструктop Животные

Учить детей собирать модели животных из 2-х частей, путём приложения и сравнения одной части с другой. Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к животным.

Свободная

деятельность

Пальчиковая гимнастика

«Замок»

Оказывать тонизирующее действие. Формировать интерес к устному народному творчеству. Развивать речь.

На

занятии

3 неделя

Аппликация «Фокусник»

Учить детей резать  по прямой, разрезать полосу на квадраты. Развивать элементарную ловкость и силу пальцев  рук.

Занятие

 Лепка «Огурец и свекла»

Учить передавать в лепке особенности формы огурца и свеклы. Закреплять умение раскатывать глину между ладонями, оттягивать пальцами нужные части. Развивать ручную

умелость.

Занятие

Рисование

 «Ромашки в

траве»

Учить детей рисовать цветы мелками на асфальте. Развивать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку, творческие способности. Формировать интерес к работе.

На

прогулке

Игровая ситуация «Помоги

Золушке»

Учить правильно называть и классифицировать  бобовые (горох, фасоль).  Развивать мелкую моторику.  Формировать желание помогать взрослым.

На

занятии

Сложи

картинку.

Учить детей складывать картинки из 3-х частей. Развивать мышление. Воспитывать усидчивость.

Свободная

деятельность

4 неделя

Конструирование «Мост»

Учить детей строить мост разной конструкции, анализировать постройку.

Развивать творческие способности, элементарную ловкость пальцев рук.

Занятие

 Лепка «Мышка бежала»

Учить передавать в лепке сказочные образы.

Закреплять приёмы оттягивания и смазывания пальцами. Развивать речь и мелкие движения пальцев рук.

Занятие

Рисование «Цветные шары»

Учить детей определению овальной формы,

умению передавать её в рисунке. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость и терпение.

Занятие

Иrpа «Волшебная пуговка»

Учить детей обводить карандашом пуговицу большого размера по контуру. Развивать способность координировать свои движения. Воспитывать аккуратность.

Индивидуально

Мозаика

«Цветок»

Учить детей выкладывать цветы из крупной мозаики.  Развивать зрительно-моторную координацию,  пространственную ориентировку, творческие способности, воображение.

Свободная

Деятельность

Октябрь 1 неделя

Аппликация «Флажки

на ниточке»

Учить детей действовать ножницами: правильно держать их, резать полоску по узкой стороне. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания. Развивать чувство ритма и чувство цвета.

Занятие

Лепка «Овощи»

Закреплять умение лепить знакомые предметы,  применяя усвоенные ранее приёмы.

Развивать инициативу самостоятельность и творческие способности детей.

Занятие

Рисование «Флажок

на палочке»

Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Воспитывать аккуратность.  Развивать чувство ритма и чувство цвета.

Занятие

Игра

«Чудный

мешочек»

Закреплять умение детей различать овощи на ощупь.  Развивать тактильную чувствительность, речь.

На

празднике

Пальчиковая гимнастика

«Погладим щенка»

Предупреждать утомляемость пальцев кистей рук. Развивать речь.  Формировать интерес к пальчиковой гимнастике.

На

занятии

2 неделя

Конструирование «Улитка»

Учить детей скатывать улитку из полоски бумаги. Развивать координацию движений пальцев рук, ловкость.  Подводить к эстетической оценке работ.

Занятие

Лепка «Рыбка»

Закреплять знание овальной формы, приёмов изготовления предметов такой формы.

Развивать инициативу, самостоятельность и творческие способности детей.

Занятие

Рисование

«Орнамент

на полоске»

Учить детей украшать полоску бумаги, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые  элементы. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Занятие

Разрезные картинки.

Учить детей собирать картинки, разрезанные на крупные детали. Развивать мышление, логику. Формировать общие речевые навыки.

Свободная

деятельность

Шнуровка

Учить детей выполнять простые виды шнуровки. Развивать  способность координировать свои движения. Воспитывать усидчивость и терпение.

Индивидуально

3 неделя

Аппликация

«Украсим

платочек»

Учить выделению углов сторон, а также преобразованию формы, разрезая квадрат на прямоугольники, и круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Занятие

Лепка «Яблоки на подносе»

Закреплять умение лепить предметы круглой формы и разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.

Развивать ловкость движений пальцев рук.

Занятие

Рисование

«Рыбка»

Учить изображать рыбку, правильно передавать её форму, хвост, плавники, использовать штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность.

Занятие

Игровая ситуация «Выложи

узор»

Учить детей выкладывать простые узоры (цветы) из разноцветных камешков разного размера. Развивать воображение, творческие способности, ловкость движений пальцев рук.

На

прогулке

Пальчиковая гимнастика

«Рыбка»

Упражнять детей в ходьбе назад. Развивать воображение. Формировать интерес к пальчиковой гимнастике.

На

занятии

4 неделя

Конструирование «Гараж»

Учить детей строить и изменять конструкцию гаража способом использования дополнительных деталей конструктора. Развивать мелкую моторику, мышление, речь.

Занятие

Лепка

«Чайник»

Учить детей лепить чайник, отрабатывать нужные для этого приёмы. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Занятие

Рисование «Яблоня и яблоки»

Продолжать учить детей рисовать дерево, фруктовое дерево. Закреплять приёмы рисования карандашами. Учить быстрому приёму рисования листвы.

Занятие

Игры на подносе с песком

«Рыбка»

Закреплять умение изображать рыбку. Обогащать словарный запас детей. Развивать память, воображение. Оказывать тонизирующее действие.

На

прогулке

Массаж

Учить детей делать массаж ладоней с помощью грецкого ореха. Развивать тактильную чувствительность.

На занятии

Ноябрь

1 неделя

 Аппликация «Мы построим

Дом большой»

Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания. Развивать координацию пальцев рук.

Занятие

Лепка

«Грибочки»

Закреплять умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приёмы раскатывания, сплющивания, лепка пальцами. Развивать точность и ловкость пальцев рук.

Занятие

Рисование

«Мой сон»

Закреплять приёмы рисования красками, кистью. Воспитывать умение оценивать рисунки, выбирать наиболее интересные, выразительные. Развивать творческую самостоятельность, воображение.

Занятие

Игра «Кляксы»

Предложить детям рисовать пальцами всё что захочется. Способствовать расслаблению, снятию напряжения с пальцев рук, эмоциональной разрядке.

Свободная

деятель

ность

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, где ты был?»

Учить детей соотносить слова с действиями

пальцев рук. Развивать речь. Формировать интерес к пальчиковой гимнастике.

На

занятии

2 неделя

Конструирование «Дачный домик»

Учить детей конструировать небольшие дома из гофрированного картона. Развивать мышление, творчество, мелкую моторику.

Занятие

Лепка «Уточка»

Познакомить детей с дымковскими игрушками. Развивать эстетические чувства, ловкость пальцев рук.

Занятие

Рисование «Тёплый осенний ковёр»

Учить детей обводить литья деревьев по контуру мелом на асфальте, разукрашивать разными цветами. Развивать эстетические чувства, внимание.

Коллективная работа на прогулке

Игpовая ситуация «Помоги портному

Учить детей находить одинаковые пуговицы. Развивать способность к сличению и сортировке предметов по форме, цвету, величине. Развивать тактильную чувствительность.

На

занятии

Конструктор «Техно»

Учить детей пользоваться пластмассовыми отвёртками, ключами, болтами, крупными деталями.  Развивать ручную умелость.

Индивидуально

3 неделя

 Аппликация

«Раз грибок, два грибок»

Закреплять умение детей срезать уголки, закругляя их. Развивать самостоятельность, творческие способности. Воспитывать аккуратность.

Занятие

 Лепка «Рыбки бывают разные»

Учить передавать в лепке отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но отличающихся по пропорциям. Развивать ручную умелость.

Занятие

Рисование

«Маленький

гномик»

Учить передавать в рисунке образ маленького человечка. Формировать зрительное и слуховое восприятие. Развивать внимание.

Занятие

.Игра Пантомима

Учить детей жестами, мимикой изображать различных животных. Развивать воображение, творческие способности. Снять эмоциональное и тактильное напряжение.

На прогулке

 Пальчиковая гимнастика

«Пальчик, ну-ка встань!»

Учить детей поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. Развивать тонкую моторику.

На занятии

4 неделя

Конструирование «Прочный мост»

Учить детей строить прочный мост. Развивать умение придумывать способы конструирования моста так, чтобы он стоял прочно. Развивать координацию пальцев рук.

Занятие

 Лепка

«Опята»

Закреплять умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приёмы.

Развивать точность и ловкость пальцев рук.

Занятие

Рисование

«Моя

картина»

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать тему рисунка. Закреплять приёмы рисования карандашами. Развивать воображение, творческие способности.

Занятие

Игровая ситуация «Найди свой цвет»

Учить детей находить соответствующую флажку пуговицу по цвету. Развивать координацию зрительного, слухового и моторного анализаторов. Тренировать подвижность нервных процессов и умения ориентироваться в пространстве.

На развлечении

Разрезные

картинки

«Сказки»

Учить детей собирать разрезные картинки сказок. Развивать мелкую моторику. Формировать интерес к устному народному творчеству.

Свободная деятельность

Декабрь

1 неделя

. Аппликация

«А ну-ка, построй – ка»

Развивать умение создавать разнообразные изображения построек. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания. Развивать воображение, творчество, чувство композиции и цвета.

Занятие

Лепка

«Девочка в шубке»

Вызвать желание передать образ девочки в лепке. Развивать точность и ловкость пальцев рук.

Занятие

 Рисование «Рыбки плавают в аквариуме»

Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать коллективизм.

Коллективная работа на занятии

 Игра

«Пуговицы»

Закреплять умение детей находить пуговицы, одинаковые по  цвету. Развивать ловкость, координацию движений пальцев рук.

На занятии

.Пальчиковая гимнастика «Снежный дом»

Учить детей сочетать движения с речью взрослого. Развивать мелкую моторику. Формировать интерес к коллективным играм.

На занятии

2

неделя

.Конструирование «Новогодние фонарики»

Учить детей конструировать новогодние фонарики из бумаги. Развивать ловкость движений пальцев рук. Вызвать чувство радости.

Занятие

 Лепка «Большая утка с утятами»

Продолжать знакомить детей с дымковскими изделиями. Развивать координацию движений пальцев рук. Вызвать чувство радости и желание лепить игрушки.

Занятие

 Рисование «Снегурочка»

Учить детей изображать Снегурочку в длинной шубе, рисовать, накладывая одну краску на другую по высыхании. Развивать точность движений пальцев рук.

Занятие

 Игровая ситуация  «Соберём пирамидки»

Учить детей быстро и правильно собирать пирамидки разных форм. Развивать мышление, логику, внимание.

Свободная

деятельность

Разрезные картинки

Учить детей собирать картинки, соответственно членению предмета. Развивать мышление, логику. Формировать общие

речевые навыки.

Индивидуально

3

неделя

Аппликация

«Бусы на ёлку»

Учить срезать углы, чередовать бусины разной формы. Закреплять знания о круглой и овальной форме. Развивать мелкую моторику.

Занятие

 Лепка «Украшение на ёлку»

Учить детей процарапывать узоры на декоративной пластине. Развивать ловкость и точность движений пальцев рук.

Занятие

Рисование «Новогодняя открытка»

Учить самостоятельно определять содержание и технику изображения задуманного. Закреплять технические приёмы. Воспитывать инициативу, самостоятельность.

Занятие

Игра «Мяч не

теряй»

Учить детей правильно бросать, ловить и играть с мячом. Развивать координацию движений пальцев рук. Формировать интерес к играм с мячом.

Индиви

дуально

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, поклонись!»

Учить детей поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой  из положения лёжа,  ладонями вверх.  Развивать мелкую моторику.

На занятии

4

неделя

 Конструирование «Гараж для машин»

Учить детей строить гаражи разной конструкции, в зависимости от назначения. Развивать мелкую моторику, мышление, речь.

Занятие

Лепка

«Снегурочка»

Вызвать желание передать образ Снегурочки в лепном изображении (глина). Учить выделять части человеческой фигуры в одежде. Оказывать тонизирующее действие.

Занятие

 Рисование

«Наша

нарядная ёлка»

Продолжать учить детей рисовать дерево, нетрадиционной техникой (печатки). Подводить к эмоциональной оценке работ. Воспитывать терпение и усидчивость.

Занятие

 Игровая

ситуация

«Посмотри

и повтори»

Учить детей пользоваться рисунком-схемой. Развивать восприятие, внимание, мелкую моторику. Формировать интерес к игре.

На прогулке

Шнуровка «Башмачок»

Учить детей выполнять несложные виды шнуровки. Развивать способность

координировать свои движения. Воспитывать усидчивость и терпение.

Индиви

дуально

Январь1

неделя

Аппликация

«В магазин привезли яркие игрушки»

Упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов. Закреплять приемы владения ножницами. Развивать точность движений пальцев рук.

Занятие

Лепка

«Птичка»

Учить детей лепить из глины птичку, оттягивая и прищипывая мелкие части. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений. Оказывать тонизирующее воздействие.

Занятие

 Рисование «Маленькой елочке холодно зимой!»

Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Развивать образное восприятие, мелкую моторику. Учить рисовать елочку с удлиненными к концу ветками.

Занятие

 Игра «Пуговицы»

Учить детей находить пуговицы, одинаковые по цвету и размеру. Развивать способность к сличению и сортировке предметов по цвету и размеру. Развивать ловкость пальцев рук.

Индиви

дуально

Пальчиковая гимнастика «Выпал беленький снежок»

Учить детей выполнять движения пальцами рук под слова взрослого. Развивать мелкую моторику. Вызвать эмоциональную отзывчивость.

На занятии

2 неделя

Конструирование «Новогодняя гирлянда»

Учить детей конструировать новогодние гирлянды из бумаги. Развивать ловкость движений пальцев рук. Формировать

интерес к работе.

Занятие

Лепка «Вылепи животное, какое хочешь»

Учить детей самостоятельно определять содержание совей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы. Развивать воображение. Воспитывать активность, самостоятельность.

Занятие

 Рисование «Развесистое дерево»

Учить детей использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Развивать образное мышление, воображение, творчество.

Занятие

 Игровая ситуация «Дорисуй фигуру»

Учить детей рисовать знакомые геометрические фигуры. Развивать геометрическое воображение, пространственные представления. Развивать умение ставить и реализовывать игровую задачу.

Свободная

деятельность

 Пазлы «Животные»

Учить детей собирать крупные пазлы. Развивать глазомер, мышление, ручную умелость, Воспитывать дружелюбие, коллективизм.

Свободная

деятельность

3

неделя

Аппликация «Мой любимый детский сад»

Закреплять умение преобразовывать геометрические фигуры путем разрезания прямоугольника, квадрата, круга. Развивать

умение композиционно оформлять свой замысел. Развивать ловкость пальцев рук.

Занятие

 Лепка «Что подарил мне Дед Мороз»

Развивать умение задумывать содержание своей работы, создавать изображение, передавая форму частей. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать самостоятельность.

Занятие

 Рисование «Моя игрушка»

Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Упражнять в штриховке в разных направлениях. Развивать мелкую моторику.

Занятие

Игра «Чудесный мешочек»

Учить детей искать на ощупь в мешочке фигурку, названную ведущим. Развивать тактильный анализатор. Развивать умение анализировать и сравнивать зрительные и осязательные впечатления.

Свободная деятель

ность

Пальчиковая гимнастика «Кулачки»

Учить детей вращать сжатые в кулак пальцы рук в разных направлениях, с разным темпом, сначала одной, затем двумя руками одновременно. Развивать тонкую моторику.

На занятии

4 неделя

Конструирование  «Лавочка»

Учить детей строить лавочки (по условию) для кукол. Развивать мышление, воображение, мелкую моторику. Формировать интерес к созданию построек.

Занятие

Лепка

«Снеговик»

Учить детей приемам лепки из снега. Развивать логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать целеустремленность и дружелюбие.

На прогулке

 Рисование «Украшаем платочки »

Знакомить с росписью дымковской игрушки. Учить  равномерно, слитными линиями покрывать лист, в образовавшихся клетках ставить мазки, точки. Развивать быстроту и точность движений пальцев рук.

Занятие

Игровая ситуация «Построй спортсменов»

Учить детей упорядочивать предметы по величине. Развивать точность движений пальцев рук. Воспитывать настойчивость и целеустремленность.

Индивидуально

Мозаика

Учить детей выкладывать из природного материала знакомые предметы. Развивать речь, творческие способности, ручную умелость.

Свободная деятельность

Февраль

1 неделя

.Аппликация «Тележка с

игрушками»

Учить детей пользоваться ножницами: правильно их держать, резать бумагу по прямой, закруглять углы. Развивать инициативу, точность движений пальцев рук. Воспитывать усердие и целеустремленность.

Занятие

 Лепка «Хоровод »

Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая соотношение частей. Развивать образное воображение, мелкую моторику. Учить объединять свою работу с работами других детей.

Занятие

Рисование

«Украсим полосочку флажками

Закреплять умение рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений. Развивать эстетическое чувство, чувство ритма, композиции.

Занятие

4.Игра «Пуговицы»

Учить детей находить пуговицы, одинаковые по цвету, размеру и форме. Развивать способность к сличению и сортировке предметов по цвету, размеру и форме. Развивать ловкость пальцев рук.

Свободная деятельность

 Пальчиковая гимнастика

«Погладим цыплят»

Учить детей гладить несколько воображаемых маленьких птичек на ладони и описывать их. Развивать мелкую моторику, воображение, монологическую речь.

На занятии

2 неделя

Конструирование «Подарок папе»

Учить детей изготавливать подарки из бумаги и природного материала своими руками. Развивать ловкость пальцев рук, художественный вкус, творческие способности

Занятие

 Лепка

«Птички клюют зернышки»

Учить передавать простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Учить объединять свою работу с работой товарища.

Занятие

Рисование «Девочка пляшет»

 Учить рисовать фигуру человека, передавать простейшие отношения по величине. Учить изображать простые движения. Закреплять приемы закрашивания красками.

Занятие

. Игровая ситуация «Расставь мебель»

Учить детей расставлять мебель в комнате (геометрические фигуры) в зависимости от условий игры. Развивать мышление, ориентировку в пространстве, ловкость пальцев рук.

Свободная деятельность

.Массаж.

Учить детей делать массаж ладошек с помощью морской гальки. Оказывать тонизирующее действие. Воспитывать стремление быть здоровым.

Индивидуально

3 неделя

Аппликация «Звено летящих самолетов»

Учить правильно составлять изображения из частей. Закреплять знание формы. Воспитывать активность, аккуратность, целеустремленность.

Занятие

Лепка «Зайка»

Закреплять приемы лепки. Развивать речь, творческие способности, воображение. Воспитывать индивидуальность, настойчивость.

Занятие

Рисование «Красивая птичка»

Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела, частей. Развивать         мелкую моторику, образное восприятие, воображение.

Занятие

.Игра «Бумажная кукла»

Учить детей подбирать одежду по погоде для бумажной куклы. Развивать ловкость пальцев рук, эстетический вкус. Формировать интерес к игре,

Свободная деятельность

Пальчиковая гимнастика «Маму я свою люблю»

Учить детей сочетать речь с движением. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание помогать взрослым в посильном труде (трудолюбие).

На занятии

4 неделя

.Конструирование «Кроватки для 3 медведей»

Учить детей строить прочные кровати разной величины. Развивать мышление, связную речь, мелкую моторику. Воспитывать терпение и стремление доводить начатое дело до конца.

Занятие

Лепка

«Мой друг»

Развивать умение задумывать содержание своей рабаты - лепить животное, передавая форму его частей. Развивать творческие способности, точность и ловкость пальцев рук.

Занятие

Рисование «Укрась свои игрушки»

Продолжать знакомить с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы

узора. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Занятие

.Игровая ситуация «Сделай мебель из палочек»

Учить детей составлять из счетных палочек различную мебель. Развивать точность и ловкость пальцев рук, пространственные представления. Закреплять знание геометрических фигур.

Свободная деятельность

 Пальчиковый конструктор «Мебель»

Учить детей складывать мебель из конструктора небольшого размера. Развивать внимание, мышление, память, ловкость и точность пальцев рук.

На занятии

Март

1 неделя

.Аппликация «Цветок в

подарок маме»

Учить вырезать и наклеивать цветы. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, воображение. Воспитывать внимание к родным и близким.

Занятие

 Лепка «Мисочка »

Учить детей лепить, используя новые приемы: вдавливание и оттягивание краев, уравнивание их пальцами. Развивать координацию движений пальцев рук.

Занятие

Рисование «На клумбе расцвели цветы»

Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства.

Занятие

 Игра

 «Волшебная ниточка»

Учить детей составлять из ниток последовательно знакомые геометрические фигуры. Развивать ловкость и точность движений пальцев рук. Воспитывать усидчивость и терпение.

Свободная

деятель

ность

Пальчиковая гимнастика

«Погладим

лошадку»

Развивать мелкую моторику. Закреплять умение детей гладить большое воображаемое животное и описывать его. Развивать монологическую речь, фантазию.

На

занятии

2

неделя

Конструирование «Раз цветочек, два цветочек»

Учить детей изготавливать цветы из пластиковых ячеек, коробок из-под конфет. Развивать художественный вкус. Воспитывать целеустремленность и аккуратность.

Индивиду

ально

. Лепка

«Ферма»

Закреплять умение детей лепить знакомые домашние животные. Развивать ловкость и координацию пальцев рук.

Занятие

.Рисование

«Украсим кукле платьице»

Учить детей составлять узор из знакомых элементов. Учить самостоятельно создавать узор. Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение.

Занятие

Игровая

ситуация

«Кто скорее

соберет»

Закреплять умение распределять предметы в возрастающем и убывающем порядке. Развивать быстроту и точность движений пальцев рук. Воспитывать целеустремленность.

На

занятии

Картики -

вкладыши

Закреплять умение закрывать ниши вкладышами, с подходящими частями изображения, поворачивая их в нужную сторону. Развивать мышление, внимание, координацию движений пальцев рук.  

Индивиду

ально

3

неделя

.Аппликация

«Узор на

квадрате»

Учить детей составлять узор на квадрате, ритмично располагая геометрические фигуры по углам, в середине, по краям. Закреплять приемы резания. Стимулировать творческое решение.

Занятие

 Лепка

«Козленочек»

Учить детей лепить четырехногое животное. Закреплять приемы лепки. Развивать мелкую моторику.

Занятие

Рисование «Построим здание»

Продолжать учить детей самостоятельно определять содержание для своего рисунка, доводить задуманное до конца. Закреплять приемы закрашивания карандашом. Развивать творческие способности.

Занятие

.Игра

«Чудесный

мешочек»

Учить детей искать на ощупь в мешочке фигуру, или игрушку, названную ведущим. Развивать тактильный анализатор. Развивать умение анализировать и сравнивать слуховые и осязательные впечатления.

Свободная

деятельность

 Пальчиковая гимнастика

«Кот сибирский»

Закреплять умение детей сочетать движения пальцев рук со словами взрослого. Развивать мелкую моторику. Формировать любознательность.

На

занятии

4

неделя

Конструирование «Кухонная мебель»

Учить детей строить кухонную мебель (стол, стул). Развивать конструктивные умения, мышление, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, эстетический вкус.

Занятие

Лепка

«Мисочки

для трех

медведей»

Закреплять умение лепить мисочки разного цвета и разного размера. Развивать способность анализировать, делать умозаключения. Развивать координацию движений пальцев рук.

Занятие

.Рисование «Сказочный домик - теремок»

Учить детей передавать в рисунке образ сказки.  Развивать воображение, самостоятельность в изображении и украшении сказочного домика.

Занятие

Игровая ситуация «Помоги

Золушке»

Учить детей называть и классифицировать разнообразную крупу (гречку, рис, перловку). Развивать ловкость движений пальцев рук. Формировать желание помогать взрослому  (сказочному персонажу), выполнять посильные поручения.

Индивидуально

 Мозаика

из крупы

Учить выкладывать изображение из крупы

по контуру. Развивать гибкость и ловкость пальцев рук. Воспитывать усидчивость и терпение.

Свободная

деятельность

Апрель

1

неделя

Аппликация

«Загадки»

Закреплять умение соотносить геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение предметов из готовых частей. Развивать творчество, образное восприятие, воображение.

Занятие

 Лепка

«Барашек»

Познакомить детей с филимоновской игрушкой. Вызвать положительное эмоциональное отношение к ней. Развивать ловкость движений пальцев рук.

Занятие

Рисование «Козленочек»

Учить рисовать животных на 4 ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища и строение. Развивать точность движений пальцев рук.

Занятие

Игра

«Актер»

Учить детей изображать жестами, движениями, мимикой небольшие рассказы. Развивать мелкую моторику. Обучать способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильно.

Свободная

деятельность

Пальчиковая гимнастика «У меня дом большой»

Предупреждать утомляемость пальцев рук. Развивать умение использовать мнемонические приемы для запоминания текста. Формировать интерес к пальчиковым играм.

На

занятии

2

неделя

 Конструирование «Лебедь»

Учить детей складывать птицу из бумаги (оригами.). Развивать ловкость, точность и координацию движений пальцев рук. Воспитывать усидчивость и активность.

Занятие

 Лепка

«Чашечка»

Учить детей лепить посуду приемами раскатывания, выдавливания и уравнивания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.

Занятие

Рисование

«Украсим

салфеточку»

Продолжать учить составлять узор на квадрате, заполняя углы, середину, стороны. Закреплять умение использовать в рисунке элементы декоративного узора. Развивать чувство композиции, цвета.

Занятие

.Игровая ситуация «Кто во что одет»

Учить детей определять на ощупь и называть одежду, обувь.  Развивать тактильный анализатор. Закреплять название предметов одежды и ее частей.

Свободная деятельность

Пазлы

«Снежинка»

Учить детей собирать снежинку из нескольких частей. Развивать пространственное представление,

внимание, мышление. Воспитывать усидчивость.

Индивиду

ально

3

неделя

Аппликация

«Волшебная

бумага»

Учить детей задумывать изображение. Учить вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части предметов, мелкие детали. Воспитывать самостоятельность, творчество.

Занятие

 Лепка «Чайный сервиз»

Закреплять умение лепить посуду. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Занятие

Рисование

«Моя любимая кукла»

Учить детей создавать в рисунке образ любимой игрушки. Упражнять в рисовании и закрашивании. Развивать мускулатуру пальцев рук.

Занятие

Пальчиковая гимнастика

«Погладим утенка»

Закреплять умение детей гладить воображаемое животное и описывать его. Развивать движение кистей рук, фантазию. Активизировать словарь.

На

занятии

4 неделя

Конструирование «Домик для куклы»

Учить детей строить домики для кукол, учитывая их размер. Развивать логическое мышление, стремление к качественному результату. Развивать координацию движений пальцев рук.

Занятие

Лепка «Посуда для кукол»

Закреплять умение лепить посуду. Отрабатывать нужные для этого приемы лепки. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Занятие

Рисование «Дом, в котором ты живешь»

Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать эстетический вкус, творческие способности.

Занятие

Игровая ситуация «Помоги мышам доехать до дома»

Учить детей «проезжать» карандашом, не отрывая руки, по изгибам дорожек. Развивать точность движений пальцев рук. Формировать сосредоточенность и внимательность.

Свободная

деятельность

Массаж

Учить детей делать массаж путем потирания и придавливания пальцев. Развивать тактильную чувствительность. Подготовить руку к работе.

Индивидуально

Май

1 неделя

Аппликация «Красная Шапочка

Учить детей передавать образ сказки. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать. Воспитывать терпение и усидчивость.

Занятие

Лепка «Птичка клюет зернышки из блюдца»

Закрепить умение лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее методами. Развивать ловкость пальцев рук.

Занятие

.Рисование «Празднично

украшенный дом»

Упражнять в рисовании и закрашивании путем накладывания цвета на цвет. Развивать образное восприятие, мускулатуру пальцев рук.

На занятии

Игра «Текстура»

Учить детей определять на ощупь кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металла. Развивать способность распознавать предмет по тактильным ощущениям (мягкий, гладкий, пушистый, шершавый).

На занятии

 Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

Предупреждать утомляемость пальцев рук. Развивать речь. Формировать интерес к пальчиковым играм.

На занятии

2

неделя

Конструирование «Цветы»

Учить детей изготавливать цветы из ниток. Развивать точность, ловкость и быстроту пальцев рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение.

Занятие

Лепка

«Зайчик»

Учить детей лепить животное, предавать овальную форму его туловища, головы и ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей.

Занятие

Рисование «Самолеты летят сквозь

облака»

Учить детей изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие.

Занятие

Игровая ситуация «Отгадай, что там лежит»

Учить детей определять зрительно и на ощупь предметы, лежащие под салфеткой. Развивать зрительный и тактильный анализаторы. Развивать связную речь.

Свободная

деятельность

Разрезные

картинки

Учить детей составлять разрезанные части картинки, сложной неправильной формы. Развивать логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость.

Индивидуально

3

неделя

Аппликация

«Волшебный сад»

Учить резать ножницами по прямой, закруглять углы квадрата, прямоугольника. Развивать образное восприятие, представление, воображение.

Занятие

Лепка

«Замок»

Учить детей лепить из песка и воды разнообразные замки. Развивать художественный вкус, творческие способности. Формировать связную речь.

Занятие

Рисование «Прощай,

весна-краса

вица»

Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Закреплять умение рисовать пальчиками и ребром руки. Развивать умение правильно располагать изображение на листе бумаги.

Занятие

Игра

«Жмурки»

Снять напряжение. Повысить эмоциональный тонус. Инсценировать тактильные контакты. Учить детей с завязанными глазами ловить других детей, тактильно определять мальчика и девочку.

На прогулке

Пальчиковая гимнастика «Где мой пальчик»

Развивать мелкую моторику, речь. Формировать интерес к пальчиковым играм. Развивать воображение.

На

занятии

4

неделя

Конструирование «Кукольная мебель»

Закреплять умение детей строить мебель в зависимости от ее назначения. Развивать мышление, память, мелкую моторику. Формировать эстетический вкус.

Занятие

Лепка

«Зверята»

Закреплять умение детей лепить животных. Развивать активность, самостоятельность, творческие способности.

Занятие

Рисование «Здравствуй, лето!»

Учить детей задумывать содержание рисунка, доводить свой замысел до конца. Воспитывать самостоятельность, творчество. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

Занятие

.Игровая ситуация «Фотограф и заяц»

Закреплять умение детей линией карандаша соединять изображение. Развивать точность движений пальцев рук. Воспитывать терпение и усидчивость.

Свободная

деятельность

Конструктop

«Животные»

Учить детей собирать из крупного конструктора животное, передавая в конструкции его основные части. Развивать мышление, способность к анализу, конструкторские навыки.

Индивидуально


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей средней группы (сентябрь – ноябрь).

Перспективный план по развитию мелкой моторики на сентябрь-ноябрь, предназначен для работы с детьми средней группы, содержит постановку задач, названия занятий, игр, игровых ситуаций, пальчиковой гимн...

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей средней группы (декабрь - февраль).

Перспективный план содержит перечень названий занятий, пальчиковых игр, игровых ситуаций, их целей и задач....

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей средней группы (март - май).

Прспектиный план разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста, содержит названия занятий, гровых упражнений, пальчиковых гимнастик....

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей старшей группы (декабрь - февраль).

Предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей старшей группы (март - май).

Предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста....