Консультация для воспитателей: "Развитие мышления"
консультация (средняя группа)

Соболь Любовь Владимировна

Консультация для воспитателей: "Развитие мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_myshleniya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Развитие мышления

   В психологии различают различные виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, теоретическое, практическое, эмпирическое, аналитическое и интуитивное, реалистическое и аутическое (связанное с уходом от реальности во внутренние переживания). Есть замечательные книги по развитию математического, литературного, технического мышления, а также «ума полководца». Как разобраться, кем будет ребенок – будущий математик или будущий полководец? Надо ли мышление разных детей развивать по-разному?

   Все психологи сходятся в одном: мышление человека – это высшая форма его познавательной деятельности. В этом вопросе существуют разногласия. Одни психологи считают процесс мышления исключительно продуктивным, т.е. производящим новый продукт – идею, новое решение (Л.С.Рубинштейн); другие включают в него и репродуктивные (воспроизводящие уже имеющиеся у человека знания) этапы (П.Я.Гальперин).

   Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребенок находит что-то непонятное ему. Не укладывающееся в его систему причинно-следственных отношений. Отсюда многочисленные вопросы («почему?», «как?», «зачем?») у маленьких почемучек. Обратите внимание на эти вопросы. Вопрос «почему?» («из-за чего?») устанавливает причинно-следственные связи; вопрос «зачем?» - вопрос к цели («для чего?»),  а вопрос «как?» (как устроен, как поступить) – стратегический. Все они носят явно исследовательский характер. Конечно, дети задают и другие вопросы, типа: «что?», «где?», «когда?», но их обычно меньше, и касаются они новых предметов («что это?»).

   Условно вопросы можно было бы разделить по их функции: вопросы, активизирующие мышление («как?», «почему?», «зачем?» и их варианты), и вопросы, актуализирующие память («что?», «какой?», «когда?», «сколько?», «где?» и т.п). Ответить на вопрос «Когда это произошло?» можно только в том случае, если знаешь и помнишь время события. Это вопрос к памяти. Чтобы ответить на вопрос: «Почему это произошло?», требуется собственное размышление ребенка или обращение к взрослому.  Вот тут взрослый выбирает разные стратегии: прерывание размышлений ребенка («подрастешь – узнаешь»), воспитание интеллектуального иждивенца («разжевать и положить в рот», лишив ребенка возможности самому поискать ответ) или поддержка познавательного процесса («А ты сам как думаешь?»).

   Рассмотрим на простом примере мыслительный процесс ребенка. «Почему облака плывут по небу?» - это вопрос ребенка пока к себе. Действительно, в его опыте передвижение связано с перестановкой ног у людей. Взмахом крыльев у птиц. Вращением колеса у машин и т.д. облака же сами, беспричинно, с его точки зрения, - плывут по небу. Как только ребенок замечает и осознает противоречие в сложившейся в его сознании картине мира, так начинается процесс мышления – он появляется с желания найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы.

   Может показаться удивительным, но процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребенка и взрослого, неграмотного и ученого.

*   Усмотрения противоречия («что-то не так, что-то не то»), сопровождающееся тревогой, отрицательными эмоциональными состояниями.

*   Осознание проблемы и возникновения желания ее разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес, мотивацию к решению.

 *  Поиск решения – процесс   выдвижения гипотез, а не готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане – азарт и разочарования.

*   Момент нахождения решения (инсайт) сопровождается, как правило, яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом.

*   Проверка решения (у детей обязательна, если найденный ответ, даже неверный, удовлетворяет ребенка; чаще всего он за подтверждением обращается к взрослым); эмоциональное состояние – чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.

   Материал, на котором мыслит ребенок и взрослый, различается по сложности, значимости (у ребенка – открытие для себя, у взрослого – для человечества), по глубине мыслительных операций (у ребенка – анализ и синтез, у взрослого, кроме того, обобщение, абстрагирование, анализ через синтез), но общая принципиальная схема остается той же.

   Известно, что мышление математиков строго логично, инженеры способны к пространственным построениям, педагоги особенно чутки к анализу межличностных  отношений и т.д.

   Опасно давать детям однотипные задачи - тем самым можно лишить их возможности проявить себя, узнать, что легче дается, что больше нравится и какая область знаний станет для них в будущем наиболее перспективной.

   Таким образом, всех детей мы учим мыслить одинаково – через создание проблемных ситуаций и решение проблем, но проблемный материал должен быть разнообразным, неоднотипным.

 Процесс мышления имеет свои закономерности и феномены. Нельзя человека заставить мыслить, нельзя также Отменить или запретить мышление. Опытный педагог, поставив своих воспитанников в проблемную ситуацию , не станет торопиться с готовым ответом, даст возможность мышлению «разогнаться».

   Проблемные ситуации для дошкольника можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Они могут быть оформлены в виде индивидуальной игры или совместного творчества и приносить много пользы детям. Вот некоторые примеры ситуационных задач.

   1. Ситуация на транспорте (городком, железнодорожном).

*Ты с родителями едешь в электричке. Они сошли на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

*Родители сели в поезд, а ты не остался. Твои действия? Поясни, зачем ты так поступишь?

2. Ситуация с огнем.

* В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

* Дым в соседней квартире. Твои действия?

3. Ситуация с водой.

* Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

* В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

   Конструктивность мышления хорошо развивается в процессе разбора бытовых ситуаций: что-то приспособить, починить, заменить, усовершенствовать, например рассматривать разные предметы и находить им новое применение. Можно задать детям вопросы: «Что в вашем доме сделано родителями или вами самими?», «Что в доме неудобно?», «Как исправить?, «Можно ли в доме что-то усовершенствовать?» и т.д.Соревновательный игровой эффект заражает творческой энергией и доставляет много радости. Для «разгона» детской фантазии имейте в запасе несколько своих примеров, которые вы сможете использовать в возможных паузах. Предложите детям спроектировать новую (или волшебную) игровую площадку, нарисовать необычные цветочные клумбы для детского сада.

Вывод.

1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

2. Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать.

3. Найденное в процессе мышления становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как, запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно из памяти извлечь в нужный момент.

4. процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.

6. Вопросы «где?», «что?», «когда», «какой?», «сколько?» - контролируют память.

7. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера"

Консультация для воспитателей: "Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера"...

Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей детского сада "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления у детей посредством игр и упражнений математического содержания».

Никто не будет отрицать, что для успешного усвоения программы, ребенку необходимо развитое логическое мышление....

Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления через организацию игр в шахматы, шашки»

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Как привить ребёнку  тягу к сам...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...