Лето. Календарное планирование подг гр
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Прошкина Елена Дмитриевна

Конспекты летнего календарного планирования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование воспитательно-образовательной работы группы  «РАДУЖКА» НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД с 17 по 21 июня

Тема недели: «Для чего нужна вода»»    

Задачи:

Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах

Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов

Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека, кому вода – дом родной.

Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде

Формировать у детей знания о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, текучая, растворитель), о разных её состояниях

Учить наблюдать простейшие связи круговорота в природе

Познакомить с обитателями водоёмов

Учить выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе

Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь её, воспитывать интерес у детей к живой природе

Артикуляционная гимнастика: Упражнение  для  развития  дыхания «Ныряльщики».

 Массаж биологически активных точек  лица «Ёрш».

Упражнения  для язычка: Змейка; Кошечка умывается; Лошадка.

Пальчиковая  гимнастика «Рыбка». Цель: создать положительное эмоциональное настроение

Утренняя гимнастика «Солнышко лучистое»

Организация

предметно - развивающей среды

Создание предметно - развивающей среды: предметные и сюжетные картинки по теме «Вода»

Дидактические игры, электронные презентации. Подборка речевых игр, атрибутов к играм.

Подготовка аудиозаписей, песен, видеоматериалов, мультфильмов по теме.

Книжный уголок: «Дождик» И. Токмакова; «Град» Г. Цыферов; «Крокодиловы слёзы» Х. Лаиглессия; «Данка по воду пошла» ; «Как черепаха по воду ходила»; «Обвал» Борис Житков; «Кто в море живёт» С. Сахарнов; «Я под краном руки мыла» Д. Максимович

Центр сюжетно-ролевых игр: «Детский сад», «Дочки-матери», «Ателье», «Магазин, универсам», «Семья».

Центр настольных, строительно-конструктивных игр:  Конструкторы, пазлы, лего, лото, домино, шашки.

Уголок природы: Альбомы, журналы про насекомых, про воду, про песок, про лето.

Центр экспериментирования: Оборудование для опытнической деятельности. ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ: «Исчезновение воды», «Появление воздуха из воды», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?», «У воды есть сила», «Перенесём воду» (использование пипетки, соломинки, шприца),

Дидактические игры:

«Береги руки»

«Волшебное слово»

 «Горячие руки»

«Земля, вода, воздух»

«Зеваки»

 «Золотые ворота»

«Ипподром»

«Найди игрушку»

«Назови ласково»

Взаимодействие с родителями,

социальными партнерами

Советы родителям по организации игр на свежем воздухе.

Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к альбому «Мир воды»).

Папка – передвижка «Безопасное лето у водоёмов», «Берегись клещей», «Познавательное лето»

Индивидуальная беседа на тему: «Чем отличился, чем порадовал…»

Инд. беседы с родителями по запросам родителей.

Индивидуальные беседы с родителями, консультирование родителей.

Понедельник 18 февраля

1 половина дня

Утренний приём на воздухе.

Чтение пословиц о поведении человека.

Игровое упражнение: «Звуковая цепочка»

Задачи: Формировать у детей умение выделять в слове звуки, подбирать слова, начинающие с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.

Артикуляционная гимнастика: Упражнение  для  развития  дыхания «Ныряльщики». Глубоко вдохнули, задержали дыхание, присели на корточки (нырнули), встали выдох через рот. Повт. 3-4 раза

 Массаж биологически активных точек  лица «Ерш».

Утренние новости. «Новости выходного дня».

Короткий рассказ. Поделиться впечатлениями с друзьями

Утренняя гимнастика «Солнышко лучистое»

8.50 НОД  Художественно – эстетическое развитие

По плану преподавателя ИЗО

10.20 НОД Физическое развитие.

Проводится по плану инструктора по физической культуре.

Прогулка Июнь УТРО Наблюдение: деревья летом.

Задачи: Предложить детям отметить , что изменилось со времени  предыдущего наблюдения.

Д/и: «Загадай, мы отгадаем»

Задачи: Закреплять знания детей о растениях, растущих в саду и огороде.

П/и : «Чьё звено быстрее соберется», «Шишки, желуди, орехи».

Задачи: Совершенствовать умение детей правильно выполнять игровые действия. 

Спортивная игра «Городки»

Задачи: Закреплять умение детей управлять битой.

Оздоровительная пробежка вокруг сада.

Труд: уборка игрушек.

2 половина дня

Постепенный подъём после сна, бодрящая гимнастика Закаливающие процедуры (умывание лица и рук по локоть прохладной водой)

Самостоятельная  игровая деятельность

С/р игра «Библиотека»

Задачи: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, поощрять желание организовывать сюжетно-ролевые игры. 

Совместная деятельность.                              

16.30 НОД  Художественно – эстетическое развитие (музыка). Проводится по плану музыкального руководителя.

Самостоятельная  игровая деятельность

Настольно-печатные игры по выбору детей.

Задачи: развивать наблюдательность, внимание, умение замечать сходство и различия в предметах, активизировать словарь.

Индивидуальная работа

Д\и «Не ошибись»

Задачи: Уточнять и закреплять знания детей о разных видах спорта. (Оля, Лёва, Саша, Стёпа Н., Алиса, Джаснур, Дима Ю, Ярослав П)

Совместная деятельность. Опыты и эксперименты. Опыты с водой.

  • «Фонтанчики»

Задача: объяснить принцип работы фонтана. Проделать в пустой бутылке дырочки гвоздиками со шляпками и оставить в бутылке. Налить воду в эту бутылку, вытащить гвоздики – вода вытекает с напором из дырочек, получается фонтан. 

Вывод: вода находит дырочку и вытекает из нее, а через заткнутые дырочки она не течет

  • «Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

Совместная продуктивная  деятельность.

По желанию детей

Прогулка Июнь ВЕЧЕР

Наблюдение ягодные кустарники.

Игровое упражнение «Перебрось».

Задачи: учить детей правильно выполнять метание на дальность. Развивать подвижность суставов рук.

Работа с родителями. 

  • Индивидуальные беседы по запросу родителей.
  • Папка – передвижка БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ВОДОЕМОВ

Возвращение с прогулки, организация питания и сна детей. 

Дежурство по столовой

Задачи: способствовать совершенствованию навыков, связанных  обязанностями дежурного. Привлекать детей к раздаче второго блюда, уборке посуды со столов.

Энциклопедический час Беседа о ПДД. Тема: «Пост ГАИ в моем микрорайоне». Цель: дать представление о назначении поста ГАИ на дороге»; познакомить с особенностями работы сотрудников ГАИ. 

Совместная деятельность (ЧХЛ). «Дождик» И. Токмакова, «Град» Г. Цыферов

Задачи: приобщать детей к художественной литературе, обогащать словарный запас детей.

Вторник  19 февраля

1 половина дня

Утренний приём на воздухе.

Д/И «Зеваки» Дети образуют круг и идут по кругу друг за другом.

По сигналу водящего: «Стоп!» останавливаются, четыре раза хлопают в ладоши, поворачиваются на 180° и начинают движение в обратную сторону. Совершивший ошибку выходит из игры.

 Труд: накрыть столы к завтраку. Цель: продолжать учить правильно сервировать столы; вытирать столы после еды выжимая тряпку.

Самостоятельные игры детей

Артикуляционная гимнастика: Змейка; Кошечка умывается; Лошадка.

Пальчиковая  гимнастика «Рыбка». Цель: создать положительное эмоциональное настроение

Утренние новости. Беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?»,

 «Что умеет вода?»

Утренняя гимнастика «Солнышко лучистое»

10.30 НОД Физическое развитие. ИГРОТЕКА

Прогулка Июнь УТРО Наблюдение за цветущей липой.

 Цель: уточнить строения дерева, рассмотреть листочки липы и ее цветы; познакомить детей с полезными свойствами цветов липы при простуде.

П/и «Хитрая лиса». Цель: развивать бег с увертыванием.

П/и «Бегите к флажку». Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя. Развивать у детей внимание, умение различать цвета.

Индивидуальная работа с подгруппой детей по физкультуре.

Цель: продолжать учить прыгать на одной ноге на месте и продвигаясь вперед.

Труд: навести порядок на участке, убрать сломанные ветки, подмести веранду. Цель: приучать детей выполнять поручения старательно и аккуратно; воспитывать любовь к труду.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом. Цель: закреплять умение детей делать куличики из песка; самостоятельно организовывать игры.

2 половина дня

Постепенный подъём после сна, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры.

Совместная деятельность.  

Музыкальная игра «Солисты»

Театр. «По щучьему велению». Чтение и показ.

Самостоятельная  игровая деятельность в центрах занятости

С/Р игра: «Больница».

Задачи: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, поощрять желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Индивидуальная работа по ФЭМП  ПРОПИСИ

(Дима Ю, Кира, Катя, Юра З., Юра Х)

 (Мила, Арсений, Саша)

 (Лёня, Саша, Лиза, Мила)

Совместная деятельность. Опыты и эксперименты. Опыты с водой. 

  • «Тонет – не тонет». «Исследование предметов на плавучесть»

Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

В тазик с водой опускаем различные по весу предметы.

Вывод: если предмет легкий, вода держит его на поверхности.

 Если предмет тяжелый, он давит на воду. Она не может его удержать- предмет тонет.

Совместная продуктивная  деятельность.

Рисование по замыслу: «Веселое настроение»

Прогулка Июнь ВЕЧЕР

Наблюдение за погодой.

Задачи: уточнять представления детей о природных явлениях, объединяемых понятием «погода». Предложить детям охарактеризовать сегодняшнюю погоду, составить коллективный рассказ, используя понятия сухой, ветреный, солнечный, пасмурный.

П/игра «Стрельба в мишень»

Задачи: учить детей правильно выполнять метание на дальность. Развивать подвижность суставов рук.

Работа с родителями. 

  • Индивидуальные беседы с родителями, консультирование родителей.
  • Советы родителям по организации игр на свежем воздухе.

Возвращение с прогулки, организация питания и сна детей. 

Продолжать учить детей во время еды правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;  аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном; говорить слова «спасибо,  дайте пожалуйста» во время и после еды..

Энциклопедический час Экология. Тема: «Вода в жизни человека».

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека(вода – источник жизни, необходима для подержания жизни и обеспечения здоровья человека); о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха и т.д.).

Коррекционный час: Логопедические видеораспевочки

Совместная деятельность (ЧХЛ).

Аудиосказка «Крокодиловы слёзы» Х. Лаиглессия

Задачи: Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь

Среда 20 февраля

1 половина дня

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Д/И «Земля, вода, воздух» Дети садятся в круг или в ряд.

Ведущий ходит между ними и, указывая по очереди на каждого, произносит слово: «Вода!». Ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу или животное, которое живет в воде. Если водящий произнес слово «земля», ребенок называет того, кто живет на земле, если названо слово «воздух» – того, кто летает.

Разучиваем поговорку: «Поплотнее кран закрой - осторожен будь с водой»

Артикуляцион. гимн-ка: Упр-ние  для  развития  дыхания «Ныряльщики».

Массаж биологически активных точек  лица «Ерш».

Упражнения  для язычка:

Змейка; Кошечка умывается; Лошадка.

Пальчиковая  гимнастика «Рыбка». Цель: создать положительное эмоциональное настроение

Утренние новости.  Беседа: «Круговорот воды в природе»,

« Если б не было воды»

Утренняя гимнастика «Солнышко лучистое»

9.00 НОД  Художественно – эстетическое развитие (музыка).

Проводится по плану музыкального руководителя.

10.45 НОД Физическое развитие.

Проводится по плану инструктора по физической культуре.

Прогулка Июнь УТРО Игры с водой

Ходьба: «Круговорот», «Лодочки» (парами, держась за руки), «корабли в порту» (построение в три колонны)

Упражнение на дыхание: «Водолазы» (на задержку дыхания)

«Морская регата» (с бумажными корабликами на воде)

Подвижные игры:  «Лягушки на болоте», «Караси и щука», «Хитрые рыбки»

Активизировать детей, предложить подвижную игру «Жмурки». Усложнение: двое водящих.

Эстафеты:

«Переправь на другой берег», «Рыбалка» (перенос мешочков на палочке)

«Монетка на счастье» (метание мешочков)

Упражнение расслабление: «Шум прибоя». «Морские водоросли».

Цель: умение инициировать и поддерживать общение в различных группах (сверстников, взрослых).

Возвращение с прогулки, организация питания и сна детей.

Энциклопедический час. Беседа: «Если б не было воды»

Коррекционный час. Логопедические игры с карточками

Совместная деятельность (ЧХЛ). «Обвал» Борис Житков

Задачи: Учить понимать содержание произведения. Формировать умения внимательно и заинтересованно слушать произведение..

2 половина дня

Постепенный подъём после сна, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры.

Совместная деятельность.  

Уроки здоровья. Тема: «Дружи с водой». Цель: учить детей соблюдать в нужных ситуациях правила гигиены; дать отчетливое представление о пользе воды и вреде грязи. Закрепить умение правильно мыть руки.

Показ настольно театра «Теремок».

Цель: развивать умение использовать интонацию при изображении литературного героя.

Самостоятельная  игровая деятельность в центрах занятости

С/Р игра: «Семья». Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; формирование ценных нравственных чувств.

Индивидуальная работа.

Д/ И «Угадай моё настроение, покажи своё», «Собери портрет»

(по памяти: у нашего Вани…),  «Путаница» («Покажите то, что скажу, а не то, что покажу»)(Джаснур, Катя, Лиза, Егор, Дима С, Арсений,

Милана Т, Юра Х, Макар, Саша)

Совместная деятельность. Опыты и эксперименты. Опыты с водой.

  • «Вода может склеивать».

Задача: познакомить детей со склеивающими свойствами воды.

Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.

Вывод: вода обладает склеивающим действием.

  • «Исчезновение воды»
  • «Появление воздуха из воды»

Совместная продуктивная  деятельность.

Прогулка Июнь ВЕЧЕР

Наблюдение за свойствами воды. Цель: учить детей бережно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру, в воде одни предметы тонут, другие плавают.

П/и «У медведя во бору».

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Трудовая деятельность: «Напоим цветы водой»

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

Работа с родителями. 

  • Инд. беседы с родителями о самочувствии детей.
  • Инд. беседы с родителями по запросам родителей.

Четверг  21 февраля

                1 половина дня

Утренний приём на воздухе.

Д/и «Волшебное слово» Водящий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, стойте, присядьте, встаньте на носочки, шагайте на месте…» и т. д.

Играющие повторяют движения лишь в том случае, если водящий добавит слово «пожалуйста». Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Артикуляцион. гимн-ка: Упр-ние  для  развития  дыхания «Ныряльщики».

Массаж биологически активных точек  лица «Ерш».

Упражнения  для язычка:

Змейка; Кошечка умывается; Лошадка.

Пальчиковая  гимнастика «Рыбка». Цель: создать положительное эмоциональное настроение

Утренние новости. «Новости выходного дня».

Короткий рассказ. Что я видел по дороге в детский сад

Стихотворение для заучивания «Пруд»

Утренняя гимнастика «Солнышко лучистое»

9.40 НОД  Художественно – эстетическое развитие

По плану преподавателя ИЗО

Прогулка Июнь УТРО Наблюдение за погодой.

П/игры: «Автомобили».

Цели: приучать соблюдать правила дорожного движения; закреплять знания о грузовых машинах. 

«Встречные перебежки».

Цели: повышать двигательную активность; развивать меткость, ловкость, выносливость.

Экологический маршрут: «Жемчужина на траве»

Цель: наблюдение и изучение появление росы на траве и испарение ее в зависимости от температуры воздуха) 

Трудовая деятельность: Приведение в порядок участка.

Цель: приучать к аккуратности. 

Возвращение с прогулки, организация питания и сна детей. 

Коррекционный час: Логопедические видеораспевочки

Энциклопедический час Формирование культуры поведения.

Я под краном руки мыла

Я под краном руки мыла,

А лицо умыть забыла,

Увидал меня Трезор.

Гавкнул он: "Какой позор!"

Совместная деятельность (ЧХЛ). Видео Борис Житков «Как черепаха по воду ходила»

Задачи: развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь

2 половина дня

Постепенный подъём после сна, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры - снятие мышечного напряжения после сна; развивать ловкость, координацию

 Совместная деятельность.  

Беседа: Моря и Океаны. Водные обитатели. Водные растения

Цель: сформировать понятия о водных ресурсах планеты, закрепить знания о животных и растительных обитателях воды. Рассказать о видах воды в природе.

Слушание музыки: «Песня моряков» (С.Майкопар)

Цель: передача своего эмоционального настроения в мимике, жестах, движениях под влиянием природных явлений.

Музыкально-пластическая импровизация: «В гостях у русалочки»

Самостоятельная  игровая деятельность в центрах занятости

С/р игра: «Шоферы»

Цель:   совершенствовать умение детей объединяться в игре, готовить обстановку для игры, считаться с интересами товарищей.

Настольно-печатные игры по выбору детей.

Индивидуальная работа.

Д/И «Прописи»

Задачи: Дать возможность детям самостоятельно работать по заданию. Развивать мелкую моторику

 (Дима Ю, Юра З., Саша, Юра Х, Ваня, Саша, Тимофей, Кира, Катя,

Миша К., Дима С, Саша, Алиса, Степан Н, Оля, Лёня,  Лиза, Егор, Ваня, Стёпа З., Лиза)

Совместная деятельность. Опыты и эксперименты. Опыты с водой.

  • «Перенесём воду» (использование пипетки, спринцовки, соломинки, шприца)

Задача: объяснить принцип набирания воды в резиновую спринцовку.

Сначала необходимо выпустить воздух из спринцовки. Для этого нужно сильно нажать на нее, опустить узкий кончик в воду и расслабить нажим. Чтобы проверить набралась ли вода, опять нажимаем на спринцовку, выпускаем воду.

Вывод: воду можно набирать методом всасывания.

Совместная продуктивная  деятельность.

Работа с родителями. 

  • Поговорить с родителями о самочувствии детей.
  • Инд. беседы с родителями по запросам родителей.

Пятница 22 февраля

1 половина дня

Утренний приём на воздухе.

Д/И Колечко» Дети стоят в кругу, а водящий – внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-либо из ребят. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдает себя. По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» – ребенок с колечком выбегает в центр круга. Он становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают его в круг. Игру в этом случае продолжает прежний водящий.

Артикуляцион. гимн-ка: Упр-ние  для  развития  дыхания «Ныряльщики».

Массаж биологически активных точек  лица «Ерш».

Упражнения  для язычка:

Змейка; Кошечка умывается; Лошадка.

Пальчиковая  гимнастика «Рыбка». Цель: создать положительное эмоциональное настроение

Утренние новости Беседа: «Почему воду надо беречь?»,

« Откуда берётся вода?»

 Утренняя гимнастика «Солнышко лучистое»

Прогулка Июнь УТРО Наблюдение за проезжей частью дороги.

Цель: познакомить с проезжей частью дороги - шоссе; дать представление о правилах дорожного движения.

П/и: «Подбрось –поймай» , «Отбивание мяча» - игры с мячом.

Игры с песком, игры с выносным материалом.

Возвращение с прогулки, организация питания и сна детей. 

Дежурство по столовой

Задачи: способствовать совершенствованию навыков, связанных с обязанностями дежурного. Привлекать детей к раздаче второго блюда, уборке посуды со столов.

Энциклопедический час.  Самообслуживание: упражнение «Раздевалочка».

Задачи: учить детей аккуратно и быстро раздеваться, соблюдая правильную последовательность, поддерживать порядок в одежде.

Коррекционный час. Артикуляционная гимнастика

Совместная деятельность (ЧХЛ). «Кто в море живёт» С. Сахарнов

Задачи: Учить понимать содержание произведения. Формировать умения внимательно и заинтересованно слушать произведение.

2 половина дня

Постепенный подъём после сна, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры.

Совместная деятельность. 

Рисование: «Осьминог»

Оригами: «Речные жители»

Цель: активизация словаря на лексическую тему, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие речевых и мимических движений.

Пение: «С удочкой» (А.Жилинский), «Торопливая река» (А.Абрамов), «Морские волны» (О.Барамыкова).

Театрализованная игра: «Алло, это море?» по стихотворению Р.Сефа.

Цель: развитие выразительных действий с воображаемыми предметами.

Самостоятельная  игровая деятельность в центрах занятости 

С/Р игра: Игра «Полевая кухня»

Задачи: Закреплять умение детей быстро накрывать на стол Индивидуальная работа.  

Д/и «Узнай по описанию», Д/и «Один –много – чего нет»

 (Оля, Лёня,  Лиза, Егор, Саша, Катя, Дима Ю, Егор, Дима С, Джаснур,  Макар, Милана Р)

(ФЭМП) Д/и «Назови соседа», «Мяч бросай – число называй».

Совместная деятельность. Опыты и эксперименты. Опыты с водой. 

  • «Волшебница вода» (растворение веществ в воде)
  • «Разный дождик» (грибной, мелкий, моросящий)
  • «Как выйти сухим из воды?» (опускание перевернутого стакана)
  • «Почему во время дождя червяк выползает на поверхность?»

Совместная продуктивная  деятельность.

Прогулка Июнь ВЕЧЕР.

Труд в природе: полив и рыхление, прополка растений на клумбе.

Цель: развить трудовые навыки

Подведение итогов работ в уголке «Я сегодня главный»

Работа с родителями.

  • Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к альбому «Мир воды»).

"Шишки, жёлуди, орехи"

Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "шишки", вторые "жёлуди", третьи "орехи".

Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: "Орехи". Все играющие, названные "орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет "жёлуди", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если "шишки" - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: "шишки, орехи". Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры:

1. Вызванным запрещается оставаться на месте.

 2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

Список использованной литературы:

Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с. Подробнее.

"Космонавты"

Подготовка. По углам и сторонам зала чертят 5-8 больших треугольников - "ракетодромов". Внутри каждого "ракетодрома" рисуют 2-5 кружков - "ракет". И общее количество должно быть на 5-8 меньше, чем играющих. Сбоку каждого "ракетодрома" можно написать маршруты, например:

З-Л-З (Земля - Луна - Земля)

З-М-З (Земля - Марс - Земля)

З-Н-З (Земля - Нептун - Земля)

З-В-З (Земля - Венера - Земля)

З-С-З (Земля - Сатурн - Земля)

Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг.

Содержание игры. Дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим - места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по "ракетодромам" и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных "ракет".

Опоздавшие на "рейс" становятся в общий круг, а "космонавты", занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в "космосе". Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется.

Выигрывают те, кому удалось совершить три полёта.

Правила игры:

 1. Начинать игру - только по установленному сигналу руководителя.

 2. Разбегаться - только после слов: "Опоздавшим - места нет!"

Артикуляционная гимнастика: 

Упражнение  для  развития  дыхания «Ныряльщики». 

Глубоко вдохнули, задержали дыхание, присели на корточки (нырнули), встали выдох через рот. Повт. 3-4 раза

 Массаж биологически активных точек  лица «Ёрш».

Ерш колючий, конопатый – кончиками пальцев массируют щеки (птички клюют)

Некрасивый и горбатый – массируем виски круговыми движениями.

Но ушица без ерша – массируем ушные раковины.

Вряд ли будет хороша – массируем уголки губ по направлению  к  ушам.

Упражнения  для язычка:

Змейка; Кошечка умывается; Лошадка.

Пальчиковая  гимнастика «Рыбка».

Цель: создать положительное эмоциональное настроение

Рыбка плавает в водице – ладони сложить вместе

Рыбке весело играть – показывают, как плывет рыбка.

Рыбка, рыбка озорница – погрозить пальцем

Мы хотим тебя поймать – медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула – показать, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла – сделать хватательное движение руками,

Рыбка хвостиком махнула – показать, как плавает рыбка,

Рыбка быстро уплыла..

Стихотворение для заучивания

Пруд

На извилистой тропинке

Две улитки греют спинки,

Изнывая от тоски,

Через пруд скользит по ряске

Уж оливковой окраски

В клетках шахматной доски!

Организмов много разных:

Пауков, ракообразных,

Видов фауны не счесть,

Рыбы, бабочки и кроме,

Есть молюски в водоёме,

Комары и черви есть.

В изумрудную водицу

Быстро солнышко садится.

Журавли на пруд спешат,

Чтобы песенки послушать,

А потом на ужин скушать

Непослушных лягушат!

Дождик

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал -

Не разрезал,

И устал,

И перестал.

И. Токмакова

Когда был град, ослик всегда прятался. Больно было. В тот град он тоже спрятался, но вдруг подумал: «Да, я сижу в домике и мне не больно, но домику-то ведь больно. Надо его спрятать».
Ослик залез на крышу и закрыл домик зонтиком.
— Всё хорошо, — сказал он.
Но вдруг опять подумал: «Теперь мне не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть?»
— Глупый ослик, — заворчал медвежонок. — Всех от града никогда не спрячешь. Кому-нибудь да будет больно.
— Если так, — сказал ослик, — пусть будет больно мне. — И он сделал над зонтиком крышу и стал по ней бегать — защищать её от града.
Наконец град кончился.
Медвежонок пожал ослику ушко и сказал:
— Ты очень добрый…
— Что ты, что ты, — замахал на него ослик ушами. — Просто я жалкий ослик и мне всех жалко. 
Град

Борис Житков  Обвал

Девочка Валя ела рыбу и вдруг подавилась косточкой. Мама закричала: — Съешь скорее корку!

Но ничего не помогало. У Вали текли из глаз слезы. Она не могла говорить, а только хрипела, махала руками. Мама испугалась и побежала звать доктора. А доктор жил за сорок километров. Мама сказала ему по телефону, чтоб он скорей-скорей приезжал. Доктор сейчас же собрал свои щипчики, сел в автомобиль и поехал к Вале. Дорога шла по берегу. С одной стороны было море, а с другой стороны крутые скалы. Автомобиль мчался во весь дух. Доктор очень боялся за Валю. Вдруг впереди загремело, и шофёр остановил автомобиль. Это одна скала рассыпалась на камни и засыпала дорогу. Ехать стало нельзя, и доктор чуть не заплакал. Оставалось ещё далеко. Но доктор всё равно хотел идти пешком. Вдруг сзади затрубил гудок. Шофёр посмотрел назад и сказал:

— Погодите, доктор, помощь идёт!

А это спешил грузовик. Он подъехал к завалу. Из грузовика выскочили люди. Они сняли с грузовика машину-насос и резиновые трубы. И провели трубу в море. Насос заработал. По трубе он сосал из моря воду, а потом гнал её в другую трубу. Из этой трубы вода вылетала со страшной силой. Она с такой силой вылетала, что конец трубы людям нельзя было удержать: так он трясся и бился. Его привинтили к железной подставке и направили воду прямо на обвал. Получилось, как будто стреляют водой из пушки. Вода так сильно била по обвалу, что сбивала глину и камни и уносила их в море. Весь обвал вода смывала с дороги.

— Скорей едем! — крикнул доктор шофёру.

Шофёр пустил машину. Доктор приехал к Вале, достал свои щипчики и вынул из горла косточку. А потом сел и рассказал Вале, как завалило дорогу и как насос-гидротаран размыл обвал.

Святослав Сахарнов

Кто в море живет

СРЕДИ ВОЛН

Кит

Плыл кит под водой — свой корм, рачков, выискивал.

Пора всплывать! Вынырнул, выдохнул — фонтан воды пустил. Уф! Полную грудь воздуха набрал, и снова можно нырять.

В стороне ещё два кита, большой и маленький: мама-китиха сына-китёнка молоком кормит.

Кит-то ведь зверь, а не рыба!

Морские черепахи

Тёмные выпуклые щиты блестят среди волн. Плывут черепахи через океан к далёкому берегу.

Там они на белый свет из яиц черепашонками вылупились.

Теперь настала пора им самим в тот же песок отложить яйца.

Велик океан, суровы ветры, капризны течения.

— Как, черепахи, не собьётесь с пути?

Нет, не собьются. Много у них в дороге помощников: солнце и звёзды, вкус и запах воды.

Точно к заветному берегу приплывут живые бронированные кораблики.

Дельфин

Плавает дельфин у берега. На пляже люди купаются, с мячами играют, детей на надувных лодках катают.

Косит умный зверь на людей добрым коричневым глазом: «И я так умею. Из воды выпрыгну! Носом мяч поддену! Лодку могу возить!»

— Плыви к нам, дельфин!

НА ДНЕ

Осьминог

Шёл по дну осьминог. Заметил большой камень, приподнял его, вторым камнем подпёр. Получился дом.

Забрался осьминог в дом, глаза закрыл. Семь ног под себя подобрал, восьмую наружу выставил.

— Спишь?

— Сплю!

Семь щупалец спят, одно — караулит. Покачивается из стороны в сторону — не подходи никто! Хозяин отдыхает, устал камни ворочать.

Ёрш-скорпена

Лежат рядом два камня. Оба щербатые, оба в зелёных пятнах.

Плыла мимо акула. Один камень носом ткнула, перевернула, дальше поплыла. Нет здесь поживы!

А пожива совсем рядом была. Только акула исчезла, второй камень зашевелился, рот открыл, вздохнул тяжело:

— Ох!

Никакой это не камень — рыба ёрш. Колюч, в пасть не возьмёшь — да кто её, зубастую, знает…

Актиния

Актиния — животное, а похожа на цветок.

Стоит на морском дне, покачивается. Щупальцами шевелит, рачков, рыбок ловит. Берегитесь, раззявы!

Акула

Грузили на пароход мясо в мешках. Зазевались матросы, один мешок к самой воде опустили. Почуяла мясо акула, как кинется на мешок! Промахнулась, ухватила стальной крюк. Посыпались акульи зубы!..

Как же акуле теперь без зубов?

Очень просто. Сточит акула старые зубы или сломает — быстро новые подрастут.

В ГЛУБИНЕ

Кальмары

Плывут в синей воде кальмары, плавниками-треугольниками шевелят.

Медленно плывут…

Ну, а быстрее могут?

Блеснула впереди стайка сардин. Встрепенулись кальмары, щупальца вперёд ещё сильнее вытянули, хищные челюсти-клювы ещё сильнее сжали. Каждый в себя воды побольше набрал, как выстрелит ею назад! Сам — как ракета — вперёд порск!

Мчатся кальмары — не уйти рыбьей стае.

Морской окунь и губан-санитар

У морского окуня беда: кожа шелушиться стала.

Остановился окунь, пасть приоткрыл, жаберные крышки приподнял, кого-то ждёт.

Вот кого! Спешит полосатая рыбка губан. Подплыла к окуню. Вьётся возле боков, под жабры лезет, даже в рот заглянула. Мёртвую кожу обклевала, все больные кусочки выбрала.

Чем не санитар?

Моллюски и их раковины

По морскому дну моллюски ползают, нашей садовой улитке родня. Да разве сравнишь скромный улиткин домик с их дворцами!

У тритона на спине раковина — витой охотничий рог.

У касиса — алый цветок.

У тюрбана — шатёр зелёный.

А вон те, помельче, — каури. И коричневые, и жёлтые, и белые. Гладкие, полосатые, пятнистые…

Каракатица

Гнался морской котик-тюлень за каракатицей. Та уж на что юркая: и вправо от него, и влево — никак не уйти.

Есть у каракатицы внутри мешочек с чёрной жидкостью. Поднатужилась — как выстрелит ею в обидчика!

Расплылась во все стороны чернильная жидкость. Ничего тюленю не видно. Отстал.

Веселится каракатица:

— Ловко я его?

Ловко!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование на лето

Утренняя гимнастика, Развлечения, наблюдения на прогулках, образовательная деятельность на июнь месяц...

Календарное планирование на лето в средней группе

Календарное планирование на лето в средней группе...

Календарное планирование на лето в подготовительной к школе группе

Календарное планирование на лето в подготовительной к школе группе...

Календарное планирование подг.гр. - сентябрь - май

Календарное планирование подг.гр....

Календарно-теиатическое планирование Подг. группа Тема периода:"Осень"

Календарно-тематическое планирование подг. гр. Тема периода "Осень"...

Календарное планирование "Зимние забавы" ( подг.гр)

Планирование работы в зимний период...