Главные вкладки

    Статья "Беседа с детьми дошкольного возраста"
    статья

    Систематическое проведение бесед положительно влияет на уточнение детских представлений, на развитие речи, навыков эффективного общения, на воспитание устойчивого внимания и развития памяти

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_beseda.docx18.24 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                              Статья «Беседа с детьми дошкольного возраста».

                                                                                                                   Воспитатель: Гаврилюк Алеся Сергеевна

    БЕСЕДА

    Ее значение в воспттательно-образовательном процессе детского сада.

    Одной из наиболее существенных проблем дошкольного образования является проблема разработки и использования активных методов обучения. С этой точки зрения словесные методы в сочетании с наблюдениями и другими видами детской деятельности имеют большое значение в работе с детьми. Одним из самых эффективных словесных методов является беседа - целенаправленное обсуждение вместе с детьми каких-либо явлений, событий, проблем. Беседу целесообразно использовать при взаимодействии с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Как показывает практика, этот метод обучения сравнительно мало задействован в дошкольных учреждениях.

    Большое значение беседе придавала И.И. Тихеева. Она считала ее одним из ценнейших приемов развития речи, подразумевая под беседой организованное, планово проводимое занятие, цель которого - углубить, уточнить и систематизировать представления и знания детей. «Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике», - пишет она в своей книге «Развитие речи детей»

    Беседа с детьми дошкольного возраста является прежде всего средством систематизации и уточнения представлений, полученных в процессе повседневной жизни, в результате наблюдений, общения и деятельности. Вовлекая ребенка в беседу, воспитатель помогает ему полнее и глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что недостаточно осознается им; в итоге знания становятся четче, осмысленнее.

    В беседе взрослый, своими вопросами направляя мысль детей в определенное русло, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума это крайне важно.

    Большая трудность беседы, как для ребенка, так и для воспитателя: научить самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать готовые знания (поэтому многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними). С развитием мышления тесно связано и развитие речи. В беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Следовательно, беседа имеет важное значение не только для углубления знаний, но и для развития связной речи, для выработки навыков вести речь в коллективе.

    Прежде чем организовывать беседы педагогу надо решить весьма важный вопрос: какое программное содержание целесообразно давать детям методом беседы?

    Неудачи воспитателей часто объясняются тем, что они путем беседы стараются сообщить детям новый и к тому же сложный материал. А ведь высказывать свои суждения о сложных, мало знакомых явлениях трудно даже взрослому человеку, имеющему богатый жизненный опыт. Поэтому новый материал разумнее давать детям в повествовательной форме, используя при этом прием дробления информации. Суть приема состоит в следующем: новая информация дается небольшими частями - сегментами: воспитатель сначала на занятии дает только одну порцию нового, а затем в процессе беседы, опираясь на субъективный опыт детей, обогащает их новыми знаниями (такой прием носит название «сегментация речи). Чем успешнее применяется этот прием или на занятии, или в процессе беседы, тем точнее и легче детям понять и усвоить новый материал.

    Итак, чем младше ребенок, тем больше беседы должны быть связаны с его непосредственными наблюдениями. С детьми до 5 лет тематика бесед должна быть очень конкретной и касаться самых близких им явлений и предметов. А вот беседа со старшими дошкольниками, например, о стуле заранее обречена на неудачу: дети 5-7 лет не раз видели стул, его спинку, ножки, сиденье, и беседа, расчленяющая этот хорошо знакомый им предмет на части, ничего в сознание ребенка не прибавит. Незачем делать предметом обсуждения то, что и так уже освоено!

    Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и на ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.

    Часто беседа превращается в стержень, вокруг которого объединяется вся работа с детьми: предварительно проводятся наблюдения и экскурсии, рассматриваются иллюстрации, чтобы дать пищу для беседы; после нее полученная информация обязательно закрепляется в рисовании, лепке, изготовлении макетов, заучивании стихов, песен, чтении рассказов.

    Беседы важны и в процессе накопления детьми знаний - во время экскурсий, наблюдений, а также перед ними. Однако такие беседы не очень эффективны. Как показала практика, до наблюдений детям трудно высказывать свои суждения, а во время наблюдений они поглощены новыми впечатлениями и высказываются лаконично. Большей частью это возгласы удивления, восторга или вопросы, адресуемые педагогу. Наиболее успешно беседы протекают после того, как дети в процессе экскурсий, наблюдений или рассказов получили новые впечатления. Беседа, связанная с повседневной жизнью ребенка в детском саду и в семье, не может - не должна! - превратиться в отработанную тему. Материал беседы должен оставить глубокий след в сознании ребенка, но, чтобы это произошло, необходимо поставить его в активную позицию, когда он не столько наблюдает. слушает, иногда отвечает, сколько действует, а значит, активно общается.

    Беседа также требует от ребенка интенсивной умственной деятельности: надо активно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем беседа в коллективе, как было сказано выше, связана и со способностью к известной сдержанности, т.е. с умением внимательно слушать других, воздерживаться от высказываний, пока говорят другие, удерживать в памяти то, что хотел сказать. Все это, несомненно, нелегко для старшего дошкольника.

    Большое значение в руководстве беседой имеют наглядные материалы, уточняющие отдельные ее наложения и позволяющие «собрать* внимание детей.

    В начале беседы в сознании детей должен предстать живой образ, поэтому ее можно начинать с рассматривания предметов, картин или с воспоминаний о виденном, о близких жизненному опыту ребенка явлениях. Затем следует анализ этих явлений, выделение наиболее существенных частностей, на основе которых педагог получает возможность подвести детей к необходимым ему выводам, и. наконец, обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке должного отношения к обсуждаемым явлениям и по возможности наталкивающее детей на соответствующее поведение. В дальнейшем педагог стремится к закреплению полученных детьми знаний в их повседневных делах (в детском саду и в семье). а также в играх. Так. например, беседу о зиме можно провести, основываясь на детских впечатлениях о ней. Начав с очень близкого детям – их собственных зимних забав, и развернув картину зимней природы (после разговора о снеге и его свойствах естественно перейдя к вопросу о животных, птицах, об их жизни зимой), дошкольников подводят к теме труда взрослых зимой.

    На педагогическую эффективность беседы влияет умелый, продуманный подбор и постановка вопросов. Если они не доходят до сознания ребенка, не будят его мысль, значит, беседа проходит формально. Для успеха важна не только разумная последовательность вопросов, но и их формулировка.

    Анализ практического материала выявил различный характер постановки вопросов. Самая значительная группа - это вопросы, которые требуют простого описания знакомых явлении, фактов. Другая группа вопросов требует от детей простейших умозаключений, обобщений. Все эти вопросы оказываются доступными для детей, активизируют их мысль, влияют на качество суждений и ответов. Но обучающее действие вопросов в беседе различно.

    Наибольшее количество вопросов ставит своей задачей выявить имеющиеся у детей представления и научить выражать их словесно. В данном случае от ребенка требуется простая констатация - название, описание известного ему материала. Вопросы «что?», «какой?», «как?» обычно задаются, когда обсуждаемый предмет воспринимается, как говорят, «живьем» или в виде наглядного пособия (картинка, игрушка и т.п.). Эти вопросы могут задаваться и при условии, если обсуждаемые предметы отсутствуют. Тогда педагог своим вопросом должен пробудить воспоминания детей о ранее ви-денном, слышанном, пережитом, а от них требуется установить и описать факт, однако их психологическое состояние в этом случае гораздо сложнее: своим вопросом взрослый заставляет ребенка о чем-то вспоминать, мысленно воспроизводить образ и давать его описание.

    Еще большую трудность представляют вопросы, требующие установления причинной связи, умозаключений, обобщений («зачем?», «почему?» и т.п.). Не на всякий вопрос ребенок может дать четкий ответ. Например, после прослушивания музыкального произведения педагог задает вопрос: «Какая это музыка?». Большинство детей молчат, но часть делает попытку ответить: «Такая музыка на празднике бывает», «Мы танцуем, когда весело», «Хорошая музыка, мне нравится».

    Понимание вопроса не такое уж легкое дело для маленьких детей. Они не всегда сразу улавливают его смысл. Иногда понять вопрос бывает непросто из-за наличия в нем непонятных слов. Например, старшие дошкольники нс смогли ответить на вопрос: «Как называется должность Екатерины Ивановны?». И быстро дали ответ на вопрос. Кем у нас в детском саду работает Екатерина Ивановна?». («Она повариха».)

    Вопросы - это основное средство, направляющее беседу. На ее качество большое влияние оказывают также объяснения и ответы самого воспитателя. В дошкольном возрасте дети часто не сразу улавливают смысл вопроса, и тогда воспитателю приходится самому отвечать на свои вопросы или давать пояснения к ответам детей. Чем систематичнее проводятся беседы, тем самостоятельнее справляются с ответами дети.

    Поэтому, готовясь к беседе, продумывая ее содержание, вопросы, иллюстративный материал, педагогу необходимо предусмотреть и свои объяснения, обобщения, рассказы. Это важно не только для стройного хода беседы, но и для усвоения ребенком тех или иных понятий.

    В построении бесед с детьми дошкольного возраста большую роль играют наглядные пособия. Иллюстрации оживляют воспоминания детей, дают возможность уточнить свои представления, расслабиться. Наглядные пособия помогают педагогу сконцентрировать внимание детей. Желателен, как мы уже говорили, показ иллюстраций в начале беседы: зрительный образ сразу привлекает внимание детей, а на его основе легче дать направление их мысли. В середине беседы, когда внимание детей начинает рассеиваться, также желателен показ наглядных пособий. Нельзя дать единого рецепта использования наглядных пособий: это зависит от конкретного содержания беседы.

    Использование беседы в воспитательно-образовательном процессе детского сада оказывает большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. Систематическое проведение бесед положительно влияет на уточнение детских представлений, на развитие речи, навыков эффективного общения, на воспитание устойчивого внимания и развитие памяти, мышления. Беседы влияют также на выработку у детей определенного отношения к окружающей действительности.

    О. ЕЛЬЦОВА,

    старший преподаватель, кафедра теории и методики дошкольного образования, Новосибирский ИПК и ПРО

    Источник:  ст. О.Ельцовой «Беседа». Журн, «Д,В,» № 2, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Психогимнастика - здоровьесберегающая технологияв работе с детьми дошкольного возраста»

    Выступление на педагогическом совете«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Психогимнастика - здоровьесберегающая технологияв работе с детьми до...

    Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

    Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

    МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...

    «Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

    В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

    Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...