Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Ивановой Марины Николаевна
методическая разработка (старшая группа)

Иванова Марина Николаевна

План по самообразованию, на тему "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного искусства" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazov.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                          «Детский сад комбинированного вида № 33»

     

   Индивидуальный план профессионального      

                 развития воспитателя   

             Ивановой Марины Николаевны

                  (воспитателя группы компенсирующей      

                                 направленности)

Тема: «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества»

                                           

        

                                         

                                       г.Ачинск 2019г.

«Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности детей …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному»

                                                                                          (Я.А.Каменский).

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей.

По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей с ОВЗ. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.

 Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

 Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Роль творческой деятельности. Детское искусство носит экспрессивный характер – ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому работы детей субъективны и часто не понятны.  Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности.

Поэтому моя цель помочь ребёнку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

 Н.П.Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Необходимо использовать разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие).  И нетрадиционные: рисование пластилином, свечой, витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупа, декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация, изонить. Применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.

В.П.Кащенко известный ученый, педагог отмечал большую значимость трудовой терапии. Он неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в детском саду нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни – воспитание ребенка должно быть трудовым.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна.

В процессе выполнения работ прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

 

Моя специфика работы в детском саду заключается в том, что я работаю   с детьми ОВЗ различной тяжести. Поэтому мне приходится подбирать направления и формы работы индивидуально к каждому ребёнку. 

Почему я применяю направления развития творческой деятельности декоративно- прикладное творчество, потому что в нём можно выбирать разные направления и методы и приёмы.  В декоративно-прикладное направление включены различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из ткани, соломки, бисероплетение, папье-маше, лепка из соленого теста, поделки из природного материала, кожи, поделки из ниток (изинить). Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

 Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.

 

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019-2020 год

  Цель и задачи самообразования по теме «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества»

Тема: «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества»

Цель: «Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей с ОВЗ через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества»

Задачи:

  1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
  2. Изучить процесс развития творческого воображения.
  3. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по теме самообразования.
  4. Разработать перспективный план работы с детьми.
  5. Подготовить диагностику на начало и конец года.
  6. Раскрыть особенности творческого воображения детей с тяжелыми нарушениями речи.
  7. Определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческих способностей.
  8. Разработать комплексную методику диагностики и развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  9. Определить возможные пути развития творческих способностей детей в процессе изодеятельности.
  10. Разработать рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей.

     11.Провести консультацию для педагогов на тему: «Развитие творческих

способностей у детей с ОВЗ через нестандартные методы декоративно-

прикладного творчества»

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.

     Тема

Содержание работы

Сроки

Методы и формы

Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации

1.ФГОС дошкольного образования

2. Список литературы.

Сентябрь-Ноябрь

Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды

Работа с педагогами

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

1.Подготовить консультацию для педагогов.

2.Выступление на педагогическом часе.

По плану ДОУ

Консультация

Использование ИКТ (презентация)

Представление опыта работы по теме

Проведение мастер-класса для педагогов

По плану ДОУ

Мастер-класс

Предоставление консультаций по данной теме

1.Подготовить консультацию для педагогов  

В течение года

Консультация

Работа с родителями

Предоставление данной консультации по данной теме

Буклеты, консультации, открытое мероприятие

В течение года

Консультация

Совместное оформление выставок

1.Творческий отчет

2.Выстовка работ

Апрель

Выставка

Совместное участие в конкурсах

  1. Предоставление и отбор творческих работ для конкурса

В течение года

 Конкурс

                         Работа с воспитанниками

Диагностика детей

1.Проведение диагностики творческих способностей у детей с ОВЗ

2.Проведение диагностики на реализацию воображения и фантазии.

3.Проведение диагностики на развитие детского экспериментирования.

Сентябрь-май

Диагностика

 

Перспектива:

Продолжить работу по освоению новых нестандартных методов декоративно-прикладного творчества.

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 1 "Бэлэкэч" Воспитателя Кукаркиной Оксаны Олеговны

Цель:- повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность,  формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;- внедрять в работу новые методы и направле...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Бэлэкэч»» Воспитателя Гилфановой Венеры Маратовны

Методическая тема: «Гендерное воспитание дошкольников»Цель:повышение профессионального уровня по теме,  развитие профессиональных компетенций  в соответствии с требованиями и ста...

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя Маненковой Татьяны Николаевны

Карта индивидуального образовательного маршрута профессиональной компетентности Маненковой Т.Н....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Шмелевой Марины Геннадьевны на 2022 – 2027 уч.г.

Цель профессионального развития — систематическое повышение педагогом своего профессионального уровня.Задачи профессионального развития:  1) совершенствование теоретических знаний, пед...

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя Беленковой Светланы Николаевны

Карта индивидуального образовательного маршрута профессиональной компетентности...

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя Чекуновой Натальи Николаевны

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя...