"Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС"
статья (старшая группа)

Статья рассказывает об этапах развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gmo_2017.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

     Игра-драматизация как средство  социально - нравственного

                                  воспитания дошкольников

       Социализация является чрезвычайно важным процессом не только для отдельных людей в частности, но и для общества в целом. Ведь в ходе социализации человек приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, происходит становление всего социального опыта, именуемого миром человека    

     Усиление внимания к социальным аспектам поведения и деятельности связано с изменениями социальных, политических и экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации  острейшего дефицита культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу, педагоги и родители испытывают огромные трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений в общении и взаимоотношениях ребенка с людьми как грубость, эмоциональная глухость, враждебность, которые нередко возникают под влиянием наблюдаемого поведения окружающих на улице, в транспорте, во дворе и даже в семье.

      В настоящее время  актуален вопрос:  как помочь педагогам и родителям противопоставить  играм с героями волшебных сказок, борющимися со злыми силами, помогающим слабым, обиженным, спасающим  добрых и честных, играм с воинственным содержанием, в которых  господствуют агрессивные персонажи популярных  мультфильмов, "боевиков", преобладающим у многих детей, даже у девочек.  На мой взгляд, решению этого вопроса способствуют игры-драматизации, которые позволяют обогатить игры  детей  нравственно-ценным содержанием и в определенной мере реализовать задачи социального развития дошкольников.

      Из всех видов совместной деятельности, как известно, именно игра оказывает существенное влияние на социально-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. В игре отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Но успешность освоения социального опыта и становление дружеских взаимоотношений детей зависит от содержания и характера взаимодействия детей в игре.

      Поставив задачу социально-нравственное воспитание детей через игры-драматизации, я понимала, что это будет способствовать социализации детей, развитию умения адаптироваться в окружающем мире. Позволит воспитать гуманные чувства дошкольников, а также чувство толерантности, развить умение действовать сообща (в коллективе).

      Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств  всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.

          Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение
сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

            Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе был организован уголок для театрализованной деятельности. Ведь именно театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность ему адаптироваться в социальной среде. Уголок театрализованной деятельности оснащен разнообразными видами театра: варежковый,  пальчиковый, настольный, театр картинок и др.; имеются разнообразные музыкальные инструменты, в том числе и самодельные.

        Руководство игрой-драматизацией, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами социально-нравственного воспитания и осуществлялся мною по следующим принципам:

  • сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;
  •  эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;
  •  увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;богатый и яркий иллюстративный материал.

      Работа по социально-нравственному воспитанию дошкольников при организации игр-    драматизаций я разделила на 3 этапа.

На I-м этапе решались задачи формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей литературных произведений, умение их оценивать. Предварительная работа по организации игр-драматизаций начинается с ознакомления с художественным произведением. После чтения произведения, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, использовала такие приемы, как выборочное чтение, беседа по произведению.

II-й этап был посвящен поискам средств выразительности: интонации, мимике, жестам. Для этого я использовала разнообразные игры и речевые упражнения на развитие выразительности речи, движений, сплоченности детей. Так, например, игра “Встреча в лесу”. Я брала волшебную палочку и “превращала” детей в лесных жителей. Дети изображали диких животных, используя характерные движения, а я, вместе с другими детьми угадывали, кто в кого “превратился”. Также с детьми разучивались пальчиковые игры с использованием мимики (“Бабушка Маланья”, “Колпачок”, “Зеркало”, “Пиктограммы”).

На III-м этапе основное внимание я уделяла играм-драматизациям, развитию общения и взаимодействия по поводу игры.     Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей.  В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные.

     Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребенка.

     Поэтапность  работы обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы, которые я использую для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на поведение ребенка.

     В своей работе по социально-нравственному воспитанию я придерживаюсь следующих принципов:

  • активно поддерживаю стремление детей к прекрасному, воспитываю в них нетерпимость к  злу.  В результате этого у детей формируется потребность помочь другому, проявляется желание быть умным, добрым, похожим на понравившегося героя.
  • формирую способность детей к самообучаемости. Развиваю умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;
  • формирую у детей оценочное отношение к окружающей действительности, индивидуальные нравственные качества;
  • занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, я стараюсь вовлекать их в интересный, творческий процесс, где они раскрепощаются, учатся объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь.

       Совершенствование работы по социально-нравственному воспитанию ребенка дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Любая педагогическая деятельность может быть по- настоящему успешна только в том случае, если родители являются активными участниками и помощниками.

      Поэтому в своей работе, прежде всего я направляю внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в социально-нравственном воспитании детей в период дошкольного возраста.

Формы работы с родителями разнообразны:

  • проводятся беседы и консультации;
  • тематические родительские собрания;
  • родители приглашаются на открытые занятия – игры;
  • организуются родительские гостиные.

      Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по социально-нравственному воспитанию посредством игр-драматизаций, подчеркивая его игровой характер, интерес к нему детей младшего возраста; знакомятся с различными видами театров, способами их изготовления. Раскрываю роль игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании.

      В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству играми-драматизациями, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-нравственного воспитания детей; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей.

      Родители с большим удовольствием принимают участие в театрализованных досугах: изготавливают атрибуты, декорации, элементы костюмов, сами принимают участие в небольших постановках, в ходе которых они могут проследить за деятельностью своего ребенка в плане социального развития. Все это способствует сближению детей и родителей.

      Введение в образовательный процесс игр – драматизаций обеспечивает не только формирование социально-нравственных представлений, но и развивает социальные эмоции, чувства и ценные способы общения. Включение элементов игр-драматизаций в образовательный процесс поможет детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет весь духовный потенциал ребенка.

      Во время игр-драматизаций у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.

      Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.

Список литературы.

  1. Александрова О. Разыгрываем спектакли / Дошкольное воспитание № 1 1988.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология / М., 1999.
  3. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников / М. 1991.
  4. Бабаева Т.И., Логинова В.И. Детство / Программа развития и воспитания детей в детском саду. С-Пб., 1997.
  5. Барсукова Л. Поговорим об играх-драматизациях / Дошкольное воспитание, № 11 1982.
  6. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игра-драматизация – основа знакомств с культурой других народов / Дошкольное воспитание № 1994 № 3.
  7. Доронова Т.Н. Играем в театр./ М., 2004.
  8. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М. 1996.
  9. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4–6 лет. / М., 2005.
  10. Лапутина О. развитие творчества в игре-драматизации / Дошкольное воспитание 1982 № 11.
  11. Махнева М. Театрализованная деятельность дошкольников / Дошкольное воспитание 1999 № 4,11.
  12. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. М. 1984.
  13. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду / М. 2003.
  14. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду / М. 2006.
  15. Рубенюк Е. Игра-драматизация в воспитании дошкольников / Дошкольнок воспитание 1983. № 12.
  16. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций / Дошкольное воспитание 1983. № 4.
  17. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка / Эмоциональное развитие дошкольников / под ред. Л.Д.Кошелевой. М. 1985.
  18. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со свертсниками. С-Пб., 1987.

                                     Муниципальное учреждение

                           «Управление дошкольного образования»

                         Исполнительного комитета Нижнекамского

                      Муниципального района Республики Татарстан

                                            Доклад на тему:

                            «Игра-драматизация как средство

                                   социально-нравственного

                                  воспитания дошкольников»

                                       (выступление на ГМО)

                                                                   Составила:   вос-ль выс. кв.категории

                                                                                                            МБДОУ №34

                                                                                                     Колесникова Ю.Н

                                          Республика Татарстан

                                                 Нижнекамск

                                                       2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста аспекты реализующим требованиям ФГОС

Развитие речи детей дошкольного возраста аспекты реализующим требованиям ФГОС...

Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....

Выступление на городском методическом объединении для воспитателей ДОУ На тему «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»

Выступлениена городском методическом объединениидля воспитателей ДОУНа тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»...

Предметно - развивающая среда по физическому развитию детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО

Предметно-развивающая среда физического развития детей должна преследовать следующие цели:v Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.v Активизация двигательной деятельности.v Раз...

Выступление на педсовете на тему:" Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с учётом ФГОС"

quot;Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с учётом ФГОС"...