Воспитание основ нравственности посредством произведений художественной литературы"
статья (подготовительная группа)
Статья повествует о важности чтения в жизни детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная деятельность в дошкольном возрасте, несомненно представяет собой труд, но труд своеобразный, отличающийся от труда по самообслуживанию и помощи взрослым.
В настоящее время, когда обучение в детском саду стало широко применяться на практике, к нему часто применяют самые разнообразные требования, подчас даже универсального характера.
Характерной специфической чертой дошкольного обучения мы считаем формирование у детей учебной деятельности как нового способа их действия, отличающегося по своему характеру и мотивам игры, труда и самообслуживания. Используя возрастные возможности детей необходимо воспитывать у них активное отношение к своей деятельности формировать умение выделять в ней цель и способы её достижения.
Воспитание и обучение средствами художественной литературы – часть общей системы познавательно-речевого развития. Это развитие происходит при таком донесении литературного произведения до ребёнка, когда его внимание обращается не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. Каждое последующее знакомство с огромным литературным наследием должно опираться на фундамент, заложенный в дошкольном возрасте. Поэтому очень важно, чтобы «литературное поле» было вовремя вспахано, иначе в художественном развитии ребёнка останутся пробелы, которые необходимо будет устранять в школе.
В старшии группы детского сада дети приходят обогащённые умением слушать художественные произведения, обладающими навыками выразительного исполнения стихотворений, с формирующейся правильной речью. Они способны замечать связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами.
Осмыслению идейно-художественной сущности сказки, рассказа способствует беседа. Отвечая, дети оценивают произведение, вычленяют из общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название произведения с его содержанием. Педагогом задаются вопросы, развивающие понимание детьми художественной выразительности произведения. Дети запоминают образные выражения, понимают их уместность в данном контексте.
Словесные методические приёмы ознакомления с художественной литературой наиболее действенны, когда осуществляются в единстве с наглядным. Знакомя детей с произведениями писателей, необходимо показать их портреты, кратко рассказать о жизни, о творческом пути, рассмотреть иллюстрации. С самого начала работы с детьми педагог уделяет существенное внимание задачам формирования у них эмоционально-осознанного отношения к прочитанному произведению. Педагог должен стремиться развивать у воспитанников умение сопереживать, чувствовать характер произведения (грустный, лирический, весёлый, торжественный).
На занятиях по ознакомлению с художественными произведениями воспитатель учит детей понимать развитие литературного образа и средств художественной выразительности, показывает соответствие художественных средств сказочному, реалистическому, лирическому образу.
При заучивании стихотворений важно вызвать эмоциональное отношение к содержанию, дать почувствовать образность языка, ритмичность речи. После чтения стихотворения проводится беседа, в ходе которой педагог выявляет эмоциональное отношение детей к прочитанному.
Целесообразно проводить занятия по повторению знакомых литературных произведений. Ставятся цели: закрепить имеющиеся знания, научить быстро ориентироваться в знакомом тексте, выразительно читать предложенные воспитателем отрывки из произведений. Занятия можно проводить в форме викторины.
Необходимой частью процесса обучения является проверка результатов художественно-речевого развития. Проверяется, различают ли дети жанр произведения(сказка, рассказ, стихотворение), особенности сюжета, композиции (сказочные повторы, зачины, концовки).
Усвоенные на занятиях навыки, дети переносят в самостоятельную деятельность. Они читают стихи, потешки, поговорки, загадывают загадки, вносят в этот процесс элемент творчества: придумывают свои загадки, рассматривают книги, пересказывают их содержание, инсценируют сказки.
Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
Различные средства и методы, применяемые в группе для ознакомления
дошкольников с художественной литературой, способствовали развитию речи каждого ребёнка и, как следствие, повысили уровень готовности детей к школьному обучению.
Список используемой литературы:
- Л.А Парамонова «Воспитание и обучение детей шестого года жизни»
- А.П. Усова «Обучение в детском саду»
Муниципальное учреждение
«Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского
Муниципального района Республики Татарстан
Выступление перед педагогами школы №15
(доклад)
«Формирование читательской компетентности детей
дошкольного возраста посредством произведений
детской литературы »
Составила:
вос-ль выс. кв. категории
Колесникова Ю.Н
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...

Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...

Отчет по самообразованию Тема "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА» Отчет по самообраз...

Консультация для воспитаелей "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"
Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие ...

«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Деловая игра к педагогическому совету...

Консультация для родителей "Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы"
Данный материал поможет родителям в освоении детьми родного языка, обогащению словарного запаса, развитию умения сформулировать и выразить свою мысль, приобщению к фольклору, формированию интереса к к...
Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"
Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"...