Воспитание основ нравственности посредством произведений художественной литературы"
статья (подготовительная группа)

Статья  повествует о важности чтения в жизни детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_shkole_15.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

     Учебная деятельность в дошкольном возрасте, несомненно представяет собой труд, но труд своеобразный, отличающийся от труда по самообслуживанию и помощи взрослым.

      В настоящее время, когда обучение в детском саду стало широко применяться на практике, к нему часто применяют самые разнообразные требования, подчас даже универсального характера.

      Характерной специфической чертой дошкольного обучения мы считаем формирование у детей учебной деятельности как нового способа их действия, отличающегося по своему характеру и мотивам игры, труда и самообслуживания. Используя возрастные возможности  детей необходимо воспитывать у них активное отношение к своей  деятельности формировать умение выделять в ней цель и способы её достижения.    

     Воспитание и обучение средствами художественной литературы – часть общей системы познавательно-речевого развития. Это развитие происходит при таком донесении литературного произведения до ребёнка, когда его внимание обращается не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. Каждое последующее знакомство с огромным литературным наследием должно опираться на фундамент, заложенный в дошкольном возрасте. Поэтому очень важно, чтобы «литературное поле»  было вовремя вспахано, иначе в художественном развитии ребёнка останутся пробелы, которые необходимо будет устранять в школе.

       В старшии группы детского сада дети приходят обогащённые умением слушать художественные произведения,  обладающими навыками выразительного исполнения стихотворений, с формирующейся правильной речью. Они способны замечать связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами.

       Осмыслению идейно-художественной сущности сказки, рассказа способствует беседа. Отвечая, дети оценивают произведение, вычленяют из общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название произведения с его содержанием. Педагогом задаются вопросы, развивающие понимание детьми художественной выразительности произведения. Дети запоминают образные выражения, понимают их уместность в данном контексте.

        Словесные методические приёмы ознакомления с художественной литературой наиболее действенны, когда осуществляются в единстве с наглядным.  Знакомя детей  с произведениями писателей, необходимо показать их портреты, кратко рассказать о жизни, о творческом пути, рассмотреть иллюстрации.  С самого начала работы с детьми педагог уделяет существенное внимание задачам формирования у них эмоционально-осознанного отношения к прочитанному произведению. Педагог должен стремиться развивать у воспитанников  умение сопереживать, чувствовать характер произведения (грустный, лирический, весёлый, торжественный).

      На занятиях по ознакомлению с художественными произведениями воспитатель учит детей понимать развитие литературного образа и средств художественной  выразительности,  показывает соответствие художественных средств  сказочному, реалистическому, лирическому образу.

       При заучивании стихотворений важно вызвать эмоциональное отношение к содержанию, дать почувствовать образность языка, ритмичность речи. После чтения стихотворения проводится беседа, в ходе которой педагог  выявляет эмоциональное отношение детей к прочитанному.

       Целесообразно проводить занятия по повторению знакомых литературных произведений. Ставятся цели: закрепить имеющиеся знания, научить  быстро ориентироваться в знакомом тексте, выразительно читать предложенные воспитателем отрывки  из произведений. Занятия можно проводить в форме викторины.

       Необходимой частью процесса  обучения  является проверка результатов художественно-речевого развития. Проверяется, различают ли дети жанр произведения(сказка, рассказ, стихотворение), особенности сюжета, композиции (сказочные повторы, зачины, концовки).

       Усвоенные на занятиях навыки, дети переносят в самостоятельную деятельность. Они читают стихи, потешки, поговорки, загадывают загадки, вносят в этот процесс элемент творчества: придумывают свои загадки, рассматривают книги, пересказывают их содержание, инсценируют сказки.

     Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.        Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Различные средства и методы, применяемые в группе для ознакомления

дошкольников  с художественной литературой, способствовали  развитию речи каждого ребёнка и, как следствие, повысили уровень готовности детей к школьному обучению.

 Список используемой литературы:

  1. Л.А Парамонова  «Воспитание и обучение детей шестого года жизни»
  2. А.П. Усова «Обучение в детском саду»

                                Муниципальное учреждение

                       «Управление дошкольного образования»

                      Исполнительного комитета Нижнекамского

                   Муниципального района Республики Татарстан

                       Выступление перед педагогами школы №15

                                                  (доклад)

                «Формирование читательской компетентности детей

                    дошкольного возраста посредством произведений

                                          детской литературы »            

 

                                                                                                                  Составила:

                                                                                          вос-ль выс. кв. категории

                                                                                                      Колесникова Ю.Н

                                           Республика Татарстан

                                                  г. Нижнекамск

                                                          2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко      ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...

Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко         Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...

Отчет по самообразованию Тема "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА»              Отчет по самообраз...

Консультация для воспитаелей "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие ...

Консультация для родителей "Развитие речи детей посредством произведений художественной литературы"

Данный материал поможет родителям в освоении детьми родного языка, обогащению словарного запаса, развитию умения сформулировать и выразить свою мысль, приобщению к фольклору, формированию интереса к к...

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"

Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"...