История нашего города. Конспект занятий по развитию речи.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

История нашего города. Конспект занятий по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_ood_po_ldd.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №41 «Подснежник»

города Набережные Челны РТ

Конспект занятия по развитию речи

с детьми подготовительной к школе группы

по теме «История нашего города»

                                                                             

                                     Подготовила :

                                                   воспитатель I категории

                                                                Мухаметова Расиля Рифгатовна

                             

       Тема «История нашего города»

Цель: продолжить знакомить детей с историей города «Набережные Челны».

Задачи:

-образовательные: познакомить детей с историей развития города;

-развивающие: развивать у детей способность воспринимать реальность города;

-воспитательные: воспитывать общую культуру поведения на улице.

Предполагаемый результат: дети знают, в каком городе они живут; знакомы с историей развития города.

Виды детской деятельности: игры, беседы, рассказывание, просмотр фотографий, cлайдов, продуктивная работа.

Словарная работа:

- активный словарь: трамвай, проспект Московский, Сююмбике, дорога, транспорт, пешеход, пассажир;

- пассивный словарь: проспект Московский, трамвайные пути.

Предварительная работа: беседа про город Набережные Челны, просмотр символики, рассматривание фотографий, беседы о правилах поведения на улице, в транспортном средстве.

Оборудование: фотографии города «Набережные Челны», листочки с заготовками для продуктивного занятия.

Ход ООД:

Воспитатель:  Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок,  ведь каждая улыбка – это маленькое  солнышко, от которого становится тепло и хорошо.  Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг – другу.

                            Беседа о городе Набережные Челны.

    Ребята, мы сегодня с вами поговорим про наш любимый город. Как же он называется?

Дети: Набережные Челны.

Воспитатель:  На берегу, какой реки расположен наш город?

Дети: Наш город расположен на берегу реки Кама.

      Воспитатель: В каком году был основан город Набережные Челны? (1626г.)

Воспитатель: В каком году началось бурное строение нашего города? (1960 г.)

Воспитатель: С чем это связано?

Дети: С началом строительства Камского автомобильного завода.

Воспитатель: Много лет назад он был тихим маленьким городком, но благодаря  производящимся здесь  большегрузным автомобилям  КАМАЗ, превратился в один из центров отечественного автопрома, и стал известным на весь мир.

Воспитатель: Ребята,  а знаете ли вы , что у каждого города есть своя символика? Символика – это символы, которые изображают фигуры или предметы, выражающие особый смысл. Символами города являются герб, гимн.  А вы знаете, что нарисовано на нашем гербе?

       Дети: Главная фигура герба нашего города – «челн» указывает на название города. «Челн» – это деревянная лодка, с парусом, символ преодоления преград, укрощения стихии и средства достижения цели. Носовое украшение в виде девичьей головы показывает образ женщины, как символа домашнего очага.

Полный парус говорит о попутном ветре, об удаче и успешности во всех начинаниях. Весла в воде указывают  на то, что жители города  своим трудом на веслах стремятся ускорить движение вперед.

Серебряные волны символизируют реку Кама на берегах, которой расположен город.

Цвет волн (серебро - белый) перекликается с одной из версий названием города на татарском языке «Яр Чаллы» - белый камень на берегу.

Воспитатель: Наш город Набережные Челны – современный красивый, важный промышленный центр Татарстана, второй по численности населения после столицы республики – Казани. Он живописно раскинулся на берегу реки Камы.

 Звучит музыка. В группу входит Старичок-Лесовичок, здоровается.

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Шел сейчас к вам и думал о том, в каком красивом городе вы живете, но я о нем почти ничего не знаю! Как он правильно называется? А люди, которые в нем живут?

Дети: Город Набережные Челны, а люди, которые в нем живут, называются челнинцы.

Воспитатель: Ты пришел вовремя, мы с ребятами собираемся поговорить о нашем родном городе. Для этого я приготовила выставку фотографий.

Старичок-Лесовичок: Ребята, в вашем городе столько улиц, больших и маленьких! Как вы их различаете? Вы знаете, как называются улицы, на которых вы живете?

2-3 ребенка рассказывают об улицах, на которых они живут, и находящихся там достопримечательностях.

Воспитатель: Молодцы. Чтобы остальным детям было понятно, где находятся улицы, на которых вы живете, мы рассмотрим план-схему             г. Набережные Челны. А что такое план-схема?

Дети: Это как будто наш город сфотографировали из космоса

Воспитатель показывает улицы и проспекты, про которые рассказали дети, на плане-схеме.

Старичок-Лесовичок: Назовите улицу, на которой находится ваш детский сад.

Дети отвечают.

Воспитатель: Наш детский сад находится по проспекту  Сююмбике (показывает на плане). Посмотрите внимательно, есть ли изображение этих проспектов на фотографиях.

Дети находят.

Воспитатель: Правильно. Это проспект Сююмбике, названный в честь правительницы Казанского ханства.  Проспект берёт своё начало от пересечения с проспектом Дружбы народов и заканчивается пересечением с проспектом Яшьлек. Вдоль проспекта расположены жилые комплексы. Проспект Сююмбике — один из благоустроенных проспектов города, на котором есть новый деловой центр Набережных Челнов «Chelny-Сity»[3]. Сегодня это великолепная широкая улица с двухсторонним движением и многоэтажными домами.

Здесь находится самый высокий дом в нашем городе – 25 этажей, а также дом-книжка, Ледовый дворец (рассматривают фотографии).

Воспитатель подводит детей и гостя к выставке фотографий.

Сегодня мы с вами познакомимся с новой игрой «Расскажи про свой город». Детям предлагаются карточки. Дети описывают изображенные на них достопримечательности и улицы. Воспитатель показывает их на  доске.

1ребенок А много лет назад наиболее важной частью была улица Дворянская (ныне Центральная). Она была почтовым трактом (так называлась дорога между городами в старину). Так вот, улица Дворянская была участком тракта между городами  Мензелинска и Елабуги. Дома на Центральной улице деревянные и каменные в 2 этажа. На первом этаже купцы держали свои лавки и магазины, а на втором жили со своими семьями.

Она продолжала оставаться административным, торговым и культурным центром города даже после войны.

Сегодня улица «Центральная» объявлена памятником

2 реб. Картинная галерея является государственным хранилищем художественных ценностей, произведений изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Картинная галерея выполняет роль музея изобразительных искусств в регионе, проводя выставки как профессиональных, так и начинающих художников. Здесь же организуются передвижные выставки, литературно-музыкальные вечера, встречи с художниками., а также инновационная детская изостудия «Ступени»                        

3 реб. Мемориальный комплекс Родина-мать – это один из самых важных памятников в городе Набережные Челны,  Он находится на оживлённом проспекте на пересечении ул. Батенчука и проспекта Мусы Джалиля, В память о жертвах войны круглые сутки, из года в год горит Вечный огонь. Также символом страданий, людского горя и терпения является и статуя, изображающая женщину – мать всех погибших солдат, лица которых также запечатлены в камне.. Это достаточно большая скульптура в виде птицы феникса возрождавшийся из пепла.. В крыльях птицы Феникса также скрываются многочисленные лица – молодых парней и девушек, когда то ушедших на фронт. Однако скульптура несёт в себе не только боль потерь, но и стремление к новой спокойной жизни. Не остались забытыми и имена героев, не вернувшихся в те страшные годы с фронта – их записали на траурной стене, являющейся единым целом с мемориальным комплексом.  Родина-мать не забыта и сегодня. Ежедневно к памятнику  съезжаются как жители города, так и его гости, чтобы ощутить дух военных лет. У Вечного огня очень часто можно увидеть почётный караул, а траурная доска также по сей день пополняется новыми именами тех, кто долгие годы считался без вести пропавшим.  каждый год проходят майские парады и праздники

  Воспитатель: Молодцы, ребята. Сколько достопримечательностей вы знаете.  Ребятки, и ты Старичок - Лесовичок, наверное устали, давайте  мы с вами отдохнем и поиграем.

Физкультминутка.

Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)

Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)

Люблю считать. (шевелят пальчиками)

Площадь – раз, (загибают пальчики по - одному, начиная с большого)

А «Торговый дом» - два,

Три – фонтан-удалец,

Четыре – Ледовый наш дворец.

Пять – по парку я гуляю,

Всякий уголок в нем знаю.

Шесть – на стадион хожу,

Там с коньками я дружу.

Семь – конечно, детский сад,

Сюда хожу пять дней подряд.

Восемь – детская площадка,

Здесь качели и лошадка.

Девять – «Эссен» магазин,

Много ярких там витрин.

Десять – это школа, дети!

Узнаешь там про все на свете!

Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)

Он, красив, хотя и молод! (хлопки).

Просмотр фотографий проспекта - Московский:

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся еще  с одним из главных проспектов нашего города - Московский проспект. Строительство Московского проспекта велось одновременно со строительством жилых домов  Нового города — в 1970-х гг. Своё название проспект получил потому, что дома здесь строили такие же, как в Москве.

Просмотр фотографий проспекта – Московский.

Проспект берёт своё начало от пересечения с улицей Нариманова и заканчивается в северо-восточной части города пересечением с проспектом Яшьлек. (

На Московском проспекте ездят автобусы, маршрутные такси, трамваи, грузовой и легковой транспорт.

Воспитатель: Ребята, а какие достопримечательности есть на Московском проспекте?

Дети: Парк – Гренада, картинг…

Воспитатель: Правильно. Аппликация.

- Ребята мы сегодня с вами будем делать открытки о нашем городе Набережные Челны. Мы с вами  вырезали  из цветной бумаги дома. Дети приклеивают на картоне заранее подготовленные детали, делают открытки.

Старичок-Лесовичок: Молодцы! А мне пора уходить, хочу еще погулять, полюбоваться вашим замечательным городом.

Воспитатель: Мы хотим подарить тебе плакат с видами нашего города, покажешь их своим лесным друзьям!

Старичок-Лесовичок прощается, уходит.

Воспитатель: О чем мы говорили на занятии? Вам было интересно? Вы молодцы, Вам еще предстоит делать великие добрые дела. А пока нужно любить свой город, и знать его достопримечательности, не бросать мусор, не ломать цветы.

 А сейчас споем песню «Наши Челны».

 

  Главная фигура герба нашего города – «челн» указывает на название города. «Челн» – это деревянная лодка, с парусом, символ преодоления преград, укрощения стихии и средства достижения цели. Носовое украшение в виде девичьей головы показывает образ женщины, как символа домашнего очага.

Полный парус говорит о попутном ветре, об удаче и успешности во всех начинаниях. Весла в воде указывают  на то, что жители города  своим трудом на веслах стремятся ускорить движение вперед.

Серебряные волны символизируют реку Кама на берегах, которой расположен город.

Цвет волн (серебро - белый) перекликается с одной из версий названием города на татарском языке «Яр Чаллы» - белый камень на берегу                  

А много лет назад наиболее важной частью была улица Дворянская (ныне Центральная). Она была почтовым трактом (так называлась дорога между городами в старину). Так вот, улица Дворянская была участком тракта между городами  Мензелинска и Елабуги. Дома на Центральной улице деревянные и каменные в 2 этажа. На первом этаже купцы держали свои лавки и магазины, а на втором жили со своими семьями.

Она продолжала оставаться административным, торговым и культурным центром города даже после войны.

Сегодня улица «Центральная» объявлена памятником истории и архитектуры республиканского значения.

Картинная галерея является государственным хранилищем художественных ценностей, произведений изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.Картинная галерея выполняет роль музея изобразительных искусств в регионе, проводя выставки как профессиональных, так и начинающих художников. Здесь же организуются передвижные выставки, литературно-музыкальные вечера, встречи с художниками., а также инновационная детская изостудия «Ступени»

Мемориальный комплекс Родина-мать – это один из самых важных памятников в городе Набережные Челны,  Он находится на оживлённом проспекте на пересечении ул. Батенчука и проспекта Мусы Джалиля,

В память о жертвах войны круглые сутки, из года в год горит Вечный огонь. Также символом страданий, людского горя и терпения является и статуя, изображающая женщину – мать всех погибших солдат, лица которых также запечатлены в камне.. Это достаточно большая скульптура в виде птицы феникса возрождавшийся из пепла.. В крыльях птицы Феникса также скрываются многочисленные лица – молодых парней и девушек, когда то ушедших на фронт. Однако скульптура несёт в себе не только боль потерь, но и стремление к новой спокойной жизни. Не остались забытыми и имена героев, не вернувшихся в те страшные годы с фронта – их записали на траурной стене, являющейся единым целом с мемориальным комплексом.                  Родина-мать не забыта и сегодня. Ежедневно к памятнику  съезжаются как жители города, так и его гости, чтобы ощутить дух военных лет. У Вечного огня очень часто можно увидеть почётный караул, а траурная доска также по сей день пополняется новыми именами тех, кто долгие годы считался без вести пропавшим.  каждый год проходят майские парады и праздники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи: «Фруктовая история»

закрепление знаний детей о фруктах; обучение детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок; закрепление правильного употребления в речи имен существительных в творительном падеже; раз...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи.Тема: "Образование названий детёнышей. История в зимнем лесу."

конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОДНОГО ГОРОДА

Цель:Закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности....

Конспект занятия по развитию речи "Наш город. Машины в нашем городе"

Конспект по развитию речи для детей 4-5 лет по лексической теме "Наш город"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «ТРАНСПОРТ НАШЕГО ГОРОДА»

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе «ТРАНСПОРТ НАШЕГО ГОРОДА» Цель: создание условий для развития диалогической формы речи.Задачи:1) развивать грамматический...