выступление на тему "развитие логического мышления дошкольников"
презентация к уроку (старшая группа)

Кожемяченко Юлия Анатольевна

Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра- одна из самых привлекательных для детей занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon logicheskoe_myshlenie.ppt2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие логического мышления у дошкольников» Воспитатели старших групп МБДОУ «Детский сад №44» Семашко Л.А Кожемяченко Ю.А.

Слайд 2

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Слайд 3

Способность логически мыслить позволяет: понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Условия развития мышления ребенка - предметная деятельность и общение, целенаправленные воздействия взрослого. Формировать и развивать логическое мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста Роль логического мышления

Слайд 4

Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра- одна из самых привлекательных для детей занятий. Для эффективности работы по развитию логического мышления используем разнообразные методы обучения : практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские. Наглядные: наблюдения, демонстрация (тематических картинок, видео, презентации,); атрибуты к дидактическим играм, настольные игры; Словесные: - загадки-загадки, игры на развитие воображения. Используем широкую тематику: о домашних и диких животных, одежде, питании и т. д. Практические: упражнения, познавательные игры

Слайд 5

… В процессе развития логического мышления детьми дошкольного возраста значительное место отводим различным средствам: игровым формам в познавательной деятельности: методика ТРИЗ. игровые проблемные ситуации лото, парные картинки; мозаика, развивающие игры («Сложи узор», «Геометрический конструктор» «Цветные палочки Кьюизенера»; «Блоки Дъенеша». Дидактические игры «Числовые карточки», «Засели числа в домик», «Что лишнее». Игры с элементами моделирования и замещения, строительные наборы (напольные, настольные: лег и конструктор разного вида). Дидактические игрушки: вкладыши, шнуровки. игры с цветными крышками , «Накорми птенца», «Сложи узор». Игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), игры на развитие пространственного воображения (учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу), на воссоздание целого из частей (пазлы), игры на счет. Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение.

Слайд 6

Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.) В творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез (воссоздание объекта). Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой. Мышление неразрывно связано с практической деятельностью. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. К основным мыслительным операциям учёные относят: Анализ. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ. Синтез. Это обратный анализу процесс. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.

Слайд 7

Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности. Необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка, где большую часть игры является роль сближения детей в работе парами, группами. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным - слишком простой или слишком сложный материал не вызывает интереса, не создает радости интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность.

Слайд 8

« ПРИГЛАШАЕМ ПОИГРАТЬ ВЫ НЕ БУДЕТЕ СКУЧАТЬ. ПРИХОДИТЕ, ПРИХОДИТЕ И ДРУЗЕЙ С СОБОЙ ВЕДИТЕ!!! Уголки развивающих игр

Слайд 9

Занимательная математика

Слайд 10

Игры на сообразительность Четвертый лишний лото Загадочное животное

Слайд 11

Словесно – логические игры и упражнения: Узнавание предметов по заданному признаку Сравнение двух или более предметов Логические задачи По рисунку или по содержанию, изложенному в стихотворении. «Мудренные» слова: У стола 3 ножки? Бывает небо под ногами Ты да я да мы стобой- сколько нас? Почему лягушки квакают? дождик может юыть без грома? Логические концовки: Если стол выше, то стул…(ниже стола) Если 2 больше 1, то 1….( меньше 2) Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…( вышел позже Саши) Если река глубже, то ручеек….( мельче реки) Если сестра старше брата, то брат…(младше сестры) А также используются загадки, считалки, пословицы, поговорки, задачи- стихи, стихи - шутки

Слайд 12

Результаты работы Ребенок владеет основными логическими операциями Способен ориентироваться в пространстве и на листе. Ребенок находит закономерности в явлениях , умеет их описывать. Расширяется словарный запас, может при помощи суждения делать умозаключения. Развиваются психические процессы: внимания, памяти, логического мышления. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе. Развиваются индивидуальные способности ребенка. 8. Способен доказывать свою точку зрения.

Слайд 13

ВЫВОД Развитие логических приемов мышления должно строится в соответствии с обще дидактическими принципами: сознательности; активности; последовательности; интересным и доступным; прочности; Наглядности.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...

Презентация "Учимся мыслить логично". Цель работы - развить логическое мышление дошкольников. Данные логические задачи доступны детям 4-7 лет.

В основу данной презентации положено пособие «Учимся мыслить логично» автора Зак А.З., психолога, который много лет изучает мышление детей....

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

"Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников" - выступление на конференции

«Приохотить ученика к учению - гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его»К.Д.Ушинский Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос физически здоровым, грамотным, ...

Использование дидактичкского материала "Логические блоки Э. Дьенеша" в развитии логического мышления дошкольников

Презентация Использование дидактического материала  «Логические блоки З.Дьенеша» в развитии логического мышлении у дошкольников...

Использование логических блоков Дьёныша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина для развития логического мышления дошкольников

Методические советы по использованию дидактических игрс блоками Дьенеша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина...