Статья "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с весенними народными праздниками и традициями"
статья (старшая группа)

Борисова Юлия Фёдоровна

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Праздник, особенно народный, помогает детям выразить свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности, даёт детям новые впечатления. Основная направленность праздников – воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство детей  с весенними народными  праздниками и традициями.

                                   

          За последние годы произошло много глобальных событий в политической, экономической, культурной жизни страны. Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Можно смело утверждать, что у молодого поколения упал интерес и уважение к прошлому России. Поэтому на современном этапе проблема ознакомления детей с русской народной культурой весьма актуальна. Возникла необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, испытывал гордость за свою Родину. У каждого народа свои национальные воспитательные традиции, особенности, которые народ стремится передать будущим поколениям, чтобы не утратить свою самобытность.

         Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Социальный заказ государства, вариативность системы дошкольного образования способствуют использованию инновационных подходов.  Культурно образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Праздник, особенно народный, помогает детям выразить свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности, даёт детям новые впечатления. Основная направленность праздников – воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка.

  Масленица.    Рассказываем детям, что это самый шумный, самый озорной и веселый праздник в конце зимы. Надо дать детям подумать, почему праздник так называется. Масленица-масло, много жирной пищи, блинов масленых.

         В старину люди думали, что если зиму не проводить, а весну не встретить, то весна-красна мимо пройдет. Длился праздник семь дней с понедельника по воскресенье. Увеселения масленицы состояли из зажигания костров, катания на санях, лошадях, кулачных боев, а так же обильных угощений блинами. На Масленицу ребятишки заливали ледяные горки и катались с них на санках. Катались не просто ради удовольствия, так обычай велел. Люди верили, что чем дольше будет спуск с горы, тем выше поднимутся на полях посевы.

В воскресенье устраивались проводы масленицы с сжиганием чучела, которое в четверг, накануне, ребятишки помогали делать из соломы. Пепел чучела обязательно развеивали над полями где была посеяна озимая рожь, чтобы был хороший урожай.

В течении масленичной недели все внимание уделяется такому атрибуту праздника как блинчик. Мы его лепим, рисуем и украшаем с помощью аппликации. А так же не забываем разучить закличку.

Как итоговое мероприятие  на масленичную неделю мы организуем с детьми   квест-игру. Проводится она на улице. Каждый пункт обозначен табличкой с названием (7 дней масленицы: Встреча, Заигрыш, Лакомки, Перелом, Тёщины вечорки, Семейная  и Прощание)

     Ведущие на «станциях» в костюмах  скоморохов и красных девиц готовят для групп различные задания. Такими могут быть игры «Кто дальше бросит валенок», «Передай горячий блинок», «Перетягивание каната» задание выучить закличку, отгадать загадки о блинах, солнышке, весне и т.д. За прохождение заданий дети получают «солнечный лучик», который позже прикрепят к солнышку. После прохождения всех станций, группы собираются на общей площадке возле чучела, танцуют, поют и играют в хороводные игры под руководством  ведущих –скоморохов. Праздник заканчивается  угощением блинами.

«Жаворонки»  В конце марта  вновь закликали весну. На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы.  Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях или же дети  насаживали птичек на палки или привязывали к ним нитку. Размахивая жаворонками, сбившись в кучу как в птичью стаю они громко кричали «Жаворонки прилетите, студёну зиму унесите, тепло, весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела».

      Ну и мы, вместе с детьми, обязательно испечем ко Дню птиц жаворонков  из соленого теста. Рецепт: 1 стакан мелкой соли, 1 стакан муки, 5 ст. ложек подсолнечного масла, вода. Тщательно размешать сухие ингредиенты, влить туда масло и немного очень холодной  воды. Тесто замешивается и может храниться в закрытой емкости до 1 недели. Для лепки жаворонка кусочек теста скатывается в жгутик и завязывается на узелок. Формуется головка с клювиком, глазки- зернышки черного перца. Хвостик формуется при помощи пластикового ножичка-стеки.

Пасха - тоже весенний праздник. Длится он, как и Масленица неделю. У него нет определенной даты, срок проведения каждый год высчитывается по лунному календарю, но приходится всегда на седьмой день недели-воскресенье.  В день Пасхи верующие люди при встрече по обычаю должны трижды поцеловать друг друга и при этом одни произносят слова «Христос воскрес», а другие отвечают: «Во истину воскрес!»(Т.к. детки у нас еще маленькие, то мы просто поговорим о традициях в этот праздник).

- Как отмечают люди Пасху? Красят яйца, пекут куличи, делают пасху из творога. Всё это освящают в церкви и дарят друг другу в знак любви и дружбы.

 А прежде чем съесть крашеное яйцо, с ним устраивали разные игры. Например, катали с горки- чье укатится дальше, тот выиграл и забирает себе все яйца. А еще клали яйцо в ложку и держа ее перед собой бегали наперегонки.  В этот праздник принято было ходить в гости, устраивать гулянья, качаться на качелях.

          Как мы уже говорили, главный атрибут Пасхи, это крашеное яичко.

Здесь мы приглашаем поучаствовать родителей вместе с детьми в мастер-классе по украшению пасхальных яиц в технике декупаж. В ходе мастер-класса мы сначала знакомим родителей с этой необычной техникой.

     Нам понадобятся сваренные вкрутую яйца, салфетки с рисунком и сырой яичный белок, кисточка. Работу начинаем с того, что делаем заготовку мотивов в лоскутной технике (обрываем рисунок по контуру).  Далее прикладываем один из мотивов к яйцу, и аккуратно с помощью кисточки наносим на поверхность чуть взбитый белок от центра к краешкам. Стараемся не порвать салфетку, но избегая складочек.  Затем даем изделию просохнуть. Далее родители совместно с детьми приступают к декупажу, воспитатели оказывают при необходимости помощь.

После окончания декорирования яиц, родители и дети показывают друг другу свои  готовые изделия и фотографируются все вместе. 

Воспитатель проводит рефлексию с родителями и детьми: интересуется об ощущениях, впечатлениях от проделанной работы и общения со своим ребенком и другими участниками мастер-класса.

   Помимо мастер-класса, в пасхальную неделю мы предлагаем детям различные дидактические игры, например: «Составь узор для пасхального яичка», «Найди одинаковое яйцо». На занятиях по рисованию расписываем «яйца», на лепке украшаем заготовки с помощью пластилина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Весенняя сказка"

         Цель: Развивать художественные и творческие способности воспитанников.Задачи:·        учить составлять сказку на предложенну...

План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». на 2015 – 2016 учебный год

В плане собран список литературы и примерное планирование по самообразованию, которые помогут вам в работе с детьми по формированию у них знаний о народных и семейных традициях....

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с семейными обычаями и традициями

План работы для воспитателей по месяцам в старшей группе, поможет в разработке мероприятий по ознакомлению  детей с семейными традициями...

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему «Калейдоскоп семейных традиций»

Этот мастер-класс позволит решить комплекс развивающих задач. Это повышение компетенции родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей, создание новых  семейных традиций в жизни р...

План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

laquo;Приобщение детей старшего дошкольного возрастак народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». Без исторической памяти – нет традиций,без традиций - нет культуры,без кул...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...