Конспект непосредственно образовательной деятельности "Как помириться (по сказке «Лиса и журавль»)"
план-конспект занятия (средняя группа)

Торянник Марианна Ивановна

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kak_pomiritsya.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Как помириться (по сказке «Лиса и журавль»)»

 Программное содержание:

- продолжать знакомить детей со сказкой;

- учить понимать смысл пословиц;

- развивать представления о дружеских взаимоотношениях;

- воспитывать доброжелательность, учить, не помнить обид;

- развивать творческие способности, воображение.

Словарная работа: Званый пир, куманек, потчевала, не обессудь, окрошка, пава, и так и эдак, взяла досада, как аукнется, так и откликнется, дружба врозь, не солоно хлебавши.

Материал: 2 дома, следы с загадками, иллюстрации лисы и журавля, тарелка, манная крупа, пинцет, кувшин, маски лисы и журавля.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я знаю,  вы любите сказки и хотите попасть в сказку. И поэтому, сегодня мы с вами отправимся на сказочный двор, где встретимся со сказкой.

- На чём же мы отправимся?

Дети: На автобусе, на трамвае, на автомобиле, …..

Воспитатель: Вы очень много назвали видов транспорта, но мы же отправляемся на сказочный двор, поэтому мы отправимся на ковре-самолете.

(Дети присаживаются на ковер, закрывают глаза. Звучит музыка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот мы и оказались с вами на сказочном дворе. Давайте подойдем поближе. Как тихо кругом, никого не видно. Посмотрите, здесь чьи-то следы (воспитатель обращает внимание детей на следы, а на них, написаны загадки.)

 Они ведут нас в разные стороны, каждый, к своим домам. А чтобы узнать, нужно отгадать загадки:

 Загадка: Живет в лесу, у нее острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех. (Лиса)

 Загадка:

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавль)

Воспитатель: Сейчас я  вам расскажу сказку о том, как лиса с журавлем дружили. Сказка называется «Лиса и журавль», русская народная сказка.

«Лиса и журавль».

Подружилась лиса с журавлём. Вот и вздумалось лисе угостить журавля, пошла она, звать его в гости.

- Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

- Покушай, мой голубчик куманёк! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена, лиса и говорит:

- Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать не чем.

- Спасибо, кума, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Право потчевать больше нечем.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает-то, всё ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе да клюёт, всё и поел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада, думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

(Беседа и обсуждение непонятных для детей слов).

Воспитатель: Как вы думаете, что значат слова:

«не обессудь, куманёк» (не вини, не суди)

«нечем потчевать» (нечем угощать)

«не солоно хлебала» (ни с чем)

«Как аукнется, так и откликнется» (как поступишь ты, так поступят и с тобой).

(помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов).  

Физминутка:

У лисы острый нос  (дети показывают двумя руками нос, соединив пальцы ладоней уголком)

У нее пушистый хвост (волнообразные движения руками)

Шубка рыжая лисы

Удивительной красы (поглаживание воображаемой лисы)

Лиса павою похаживает,

Шубку рыжую поглаживает  (важно ходят, подняв голову, руками поглаживают грудь, живот).

(После чего продолжить обсуждение на местах)

Воспитатель:  Почему лиса решила позвать журавля к себе в гости?

Дети: Она хотела с ним подружиться.

- А что значит быть другом?

- А как нужно поступать с друзьями? Да другу нужно отдать лучшее. Когда готовишь угощение для друга готовить не то, что ты любишь, а то, что нравиться другу.

- Чем она его потчевала (угощала)?

Дети: Манной кашей.

- Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение? (показать  блюдце на нем манная крупа, захватывание манной крупы пинцетом)

- Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным. Каким тоном отблагодарил лису журавль?

Дети: С обидой в голосе.

Воспитатель: (опрашивает несколько детей, и они воспроизводят фразу с нужной интонацией)

- Ну, спасибо, кума, и на этом!

Воспитатель: А с какой интонацией в голосе, журавль пригласил лису?

-  Теперь ты приходи ко мне в гости.

Воспитатель: Давайте проверим, сможет ли лиса достать угощение? Горлышко у кувшина узкое только длинный клюв может достать угощение. (Показать с помощью предмета похожего на клюв) Мордочка лисы не пройдёт в кувшин, только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса, не солоно хлебавши (ни с чем).  Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

- Ребята,  вам нравиться, как закончилась эта сказка?

- А вы бы хотели помирить лису и журавля.

- Я вам сейчас прочитаю продолжение, которое придумал Ирис Ревю.

Сказка «Лиса и журавль. История с продолжением»

Лиса хоть и обиделась на журавля за то, что он узкий кувшин ей подсунул, а всё думку свою думала, как бы опять подружиться с журавлем. С волком пробовала дружить – одни споры у них. С зайцем тоже не сблизиться – косой так и норовит следы запутать. А одной лисоньке в лесу скучно. Вот она и решила пойти к журавлю мириться. Виновата-то она. Она же первой пригласила журавля на званый пир, да всё подстроила так, что он ушел не солоно хлебавши.

А что, журавль – птица видная! Ещё древние люди знали о ней. Да и к тому же, журавль – добрый. Именно он вынул кость из горла волка в басне И.А.Крылова «Волк и журавль».

Наготовила лиса опять еды всяческой. И зовёт журавля в гости.

Явился журавль. Но не с пустыми руками. Он прихватил с собой котомку. В разгар пира журавль достал из котомки кувшин, и, когда хотел чем-то полакомиться, то отправлял яство сначала в кувшин, а уж из него досыта потчевался. Уходить голодным во второй раз журавль не собирался.

А между тем дружба между лисой и журавлём возобновилась. Мы не для того живём, чтобы ссориться!

Воспитатель: Понравилось вам продолжение? А как вы помирили бы лису и журавля?

Рассказы детей…

Однажды у Медведя был день рождения. Он созвал всех зверей и птиц. Случилось так, что Журавль с Лисой оказались рядом за праздничным столом. Возле Лисы стоял кувшин с лесной ягодой, а возле Журавля – тарелка с мёдом. Никак не получается у них полакомиться этим угощением! Сидели они, сидели, да и решили извиниться за старое, поменялись угощениями. Наелись досыта, улыбнулись друг другу. С тех пор дружат Лиса и Журавль.

Воспитатель: ребята, нам пора возвращаться, садитесь на ковер-самолет, а пока мы будем лететь ответьте мне на вопросы:

- Как называлась сказка, которую мы читали?

- Что означает пословица «Как аукнется, так и откликнется»?

- Что придумал журавль, чтобы не уйти голодным во второй раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности:«Путешествие в сказку «Теремок» (средний возраст).

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «Коммуникация»....

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» Образовательная область «Речевое развитие» Приобщение детей к художественной литературе

Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь....

Конспект ООД «Как помириться?» (По сказке «Лиса и журавль») для детей средней группы № 9 (в рамках проектной деятельности)

Художественно-эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитее. Речевое развитее. Познавательное развитие....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы Цель: учить детей связывать в сюж...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по лепке «Лисонька - лиса»

Данный конспект будет интересен тем, кто занимается с дошкольниками старшего возраста, а также педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов с целью развития познавательных способ...