Воспитание гражданственности у современного дошкольника».
консультация (младшая группа)

Михеева Наталья Кирилловна

Выступление на педсовете.    Консультация для воспитателей        Говорится о воспитании гражданственности и патриотизма у детей,где  взрослые должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanstvennost.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение « Управление дошкольного образования» Исполнительного муниципального района Республики Татарстан.

Выступление на педсовете.            Консультация для воспитателей на тему « Воспитание гражданственности у современного дошкольника».

     

                               Михеева Наталья Кирилловна                          

                                                       воспитатель высшей категории                                            

                                                 МБДОУ№3 « Огонек».                                  

                                                                      пгт « Камские   Поляны                                              

                                                                               

                                                                                                                                                                                           

                                      2018год        

Детство – каждодневное открытие мира

и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия.

( В.А.Сухомлинский)

        Развитие гражданских качеств личности — процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того, как понимается гражданственность и какое отношение к ней вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.

        Под воздействием окружающей социокультурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т. е. В период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к гражданским ценностям.

Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия  привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление, следовательно, важнейшая цель педагога - учить воспитанников Миру. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов образовательных учреждений воспитания социально-активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. На сегодняшний день проблема воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.

Гражданское воспитание в дошкольной системе образования — это процесс целенаправленного воздействия на личность ребенка, ведущий к возникновению у него основ возникновения регуляции гражданского сознания и поведения, начало осмысления своего общественного значения и становления гражданственности.

Цель патриотического воспитания — привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение  к другим  национальностям, т. е. сформировать  определенной отношение к собственной стране и народам, населяющим ее; гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде  на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Реализация гражданского воспитания может осуществляться посредством:

  • освоения содержания как в процессе занятий по базовым дисциплинам, так и в повседневной жизнедеятельности;
  • проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
  • организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей города, края, как граждан России;
  • проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
  • организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;
  • вовлечения детей в общественную деятельность.

        Содержание работы по гражданскому воспитанию предполагает формирование у ребенка представлений об устройстве государства, о его атрибутах, отличительных особенностях. Важно дать информацию о том, что такие атрибуты, как флаг, гимн, герб, есть в каждой стране; при этом, знакомя детей с понятиями «государство», «республика» или «край», «столица», с устройством страны, важно учитывать их возрастные особенности. С целью знакомства детей с символами государства и закрепления представлений о них важно использовать игры, игровые приемы и упражнения.

Очень важной является работа по гражданскому и   патриотическому воспитанию дошкольников через организацию краеведческой деятельности. Главная цель дошкольного краеведения — воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Это бесценный дар памяти поколений,  своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви. Эти знания содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-нравственные ценности и на их основе непрерывно создавать новые. Для достижения поставленной цели педагогами решается ряд задач:

  • ознакомление с историей и современностью поселка Камских Полян;
  • развитие стремления как можно лучше знать свой город;
  • способствование становления, развития и упрочения не только детского коллектива, но и семьи;
  • способствование развития личностных качеств дошкольников средствами краеведения.

         Мы убеждены в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, к его истории, людям по – настоящему героических, вписанных в летопись родного края  - важный момент в воспитании маленького гражданина и патриота.

        Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его  стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

Используемая литература:

  1. Дополнительное образование и воспитание. №5 – М., 2009
  1. Дошкольное воспитание. №8 – М., 2009
  1. Дошкольное воспитание. №10 – М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании гражданственности и духовности дошкольника

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получ...

"Роль музыкально-дидактических игр в воспитании музыкальной культуры современных дошкольников"

Важное значение игрового обучения;музыкальные способности в классификации Б. Теплова и Н. Ветлугиной;характеристика музыкальных способностей;структура музыкально-дидактической игры;классификации музык...

Воспитание патриотизма у современных дошкольников.

Воспитание патриотизма у современных дошкольников....

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

Воспитание гражданственности у старших дошкольников методом проекта

Презентация раскрывает основные методы и способы  воспитания гражданственности у старших дошкольников методом проекта. Презентация будет полезна всем педагогам, работающим в дошкольном образ...

Воспитание гражданственности у старших дошкольников методом проекта

Данный материал направлен на формирование у педагогов представлений о воспитании гражданственности у старших дошкольников методом проекта....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения....