Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возрастявляется очень важным периодом с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. От того, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка,во многом зависит его будущее. Своевременное формирование пространственных функций для детского развития представляет исключительную значимость. Установлено, что,несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, недостаточность этих функций обусловливает трудности, испытываемых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике, русскому языку и формированию навыков письма, а так же при обучении чтению.В связи с этим проблема формирования пространственных представлений являетсяочень актуальной. Н. Я. Семаго указывает на то, что работа по формированию пространственных представлений состоит из двух разделов, включающих 7 последовательных этапов. Каждый из этапов представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребенка и как бы повторяет нормативное овладение ребенком пространственными представлениями в ходе его развития. Структура заданий от этапа к этапу усложняется.
Раздел 1. Формирование собственно пространственных представлений.
Пользоваться здесь нужно всем богатым

арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ и т.д.
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений.
Этот этап посвящен формированию в первую очередь числовых порядковых, временных и через них —иных квазипространственных и собственно лингвистических представлений. Таким образом, именно на, этом этапе формируется общность представлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях. Одновременно происходит закрепление материала предыдущих этапов.Приведу некоторые приёмы, игры и упражнения, направленные на развитие пространственного восприятия и формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
1.Кто внимательный.
Цель: Формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по образцу; учить внимательно следить за действиями взрослого; развивать способность самостоятельно анализировать образец, используя не только пространственные представления, но и представления о форме, величине и цвете.
Оборудование.Наборы строителя по количеству детей.
Ход игры(проводится индивидуально или подгруппами).
1-й вариант.
Педагог сажает перед собой (напротив) ребенка и выкладывает 4-6 элементов строителя. Предлагает ребенку делать так, как он, выполняя любую произвольную конструкцию. В процессе работы педагог сопоставляет жестом положение одинаковых элементов, уточняет их пространственное расположение. Затем строит другую конструкцию из тех же элементов, меняя лишь их положение. Ребенок повторяет действия. Педагог дает оценку выполнения ребенком задания: «Молодец, ты внимательный, все построил правильно».
2-й вариант.
Педагог выполняет постройку за экраном. Ребенок должен самостоятельно проанализировать образец, выделяя форму, величину элементов и их пространственное расположение, и воспроизвести конструкцию.
2.Внизу -наверху.
Цель.Формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов; показать, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться.
Оборудование.Два мяча, две куклы, кукольный стул, детский стул, большой стул и стол.
Ход игры.
1-й вариант.
Перед сидящими в кругу детьми ставятся стулья: кукольный, детский, большой и стол, один мяч кладется на пол, другой на кукольный стул. Педагог указывает на лежащий на полу мяч и спрашивает: «Где этот мяч? Внизу? Наверху?» если дети немогут ответить, педагог говорит: «Этот мяч внизу».Тот же вопрос задается относительно мяча на стуле. Мячи перекладываются, и вопросы повторяются. Затем мяч перекладывается с кукольного стула на большой стул и т. д.
2-й вариант.
Игра проводится с куклами.
3. Положи верно.
Цель.Учить переносить пространственные отношения между предметами с объема на плоскостное изображение, развивать внимание, подражание.
Оборудование.Набор предметов и их плоскостных изображений (шары, кубы, треугольные призмы, бруски, кирпичики), мелкие сюжетные игрушки по числу играющих.
Ход игры(проводится сначала индивидуально, а затем подгруппами).
Педагог садится за маленький стол напротив ребенка, берет два объемных предмета, например куб и шар, дает ребенку плоскостные изображения этих предметов (круг и квадрат) и просит его подложить данные изображения к предметам. Потом предлагает действовать по подражанию («Делай, как я») и ставит шарик на кубик. Ребенок воспроизводит эти отношения плоскостными формами. Если он затрудняется, педагог помогает ему, указывая жестом направление в перемещении форм, и говорит: «Правильно, шарик на кубике. (Показывает на свой образец.) И у тебя также». (Показывает на то, что сделал ребенок.) потом меняет предметы местами, каждый раз фиксируя результат в слове. Таким же образом моделируются отношения и между другими предметами.
4. Сделай картинку.
Цель.Закреплять умение различать и называть пространственные отношения: на, над, под; упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под.
Оборудование.Изображение дерева на большом листе бумаги, плоскостные солнышко, грибы, облако, белка, птица, цветок, пчела.
Ход игры.
Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину. Вывешивается изображение дерева и различных предметов: грибы, ежик, цветок, солнышко, пчела и т.д.Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом.Постепенно дети составляют на доске картинку, комментируя свои действия («Ежик под деревом», «Облако над деревом»).
5.Угадай, кто за кем.
Цель.Формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед»; познакомить со словом «заслонять».
Оборудование.Различные игрушки.
Ход игры.
1-й вариант.
Игрушки стоят на столе у педагога. Он просит детей посмотреть, что находится на столе, и закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их немного в сторону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза и обнаруживают,что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола. Куда же делись игрушки?» -говорит педагог. Если кто-то из детей догадается, педагог удивленно говорит: «Ах, я встала и заслонила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив пропавшие игрушки, объясняет причину их исчезновения.После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу двоих детей: одного –высокого, крупного, другого –маленького. Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда маленький встает за спину большого. Итоги игры педагог обсуждает с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней видно: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не может большего».
2-й вариант.
Проводится игра «в прятки». Один ребенок прячется, а остальные дети под руководством педагога ищут его, последовательно осматривая в комнате мебель.
6. Кто за кем?
Цель.Познакомить с понятиями «спереди», «сзади»; учить употреблять в активной речи слова «спереди», «сзади».
Ход игры.
Дети строятся в колонну. Педагог: «Кто стоит перед Ваней?» (Саша). Как можно сказать по-другому? (Саша стоит спереди от Вани). Где по отношению к Саше стоит Ваня? (Ваня стоит сзади Саши). Как можно сказать по-другому? (Ваня стоит за Сашей). (Аналогичная работа проводится с каждым ребенком).Педагог предлагает детям повернуться на 180 градусов. Аналогичная работа. Затем дети поворачиваются на 90 градусов. Педагог: «Ребята, посмотрите и скажите, какие предметы находятся спереди от вас? А какие предметы находятся сзади от вас?».
7. Передай мяч назад.
Цель.Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства (точка отсчета –тело); употреблять в активной речи слова «слева», «справа», «сверху».
Оборудование.Мяч.
Ход игры.
Дети строятся в колонну. Первый передает мяч ребенку, стоящему за ним. Когда мяч окажется у последнего ребенка, он бежит в начало колонны, оказывается первым и передает мяч назад. По команде взрослого мяч передается сверху, слева, справа. Сначала детям предлагается проговаривать название направления, в котором они передают мяч.
8.Рассели жильцов.
Цель.Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости; употреблять в речи слова «справа», «слева», «наверху», «внизу».
Оборудование.Макет дома с четырьмя окнами: вверху, внизу, слева, справа. Плоскостные изображения зверей.
Ход игры.
Педагог говорит детям о том, что однажды разные звери собрались и решили жить вместе. И построили себе дом. (На доске выставляются макет дома и изображения зверей). А потом стали спорить, кто где будет жить. Педагог: «Давайте поможем зверям заселиться в дом». «Ежик будет жить справа». Один из детей помещает ежика в окно справа. Аналогично проводится работа с остальными зверями. В конце игры педагог спрашивает детей: «Где живет ежик? Где живет лягушка?» и т. д.Для игры «Рассели жильцов» можно использовать мягкий конструктор. он хорош тем, что первоначально сам домик для животных можно сконструировать совместно с детьми, а затем уже «заселять в него жильцов».
9. Найди по описанию.
Цель.Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости листа; знание названий направлений пространства, геометрических форм; развивать внимание.
Оборудование:карточки с изображением геометрических фигур, расположенных в середине листа, левом и правом верхних и нижних углах.
Ход игры:
На доске выставляются 3-5 карточек с изображением геометрических фигур. Детям предлагается внимательно слушая педагога, найти на доске подходящую к описанию карточку. («Найдите картинку, на которой круг в левом верхнем углу, квадрат в правом верхнем, овал в правом нижнем, а ромб в левом нижнем»). Игра продолжается до тех пор, пока на доске не останется одна карточка.

10. Игра с обручами.
Цель.Закреплять понятия «внутри», «снаружи», «около», «между»; развивать пространственную ориентировку, внимание, быстроту реакции.
Оборудование.Два больших обруча.
Ход игры(проводится подгруппами по 3-5 человек).
На пол на расстоянии 1,5 м друг от друга кладется два обруча. По сигналу педагога «Внутрь» дети должны вбежать внутрь обручей, на сигнал «Между» -присесть между обручами; на сигнал «Снаружи» -выбежать за пределы кругов.
11. Сыщики.
Цель.Закреплять умение осуществлять движения в заданном направлении пространства, развивать внимание и запоминание; закреплять навык количественного счета.
Оборудование.Цветные квадраты размером 20 см×20 см, картинки с изображением различных предметов, круг красного цвета диаметром 20 см.

Ход игры.

Педагог кладет на пол в середину красный круг и по четырем направлениям пространства (лево, право, вперед, назад) раскладывает от круга цветные квадраты на расстоянии 40 см друг от друга.Детям предлагается искать картинки по инструкции педагога («Нужно пройти три шага влево», «Сделай два шага назад» и т. д.). Красный круг обозначает начальную точку отсчета. Если ребенок двигается верно, то под цветным квадратом он находит предметную картинку.
Настольный вариант игры «Сыщики»: дети с помощью фишек передвигаются по полю с клетками. В определенных клетках расположены изображения предметов. Если ребенок по инструкции педагога передвигал фишку верно, то он «находит» предмет.Необходимо так же отметить, что в работу по развитию пространственного восприятия и формированию пространственных представлений нужно включать упражнения и игры по конструированию картинок, разрезанных на части, фигур из палочек, кубиков Никитина. Данные упражнения развивают способность перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способность соотносить части и целое.Картотека дидактических игр для формирования пространственных представлений у дошкольников.
Д/и «Незнайка в лесу»
Воспитатель. Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает: «Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник.Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползет под веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом». И т. д.Дети должны исправить ошибки Незнайки.
Д/и «Где мячик?»
Материал. Лист бумаги с нарисованной сеткой, «мячик» (кружочек).
Ход игры.
-Покатился мячик в самую середину листа. Положите туда «мячик» (кружочек).-Покатился «мячик» на один квадрат вверх. Где теперь «мячик»?-Потом он покатился на один квадрат вправо. Где теперь «мячик»? (На один квадрат вниз и на один влево и т. п.)Воспитатель диктует, дети передвигают «мячик». Более сложный вариант игры –следить глазами и лишь в конце указать местонахождение «мячика». Побеждает тот, кто правильно назовет, где лежит мячик.
Д/и «Угадай, где звенит колокольчик»
Воспитатель вызывает ребенка и звонит возле него в колокольчик, затем предлагает ему закрыть глаза и определить на слух, где звенит колокольчик: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Д/и «Динамические картинки»
Материал. Фланелеграф, картинки.
Ход игры.
На магнитной доске или фланелеграфе выставляется елка. К доске выходят по желанию 9 человек. Каждый получает свою картинку: березку, кустик, грибок, зайца, белку, ворону, лису, ежа, домик. Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию:–Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.Назначается ведущий, по заданию которого дети располагают свои картинки:Березка справа от елки. Ворона под елкой.Заяц слева от елки. Лиса идет к елке.Куст перед елкой. Ежик идет от елки.Грибок под елкой. Домик за елкой.Белка на елке.В менее подготовленных группах роль ведущего может выполнять воспитатель. Если позволит время, в создание картинки можно включить и остальных детей:–Изменим положение вещей: пусть белка будет слева от березки, а кустик –справа от нее.–Пусть зайчик будет справа от ежика, а лиса –слева. И т. д.
Д/и «Птичка и кошка»
Цель. Усвоение предлогов, имеющих пространственное значение.Оборудование: лист бумаги, дерево, птичка, кошка.Воспитатель говорит: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».
Д/и «Путаница»
Цель. Закрепить различение частей тела, определение сторон на самом себе, различение левой и правой руки.
Ход игры.
Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянутся левой рукой до правого носка, а правой рукой –до левой пятки и т. д.
Д/и «Запрещенное движение»
Воспитатель предлагает выполнить движения, называя различное положение рук, при этом дети должны быть внимательны и не выполнять «запрещенное движение». Например, «руки вверх». Ребенок, допустивший ошибку, выходит из игры.
Д/и «Встань, как я скажу»
Воспитатель сообщает детям о том, что они будут учиться находить место, которое он укажет, и называть свое место среди других детей. Он по очереди вызывает ребят и указывает, где они должны стоять: Наташа, встань впереди меня! Алеша, встань впереди Наташи! Кирилл, встань сзади Наташи! Олег, встань позади меня! Никита, встань между Олегом и Наташей! и т. д. Всего вызывает 5-6 детей. В заключении каждому ребенку воспитатель предлагает назвать, где он стоит. Если дети затрудняются, педагог дает образец: «Я стою сзади Наташи и впереди Олега».Другой вариант игры.Дети разбиваются на пары, каждый раз играют двое детей. Один ребенок стоит, другой выполняет команды воспитателя, становясь впереди, сзади, слева, справа, сбоку, около, недалеко от второго игрока и т. д. Затем игроки меняются местами.
Д/и «Угадай, что придумали взрослые?»
Ход игры.
Воспитатель говорит: «Взрослые придумали очень много знаков, чтобы водителям было удобно и безопасно ездить по дорогам. Угадайте, какой знак придумали взрослые, чтобы шофер понял, что недалеко от дороги есть столовая? Какой знак подскажет шоферу, что недалеко находится врач (медпункт, что здесь можно починить машину или заправиться бензином, если он в пути кончился?» Можно вспомнить какие знаки размещают на дороге, чтобы оповестить шофера о том, что близко школа, и чтобы он вел машину осторожнее и был внимательнее; о том, что на дорогу могут выйти животные из леса; какие знаки предупреждают о возможных опасностях в пути –крутой поворот, близость железной дороги и т. п.Нужно дать ребенку пофантазировать и предупредить о том, что машина обычно мчится быстро и поэтому изображение знака состоит лишь из 1 –2 предметов. Если ребенок не сразу отгадал значение того или иного знака, предложить ему немного подумать, а потом можно и подсказать. Рассказать ребенку, что подобными знаками пользуются все шоферы и в нашем городе, и во всей стране, и даже в других странах.После подобной игры –беседы дети будут обращать внимание на дорожные знаки, попадающие на пути, и стараться отгадывать их значения.
Д/и «Веселые человечки»
Материал. Картинки с изображением детей в разных позах, карточки со схематическим изображение детей, счетные палочки.
Задание.
1)К каждому человечку найти соответствующую схему.
2)К каждой картинке выложить схему из палочек.

Д/и «Расскажи, где, что (кто) находится?»
Материал. Картинки с изображением детской комнаты с игрушками.Задание. На этой картине изображена детская комната Алеши. В ней много разных предметов и игрушек. Расскажи о том, где находится каждый предмет. Используй слова –предлоги и наречия на, под, перед, вверху, внизу, слева, справа и др. Если ребенок затрудняется определить местонахождение предмета, помогите ему наводящими вопросами.
Д/и «Сравни два плана комнаты»
Материал. Рисунок с изображением комнаты, два плана комнаты.Задание. Посмотри на рисунок комнаты. А теперь сравни два плана комнаты. Какой из них верный?
Д/и «Игра с обручами»
Материал. Три разноцветных обруча, набор кубиков.На полу располагаются три разноцветных обруча –красный, желтый и зеленый –так, что все они попарно пересекаются.Воспитатель говорит:-Положите красный кубик так, чтобы он был внутри красного обруча, но снаружи желтогои зеленого.-Положите желтый кубик так, чтобы он был внутри желтого обруча, но снаружи зеленого и красного.-Положите зеленый кубик так, чтобы он был внутри зеленого обруча, но снаружи желтого и красного.-Какие кубики находятся вне красного обруча, вне желтого обруча, вне зеленого обруча?Второй вариант игры.-Положите красный кубик так, чтобы он был одновременно внутри красного и внутри желтого обручей, но снаружи зеленого.-Положите желтый кубик так, чтобы он был одновременно внутри красного, желтого и зеленого обручей.-Зеленый кубик положите тек, чтобы он был одновременно снаружи красного, желтого и зеленого обручей.-Какие кубики лежат внутри красного обруча, желтого, зеленого?-Какие кубики лежат вне красного, вне желтого, вне зеленого обруча?
Д/и «Секреты»
Материал. План участка детского сада. На плане схематически изображены предметы: песочница, веранда, дом, стол, качели, клумба и т. п., игрушки секреты, красные кружки, которыми на плане отмечаются расположения секретов.
Ход игры.
Дети выходят на участок. Воспитатель показывает и рассматривает с детьми план участка, устанавливается соответствие изображений на плане с реальными предметами.Воспитатель говорит детям, что на участке спрятаны секреты, а на плане красными кружками обозначены места, где секреты находятся. Двое-трое детей начинают искать эти секреты. Каждый ребенок ищет свой секрет (ориентируется по своему кружку). Вы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возрастявляется очень важным периодом с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. От того, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка,во многом зависит его будущее. Своевременное формирование пространственных функций для детского развития представляет исключительную значимость. Установлено, что,несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, недостаточность этих функций обусловливает трудности, испытываемых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике, русскому языку и формированию навыков письма, а так же при обучении чтению.В связи с этим проблема формирования пространственных представлений являетсяочень актуальной. Н. Я. Семаго указывает на то, что работа по формированию пространственных представлений состоит из двух разделов, включающих 7 последовательных этапов. Каждый из этапов представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребенка и как бы повторяет нормативное овладение ребенком пространственными представлениями в ходе его развития. Структура заданий от этапа к этапу усложняется.
Раздел 1. Формирование собственно пространственных представлений.
Пользоваться здесь нужно всем богатым

арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ и т.д.
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений.
Этот этап посвящен формированию в первую очередь числовых порядковых, временных и через них —иных квазипространственных и собственно лингвистических представлений. Таким образом, именно на, этом этапе формируется общность представлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях. Одновременно происходит закрепление материала предыдущих этапов.Приведу некоторые приёмы, игры и упражнения, направленные на развитие пространственного восприятия и формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
1
.Кто внимательный.
Цель: Формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по образцу; учить внимательно следить за действиями взрослого; развивать способность самостоятельно анализировать образец, используя не только пространственные представления, но и представления о форме, величине и цвете.
Оборудование.Наборы строителя по количеству детей.
Ход игры(проводится индивидуально или подгруппами).
1-й вариант.
Педагог сажает перед собой (напротив) ребенка и выкладывает 4-6 элементов строителя. Предлагает ребенку делать так, как он, выполняя любую произвольную конструкцию. В процессе работы педагог сопоставляет жестом положение одинаковых элементов, уточняет их пространственное расположение. Затем строит другую конструкцию из тех же элементов, меняя лишь их положение. Ребенок повторяет действия. Педагог дает оценку выполнения ребенком задания: «Молодец, ты внимательный, все построил правильно».
2-й вариант.
Педагог выполняет постройку за экраном. Ребенок должен самостоятельно проанализировать образец, выделяя форму, величину элементов и их пространственное расположение, и воспроизвести конструкцию.
2.
Внизу -наверху.
Цель.Формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов; показать, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться.
Оборудование.Два мяча, две куклы, кукольный стул, детский стул, большой стул и стол.
Ход игры.
1-й вариант.
Перед сидящими в кругу детьми ставятся стулья: кукольный, детский, большой и стол, один мяч кладется на пол, другой на кукольный стул. Педагог указывает на лежащий на полу мяч и спрашивает: «Где этот мяч? Внизу? Наверху?» если дети немогут ответить, педагог говорит: «Этот мяч внизу».Тот же вопрос задается относительно мяча на стуле. Мячи перекладываются, и вопросы повторяются. Затем мяч перекладывается с кукольного стула на большой стул и т. д.
2-й вариант.
Игра проводится с куклами.
3.
Положи верно.
Цель.Учить переносить пространственные отношения между предметами с объема на плоскостное изображение, развивать внимание, подражание.
Оборудование.Набор предметов и их плоскостных изображений (шары, кубы, треугольные призмы, бруски, кирпичики), мелкие сюжетные игрушки по числу играющих.
Ход игры(проводится сначала индивидуально, а затем подгруппами).
Педагог садится за маленький стол напротив ребенка, берет два объемных предмета, например куб и шар, дает ребенку плоскостные изображения этих предметов (круг и квадрат) и просит его подложить данные изображения к предметам. Потом предлагает действовать по подражанию («Делай, как я») и ставит шарик на кубик. Ребенок воспроизводит эти отношения плоскостными формами. Если он затрудняется, педагог помогает ему, указывая жестом направление в перемещении форм, и говорит: «Правильно, шарик на кубике. (Показывает на свой образец.) И у тебя также». (Показывает на то, что сделал ребенок.) потом меняет предметы местами, каждый раз фиксируя результат в слове. Таким же образом моделируются отношения и между другими предметами.
4.
Сделай картинку.
Цель.Закреплять умение различать и называть пространственные отношения: на, над, под; упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под.
Оборудование.Изображение дерева на большом листе бумаги, плоскостные солнышко, грибы, облако, белка, птица, цветок, пчела.
Ход игры.
Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину. Вывешивается изображение дерева и различных предметов: грибы, ежик, цветок, солнышко, пчела и т.д. “Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом.” Постепенно дети составляют на доске картинку, комментируя свои действия («Ежик под деревом», «Облако над деревом»).
5.
Угадай, кто за кем.
Цель.Формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед»; познакомить со словом «заслонять».
Оборудование.Различные игрушки.
Ход игры.
1-й вариант.
Игрушки стоят на столе у педагога. Он просит детей посмотреть, что находится на столе, и закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их немного в сторону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза и обнаруживают,что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола. Куда же делись игрушки?» -говорит педагог. Если кто-то из детей догадается, педагог удивленно говорит: «Ах, я встала и заслонила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив пропавшие игрушки, объясняет причину их исчезновения.После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу двоих детей: одного –высокого, крупного, другого –маленького. Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда маленький встает за спину большого. Итоги игры педагог обсуждает с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней видно: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не может большего».
2-й вариант.
Проводится игра «в прятки». Один ребенок прячется, а остальные дети под руководством педагога ищут его, последовательно осматривая в комнате мебель.
6.
Кто за кем?
Цель.Познакомить с понятиями «спереди», «сзади»; учить употреблять в активной речи слова «спереди», «сзади».
Ход игры.
Дети строятся в колонну. Педагог: «Кто стоит перед Ваней?» (Саша). Как можно сказать по-другому? (Саша стоит спереди от Вани). Где по отношению к Саше стоит Ваня? (Ваня стоит сзади Саши). Как можно сказать по-другому? (Ваня стоит за Сашей). (Аналогичная работа проводится с каждым ребенком).Педагог предлагает детям повернуться на 180 градусов. Аналогичная работа. Затем дети поворачиваются на 90 градусов. Педагог: «Ребята, посмотрите и скажите, какие предметы находятся спереди от вас? А какие предметы находятся сзади от вас?».
7.
Передай мяч назад. 
Цель.Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства (точка отсчета –тело); употреблять в активной речи слова «слева», «справа», «сверху».
Оборудование.Мяч.
Ход игры.
Дети строятся в колонну. Первый передает мяч ребенку, стоящему за ним. Когда мяч окажется у последнего ребенка, он бежит в начало колонны, оказывается первым и передает мяч назад. По команде взрослого мяч передается сверху, слева, справа. Сначала детям предлагается проговаривать название направления, в котором они передают мяч.
8.
Рассели жильцов.
Цель.Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости; употреблять в речи слова «справа», «слева», «наверху», «внизу».
Оборудование.Макет дома с четырьмя окнами: вверху, внизу, слева, справа. Плоскостные изображения зверей.
Ход игры.
Педагог говорит детям о том, что однажды разные звери собрались и решили жить вместе. И построили себе дом. (На доске выставляются макет дома и изображения зверей). А потом стали спорить, кто где будет жить. Педагог: «Давайте поможем зверям заселиться в дом». «Ежик будет жить справа». Один из детей помещает ежика в окно справа. Аналогично проводится работа с остальными зверями. В конце игры педагог спрашивает детей: «Где живет ежик? Где живет лягушка?» и т. д.Для игры «Рассели жильцов» можно использовать мягкий конструктор. он хорош тем, что первоначально сам домик для животных можно сконструировать совместно с детьми, а затем уже «заселять в него жильцов».
9.
 Найди по описанию.
Цель.Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости листа; знание названий направлений пространства, геометрических форм; развивать внимание.
Оборудование:карточки с изображением геометрических фигур, расположенных в середине листа, левом и правом верхних и нижних углах.
Ход игры:
На доске выставляются 3-5 карточек с изображением геометрических фигур. Детям предлагается внимательно слушая педагога, найти на доске подходящую к описанию карточку. («Найдите картинку, на которой круг в левом верхнем углу, квадрат в правом верхнем, овал в правом нижнем, а ромб в левом нижнем»). Игра продолжается до тех пор, пока на доске не останется одна карточка.

10.
Игра с обручами.
Цель.Закреплять понятия «внутри», «снаружи», «около», «между»; развивать пространственную ориентировку, внимание, быстроту реакции.
Оборудование.Два больших обруча.
Ход игры(проводится подгруппами по 3-5 человек).
На пол на расстоянии 1,5 м друг от друга кладется два обруча. По сигналу педагога «Внутрь» дети должны вбежать внутрь обручей, на сигнал «Между» -присесть между обручами; на сигнал «Снаружи» -выбежать за пределы кругов.
11.
Сыщики.
Цель.Закреплять умение осуществлять движения в заданном направлении пространства, развивать внимание и запоминание; закреплять навык количественного счета.
Оборудование.Цветные квадраты размером 20 см×20 см, картинки с изображением различных предметов, круг красного цвета диаметром 20 см.

Ход игры.

Педагог кладет на пол в середину красный круг и по четырем направлениям пространства (лево, право, вперед, назад) раскладывает от круга цветные квадраты на расстоянии 40 см друг от друга.Детям предлагается искать картинки по инструкции педагога («Нужно пройти три шага влево», «Сделай два шага назад» и т. д.). Красный круг обозначает начальную точку отсчета. Если ребенок двигается верно, то под цветным квадратом он находит предметную картинку.
Настольный вариант игры «Сыщики»: дети с помощью фишек передвигаются по полю с клетками. В определенных клетках расположены изображения предметов. Если ребенок по инструкции педагога передвигал фишку верно, то он «находит» предмет.Необходимо так же отметить, что в работу по развитию пространственного восприятия и формированию пространственных представлений нужно включать упражнения и игры по конструированию картинок, разрезанных на части, фигур из палочек, кубиков Никитина. Данные упражнения развивают способность перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способность соотносить части и целое.Картотека дидактических игр для формирования пространственных представлений у дошкольников.
Д/и «Незнайка в лесу»
Воспитатель. Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает: «Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник.Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползет под веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом». И т. д.Дети должны исправить ошибки Незнайки.
Д/и «Где мячик?»
Материал. Лист бумаги с нарисованной сеткой, «мячик» (кружочек).
Ход игры.
-Покатился мячик в самую середину листа. Положите туда «мячик» (кружочек).-Покатился «мячик» на один квадрат вверх. Где теперь «мячик»?-Потом он покатился на один квадрат вправо. Где теперь «мячик»? (На один квадрат вниз и на один влево и т. п.)Воспитатель диктует, дети передвигают «мячик». Более сложный вариант игры –следить глазами и лишь в конце указать местонахождение «мячика». Побеждает тот, кто правильно назовет, где лежит мячик.
Д/и «Угадай, где звенит колокольчик»
Воспитатель вызывает ребенка и звонит возле него в колокольчик, затем предлагает ему закрыть глаза и определить на слух, где звенит колокольчик: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Д/и «Динамические картинки»
Материал. Фланелеграф, картинки.
Ход игры.
На магнитной доске или фланелеграфе выставляется елка. К доске выходят по желанию 9 человек. Каждый получает свою картинку: березку, кустик, грибок, зайца, белку, ворону, лису, ежа, домик. Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию:–Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.Назначается ведущий, по заданию которого дети располагают свои картинки:Березка справа от елки. Ворона под елкой.Заяц слева от елки. Лиса идет к елке.Куст перед елкой. Ежик идет от елки.Грибок под елкой. Домик за елкой.Белка на елке.В менее подготовленных группах роль ведущего может выполнять воспитатель. Если позволит время, в создание картинки можно включить и остальных детей:–Изменим положение вещей: пусть белка будет слева от березки, а кустик –справа от нее.–Пусть зайчик будет справа от ежика, а лиса –слева. И т. д.
Д/и «Птичка и кошка»
Цель. Усвоение предлогов, имеющих пространственное значение.Оборудование: лист бумаги, дерево, птичка, кошка.Воспитатель говорит: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».
Д/и «Путаница»
Цель. Закрепить различение частей тела, определение сторон на самом себе, различение левой и правой руки.
Ход игры.
Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянутся левой рукой до правого носка, а правой рукой –до левой пятки и т. д.
Д/и «Запрещенное движение»
Воспитатель предлагает выполнить движения, называя различное положение рук, при этом дети должны быть внимательны и не выполнять «запрещенное движение». Например, «руки вверх». Ребенок, допустивший ошибку, выходит из игры.
Д/и «Встань, как я скажу»
Воспитатель сообщает детям о том, что они будут учиться находить место, которое он укажет, и называть свое место среди других детей. Он по очереди вызывает ребят и указывает, где они должны стоять: Наташа, встань впереди меня! Алеша, встань впереди Наташи! Кирилл, встань сзади Наташи! Олег, встань позади меня! Никита, встань между Олегом и Наташей! и т. д. Всего вызывает 5-6 детей. В заключении каждому ребенку воспитатель предлагает назвать, где он стоит. Если дети затрудняются, педагог дает образец: «Я стою сзади Наташи и впереди Олега».Другой вариант игры.Дети разбиваются на пары, каждый раз играют двое детей. Один ребенок стоит, другой выполняет команды воспитателя, становясь впереди, сзади, слева, справа, сбоку, около, недалеко от второго игрока и т. д. Затем игроки меняются местами.
Д/и «Угадай, что придумали взрослые?»
Ход игры.
Воспитатель говорит: «Взрослые придумали очень много знаков, чтобы водителям было удобно и безопасно ездить по дорогам. Угадайте, какой знак придумали взрослые, чтобы шофер понял, что недалеко от дороги есть столовая? Какой знак подскажет шоферу, что недалеко находится врач (медпункт, что здесь можно починить машину или заправиться бензином, если он в пути кончился?» Можно вспомнить какие знаки размещают на дороге, чтобы оповестить шофера о том, что близко школа, и чтобы он вел машину осторожнее и был внимательнее; о том, что на дорогу могут выйти животные из леса; какие знаки предупреждают о возможных опасностях в пути –крутой поворот, близость железной дороги и т. п.Нужно дать ребенку пофантазировать и предупредить о том, что машина обычно мчится быстро и поэтому изображение знака состоит лишь из 1 –2 предметов. Если ребенок не сразу отгадал значение того или иного знака, предложить ему немного подумать, а потом можно и подсказать. Рассказать ребенку, что подобными знаками пользуются все шоферы и в нашем городе, и во всей стране, и даже в других странах.После подобной игры –беседы дети будут обращать внимание на дорожные знаки, попадающие на пути, и стараться отгадывать их значения.
Д/и «Веселые человечки»
Материал. Картинки с изображением детей в разных позах, карточки со схематическим изображение детей, счетные палочки.
Задание.
1)К каждому человечку найти соответствующую схему.
2)К каждой картинке выложить схему из палочек.

Д/и «Расскажи, где, что (кто) находится?»
Материал. Картинки с изображением детской комнаты с игрушками.Задание. На этой картине изображена детская комната Алеши. В ней много разных предметов и игрушек. Расскажи о том, где находится каждый предмет. Используй слова –предлоги и наречия на, под, перед, вверху, внизу, слева, справа и др. Если ребенок затрудняется определить местонахождение предмета, помогите ему наводящими вопросами.
Д/и «Сравни два плана комнаты»
Материал. Рисунок с изображением комнаты, два плана комнаты.Задание. Посмотри на рисунок комнаты. А теперь сравни два плана комнаты. Какой из них верный?
Д/и «Игра с обручами»
Материал. Три разноцветных обруча, набор кубиков.На полу располагаются три разноцветных обруча –красный, желтый и зеленый –так, что все они попарно пересекаются.Воспитатель говорит:-Положите красный кубик так, чтобы он был внутри красного обруча, но снаружи желтогои зеленого.-Положите желтый кубик так, чтобы он был внутри желтого обруча, но снаружи зеленого и красного.-Положите зеленый кубик так, чтобы он был внутри зеленого обруча, но снаружи желтого и красного.-Какие кубики находятся вне красного обруча, вне желтого обруча, вне зеленого обруча?Второй вариант игры.-Положите красный кубик так, чтобы он был одновременно внутри красного и внутри желтого обручей, но снаружи зеленого.-Положите желтый кубик так, чтобы он был одновременно внутри красного, желтого и зеленого обручей.-Зеленый кубик положите тек, чтобы он был одновременно снаружи красного, желтого и зеленого обручей.-Какие кубики лежат внутри красного обруча, желтого, зеленого?-Какие кубики лежат вне красного, вне желтого, вне зеленого обруча?
Д/и «Секреты»
Материал. План участка детского сада. На плане схематически изображены предметы: песочница, веранда, дом, стол, качели, клумба и т. п., игрушки секреты, красные кружки, которыми на плане отмечаются расположения секретов.
Ход игры.
Дети выходят на участок. Воспитатель показывает и рассматривает с детьми план участка, устанавливается соответствие изображений на плане с реальными предметами.Воспитатель говорит детям, что на участке спрятаны секреты, а на плане красными кружками обозначены места, где секреты находятся. Двое-трое детей начинают искать эти секреты. Каждый ребенок ищет свой секрет (ориентируется по своему кружку). Выигрывает тот, кто быстрей отыщет свой секрет
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...

Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ  экологической  культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении,  в ощущении владения с...

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей  дошкольного возраста...

Статья "Игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Статья "Игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста"...

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста....