Организация воспитательно-образовательной работы с детьми по экологическому воспитанию
консультация

Воспитание у дошкольников экологической культуры, понимания значения чистоты, красоты и порядка в окружающем мире, умения грамотно и безопасно для окружающей среды использовать некоторые материалы в хозяйственной деятельности человека, является важным направлением организации воспитательно-образовательной работы в условиях детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Организация воспитательно-образовательной работы с детьми по экологическому воспитанию

Экологическое воспитание – важный аспект организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Согласно целевым ориентирам ФГОС, на завершении дошкольного образования «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстниками, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет … Обладает элементарными знаниями из области живой природы, естествознания … способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности…». Организация работы с детьми по экологическому воспитанию способствует достижению выше изложенной цели.

Цель экологического воспитания детей в дошкольном учреждении заключается в формировании начал экологической культуры, грамотного отношения к природе, с девизом «не навреди». Ее реализация возможна при условии последовательного, систематического, доступного, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, воспитания. Формирование элементарных знаний экологического характера в дальнейшем будут определять мотивы поступков и поведения дошкольников в природе, позволят воспитать их добрыми, отзывчивыми, любить и беречь природу.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособляемости к ней, о человеке, как части природы, об использовании природных ресурсов, загрязнении природной среды. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для проработки грамотного отношения дошкольников к окружающему миру. Носит социально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами, не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения. Ребенок познает окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности, которые формируют его личность.

Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Дошкольное учреждение, как информационно-культурная и образовательная структура, способно реализовать основные принципы устойчивого развития и стать действующей моделью по формированию основ экологической культуры своих воспитанников.

Ряд авторов утверждают, что система экологического образования в детском саду является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения, а саму экологическую культуру рассматривают в контексте нового способа соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого ее познания (Н.Ф. Мамедов, Н.С. Дежникова, Н.Ф. Винокурова и др.).

В связи с изменениями, происходящими сегодня в обществе, современное дошкольное образование ориентировано не на получение детьми огромного количества знаний, а на формирование у детей дошкольного возраста интегративных качеств: личностных, интеллектуальных, физических. Достижение системой дошкольного образования нового качественного результата является на сегодняшний день ее приоритетной задачей. Интегративный подход к организации образовательного процесса ставит педагогов перед необходимостью осваивать и внедрять в свою работу новые педагогические технологии, методики, образовательные программы, отвечающие запросу современного образования. 

Технология экологического образования детей дошкольного возраста направлена на комплексное решение задач экологического образования дошкольников через экологизацию различных видов детской деятельности и экологизацию развивающей предметной среды, а также на формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста в процессе разнообразных видов деятельности дошкольников экологического содержания.

Технология экологического воспитания дошкольников учитывает возраст детей, климатические условия, животные и растения определенной местности, время года. Формы и методы работы с детьми в рамках экологической технологии разнообразны, это и непрерывная образовательная деятельность, циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение календарных наблюдений, экспериментирование, целевые прогулки, экологические выставки, экскурсии, турпоходы.

Экологическая технология включает использование на протяжении всего дошкольного детства литературных произведений, посвященных экологической грамотности детей, которые достоверно отражают специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относится ко всему живому:

Таким образом, воспитание у дошкольников экологической культуры, понимания значения чистоты, красоты и порядка в окружающем мире, умения грамотно и безопасно для окружающей среды использовать некоторые материалы в хозяйственной деятельности человека, является важным направлением организации воспитательно-образовательной работы в условиях детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с позиции гендерного воспитания (опыт работы, 1 мл.группа)

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть доста...

Основные формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

1.Организованная образовательная деятельность (занятия)2.Экскурсии3.Экологические праздники и досуги4.Экологические акции5.Ознакомление детей с природой в повседневной жизни6.Труд детей в природе7.Раб...

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

Воспитание любви к природе - одна из главных задач современной дошкольной образовательной организации. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы в...

«Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию.»

Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно восп...

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

         Каким будет наш мир? - во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, к...

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Цели и задачи экологического воспитания детей:Ознакомление с природой и природными явлениями.Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.Формирование первичных...

Активные формы работы с детьми по экологическому воспитанию «Организация природоохранных акций «Защити птиц и животных»

Формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных....