Статья" Формирование нравственных качеств личности дошкольников в процессе экономического воспитания".
статья

Кудряшова Наталья Александровна

В центре внимания данной статьи находится проблема формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания. Рассматриваются педагогические условия, способствующие эффективности данного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н. А. Кудряшова,

воспитатель,

 г. Козьмодемьянск

МДОУ д/с № 6 " Светлячок"

Формирование нравственных качеств  личности дошкольников в процессе экономического воспитания.

Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на современное воспитание и образование молодого поколения нашей страны. С каждым годом меняются идеи, ценности, целевые установки, поменялись  оценки качеств личности, на которые ориентировались и дети, и взрослые. Нашим детям предстоит жить в новых условиях, овладевать новыми профессиями, требующими иных знаний, профессиональных и личностных качеств. Поэтому  экономическое воспитание необходимо и актуально с детских лет. Россия все активнее входит в товарно денежные отношения и происходит становление рыночного механизма хозяйствования. Возникает вопрос, нужно ли знакомить дошкольников с понятием «деньги» и когда? Безусловно, да, но с учетом возрастных возможностей развития познавательной деятельности дошкольника. А также необходимо вводить ребёнка  в мир экономических отношений, поскольку это отношения между людьми, которые должны освоить дети еще в дошкольном возрасте.
Поэтому при формировании у дошкольников экономических представлений, необходимо особый акцент сделать на взаимосвязи с нравственным воспитанием. У подрастающего поколения в условиях рыночной  экономики представления о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой.
 Для того,  чтобы  процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста  сделать более эффективным, нужно  создать экономически воспитывающую среду, направленную на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования этих первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка. Нравственная сторона играет особую роль в экономическом воспитании. Но одно лишь наличие знаний и представлений об экономике не может говорить о том, что ребенок умеет правильно их применять в жизни. Здесь срабатывает сразу другая сторона - нравственная, которая помогает ребенку разобраться в сложившейся ситуации. Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск эффективных путей развития личности дошкольника, в том числе и его нравственно-экономического воспитания.
Перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников является привлечение детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций, когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности. Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Для того , чтобы ребенок научился ценить труд других людей, приобщился к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов ,должно быть  повседневное участие в нравственном деле. Выход из этого положения - продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Значение продуктивной деятельности для экономического воспитания дошкольников состоит в том, что в ее процессе развивается «чувство инициативы», стремление к созидательной активности, волевому усилию, а также принятию и реализации цели в соответствии с заданными стандартами..В заключение можно сказать, что период дошкольного детства является  наиболее благоприятным для нравственного становления личности. А так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые  качества личности, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее. Появление экономически грамотного и нравственно устойчивого поколения обеспечит нравственный иммунитет к влиянию негативных факторов социальной среды и социальную стойкость.

Литература:

  1. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью[Текст]: учеб.пособие /. М.: Просвещение, 1996.- 130 с.
  2. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. М.: Изд. центр «Академия», 2002. С. 91).
  3. Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.93.
  4. Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика [Текст]: учеб.пособие /. М.: Просвещение, 1996.- 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное развитие дошкольников в процессе игровой деятельности

Я предлагаю несколько игр для развития нравственных качеств среди дошкольников, которые можно использовать воспитателям ДОУ. Они просты, не требуют длительной подготовки, но очень хорошо формируют пол...

Педагогический опыт работы на тему: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Нравственное воспитание подростающего поколения в процессе экологического воспитания....

Презентация педагогический опыт работы: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Выступление на заседании «Школа молодого педагога»: «Становление нравственных качеств личности дошкольников в процессе патриотического воспитания»

Рекомендации для молодых педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию – взаимодействие взрослого и детей (Педагог-Ребенок-Родитель) в совместной деятельности и общении, направленное на ра...