План самообразования «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников»
материал (старшая группа)

Сулейманова Резеда Тагировна

Актуальность:

 

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.  

 

Цель:    развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки.

 Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную,   справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).

-Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.

-Систематизировать опыт работы по теме.

-Подготовить материал для работы с детьми.

- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

- Разработать картотеки по развитию речи.

-  Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

- Разработать систему мероприятий для детей младшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план работы самообразования33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа самообразования воспитателя

«Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников»

                                                                                                        Воспитатель:

                                                                                                        Сулейманова Р.Т

Актуальность: 

 

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.  

Цель:    развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки.

 Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную,   справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).

-Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.

-Систематизировать опыт работы по теме.

-Подготовить материал для работы с детьми.

- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

- Разработать картотеки по развитию речи.

-  Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

- Разработать систему мероприятий для детей младшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

План работы по самообразованию на 2017-2018 год.

Сроки

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2017 г.

Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников»

1.  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой М.2015г.

2.Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5.  «Занятия по развитию речи» В.В.Гербова (младшая  группа).  «Мозаика-синтез» Москва 2008 г.

6. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

Анкетирование, самоанализ

                                       

 Отбор необходимой литературы

Октябрь

2017 г.

 Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Апробация форм работы с родителями

 

Повышение педагогической компетенции.

Повышение педагогической компетенции родителей по теме.

 Создание предметно-развивающей среды в группе

 Консультация для родителей «Расскажи мне сказку мама!»

Ноябрь

2017 г.

Участие в методической работе ДОУ

Апробация форм работы с детьми

 Открытая ООД

Беседа с детьми по теме, просмотр презентации

  Инсценировка сказки «Курочка Ряба»

Просмотр презентации «Что такое сказка?»

Декабрь

2017 г.

 Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи детей младших дошкольников»

Апробация форм работы с детьми

 Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

 Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001

 

Досуг

 Изготовление дидактических игр «Отгадай сказку», «Расскажи сказку по картинке».

«Путешествие по сказочной стране»

 

Январь

2018 г.

Апробация форм работы с родителями.

Апробация форм работы с детьми

Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам сказка, как средство развития речи.

Творческий вечер

 Круглый стол для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку»

Рисунки и аппликации по сказкам «Колобок», «Курочка Ряба»

Февраль

2018 г.

Разработка программно-методического обеспечения пед. процесса.

Апробация форм работы с родителями

Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам.

Повышение педагогической компетенции родителей по теме.

- Оформление картотеки «Пальчиковые игры – герои сказок».

- Мастер класс для родителей «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

Март

2018 г

Подбор литературы для родителей.

Апробация форм работы с детьми

 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

Беседа по сказкам

Рекомендации для родителей Как выбрать полезную сказку для малыша»

Викторина сказок.

Апрель

2018 г.

Участие в методической работе ДОУ

Апробация форм работы с родителями

Апробация форм работы с детьми

Повышение профессионального уровня.

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Семинар-практикум для педагогов по развитию речи через сказку младших дошкольников.

Изготовление книжек-малышек.

Выставка книг «Моя любимая сказка»

Май

2018 г.

Апробация форм работы с детьми

Обобщение опыта

Разработка конспектов, подбор игрового материала.

Публикация на сайте

Театрализация сказки «Маша и медведь»

Совместное с родителями развлечение «В гостях у сказки»

           План работы по самообразованию на 2019-2020 год.

Сроки

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2019г.

 Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников»

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.

2.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

3.Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс, 2000

4.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004

5.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.

 Анкетирование, самоанализ

                                       

 Отбор необходимой литературы

Октябрь

2019 г.

Изучение передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме.

Просмотр видео занятий.

  Изучение материалов на интернет ресурсах www.cka3ka-iks.ru, vashpsixolog.ru,  

Просмотр видео тренинга «Обыкновенное Чудо Сказкотерапии»

  Изготовление папки передвижки «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»

Ноябрь

2019 г.

Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Апробация форм работы с родителями

 Пополнение предметно-развивающей среды в группе

Повышение педагогической компетенции родителей по теме.

 Изготовление пальчикового театра «Колобок», «Репка». Масок по сказке «Теремок».

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Декабрь

2019 г.

 Изучение инновационных форм работы с детьми

 Апробация форм работы с родителями и детьми.

 Разработка конспектов, подбор игрового материала.

 

Разработка конспектов, подбор игрового материала.

 Чтение и обсуждение сказки «Теремок»

Открытая ООД  «Наша сказка хороша»

Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок

Родительское собрание «Путешествие по сказкам»

Январь

2019 г.

 Изучение методической литературы и периодической печати

 

Апробация форм работы с родителями

Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам развития речи.

Беседа по теме с родителями.

Консультация «Как выбрать полезную сказку для малыша»

Изготовление масок, атрибутов для театрализованной деятельности.

Февраль

2019 г.

 Обобщение опыта на уровне ДОУ

 Изучение новых форм работы с родителями

- Интернет – ресурсы.
- Международный образовательный портал МААМ. RU – 
http://www.maam.ru
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - http:// nsportal.ru

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

-Методические рекомендации  для педагогов  «Как применять цитаты из сказок в режимных моментах»

Рубрика советов в уголке для родителей с советами «Как организовать чтение сказок в домашних условиях» (Тема-Личная библиотека вашего ребенка)

Март

2019 г

Апробация форм работы с детьми

 

Апробация форм работы с родителями

 Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

 Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

 Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

НОД с использованием ТРИЗ «В гостях у сказки»

Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок.

Апрель

2019 г.

 Обобщение педагогического опыта на уровне ДОУ

Апробация форм работы с родителями

Апробация форм работы с детьми

Повышение профессионального уровня.

-

Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

Подготовка картотеки для детей.

 Выставка для родителей и педагогов

дидактических игр  и пособий на тему «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников»

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

«Репка»

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Май

2019 г.

 Апробация форм работы с детьми и родителями

Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете.

Организация выставки.

Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к викторине.

 Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Викторина сказок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

Программа самообразования "Сказка, как средство развития речи младших дошкольников"

Программа самообразования "Сказка, как средство развития речи младших дошкольников" разработана на два учебных года....

План самообразования «Театр – как средство развития речи у дошкольников»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее.Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банкжизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы ос...

Сказка, как средство развития речи младших дошкольников

Сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие, они способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, дают возможность...

Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников

В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....

Презентация "Сказка как средство развития речи младших дошкольников"

Сказка - удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому.В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как...