Индивидуальный план по самообразованию На 2024/2025 учебный год тема: «Развитие мелкой моторики – как средство развития речи младших дошкольников.»
материал по развитию речи (младшая группа)

Громова Кристина Михайловна

Актуальность темы.

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Детям бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими». И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_plan_2024.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Русалочка»

г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31

                   

Индивидуальный план по самообразованию

На 2024/2025 учебный год

тема:

«Развитие мелкой моторики – как средство развития речи младших дошкольников.»

Разработала воспитатель:

                                                                             Кондраченкова К.М.

                                                                            Первая младшая группа

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук  у детей дошкольного возраста. Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Актуальность темы.

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Детям бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими». И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Форма отчета:

мастер-класс для родителей;

- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

- массаж кистей рук;

- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

- лепка из пластилина с использование природного материала;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов

- пальчиковый театр;

- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

- нетрадиционные техники рисования;

- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки Кюизенера.

- различные виды аппликаций

- рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты

- дидактические игры; доска «геометрик»

- шнуровка

- игры с мелкими предметами.

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук (младшего и среднего возраста).

3. Подготовить консультации для родителей

Время проведения

Название мероприятия

Работа с родителями

сентябрь

Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Мастер-класс  «Пальчиковая театральная игрушка»

октябрь

Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у малышей».

Консультация для родителей  «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

ноябрь

Памятка «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», 

декабрь

Консультация для родителей «Важные факторы в развитие мелкой моторики»

 Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика»

январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

февраль

Памятка для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

март

Консультация для родителей «Игровой самомассаж для кистей и пальцев»

Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».

апрель

Мастер-класс «Развиваем пальчики, развиваем ум»

май

Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Работа с детьми

В теч. года

Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей.

В теч. года

  • Обучение детей игре «Шнуровка».
  • Разбор красной и белой фасоли, горох, рис, макароны.
  • Рисование кистью, ватными палочками, губкой. 
  • Изображение пальцами различных фигур

«Флажок»«Очки»«Бинокль»«Стол»«Стул»«Замок»

  • Конструирование из палочек Кюизенера 
  • Штриховка рисунков
  • Лепка из пластилина
  • Учить детей одевать и раздевать кукол.
  • Конструирование из разных видов конструкторов.
  • Настольные игры «Собери картинку» (крупные пазлы, мозаика).
  • Игра с прищепками «Маленькие помощники»
  • Учить детей выкладывать простые узоры из ниток, веревочек
  • Игра «Шнуровка», «Геомерик»
  • Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок»
  • Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
  • Самомассаж грецким орехом (Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех. О. И. Крепенчук)
  • Учить детей изображать пальчиками различные фигуры
  • "Пальчиковый театр".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников"

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей до...

План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры....

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...