"Развитие первичных этических инстанций у детей дошкольного возраста" (на примере просмотра мультипликационных фильмов).
статья (средняя группа)

Статья о формировании первичных этических инстанций у детей дошкольного возраста (на примере просмотра мультипликационных фильмов). 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЭТИЧЕСКИХ ИНСТАНЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

(на примере просмотра мультипликационных фильмов) 

Шурганова Виктория Геннадьевна,

воспитатель Гимназии им. Е.М.Примакова

Одинцовский район Московская обл.

Дошкольное детство – волшебная страна, в которой все желания непременно сбываются. Детство-добрая сказка, очутившись в которой начинаешь верить в чудеса. В то, что добро, обязательно победит зло. И почему то именно в детстве: светит самое яркое солнце; растут самые большие деревья; цветут самые красивые цветы, с самыми прекрасными ароматами; самые сладкие карамельки, самое бездонное небо (когда висишь на трубе, вниз головой, наблюдая за проплывающими волшебными облаками-кораблями); идет самый сильный и самый тёплый дождь, а после дождя можно побегать по лужам и просто быть самым счастливым, а после наблюдать самую прекрасную и разноцветную радугу.

В нашей работе мы рассматриваем «этические представления» ребенка, как обобщенный образ, форму знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру. Проблема морально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста рассматривалась в трудах отечественных (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец С.Г. Якобсон, В.Г.Щур и др.) и зарубежных исследователей (Ж.Пиаже, Л.Колбер, Г.Айзенг, А.Бандура, Р.Уол.).

На формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста влияет вся социальная ситуация развития ребёнка в целом, то есть всё многообразие отношений, в которые, по мнению Л.С. Выготского, включён индивид.

В современное время, высоким потенциалом в формировании этических представлений у детей дошкольного возраста обладают мультипликационные фильмы. Проблема влияния «мультиков» на поведение ребенка, его этические представления стала предметом исследования специалистов лишь в последние десятилетия. Ей посвящены работы (Бабиченко Д.Н., Чумичева Р.М и др.)

Нами было проведено исследование, в процессе которого мы выдвинули предположение о том, что в процессе просмотра дошкольником мультипликационных фильмов происходят изменения в общении ребенка со сверстниками; присвоении ребенком ролей в игре (на основе подражания героям мультфильмов); оценке ребенком поведения других детей. Мы подобрали и апробировали свою программу.

             Исследование проводили на базе развивающего центра

«Бонифаций», в нем приняли участие дети среднего и старшего дошкольного возраста, в количестве 9 человек. Оно проходил в две серии, первая серия была проведена с детьми старшего дошкольного возраста, в ней приняли участие дети в количестве 5 человек. Вторая серия была проведена с детьми среднего дошкольного возраста, в ней приняли участие дети в количестве 4 человек.

Суть эксперимента заключалась в показе детям мультипликационных фильмов. В процессе отбора для эксперимента были выбраны два  мультипликационных фильма, один из них отечественный из серии мультфильмов «Приключение кота Леопольда» - «День рождения Леопольда», второй мультфильм зарубежный из серии мультфильмов «Том и Джерри» - «Джерри и зазноба Том», продолжительность м/ф «Том и Джерри»-10 минут; «День рождение кота Леопольда»-8,5 минут. При этом экспериментатор наблюдал за детьми в момент просмотра мультфильмов.

После просмотра мультипликационных фильмов экспериментатор проводил опрос с каждым ребенком. Опрос включал в себя следующие вопросы:

  1. Скажи, как тебя зовут и сколько тебе лет?
  2. Скажи мне, мы сейчас посмотрели мультики, понравились ли они тебе?
  3. В мультфильмах кого ты можешь назвать хорошим, а кого плохим?
  4. Кого ты можешь назвать честным, а кого лживым?
  5. Кого ты можешь назвать добрым, а кого злым в мультиках?
  6. Кого ты можешь назвать справедливым, а кого не справедливым в  мультиках?
  7. А кого ты можешь назвать смелым, а кого трусливым?
  8. А кого ты можешь назвать вежливым?
  9. А ты бы поступал как кто?
  10. А тебе кто больше нравится? В мультиках?

Ответы детей фиксировались как экспериментатором, так и при помощи техники (диктофон).

Для анализа результатов исследования нами были выделены следующие критерии:

-  Продолжительность времени, в течение которого ребенок готов обсуждать после просмотра м/ф;

-   Степень развернутости пояснений в ответе ребенка (или его односложность – «да», «нет»);

- Оценка ребенком личности персонажа и поведения персонажа (как положительного или отрицательного, честного или лживого, доброго или злого, справедливым или несправедливым, смелым или трусливым);

-  Готовность повторять поведение того или иного персонажа ребенком (на вербальном уровне – «А ты бы поступал как кто?);

-  Готовность повторять поведение того или иного персонажа ребенком (на поведенческом уровне – роль каких персонажей хочет взять в игре).

В результате апробирования своей программы мы подтвердили, но не в полной мере, выдвинутое нами предположение исследования.

Во-первых, изменение общение ребенка со сверстниками, после просмотра мультипликационных фильмов было выявлено, что ребенок  старшего дошкольного возраста старается взять на себя роль взрослого и общаться со сверстниками с этой позиции.

Во-вторых, ребенок в игре не всегда реализовывал на поведенческом уровне, которую брал на вербальном уровне.

И в-третьих, ребенок включаясь в общение и игру с детьми давал оценочные суждения действиям сверстников присваивая им (чаще всего) отрицательные качества персонажа.

Также в нашем исследовании мы разработали ряд рекомендация для взрослых, которыми они руководствовались при выборе  и просмотре, мультфильмов:

1.Ограничить ребенка от телевизора по достижению ему 2-2,5 лет.

2.Время просмотра мультфильмов не должно достигать более1,5 часов.

3.Сюжет мультфильма должен строго проконтролировать взрослый, и в нашем понимании должны превалировать отечественные мультфильмы.

4.Учитывать интересы ребенка.

5.Мультфильмы стараться показывать в первую половину дня.

6.Учитывать психическое и физическое здоровье ребенка (на момент демонстрации мультфильма).

7.Находится рядом с ребенком в момент просмотра мультфильма (чтобы контролировать ситуацию, и помочь в возникших затруднениях).

8.После просмотра мультфильма побеседовать ребенка и поинтересоваться о его ощущениях, чувствах и т.д.

Подводя итоги, отметим незавершенность и многочисленные перспективы продолжения данного исследования. Во-первых, важно осуществить подробный анализ и выбор мультипликационных фильмов  для более глубоких интерпретаций полученных эмпирических данных. Во-вторых, можно существенно расширить выборку и задействовать  для участия в исследование  большее количество детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по развитию этических представлений у детей дошкольного возраста

          Перспективное планирование занятий            по развитию этических представлений ...

Перспективное планирование занятий по развитию этических представлений у детей дошкольного возраста

          Перспективное планирование занятий            по развитию этических представлений ...

Конспект занятий по теме: "Использование методики "слово-движение" для развития речи детей дошкольного возраста"на примере потешки «Кошка».

В данной работе представлен материал, на котором дети обучаются эмоциональной образной речи на примере разучивания стихотворения. Каждое (или почти каждое) слово сопровождается движением, демонстрирую...

Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста на примере проекта: “Колыбельная песня как источник мировоззрения детей дошкольного возраста”

Паспорт проектаВид проекта: Познавательно - творческий.Актуальность.В современном мире у детей проявляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом - к знаниям культурных ценностей ...

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на примере работы «Чудеса из пуговиц»

В дошкольном возрасте одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков дошкольников, является недостаточное развитие моторики, которое отрицательно сказывает...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста: Детская студия короткометражных мультипликационных фильмов

Для дошкольников одним из интересных направлений искусства является мультипликация. Дети с удовольствием не только смотрят мультфильмы, но и создают их самостоятельно. Мультстудия – это комплекс...