Эмоционально-личностное развитие детей 4-5 лет.
статья

Великанова Елена Григорьевна

В статье представлены рекомендации для педагогов и родителей по эмоционально-личностному развитию ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalno-lichnostnoe_razvitie_detey_4-5_let.docx37.8 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоционально-личностное развитие детей 4-5 лет.

    Проблема эмоционального развития детей в семье и в дошкольном учреждении актуальна, потому что положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших показателей формирования личности.

   Н. Ежкова, автор системы эмоционального развития детей, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в нее эмоциональных проявлений ребенка, как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой – акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на равных правах с познавательным и действенно-практическим.

  Практика показывает, что дети дошкольного возраста, читая или рассказывая, либо вообще не испытывают такие специфические для устной речи средства выразительности, как жесты, мимика, либо используют их неумело. Например, рассказывают о веселом, но с равнодушным выражением лица или, наоборот, о грустном, печальном – с усмешкой на лице. Дети старшего дошкольного быстро утомляются, непоседливы, вспыльчивы, агрессивны, у них наблюдаются нарушения общения и поведения.

Причины этого:

1. Изменения нашего общества: социально-политические, идеологические и духовные, отражаются на развитии личности ребенка, чья психика чрезвычайно пластична и реактивна по отношению к динамичному ритму жизни и условиям современной жизни, которые обостряют чувствительность маленького человека, повышают уровень его тревожности.

2. Современный ребенок перерабатывает огромное количество информации. Эмоционально-личностному развитию детей во многом способствуют средства коммуникации, которые могут стать источником эмоциональных нарушений у дошкольников, вследствие нерешенности вопроса о дозировании информационного «рациона». По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3–5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, это намного превосходит продолжительность общения со взрослыми и сверстниками. Экран - главный «воспитатель» ребенка. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других, эмоций их напряжены, остры, противоречивы, расплывчаты.

3. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений («Начальная школа – детский сад» «центр развития ребенка – детский сад»), появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

     На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, особенно по сравнению с его       интеллектуальным       развитием.      Но, как справедливо указывали

Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, что согласованное функционирование этих двух сфер, их единство способны обеспечить полноценное развитие ребенка.

     Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

     Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положи-тельных и отрицательных эмоций. Нарушение эмоционального баланса, по мнению Карелиной И.О., ведет к возникновению эмоциональных расстройств, которые, в свою очередь, ведут к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению его социальных контактов.

4. Как подчеркивает Т. И. Бабаева, условием социального развития ребенка выступает его «способность «прочитывать» эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживать и, соответственно, активно на это откли-каться». Поэтому к наиболее часто встречающимся нарушениям в эмоциональном развитии дошкольника относится трудность в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

5. Эмоциональное неблагополучие приводит к физиологическим изменениям в организме.  

     Эмоции и настроение могут влиять даже на иммунную системуЕсли в течение долгого времени вы испытываете злость, тревогу или депрессию, пусть даже эти эмоции будут слабо выраженными, то у вас больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом, кишечной инфекцией.

   В дошкольном возрасте (3–7 лет) проявляются следующие особенности формирования эмоциональной сферы:

  • более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;
  • эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание – представление – действие – эмоция;
  • эмоциональные процессы более управляемы;
  • развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым. При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действий ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;
  • аффект – первое звено в цепочке реакций;
  • происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;
  • самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается;
  • соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности);
  • появляется способность оценивать свое поведение.

Система работы с детьми 4–5 лет по эмоционально-личностному развитию.

Эмоционально-личностное развитие ребенка 4–5 лет необходимо начинать сорганизации развивающей предметно-пространственной среды, с интеграции различных видов деятельности, с обучением детей способами выражения собственных эмоций, с диагностического обследования эмоционального развития детей.

     Решению данных задач способствует следующее содержание работы:

    1.Расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сенсорных стимулов, носящих комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухо-осязательные).

     Для эмоционального развития можно использовать игры:

  • «Кто в домике живет» (распознавание на ощупь предметов различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие).
  • «Вкусно – не вкусно» (мимическое выражение вкусовых ощущений с закрытыми глазами).
  • «Как много запахов вокруг» (мимическое отображение приятных и неприятных запахов с закрытыми глазами).

2.Развитие эмоциональной экспрессии, её механизмов: невербальных (мимических, пантомимических, жестикуляционных) и вербальных (слова, звуки, фразы), по формированию основ выразительности внешних эмоциональных проявлений способствовали эмоционально-экспрессивные игры (воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных героев путем персонификации):

  • «Кошка и котята»
  • «Передай движениями»
  • «Медвежонок»
  • «Ворона»
  • «Кузнечик»
  • «Смелый заяц»
  • «Жадный пес»

Метод имитации детьми различных эмоциональных состояний очень значимв эмоционально-личностном развитии детей 4–5 лет, т. к.:

а) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию;

б) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

в) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет в ряде случаев найти первопричину нервного напряжения;

г) имитация эмоциональных состояний позволяет не только расширить представления детей об эмоциях, умение их дифференцировать и понимать, но и активизировать эмоциональный словарь дошкольников;

д) имитация эмоциональных состояний способствует развитию устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, позволяет произвольно изменять мышечный тонус, что формирует у детей произвольную регуляцию поведения;

е) имитация выполняет важную функцию в социально-эмоциональном развитии дошкольника; с помощью имитации строится образ другого лица и одновременно строится и углубляется представление ребенка о самом себе.

     3. Пополнение эмоционального словаря происходило через употребление слов, обозначающих различное настроение, состояние (удивленный – удивляться, страшный – страшно, злой – злиться, горе – горевать); употребление словосочетаний, отражающих оттенки настроений (не очень злой, совсем не страшно, очень печальный); через обучение подбирать синонимы (радостный – веселый, грустный – печальный, тоскливый), нахождения слов, конкретизирующих эмоциональное состояние: злой (неприятный, грубый, сердитый), весёлый (довольный, смеющийся); через понимание эмоциональных характеристик, представленных в виде фразеологизмов: Маша-растеряша, девочка-привередница, добрый доктор Айболит.

     В работе с детьми используются произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировоззрение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.

Для чтения детям можно порекомендовать следующие произведения:

  • Русские народные сказки: «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
  • К. И. Чуковский: «Тараканище», «Краденое солнце», «Айболит», «Телефон».
  • С. Маршак: «Перчатки», «Котята».
  • А. Барто: «Бычок», «Мячик», «Мишка», «Зайка» и другие.

     В группе оформить для детей «библиотеку» произведений с эмоциональным содержанием.

     4. Обучать детей определять и дифференцировать эмоциональное состояние (радость, грусть, страх, удивление, злость) по внешним признакам, замечать изменение (переходы) в настроении. Развитие эмоциональной идентификации происходит с использованием пиктограмм, игры (например, «Путаница»), пособия «Круг настроений», альбома «Книга настроений».

     5. Для воспитания эмоциональной отзывчивости в работе с детьми могут помочь музыкальные произведения, например, диски с записями Г. Гладкова,

В. Шаинского, А. Пинегина и др.

     6. Л. С. Выготский и А. В. Запорожец отмечают, что в среднем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сферой. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлением ребенка.Поэтому целесообразнопобуждать детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов.В решении этой задачи можно использовала сенсорные игры (т. к. они активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом) и эмоционально-экспрессивные игры (т. к. они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности):

  • «Путешественники» (ходьба босиком по разной поверхности: мягкая, гладкая, ребристая)
  • «Игры с водой»:
  • «Пускание корабликов»;
  • «Купание игрушек»;
  • «Дождь идет» (льют воду из лейки в тазики);
  • «Кто дольше удержит воду» (набирают в ладони воду, стараясь как можно дольше ее удержать);
  • «Море волнуется» (руками изображают морские волны).
  • «Ветерок» (игра с султанчиками).
  • «Медвежата»
  • «Котята»
  • «Лисята» и др.

Следует учитывать, что в формировании эмоциональности в среднем дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов:

  • наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми;
  • обучаемость и развитие эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями нормы поведения).

      7. Создание в группе центра настроения, которая будет способствовать тому, что дети учились понимать собственное эмоциональное состояние и окружающих людей. Принципиальная идея такова: дети каждый день выбирают съемные детали (цветочки) того цвета, который соответствует владеющему ими в данный момент настроению (использовала цветовую методику Люшера) и прикрепляют их на импровизированную поляну, рядом со свой фотографией. Воспитатель ежедневно отмечает показатели настроения в диагностической карте. Все это позволяет отслеживать динамику настроения, системно анализировать каждое состояние ребенка, дает возможность предупредить проявления негативных поведенческих реакций отдельных детей, а также скорректировать воспитательно-образовательную работу с учетом эмоционального настроя в группе.

     Если ребенок выбрал коричневый цвет, то воспитатель имеет возможность уединиться с ним в уголке психологической разгрузки. Если ребенок начал свой день с выбора серого цвета, то ему необходимо предоставить возможность для самовыражения (например, в театрализованной деятельности) и таким образом можно узнать причину плохого настроения.

     Каждый день, после утреннего занятия, воспитатель вместе с детьми могут собираться в «Центре настроения» и анализировали настроение «поляны», выделяя детей, которым грустно, и добрыми, ласковыми словами стараться передать им хорошее настроение.

        Данные выбора детей ежедневно можно фиксировать в дневнике «Радуга настроения». В конце месяца полученная цветограмма анализируется и делается выводы об эмоциональном состоянии детей группы.

Карта наблюдения за эмоциональным состоянием детей средней группы№__ за 20___-20____учебный год.

Ф.И. ребенка

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего

В

Г

В

Г

В

Г

В

Г

В

Г

В

Г

В

Г

В

Г

В

Г

В - весёлый, Г - грустный.

     Для работы с детьми в «Центре настроения» можно подготовить:

  • Пособие на закрепление знаний детей основных эмоций;
  • Дидактическое пособие «Круг настроения». Это картонный круг с двигающейся стрелкой и с изображением животных и людей в разных эмоциональных состояниях. Указывая на одно из них, воспитатель просит детей назвать данное настроение, подобрать к нему синонимы (заяц печальный, а еще какой?);
  •  Сюжетные игры;
  • Пособия «Коврик эмоций», «Кубик настроения», «Пиктограммы» помогают знакомить детей с разнообразием человеческих эмоций;
  • Пособие «Коврик злости» направлено на снятие негативных эмоциональных состояний у детей;
  • Пособие «Ласковые лапки» помогает снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие;
  • Веселый мячик – символ группы, символ хорошего настроения;
  • Картотека игр, этюдов, упражнений, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей;
  • Фонотека произведений на различные эмоциональные состояния;
  • Библиотека художественных произведений.

 8. Для поддержания экспрессивных проявлений малышей (мимических, жестикуляционных, речевых) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами, различными по модальности, интенсивности, продолжительности      во многом помогает работа с детьми по театрализованной деятельности: пальчиковый театр, настольный театр, театр на фланелеграфе, театр на варежке, костюмерная.

Рекомендации для родителей по социально-эмоциональному развитию детей 4-5 лет.

Эмоциональное развитие ребенка — важная задача воспитания. Но не для всех родителей это является очевидным фактом: уделяя повышенное внимание физическому и интеллектуальному развитию своего ребенка, такие родители склонны абсолютно игнорировать его эмоциональную сферу. Они рассматривают эмоциональные проявления как нечто краткосрочное, нерациональное и малозначимое. Иногда, по их убеждению, максимум, что можно сделать — это научить ребенка жестко контролировать свои эмоции. И подобный контроль, выработанный под влиянием родительских запретов на громкий смех, плач или ярко выраженный гнев, нередко оборачивается тем, что детские переживания оказываются подавлены, скрыты, загнаны внутрь. Запрет на свободное выражение эмоций делает ребенка несчастным, подрывает его иммунитет, приводит к развитию неврозов и психосоматических заболеваний.
     Очень важно уметь эмоционально оценивать ситуацию в повседневной жизни. Дети с нарушениями эмоционального развития испытывают трудности с налаживанием коммуникаций и установлением долгосрочных личностных связей, они невосприимчивы к социальным ожиданиям и нюансам межличностных отношений. Такой ребенок оказывается в социальной изоляции, он чувствует себя подавленным и одиноким, и это не может не отразиться на всех сферах его деятельности. Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, ребенок должен научиться управлять собственными эмоциями и правильно считывать эмоциональные состояния других людей. Умение распознавать свои и чужие эмоции не является врожденной способностью. Здесь требуются знания, опыт и определенный уровень развития.
Ребёнок, растущий в эмоционально обедненной среде, не может отслеживать чужие реакции и получать адекватную оценку собственным эмоциональным проявлениям. Чтобы наработать багаж знаний в эмоциональной сфере, ребенку требуются партнеры по совместным переживаниям: родители, члены семьи, сверстники, другие люди. Важно также, чтобы эмоции, проживаемые ребенком в дошкольный период, были разнообразны по характеру — это позволит наработать хороший эмоциональный опыт и составить более полную картину окружающей действительности.
     Как родители могут помочь своим детям в развитии социально-эмоциональной сферы?

1. Разговаривайте с малышом, чтобы избежать последствия негативных эмоций. Предложите ребенку описать свои эмоции в данный момент.

2. Воспитывайте у ребенка терпеливость и спокойствие при общении с людьми. Поиграйте в такую игру: возьмите себе в руки привлекательную игрушку, а ребенок должен уговорить вас отдать этот предмет. Вы же не должны сразу сдаваться, отдадите тогда, когда посчитаете нужным. Потом поменяйтесь местами. После этого поговорите с ребенком. Пусть он ответит, почему вы отдали ему игрушку, обсудите свои чувства, как нужно правильно просить.

3. Учите ребенка «выплескивать» негативные эмоции безопасно для окружающих. Для этого можно: строить «рожицы перед зеркалом, колотить руками подушку, взять чашку и кричать в нее, бросать в воду резиновые игрушки. Нерастраченные негативные эмоции сейчас, в старшем возрасте могут привести к серьезным последствиям: неврозу, заболеваниям сердца, повышению давления. Держите себя в руках, не срывайтесь на ребенка. Ребенок может легко «заразиться» вашими отрицательными эмоциями. При возникновении чувства, что вы можете сейчас сорваться, накричать на ребенка, отвлекитесь, уединитесь и дайте себе возможность «остыть». Научитесь расслабляться, делайте то, что вам нравится (съешьте шоколадку, потанцуйте, встретьтесь с подругой и т.д.).

4. Игры, в которые вы можете поиграть с ребенком:

  • «Свет мой зеркальце». Родитель показывает разные эмоции, а ребенок их угадывает. Предложить повторить эмоции, как в зеркале. Это могут быть эмоции: удивление, радость, злость, растерянность и т.д. После следует поменяться, предложив ребенку быть ведущим.
  • «Разложи по парам». Предложите ребенку несколько карточек с различными эмоциями. Пусть он попытается разложить их по группам: радостные к радостным, злые к злым, удивленные к удивленным.
  • «Угадай настроение». Возьмите карточки с эмоциями. Предложите ребенку выбрать ту, которая больше подходит маме, папе, ему самому. Предложите описать настроение.
  • «Лото настроений». Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой. Ребенку показывается схематическое изображение той или иной эмоции (или родитель сам изображает эмоцию, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача ребенка в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
  • «Как ты себя сегодня чувствуешь?». Материал: карточки с разными оттенками настроения. Ребенок должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.
  • «Классификация чувств». Материал: карточки с разными оттенками настроения. Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся. Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.
  • «Тренируем эмоции». Попросите ребенка нахмуриться - как: - осенняя туча, - рассерженный человек, - злая волшебница. улыбнуться, как: - кот на солнце, - само солнце, - как Буратино, - как хитрая лиса, - как радостный ребенок, - как будто ты увидел чудо. Позлиться, как: - ребенок, у которого отняли мороженое, - два барана на мосту, - как человек, которого ударили. Испугаться, как: - ребенок, потерявшийся в лесу, - заяц, увидевший волка, - котенок, на которого лает собака.Устань, как….: - папа после работы, - муравей, поднявший тяжелый груз, отдохни, как: - турист, снявший тяжелый рюкзак, - ребенок, который много потрудился, но помог маме, - как уставший воин после победы.

Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, состоит не в том, чтобы научить дошкольника контролировать свои чувства и следовать неким установленным нормам выражения эмоций — тем более, что старший дошкольник способен управлять своими переживаниями лишь до определенной степени. От родителей требуется не искоренить «неудобные» эмоции ребенка, а научиться перенаправлять их в нужное русло, а также создать благоприятную среду, в которой дошкольник не будет испытывать эмоционального голода и стрессовых перегрузок.

     Ребенок очень зависим от условий, в которых воспитывается. Нарушить его эмоциональное равновесие и вызвать далеко идущие последствия могут различные перекосы во внутрисемейных отношениях: чрезмерная опека, граничащая с истерией, предпочтение одного ребенка другому, односторонняя привязанность к одному из родителей и т. п.

Родители должны позаботиться, чтобы общий эмоциональный фон в семье оставался позитивным, с преобладанием положительно окрашенных эмоций. Но и негативные переживания из жизни ребенка исключать не стоит. Во-первых, абсолютно оградить от них свое чадо все равно не получится. Во-вторых, в малом объеме отрицательные переживания полезны для становления личности. Они мотивируют ребенка к активной деятельности и преодолению препятствий, позволяют получить разнообразный эмоциональный опыт. Главное, чтобы негативные эмоции не были слишком интенсивными, длительными и частыми. Важно, чтобы при оценке поступков дошкольника и регулировании его поведения «метод пряника» был превалирующим. Отчуждение как форму неодобрения нужно использовать нечасто — только в случае особо серьезных проступков. Ребенку важно не просто чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей, но и слышать словесные выражения любви.

     Ребёнок-дошкольник легко путается даже в собственных чувствах и эмоциях. Ему не всегда удается замечать их, правильно идентифицировать и облекать в слова. Родитель может помочь своему ребенку разобраться в личных эмоциональных переживаниях с помощью вопросов: «Ты расстроился из-за того, что…?», «Тебе обидно, потому что…?», «Ты обрадовался, когда…?». Только от родителей зависит насколько полной и эмоционально насыщенной будет жизнь ребенка. Для ребенка основным источником эмоций является общение с другими людьми. Ребёнок должен иметь возможность свободно и полно контактировать с окружающим миром. Но главное не переусердствовать. Сильные и разнообразные, пусть даже и положительные, эмоции могут утомить и детей, и взрослых. А маленькому ребенку тем более требуется периодический отдых от самого себя — от насыщенных чувств и интенсивных эмоциональных переживаний.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия» в развитии эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.

Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с  детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способ...

Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»

Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...

формирование эмоционально – личностных качеств личности детей дошкольного возраста через развлечения

в материале описаны роль и значение развлечений в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста, а также их формы и виды....

особенности эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Используя данные, полученные в ходе предыдущего исследования, мы сможем выявить некую связь между типами семейного воспитания и эмоционально-личностной сферой детей дошкольного возраста...

План-конспект занятия по развитию эмоционально-личностной сферы у детей старшего возраста

Представлен план-конспект занятия по закреплению навыков самоосознания и формированию навыков полоролевой идентификации у детей старшего возраста с ЗПР....

Эмоционально-личностная сфера развития детей с нарушением речи

У детей с недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следователь...