ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
статья (младшая группа)

Драган Наталия Владимировна

Статья по экпериментированиюв группе детей раннего развития по теме "Огород на подоконнике".

Скачать:


Предварительный просмотр:

    ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО РАЗВИТИЯ.

                                                                               Наталия Драган

                                                                               воспитатель ГБДОУ №34

                                                                               Приморского района,

                                                                               г. Санкт-Петербург

                                                                              Как мало в этой жизни надо

                                                                              нам, детям,-и тебе и мне.

                                                                              Ведь сердце радоваться радо

                                                                              и самой малой новизне.

                                                                                                    А. Блок

           Раздел «Экологическое образование детей» в образовательной программе для групп кратковременного пребывания специально не
выделяется, однако в программе предусматривается «Познавательно-

исследовательская деятельность». Перед воспитателями ставятся задачи:

 - учить детей наблюдать, сравнивать сходства и различия, анализировать, рассуждать, делать выводы;

 - развивать познавательную инициативу, самостоятельную исследовательскую деятельность;

- расширять кругозор ребенка и пополнять словарный запас.

Помимо этого, прививаем детям навыки общения с окружающей средой, творениями ума и рук взрослых, учим понимать, беречь красоту природы, любоваться ею в разное время года.

      Для решения этих задач ежегодно весной во всех группах детского сада

 проводим совместно с родителями и специалистами ДОУ ряд мероприятий под общим названием «Огород на подоконнике». Реализуя этот краткосрочный, познавательный проект решаем несколько важных задач: воспитываем бережное отношение к живой природе, прививаем уважительное отношение к труду, совершенствуем навыки восприятия и понимания окружающей действительности, расширяем кругозор детей, провоцируем любознательность и желание наблюдать, делать выводы, при этом развиваем разговорную речь и пополняем словарный запас.

       В этом году мы свой «огород» разделили на несколько зон и в каждой
занимались экспериментированием, при этом дети были «агрономы», взрослые – «консультанты». Родители и педагоги детально изучили книгу О.В. Талгиной «Секреты живой природы», где собраны опыты и эксперименты по биологии, справиться с которыми сможет любой сообразительный ребенок.

Перед каждым экспериментом взрослые провели беседы, детально проговорили о том, с какой целью проводим опыт, какой результат ожидаем. Безусловно, детям помогали при проведении определенных работ, но не

делали за них то, с чем они сами успешно справлялись. Взрослые не спешили с выводами, ждали, когда дети выскажут свое мнение. И всегда хвалили за трудолюбие, взаимопомощь, аккуратность, активное поведение. В данной статье приведены только значимые эксперименты.

      ЭКСПЕРИМЕНТ № 1 «Сеем горох для Петушка».

Совместно с родителями приготовили емкость с грунтом, посеяли горох,

воткнули палочки для того, чтобы по ним вились стебли. Место, обозначенное палочками, «забывали» полить. Наблюдали: там, где поливали-горох пророс и активно развивается. Там, где не полили-всходов нет.  Дети очень огорчены и эмоционально взволнованы. Побуждаем их делать выводы:

      - без воды нет всходов, растения не растут;

      - нужно ответственно относиться к общему делу;

      - обязательно тренируем память и для этого учим стихи.

     ЭКСПЕРИМЕНТ №2 «Спасаем веточки».

Предварительная беседа с детьми, проговариваем случай на прогулке.

После того, как мяч закатился в кусты и сломал несколько веточек, мы их собрали и поставили в две вазочки с водой. Одну поставили на солнце, вторую убрали в шкаф. Наблюдали: разное набухание почек и появление

листьев. Из 7 веточек, за которыми наблюдали дети, одна в шкафу засохла, на одной набухли почки.  Веточки на солнце активно распустили листья, из них две- пустили корни, одна из двоих – зацветет. Беседуя с детьми побуждаем их делать выводы:

      - для растений нужна не только вода, но и солнце;

      - даже при хорошем уходе могут «выжить» не все веточки;

      - нужно очень бережно относиться к живой природе, не ломать и не топтать растения.

      ЭКСПЕРИМЕНТ №3 «Порадуем маму».

Предварительная беседа с малышами, проговариваем ситуацию.

Так случилось, что поливая комнатные растения, мама лейкой сломала листик. Мама огорчилась. Мы постараемся и поможем маме, посадим
листик в землю, польем и поставим на солнышко. Наблюдали: рядом с листиком появился маленький росток, активно начал расти. Появились другие ростки фиалки. Дети очень рады, побуждаем их делать выводы:

     - можно самому вырастить цветы;

     - очень приятно радовать маму;

     -был один вазон-стало два.        

     ЭКСПЕРИМЕНТ №4 «Выращиваем фасоль».

В двух одинаковых емкостях высаживаем фасоль, ставим на солнце.

Одну фасоль поливаем «витаминной» водой (собрали кожуру от бананов, залили водой и на следующий день получили коричневую «витаминную» воду). Вторую фасоль поливаем обычной водой. Наблюдали: получили всходы в разное время. Растения, политые «витаминной» водой, растут быстрее и активно развиваются. Побуждаем детей делать выводы:

      - растениям тоже нужны витамины;

      - дружно едим овощи и фрукты.

     ЭКСПЕРИМЕНТ №5 «Разный лук».

Три луковицы разных сортов (белая, красная и коричневая) высаживаем рядом в грунт. Одинаково поливаем и ухаживаем. Наблюдали: все растения дали всходы, но в разное время. Дети с нетерпением ждали ростки красной луковицы, которая проросла позже всех. Помогаем ребятам сделать выводы:

      - разным растениям нужно разное время для всходов;

      - необходимо потрудиться и терпеливо дождаться результатов.

В ходе проведения этого эксперимента мнения взрослых разделились. Одни настаивали на строгом следовании за автором О.В. Талгиной. Я последовательно настаивала на том, чтобы учитывать ранний возраст детей и их индивидуальные способности. Поэтому в детском саду лук мы не разрезали.

    ЭКСПЕРИМЕНТ №6 «Картошку ест из века в век всякий русский человек».

Предварительный рассказ о появлении картофеля в Санкт-Петербурге, что

прежде чем съесть, нужно посадить и вырастить, затем собрать урожай.

Клубень картошки с ростками разрезали на две части. Одну часть высадили в грунт, вторую часть положили рядом. Поливаем и ухаживаем одинаково. Наблюдали: посаженная в землю часть картошки дала красивые всходы.

Вторая часть постепенно позеленела, высохла. Ее ростки поздние и растут медленно. Побуждаем детей делать выводы:

       - кроме воды и солнца еще растениям нужна земля, грунт.

       Был проведен еще один эксперимент. (Спорный) На посевы гороха положили камешки с дырками. Наблюдали как сквозь эти дырки прорастали
зеленые слабые ростки, затем они погибли. Под камешками ростки тоже

погибли. Дети были очень огорчены. Эти негативные эмоции нужно было
осторожно, аккуратно подбирая слова, трансформировать в положительный опыт. Все взрослые (при этом сами огорченные) заботливо объясняли детям,

что нельзя бросать камни в растения. Следовательно, ставя опыты, подбирая материалы для экспериментов, необходимо хорошо продумать возможные

результаты и подготовиться к положительным и негативным эмоциям детей.

         Следующей весной с новыми детьми этот опыт будет учтен. Еще раз вернемся к изучению материалов книги О.В. Таглиной «Секреты живой природы, где опыты-эксперименты очень понятны, зрелищны, легко исполнимы по времени и материальным затратам. Эта книга предназначена
для всех любопытных ребятишек, их энергичных родителей, способных отдать свое время и ресурсы на образование и воспитание детей, а также -

на компетентных воспитателей детских садов.

       Отдельно следует рассказать о влиянии выполненной работы на детско-

родительские отношения. Всеми родителями (в том числе бабушками и дедушками), педагогами и сами детьми было отмечено, что совместный труд объединяет, сплачивает вокруг достижения конкретной цели. Улучшились

отношения между детьми в группе. Они стали более дружелюбны и внимательны друг к другу.

https://pp.userapi.com/c851424/v851424224/faa3d/1xr7oPE6dPY.jpghttps://pp.userapi.com/c852236/v852236224/10d0f8/uvM5cclzC7Y.jpg

       

Список литературы.

  1. Таглина О.В. Секреты живой природы. ООО Издательство «Ранок», 2011
  2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.

Книга для воспитателей детского сада. М. Мозаика-Синтез, 2004

  1. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.ВАКО. 2005
  2. Лопатина А.А. Сказки Матушки Земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. М. Амрита-Русь .2008

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «Тонет – не тонет, плавает» II группа детей раннего возраста №1

Цель: Познакомить детей со свойством предмета: резиновый мяч (тонет, не тонет, плавает) с помощью экспериментальных действий....

Конспект занятия-путешествия по музыке в группе детей раннего развития «Лучик» в возрасте 6 лет Тема: «Три кита в музыке. Танец».

Занятие может быть полезным музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений, учителям музыки в начальной школе....

«Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» с элементами драматизации» в группе детей раннего развития

Дети познакомились с новым произведением русской литературы -русская народная сказка "Маша и Медведь".Научились следить за развитием действий в сказке,сочувствовать и сопериживать героям,акт...

Элементарное экспериментирование в жизни детей раннего возраста

Дети раннего и младшего дошкольного возраста - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается  для них через опыт личных ощущений.Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется...

Детско-взрослый проект «Осень золотая» в группе детей раннего развития «Ладушки»

Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления...

Детско-взрослый проект «Домашние животные» в группе детей раннего развития «Ладушки»

Для детей раннего возраста характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты схо...