Информационно – познавательный детский образовательный проект «Родной свой край люби и знай!»
проект (подготовительная группа)

Захарова Анна Александровна

На главную страницу

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 498 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

ИНФОРМАЦИОННО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ!»

                                                                               

         

         

                                                         

                                                            Подготовительная группа «Лисята»

                      Воспитатели:                                                   

                                                                     Захарова Анна Александровна,

                                                 Иванова Евгения Валерьевна

Новосибирск, 2017

Краткая аннотация проекта

Вид проекта

информационно – познавательный

Тип проекта

коллективный

Участники

дети подготовительной группы, родители и воспитатели

Продолжительность

долгосрочный

Сроки реализации

в течение года

Условия реализации

детский сад - открытая система, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада

Среда реализации

развивающая предметно – пространственная среда, развивающие виды деятельности

Направления деятельности

практически действенное:

организация образовательной деятельности воспитанников в форме совместной партнерской деятельности в соответствии с ФГОС ДО;

повышение заинтересованности детей и родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении со всеми участниками.

Приоритетная образовательная область

познавательное развитие        

Интеграция образовательных областей

социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие

Выход

викторина

 Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца…
К. Паустовский

Актуальность темы

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашей группы анкетирование показало:

  • К 6 годам у 70% воспитанников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65 % воспитанников отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»

Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, сделает познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Цель проекта

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Новосибирской области.
  • Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Познакомить с культурой и традициями Новосибирска.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Направления проектной деятельности

  • Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
  • Технологический блок: разработка конспектов ОД с использованием развивающего обучения.
  • Организационный блок: создание предметно – развивающей среды.

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

  1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ».  
  2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».
  3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ.
  4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».
  5. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
  6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина».
  7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику».
  8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  9. Материалы Интернет.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. Подбор исторической литературы.
  2. Подбор произведений русского народного творчества.
  3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
  4. Подготовка разного вида бросового материала.
  5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
  6. Дидактические игры.
  7. Выставки книг, рисунков, поделок.

Этапы проведения и реализации проекта

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический:

 Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Новосибирск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Новосибирск!».

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о городе».

Оформление дидактических: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

Лепка «Животные и птицы Новосибирской области».

Экскурсия в музей.

Разучивание стихов песен о Новосибирске.

Изготовление мини – музея «Камни Новосибирской области».

III. Презентационно – завершающий:

Викторина

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта:

  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

  1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта:

  1. Наблюдение,
  2. совместные игры,
  3. анкетирование,
  4. познавательные игровые занятия,
  5. беседы.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект был апробирован в рамках МКДОУ  № 498 в 2016 – 2017 учебном году с детьми подготовительного дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Образовательная деятельность по изобразительному искусству приобщила детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Образовательная деятельность построенная на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д.) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).

Достигнутые результаты:

  • рост познавательной активности детей повысился на 24 %;
  • анализ результатов усвоения знаний по программе показал: среднее развитие у 73% детей , выше среднего у 20% детей ;
  • высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса «Весенняя капель», спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города;
  • повышение активности родителей в делах группы.

Предложения по возможному распространению проекта: проект можно использовать в любой подготовительной группе детского сада.

Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь

Тема: «Летопись моей семьи»

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье»,

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»

Октябрь

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема: «Профессии моих родителей»

Задачи:

  • Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
  • Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
  • Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Формы проведения:

Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

Изготовление поделок на день Матери.

Участие в субботнике по уборке территории детского сада.

Собрание по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)

Ноябрь

Тема: «История и достопримечательности города».

Тема: «Природа района»

Задачи:

  • Вызвать интерес к истории возникновения района
  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;
  • Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.
  • Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.
  • Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Расширять знания детей о природе родного района;

Формы проведения:

Презентации: «История и достопримечательности Новосибирска»

Фотовыставка «Осень в нашем районе»

 Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий. 

Выставка рисунков: «Осенняя природа».

Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»

«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,

Декабрь

Тема: «Промышленность района».

Тема: «Спорт, культура и отдых в Новосибирске».

Задачи:

  • Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить со спортивными учреждениями района;
  • Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.

Формы проведения:

Промышленные предприятия района (фронтальная беседа)

Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)

Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях).

«Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».

Презентация: «Спорт в родном горде».

Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».

Январь

Тема: «Мой родной город Новосибирск»

Тема: «Архитектура моего города»

Задачи:

• Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

• Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);

• Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;

• Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

• Познакомить детей с реками Обь и Иня; их расположением на карте,

Формы проведения:

Демонстрация видеофильма «Мой родной Новосибирск»,

Выставка фотографий исторических зданий города Новосибирска.
Беседа «Что такое парки»

Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)

Конкурс чтецов «Мой родной Новосибирск».

Февраль

Тема: «Памятные места родного города»

Тема: «Люди, прославившие наш город»

Тема: «Будущие защитники Новосибирска»

Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Новосибирск;

Задачи:

  • Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
  • Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;
  • Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
  • Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.

Формы проведения:

Презентация «Экскурсия к памятным местам города»;

«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Новосибирска?» - беседа-рассуждение;

«Моя малая Родина». Сценарий тематического досуга;

Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»

Март

Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины»

Задачи:

  • Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
  • Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
  • Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;
  • Познакомить с народными прикладными промыслами области;
  • Познакомить детей с картой Новосибирской области, обратить внимание на соседние города и области;
  • Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
  • Расширять знания детей об истории родной области.

Формы проведения:

Рассматривание иллюстраций о Новосибирской области.

Работа с картой Новосибирской области (отметить вместе с детьми главные города области);

Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)

Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)

Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»

Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Новосибирской области.

Краеведческий час: «Жемчужина России – Новосибирская область»

Апрель

Тема: «Природные богатства Новосибирской области»

Задачи:

  • Расширить представления о труде людей родной области: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;
  • Познакомить детей с известными людьми, прославившими область;
  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
  • Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;
  • Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
  • Учить детей беречь и заботиться о реках области;
  • Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;

Формы проведения:

Презентация: «Известные люди Новосибирска»

Семейный проект: «Мы – таланты Новосибирска».

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»

Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;

Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Лепка животных и птиц области;

«Конкурс знатоков флоры и фауны Новосибирской области» (совместно с родителями);

Изготовление гербария лекарственных растений области;

Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;

Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям.

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»

Тема: «Мы эковоины родного края».

Задачи:

  • Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
  • Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
  • Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.
  • Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
  • Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
  • Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;

Формы проведения:

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»

Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке»,

Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»

Викторина «Знатоки родного края».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Родной свой край - люби и знай»

Проект по направлению: охрана, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия города Северодвинска «Родной свой край - люби и знай» Малая Родина... У каждого человека она своя, н...

Проект Родной свой край люби и знай

Проект разработан для формирования нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста...

Вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений "Родной свой край люби и знай"

Цель программы: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников (5-7 лет) в процессе ознакомления с историей родного края.Задачи программы: -формировать представления ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной свой край люби и знай»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной свой край люби и знай»...