Современные формы взаимодействия с родителями
методическая разработка

Сахно Алёна Викторовна

Современные формы взаимодействия с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы взаимодействия с родителями (из личного опыта работы)

Автор статьи: А. В. Сахно

    Я работаю воспитателем третий год.  Набрала ребятишек средней группы, а сейчас они в подготовительной.

Как известно, воспитатель проводит работу не только с детьми, но и с их родителями. Поэтому я, как и все педагоги, стремлюсь вооружить родителей необходимыми педагогическими знаниями и умениями, для того чтобы вместе с семьей успешно решать задачи всестороннего воспитания детей.  

Помимо ежедневных индивидуальных бесед с родителями я провожу работу со всем коллективом родителей. Эффективной формой педагогического просвещения родителей являются наблюдения в детском саду. Я приглашаю родителей в группу, где им предоставляется возможность увидеть, например, как их дети самостоятельно умываются, едят, дежурят по столовой, помогают воспитателю в подготовке к занятиям, убирают после игры игрушки. После таких наблюдений можно провести консультацию по трудовому воспитанию детей для всех родителей группы.

В течение года приглашаю родителей посетить разные виды занятий с детьми в детском саду: по развитию речи, математике, музыкальное, аппликации и др. Это позволяет родителям получить конкретные представления о содержании воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении и помогает нам, воспитателям, дать рекомендации родителям о том, как продолжать эту работу в семье.

В летний период значительная часть детей уходит в отпуск с родителями. Во время отпуска родители постоянно общаются с ребенком, видят его в разных ситуациях, отмечают положительные и отрицательные поступки. Всеми своими радостями, сомнениями, тревогами родителями делятся с воспитателем, конечно, если раньше между ними установилось доверие, если родители привыкли обращаться к воспитателю своего ребенка за помощью.

 В своей работе я пытаюсь использовать различные формы взаимодействия с родителями:

Формы работы с родителями:

  1. Массовые

 - совместные мероприятия педагогов и родителей:

  1. родительские собрания;
  2. конференции;
  3. вечера для родителей.

- совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:

  1. дни открытых дверей;
  2. совместное творчество;
  3. праздники;
  4. родительские собрания;
  5. выпуск газет;
  6. концерты (в музыкальном зале д/с – когда каждая семья готовит свой номер);
  7. соревнования.

II.      Индивидуальные

  1. беседы;
  2. консультации;
  3. посещения на дому;
  4. выполнение индивидуальных поручений.

III.     Наглядно - информационные

  1. информационно - просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ);
  2. информационно - аналитическая (опросы, срезы, анкетирование).

В своей работе я постоянно экспериментирую, стремлюсь к чему-то новому, нетрадиционному. В работе с родителями я также стараюсь использовать нетрадиционной формы:

«День открытых дверей» (1 раз в год – в марте – апреле). В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

«Выпуск газеты» может стать интересной формой сотрудничества. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.

«Организация семейного клуба» – кропотливое и энергозатратное мероприятие, зато очень эффективное. Такая форма работы может помочь не только наладить детско – родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей.

«Консультация».  Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны.

«Родительская конференция». Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, я при необходимости оказываю помощь в выборе темы, оформлении выступления. Часто на конференции приглашаю выступить специалиста. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»).  К конференции готовлю выставку детских работ, новинки педагогической литературы, материалов, отражающих работу ДОУ, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

 «Педагогическая лаборатория» Мероприятие провожу в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы я смогла ближе узнать ребенка, его особенности. Родителей знакомлю с мероприятиями, запланированными на год, выслушиваю предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а также их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подвожу итоги прошедшего года, даю оценку и анализирую достижения и ошибки.

«Читательская конференция» Провожу подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Например, предлагаю несколько высказываний классиков, и родители комментируют как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещаю на стенд в приёмной «Копилка семейных советов».

«Аукцион». Мероприятие провожу в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Даю родителям понятия – кризиса трех, и совместно с родителями анализируем как остро протекает этот период у детей. Далее предлагаю поделится родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Всё происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»

«Семинар – практикум». На мероприятии могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. 

«Душевный разговор». Мероприятие рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями провожу анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка, различные задания для развития моторики обеих рук леворуких детей, обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс». Мероприятие, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно даю тему нескольким родителям и поручаю каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце мероприятия подвожу итог. Совместно с родителями выбираем наиболее ценные советы, которые размещаются на стенд «Копилка родительского опыта»

«Ток – шоу». Мероприятие такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступаю сама, выступают родители, приглашаем специалистов. К примеру, тема «Кризис 3х лет». Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

На родительских собраниях нетрадиционной формы я использую следующие методы активизации родителей:

«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсивная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются мне, я суммирую их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах» При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Я формулирую проблему и прошу всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

«Мини- эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Я считаю, что положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов семей воспитанников. Сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по – разному. Важно только подходить к работе с любовью и творчески, избегая формализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия с родителями.

Использование информационных технологий в работе с родителями дошкольников. Из опыта работы....

Опыт работы тема: «Современные формы взаимодействия с родителями»

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие счит...

Доклад "Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического образования дошкольников"

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности. Наша работа по худож...

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Организация современных форм взаимодействия с родителями в соответствии с современными требованиями

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.Педагоги творчески подходят к решению пробл...