МК для музыкальных руководителей ДОУ
материал

Махина Елена Алексеевна

Реализация регионального компонента 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskaya_chast_master_klassa.docx14.96 КБ
Файл mk_kursy.docx22.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Теоретическая часть мастер класса

 «Поморские игры с Гостевушкой Баенкой»

       К. Д. Ушинский писал, что «характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

        По признанию педагогов и психологов (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, В.А Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет очень важное значение для формирования личности ребенка. В связи с чем, дошкольников необходимо воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.

    Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит проблемы       нравственного и патриотического воспитания в ряд жизненно важных и требует поиска новых подходов к процессу формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и живет, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой. Будущее страны зависит от духовного потенциала будущего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству.

В современных условиях развития общества, в период  его глубочайших изменений, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением  становится, воспитание люби к малой родине, возвращение к историческим корням.

         Целью своей работы считаю: ознакомление  детей дошкольного возраста с историей родного края, творчеством знаменитых земляков, используя авторские  сказки, исполняемые в образе Гостевушки- Баянки, прибаутки, потешки, народные игры, праздники.

Эффективность работы заключается в активном взаимодействии детей дошкольного возраста с социальным окружением, создание   единого образовательного, воспитательного и культурного пространства,  формирование  целостной картины мира и  обогащение жизненного опыта детей.

         Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

       «Игровая культура включает традиционные народные игры и многочисленные формы в общении, труде, познавательной деятельности людей… Для многочисленных игровых форм, забав, развлечений детей, молодежи и даже взрослых находилось время не только в праздники, но и в будни…»

       Понятие «игры» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. «Игрой» называли такие, казалось бы, разные и далёкие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождения под песни, шалости, забавы, подвижные игры и вообще веселье.

       Детские сказки – необходимый элемент воспитания ребенка, они доступным языком рассказывает ему о жизни, учат,   освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Сказки для детей – это язык, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь.

       Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.  

        В русской культуре важное значение для приобщения детей к истокам русской духовности имели праздники, в которых дети, как члены общины принимали непосредственное участие. Русские праздники давали детям возможность проявить свой внутренний потенциал – способность к игре, творчеству. Народные праздники несли важную функцию передачи духовного, практического опыта, способствовали укреплению национальной идентичности.

       Народные игры, праздники являются национальным богатством и в наших руках сделать так, чтобы они стали достоянием современных детей. 



Предварительный просмотр:

Поморские игры с Гостевушкой Баенкой.

      Здоровьица Вам, люди добрые! От красноборов поклон Вам низкий принесла! Зовут меня Гостевушка Баянка, потому как по гостям люблю похаживать, да поморски сказки - байки рассказывать! Хожу то я не с пустыми руками, кому шанег с картовью да кашей принесу, рыбников, да пшенников чтоб не вприглядку, а досыта, а уж для ребятни припасов не счесть, прибаутки, пестушки, игры разные есть! И все то они от предков наших пришли, да тропиночку к сердечкам ваши нашли, будем ноне про чудеса поморов, тех, что в стародавние времена жили в области Архангельской узнавать, да запоминать!

        Поморами издревле называли людей сильных, да умелых, которые по воде на своих карбасах как по бережочку ходили, рыбы видимо не видимо ловили. Ой, девицы, не скучайте, какую рыбу морскую знаете, громко называйте!

Гости перечисляют названия морских промысловых рыб.

        До чего умны, да покладисты! Душа радуется на вас глядючи! Кто рыбку то назвал, тот скорее с места встал, ко мне с улыбкой подходите, да подарочки примите!

Выходят несколько участников.

        Вот и отправимся мы на путину в Белое море, как предки наши. Кто на месте сидит море нам изобразит: Вы шумите, как волна, а Вы чаечкой кричите!

        Чтой то не получается, надо в голосянку поиграть.

Участники игры тянут  звук как можно дольше, а остальные старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим.

Соберемся на полянке

И затянем голосянки!

А кто не дотянет,

Тот безголосым станет!

Озвучивание. 

Хороши голосянки, а теперь поиграем в молчанку!

       В Морюшко Белое  выходят люди смелые, мы то еще  не рыбаки, а простые зуйки, на берегу морюшка поиграем, да с уловом рыбарей поджидаем!

       Вот снасть у меня есть, для рыбалки не пригодная, а для игры в самый раз, вставайте-ко в круг сейчас. Я буду рыбаком, а вы мальками, за снасть держитесь, да по кругу пройдитесь, только к вам я подбегу, за руку задеть смогу, вы же не зевайте, ручки убирайте!

Игра «Веревочка»-игра средней подвижности, направлена на развитие внимания, быстроты реакции.

     Хороши, румяны да пригожи, на настоящих поморов похожи! Места занимайте, да слушать продолжайте!

      Лучше то нашей области Архангельской и на свете не быват! Земляки соврать не дадут, все как один сидят тут! Богата земля Архангельская чудесами да диковинками, чего в ней нет!

       Яренск - вотчина Зимушки красавицы, Виледь - Северной Швейцарией в народе называют, а белый-то мост невестин, как в Нидерландах, на всю округу славится!

      Верхняя Тойма - красотою щедра, поэтов да писателей не перечесть! Пришвин Михаил, тамаки побывал, так рассказы свои знаменитые написал! Ольга Фокина родом из этих мест, так и Фокинский фестиваль таперича там есть!

       А о Соливычегодске особый сказ: там Козьма прутков уродился, до сих пор народ дивится, да каждый год на арт - фестиваль съезжается, он мастерами, да делами славится!

       И Котласский то район своими чудесами велик, там Христофорова пустынь стоит, и камень любви, на котором коли посидишь маленько, дак и любовь большую повстречаешь!

       А тут и царство Белого гриба рядышком! Красноборск называется, тамаки грибов столько растет, что в лесу то и ступить некуда, а шустры то они до чего.... сами при виде грибника с места срываются, да в корзины бросаются, да еще и дерутся про меж собой: кому в печку на просушку, кому в кадушку, а кто по-красивше, так в маринад, а им уж кажинный хозяин рад!

       А сосны в Красном бору какие... загляденье, облака на веточках качают..... Потому и назвали Красным бором, красивым значит, шибко…а ягод -то в лесу видимо -не видимо, на любой вкус найдешь, мимо не пройдешь.  

       Люди -то в Красноборье живут: все как на подбор умны, да мастеровы, всяк в своем деле первым быть старается! от хоть Александра Лексеича Борисова взять - певец северных льдов, первый Арктику взял да и открыл, а уж потом за ним всякие потянулися.

       А родился- то он в простой крестьянской семье, и как все детушки с измальства родителям помогал, а иногда в игры с робятами играл, хотите узнать какие? В хоровод вставайте, да Дударя выбирайте!

Считалка: Шел, пошел, не нашел, шишел мышел, этот вышел!

      Дударь в круг встает, да остальных робят зовет! Мы то не зеваем, в  хороводе идем, дразнилку распеваем!

Подвижная игра с пением «Дударь» направлена на закрепление социально-коммуникативных навыков, развитие внимания, координацию движений, быстроты реакции.

      Дударь,  Дударь, Дударище,

     Дударь старый старичище,

     Его под колоду, его под сырую,

     Его под гнилую!

    Дударь, Дударь, что болит?

Играющие ходят по круг, пропевая текст игры, Дударь сидит в центре круга, отвечает на вопрос, например, называет: «Нога». Дети берутся за ногу соседа. Игра повторяется  2-3 раза. Как только Дударь произносит слово «Здоров!» Игроки разбегаются, Дударь задевает одного человека, который становится водящим.

     Молодцы, шустрые, да озорные, ловкие да смекалистые, настоящие зуйки! Скорее побегайте, места занимайте, будем сказ продолжать, нужно много нам узнать!

         А ярманки каки людны да богаты в Красноборске бывали! Каких только товаров на них не продавали: прялки да туеса расписные, лапти да короба из бересты плетеные, шитье золотное, да разное какое! На весь свет кушаками гарусными радужными мастерицы рукодельницы славились.

        Вот, робята, детвора, поиграть пришла пора, к кому с кушачком подойду, того с собою поведу.

 Сбор участников на игру «Мосток»

Игра «Мосток» направлена создание положительного эмоционального настроя, развитие внимания, ловкости.

«Паучок паутинку, зацепил за травинку,

А потом за листок, получился мосток».

Участники идут в хороводе, проговаривают слова, ведущий, стоит в центре  с кушаком, подходит к одному дает в руки, затем второй конец кушака передает игроку, стоящему напротив первого. Те, у кого в руках кушак делаю мост, под которым все игроки должны либо пройти, прогнувшись, либо перепрыгнуть. Идут и

Проговаривают  слова:

«Под мосточком пройдем,

В гости к солнышку придем!»

Игра повторяется несколько раз, постоянно меняя игроков, которые держат «мост».     

       Топерича робята все знают, что на  ярманках,  не только товары продавали, а пели, да плясали, талантливых людей созывали!    

       Талантами люди на красноборской  земле богаты, и петь и плясать мастера, вон Сергей  Сметанин, хошь на гармошке, али пиле бывалочи заиграт, на душе празднично настроение разливается...

       Пилу то мне робята не дали, а горшков собрали! Поможем гармонисту развеселою игрой, ан инструмент у нас замечательный какой!

Ритмическая импровизация с шумовыми инструментами.

       От ить душу потешили, сердце порадовали игрою умелою, да улыбкой смелою!

Приезжайте те ко на  Сметанинский международный фестиваль, свои таланты показать, да на других посмотреть, поучиться, будете знать, как в Красном бору народ веселится! Каждый год на фестиваль столько гармонистов собирается, всех не перечесть, а еще и махонькие есть!

      Так ить и другие праздники народные есть, мы на каждый праздник гостей привечаем, с песней раздольной дорогих встречаем!

      Скоро масляна неделя придет, ох, и разойдется, разгуляется народ! А и вам пора узнать, какие песни буду на масленице звучать!

     

Разучивание песни «Сею вею снежок»

Сею, вею, снежок, на шелковый положок,

Будем снег месить, будем тесто творить!

Сею, вею, снежок, на шелковый положок,

Мы блины испечем, к Масленице понесем!

Угощайся маслена, угощайся сама,

Ты морозу унеси, и его угости.

Чтобы помнил и знал, нас с тобой узнавал,

Нас с тобой узнавал, и за нос не щипал!

После песен веселых ноги сами в пляс просятся! На месте не стоят, в круг идти велят!

Я к дружочку подойду, друга за руку возьму, мой дружочек пойдет, свово тоже приведет.

Сбор на танцевальную импровизацию.

Морщинистый Тит, всех поморов веселит,

Да и мы не отстаем, дружно пляшем и поем!

Танцевальная импровизация.

     Мы робята,  не скучали, про поморскую землю узнали, как народ наш поживал, как работал и плясал!  

Да и нынче здесь живет добрый, щедрый наш народ!

И нету края краше, чем область Архангельская наша!

Живите, поживайте, старину почитайте,

В сердечках любовь к малой родине храните,

Что от предков пришло, берегите!

Коли заскучате, аль печаль как доймет, зовите, Гостевушка Баенка, завсегда на подмогу придет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление музыкального руководителя ДОУ №13 Семеновой Т.П. по теме «Современные виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГТ»

Данный материал был представлен на гордском методическом объединении музыкальных руководителей детских садов города Волжск, который рассказал о современных вида планирования в соответствии с ФГТ согла...

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Сотрудничество музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями"

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью ...

Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004

Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004. Делюсь с коллегами найденным материалом, првда качество неважное.Скачать здесь: https://yadi.sk/...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...