Доклад по самообразованию по теме: «Развитие мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Козлова Светлана Валерьевна

Самообразование педагога - неотъемлемая часть нашей работы. Представляю вашему вниманию доклад по моему самообразованию по теме " Развитие мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_samoobrazovaniyu_po_teme.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 5 «Теремок» г.Велижа

Доклад по самообразованию по теме: «Развитие мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Воспитатель:  Козлова С.В.

2014


Малыш, появившийся на свет,  не обладает мышлением. Все начинается с познания окружающей действительности через восприятие и ощущение конкретных примеров и образов, запечатлевшихся в памяти. Упражнения и задания помогают раскрывать мышление детей старшего  дошкольного возраста на должном уровне.

Главная  роль в его формировании  принадлежит общению на основе развития речи. Овладевая с каждым годом новыми грамматическими формами русского или другого национального языка, малыш обобщает с их помощью похожие явления в обществе, формулируют взаимоотношения, складывающиеся между людьми, логически рассуждает по поводу своих и чужих особенностей.

Мышление детей старшего дошкольного возраста делится на два вида:

первый вид включает традиционное или конвергентное мышление. Оно представляет собой совокупность критериев, обязательных  к пониманию каждым малышом. То есть, каждый ребенок дошкольного возраста должен подробно и точно отвечать на поставленный вопрос, должен уметь выполнить заданную работу аккуратно, без грязи и помарок в быстром темпе и так далее. По-другому еще можно сказать, что данный тип мышления ориентирован на реальную учебную практику с заранее уготовленными верными решениями, что не всегда подтверждается в реальной жизни с ее многозначными трактовками;

Второй вид мышления детей старшего дошкольного возраста включает  творческое или дивергентное мышление. Оно характеризуется снятием ограничений в концепции мышления, предоставлением большой свободы в решении сложившихся проблем, преодолений мыслительных стереотипов и сложившихся шаблонов.

Все взрослые хорошо помнят Алису из сказочной страны, в которую она случайно провалилась. Чтобы не оставаться на месте ей требовалось постоянное продвижение вперед с двойным ускорением.  Точно так же и в реальной жизни каждого ребенка, мышление детей старшего дошкольного возраста и творческий дар не может терпеть самоудовлеторенности  и застоя. Они существуют и развиваются только в динамике. Как говориться: «Без воображения, нет соображения».

Творческие способности в мышлении ребенка  являются даром природы. Но глубоко ошибаются те родители, которые придерживаются позиции: «Талант всегда пробьется». Многие  специалисты и психологи  в наше время опровергают такой подход. Они утверждают, что одаренность может существовать только в постоянном развитии и движении. Мышление вашего малыша с творческим даром можно сравнить с  садом, который требует неустанного ухода и возделывания.

Обучение детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Начиная работу с детьми, педагогу очень важно знать, что уровень развития детей еще недостаточен для самостоятельного решения ими многих задач, возникающих в процессе их деятельности (игровой, продуктивной, речевой и др.). Самостоятельность формируется у ребенка постепенно под руководством взрослого. Шестой год жизни является важным на пути подготовки ребенка к школе. В старшем дошкольном возрасте особенно начинают проявляться различия между детьми не только по уровню, величине интеллекта, но и по его своеобразию. В этом возрасте начинает проявляться необычайная познавательная активность – повышенная потребность в новых впечатлениях, тяга к умственному напряжению. Также, в этом возрасте заметно проявляется своеобразие мышления и направления познавательной деятельности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, с опорой на зрительные представления, образы. Словесно-логический тип мышления, как правило, начинает формироваться с началом школьного обучения, но тем не менее, в старшем дошкольном возрасте у многих детей этот тип мышления начинает уже успешно развиваться.

Нормальное состояние ребёнка – игра.

Игра представляет собой деятельность человека, которая также как и любая деятельность имеет мотив, но этим мотивом является не конечный результат, а сам процесс игры. Мотив игры – получение удовольствия от процесса. Игровая деятельность не продуктивна.

Одной из разновидностью игр являются дидактические (обучающие) игры. Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.

Дидактическая игра является сложным многосторонним явлением. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков, но и развиваются  все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое  использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

При проведении дидактической игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому — легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т. д. и тем самым развивать его речь. Чтобы выполнить это требование, необходимо уже в процессе подготовки и продумывания игры наметить тех детей, на которых нужно обратить особое внимание: одних привлечь к активной роли, у других несколько сдержать их инициативу, чтобы они не подавляли других. В ходе игры, которая развертывается обычно в живом темпе, педагог, особенно не очень опытный, замечает лишь наиболее бойких детей, а между тем он должен и детей застенчивых, робких привлечь к активному участию в игре. Руководство в ходе игры должно быть направляющим игру и взаимоотношения детей, но не навязчивым. Воспитатель является зачинщиком и участником игры и может руководить игрой через роль, через правило, через «пробный ход». От воспитателя требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание играть

     Уже в самом начале игры, в сообщении замысла, содержания игры очень важны образность и краткость речи воспитателя, скупой и выразительный жест, чуткое внимание к детям.

  Сообщая правила игры, он формулирует их кратко, отчетливо и живо. Воспитатель проводит «пробный ход» игры, т. е. показывает, как играть. В играх со старшими детьми, когда они имеют элемент соревнования, можно предложить кому-нибудь из детей повторить правила, чтобы недостаточная четкость их усвоения не повлияла на ход и результат игры.

 В процессе игры большое значение имеет темп, ритм игры. Замедленный темп вызывает утомление, так как медленные игровые действия задерживают ход игры, вызывают длительные ожидания очереди. Слишком быстрый темп возбуждает детей, вызывает суетливость, неотчетливость игровых действий, иногда споры. Воспитатель, участвуя в игре, устанавливает тот живой темп, который не вызывает торопливости и вместе с тем неутомителен для детей.

 В ходе игры воспитатель, выступая в роли участника игры, не перестает быть педагогом: он направляет игру репликами, вопросами, незаметно поддерживает инициативу детей, усилия более слабых и поощряет их успехи, создает условия для проявления самостоятельности. Своими действиями, выполнением правил он подает пример детям, дает оценку неправильным поступкам и предупреждает их. Однако не каждая игра требует оценки, так как она заключена в самом результате. Анализ же игры, ее хода может разрушить настроение детей, снять игровой интерес. Дети играют ради игры. Особенно нужно быть осторожным в оценке игры, если она имеет сюжетный характер и дети выступают в какой-то роли. В оценке игры воспитатель поддерживает радость от игры всем коллективом или группой детей.

Оценка хода и результата игры, т. е. анализ того, правильно ли дети играли, отчего зависел их результат, возможна с детьми старшей и подготовительной групп, когда дидактическая игра носит спортивный характер или похожа на такие игры, как «шашки», «гуськи». Воспитатель, заканчивая игру, должен поддержать интерес к дальнейшей игре: «А в следующий раз будем играть еще интереснее...». Каждая игра может иметь несколько постепенно усложняющихся вариантов, в зависимости от разрешаемых задач. Дидактическая игра подвластна воспитателю. Зная общие программные требования, своеобразие дидактической игры, воспитатель творчески создает новые игры, включаемые в фонд педагогических средств.

  Каждая игра, повторенная несколько раз, может быть проведена детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые игры воспитатель поощряет, незаметно оказывая детям помощь.

Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в организации материального центра игры — в подборе игрушек, картинок, игрового материала, в определении содержания игры и ее задач, в продумывании игрового замысла, в объяснении игровых действий, правил игры, в налаживании взаимоотношений детей, в руководстве ходом игры, в учете ее воспитательного воздействия.

Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

             «Найди свою игрушку»

 Цель: та же, учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других, продолжать развивать эмоциональное отношение к игрушкам. Оборудование: сюжетные игрушки разного назначения, имеющие различные свойства (цвет, форму, величину), по одной на каждого ребенка.

        При первом проведении игры у всех детей должны быть игрушки, разные по своему назначению (например, машина, кукла, мишка, коляска, мячик). В дальнейшем они могут быть одинаковыми, но отличаться по отдельным признакам (например, две машины: одна большая, другая маленькая; две куклы: одна в красном, другая в желтом платье и т. п.).

             Ход игры (проводится с подгруппой из. 4–6 детей).

Педагог раздает игрушки, записывает, кому какую дал, и помогает каждому начать играть с той игрушкой, которая ему досталась. Через некоторое время педагог собирает все игрушки, накрывает их салфеткой и предлагает всем найти свои игрушки. Дети по одному подходят к столу, ищут. Воспитатель либо одобряет действия ребенка: «Верно, у тебя была машина», либо говорит, что это не его игрушка, и спрашивает: «Чья она?» – затем помогает ребенку вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Вновь педагог предупреждает, что скоро соберет игрушки и их надо будет опять искать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить. Игра повторяется.

            « Найди свое место»

 Цель: та же, учить ориентироваться в пространстве, создавать эмоциональное отношение к игре и игрушке.

 Оборудование: игрушки по числу детей (разные по предметному назначению или по величине, цвету), бубен или барабан.

 Ход игры: (проводится вначале небольшими подгруппами из 4–6 детей, по мере усвоения – со всей группой) участники игры рассаживаются на стулья, стоящие посреди комнаты. Каждому ребенку педагог дает какую-либо игрушку (кукла, мишка, собачка, кошка, погремушка, птичка, лошадка и др.) и показывает, как играть с ней (например, куклу и мишку можно укачивать, с собачкой и кошкой выполнять имитационные звуки «мяу», «ав-ав», птичку покормить с ладошки и т. п.). По сигналу барабана дети должны положить игрушки на стулья и побегать по комнате под звуки барабана (бубна). Когда звучание прекратится, им надо быстро прибежать к своим стульям и сесть. Чтобы найти свое место, ребенок должен опознать свою игрушку. Педагог следит за правильным выполнением действий, при необходимости помогает детям.

 По мере усвоения игры во время бега детей можно переложить игрушки на другие стулья.

            « Будь внимательный!»

 Цель: продолжать развивать зрительное внимание и запоминание.

 Оборудование: шкафчик, выполненный из небольших по размеру коробок (выдвижные ящички), мелкие игрушки (бирюльки, элементы мозаики или пуговицы и др.), ширма. Шкафчик состоит из трех коробок, которые образуют 3 ящичка: два – внизу, один – наверху, в дальнейшем количество ящичков увеличивается до 4–9, а расположение их варьируется.

 Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога, педагог ставит на стол шкафчик, рассматривает его, открывает ящички. Достает мелкую игрушку, показывает ее и говорит: «Я ее спрячу, а вы запомните, в какой ящик я ее положила». Все действия педагог выполняет медленно. Затем закрывает шкафчик ширмой и 10 раз отстукивает ладонью по столу. После этого снимает ширму и предлагает кому-либо показать, в каком ящичке спрятана игрушка. Игра повторяется 2–3 раза. В дальнейшем число ударов по столу (отсрочка действия) увеличивается до 15–20 раз, увеличивается и количество ящичков, меняется их расположение.

             «Не зевай!»

 Цель: развивать элементы произвольного внимания, продолжать создавать у детей положительное эмоциональное состояние в общении со взрослым.

Оборудование:  яркие цветные платочки.

 Ход игры: дети сидят на стульях, поставленных в ряд. Педагог встает перед ними, в руках у него платочки. Приплясывая, помахивая платочками, зовет к себе детей, предлагая поплясать вместе. Каждого ребенка педагог поочередно называет по имени. Ребенок, услышав свое имя, должен встать, подойти к воспитателю, получить платочек и присоединиться к пляске. По окончании игры педагог хвалит всех детей.

 Познавательные игры (дидактические) - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагается найти выход. Главное назначение этого метода - стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Среди таких игр - разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами. В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры, т. е. способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из личного опыта на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации».

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной  аппликации» с описанием цели, задач,...

План по самообразованию на тему «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Представлен план по самообразованию для воспитателей ДОУ на тему "Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Данный материал  представляет план работы по самообразованию на целый год , рассчитан для детей 5-7 лет, затрагивает развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации....