Использование игровых технологий в совместной деятельности взрослого и детей
методическая разработка
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который призваны изменить».
Максим Горький
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_sovmestnoy_deyatelnosti_vzroslogo_i_detey.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в совместной деятельности взрослого и детей
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность. Работу по сенсорному развитию нужно осуществлять систематически и последовательно, включая в разные формы образовательной деятельности с малышами.
Совместная игровая деятельность – одна из форм организации детской деятельности. И это не случайно: отношения между участниками образовательного процесса (педагогом и детьми) являются важной составляющей всей образовательной деятельности в ДОУ, так как способы взаимодействия усваиваются ребёнком почти без изменений и становятся нормой дальнейшего развития личности.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста широко используются: дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам. Прежде чем начать игру, необходимо вызывать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами, например потешки, загадки, дидактические игрушки, красочный демонстрационный и раздаточный материал.
Предлагаются детям цветные палочки, весёлые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щётками: «Укрась поляну», «Наряди ёлочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики» и т.д. «Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих ботинках».
Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу необходимо проводить поэтапно: - на первом этапе научить детей ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы, помогут следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки).
На первых занятиях цвета предметов можно не называть. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же»- «не такой», использовать приём прикладывания вплотную одного предмета к другому.
На втором этапе научить детей ориентироваться в четырёх контрастных цветах: красный, синий, жёлтый и зелёный. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики).
На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Посади бабочку на цветок». Если дети на первых порах ошибаются, поможет приём «показ по образцу». Для заинтересованности детей можно использовать различные дидактические материалы, чередуя их в течение занятия. На этом этапе дети понимаю, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет.
Работа на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета; «Курочка и цыплята». Конечно, бывают ошибки. Малыши с удовольствием играют в предложенные дидактические игры, любят рассматривать иллюстрации книг.
Для формирования представлений о форме предметов учим различать предметы с помощью операции сравнения. Например: побуждаю детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?». Произнося фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагаем детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребёнку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.
Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:
- подбор одинаковых величин по образцу;
- различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
- закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».
В играх на определение величины используем самое большое количество предметов. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
Для развития тактильных ощущений используем такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек».
Для реализации задач, таких как: формирование у детей перцептивных действий и умения самостоятельно их применять, формирование систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов и умения пользоваться ими в разнообразной деятельности, были использованы следующие формы организации сенсорного воспитания детей младшей группы: сенсорные занятия, дидактические игры, совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми. В индивидуальной работе с теми детьми, у которых низкий уровень сенсорного развития предлагались игры-упражнения, которые решали определённые задания в игровой форме.
Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. На прогулке послушать, какие звуки слышны вокруг, например игра «Кто услышит больше звуков?».
С целью развития зрительных ощущений организуются наблюдения: «Посмотрите на небо: везде ли оно одинакового цвета?» Дети замечают, как светятся розоватым цветом края облаков, за которыми спряталось солнце, как ярко-голубой цвет неба переходит почти в серый.
Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни: «Давай польем песок: он будет сырой, и мы из него будем лепить пирожки». «Не поднимай это ведро: в ём песок, он очень тяжёлый». Используя окружающую обстановку, последовательно развиваются ощущения и восприятия детей.
В совместной деятельности детьми применяются такие методы как: показ, объяснение, образное сравнение; обращаю внимание на тех детей, которые правильно выполняют задания; активизируется детское творчество дополнительными заданиями, усложнением игровых действий.
Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познаёт мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Игры включаются во все компоненты образовательной деятельности: непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников.
Таким образом, важнейшими условиями успешного сенсорного развития является общее психофизическое благополучие ребёнка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей.
С целью выявления знаний родителей вопросов сенсорного воспитания, можно провести анкетирование.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей.
Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности в вопросах сенсорного воспитания осуществляется в разнообразных формах работы. Например: размещение информации в уголках для родителей, оформление папок – раскладушек; анкетирование и опрос родителей; групповые и индивидуальные консультации; родительские собрания в нетрадиционной форме; семинары – практикумы; подготовка методических рекомендаций и буклетов для родителей; проведение «дней открытых дверей» с показом разнообразных занятий, режимных моментов; индивидуальные беседы. Только единые педагогические воздействия воспитателей и родителей на маленьких детей способствуют успешной подготовке к переходу их на следующую возрастную ступень.
Заключение
Итак, развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия.
В результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.);
- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
- малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Список литературы.
1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка М.: Просвещение. 1988 г.
2. Глушкова Г. Игра или упражнение // Журнал Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С.29 – 34.
3. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Журнал Дошкольное воспитание. – 2002. – №12 – С. 20 – 21.
4. Плеханов А., Морозова В. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Журнал Дошкольное воспитание - №7 -1995 г.
5. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: М.: Просвещение, 1981 г.
6. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: М.: Просвещение, 1983 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности взрослого и детей второй младшей группы с использованием технологии использования в обучении игровых методов (ролевых) «Вылечим куколку».
Сюжетно - ролевая игра "Больница"...
Совместная деятельность взрослых и детей с ОВЗ с использованием телесно ориентированной технологии.
Совместная деятельность взрослых и детей с ОВЗ с использованием телесно – ориентированной технологии. «Необычное путешествие»(тренинг для родителей и детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ)Подготов...
Использование информационно-коммуникативных технологий ( ИКТ) и игровых технологий в совместной деятельности с детьми.
Использование информационно-коммуникативных технологий ( ИКТ) и игровых технологий в совместной деятельности с детьми.Драматизация сказки ”В тесноте, да не в обиде”( по мотивам украинской ...
Конспект совместной деятельности взрослого и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием технологии моделирования, познавательно-исследовательских технологий)
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение«Детский сад № 88 «Радуга» комбинированного вида Конспект совместной деятельностивзрослого и детей старшего дошкольного возрастана тему...
«Использование игровых технологий в совместной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста во 2 половине дня»
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии....
Современная инновационная игровая технология «Лэпбук - как форма совместной деятельности взрослых и детей»
Интереессной формой совместного работы детей и взрослых является создание лэпбука. Лэпбук - сравнительно новое средствообучения из зарубежной педагогики и представляет собой самостоятельную книгк, в к...
«Использование ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»
Теория решения изобретательских задач - это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий....