«Роль мини-музея в ЭКС»
опыты и эксперименты

  В последние годы в российской системе дошкольного воспитания произошли позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, введены ФГОС, ведется работа по реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан.

Цели Программы - реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан, цивилизованное развитие представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан, сохранение межэтнического и межконфессионального мира и согласия, упрочение общероссийской гражданской идентичности (российской нации), успешная социокультурная адаптация и интеграция мигрантов.

          Особенностью Республики Татарстан являются полиэтничность и поликонфессиональность населения, развитие которых характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей проживающих на территории современного Татарстана народов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_no1_vystuplenirol_mini-muzeya_v_eks.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление с презентацией на тему: «Роль мини-музея в ЭКС»

Набиуллина Р.Р. воспитатель по обучению

русскому и татарскому языкам МБДОУ №1 НМР РТ

  В последние годы в российской системе дошкольного воспитания произошли позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, введены ФГОС, ведется работа по реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан.

Цели Программы - реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан, цивилизованное развитие представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан, сохранение межэтнического и межконфессионального мира и согласия, упрочение общероссийской гражданской идентичности (российской нации), успешная социокультурная адаптация и интеграция мигрантов.

          Особенностью Республики Татарстан являются полиэтничность и поликонфессиональность населения, развитие которых характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей проживающих на территории современного Татарстана народов.

          А в ДОУ воспитательно -  образовательная работа ведется по  общеобразовательной программе ДОУ, одной из разделов которой является ЭКС (этно-культурное составляющее).

Содержание образовательной работы с детьми  по ЭКС направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:

- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа;

 - воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;

-  уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;

- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;

- знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;

- расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;

- формировать позицию гражданина своей страны.

  Перед современной системой образования стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит - и сохранения ее в наших детях. Знания традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.

           Долг каждого взрослого – помочь подрастающему поколению осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. В условиях дошкольного учреждения вполне возможно организовать работу, способствующую овладению дошкольниками общечеловеческим и национальным духовным богатством народа, содействовать в выработке бережно-познавательного отношения к материальной и духовной культуре своего народа.

            В вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения одним из средств является музейная педагогика. Культурное наследие во всем его многообразии должно служить в качестве противоядия против псевдоценности, массовой культуры, стремительно и агрессивно захватывающих сегодня культурное пространство. Следовательно, мы обязаны учить ребенка дошкольного возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусства от китча, прекрасное от дурного. Поэтому необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и осознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

       С целью приобщения детей к национальной культуре и традициям, создания инновационной модели взаимодействия ребенка, педагога и родителей через музейную педагогику для качественного воспитания и развития личности ребенка, формирование активной жизненной позиции, в  нашем МБДОУ №1 был создан мини- музей   быта и культуры народов Поволжья, со старинной утварью и куклами в народных костюмах, предметами народных промыслов и  игрушек. В помещении мини-музея имеется уголок татарского жилища с предметами быта, изделиями народных мастеров, так как это важная часть в изучении предмета. Дети, видя перед собой предметы старины, красивую и нужную в хозяйстве утварь, вещи, предметы декоративно- прикладного искусства, которые были необходимы нашим предкам раскрывают богатство культуры народа, учатся понимать и любить прекрасное, приобщаются к труду по законам красоты; вживаются в народную   культуру, усваивают обычаи, погружаются в мир сказок, песен, потешек, игр. На занятиях дети узнают из чего строили дома, откуда брали материал для строительства домов; как располагались деревни и т. д. Занятия проводятся в старину жили в деревянных домах, все предметы сделаны очень просто и по необходимости. Местоположение каждого предмета было определенным и традиционным. Так нехитро, но рационально был организован интерьер татарского дома. В помещении мини-музея детей также знакомим с предметами быта, разгадываем загадки о предметах быта, об орудии труда.

       За каждым экспонатом своя история, прошлая жизнь народа. Экспонаты мини - музея, согласно плана работы и теме,  располагаются на полках в кабинете по обучению татарскому и русскому языкам, некоторые из них используются в сюжетно-ролевых играх детей как атрибуты игры (посуда, вышитые изделия).

  Предметы нашего музея подбирались с учетом ряда принципов:

- каждый предмет знакомит дошкольников с историей жизни народа,

- предметы различны по назначению, использованию,

- любой из них должен быть оригинальным, привлекательным, красивым.

  В создании и пополнении экспонатов мини-музея активное участие принимают родители воспитанников. Дети очень гордятся тем, что в музее хранятся предметы, изделия их бабушек, пап, мам и родственников. Они чувствуют себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Экскурсии по мини - музею очень заинтересовали дошкольников, помогли им осознать разнообразие национальных культур. Все предметы музея, прежде всего, выполняют информативную функцию.

           Самым красивым предметом, что привлекло внимание детей в комнате татарского быта и культуры, был расписной сундук. Он расписан цветками и листьями - завиточками. Детям объясняем, что в старину сундуки служили для хранения одежды, изготовленные из дерева, для прочности его обивали железными полосками.

            В музее детей знакомят также с предметами и изделиями декоративно-прикладного искусства татар (кожаная мозаика, ювелирное искусство, ткачество, вышивка, при этом рассказывая о народных обычаях и обрядах. Например, если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Детей с малых лет приучали к труду, с 6-7 лет девочек учили уже вышивать, готовить приданое. Дети с интересом рассматривают изделия: салфетки, наволочки, скатерти, у них формируется интерес к историческому прошлому татарского народа, уважение и любовь к труду мастериц. Ведь каждая вещица, предмет хранит отпечаток личности мастера, создавшей её, пользовавшегося ею, а значит –отпечаток душ людей. Это и есть духовное наследие татарского народа.

          Полученный детьми познавательный и эмоциональный опыт общения в музее благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мини-музея в формировании исследовательской деятельности у ребенка.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы возде...

Роль мини-музеев в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Доклад на родительском собрании "Роль мини-музеев в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Роль мини-музея в детском саду. Презентация.

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому  назвали...

Роль мини музея «Русская изба» в образовательном пространстве ДОУ

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содерж...

Информация для воспитателей и родителей на тему: «Роль мини музея «Русская изба» в образовательном пространстве ДОУ»

Знакомство с русской  народной культурой, в частности,  с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру,...

Консультация для педагогов «Роль мини-музея в развитии художественно-творческих способностей дошкольников»

Музейная  педагогика достаточно  известное  направлениесовременной  педагогики.  Она  имеет  длительную историю,  хотя  в дошкольном  образовании...