ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
консультация

Якушова Надежда Николаевна

ПРИМЕРЫ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

 

Родительское собрание.

Одна из наиболее распространенных форм работы с родителями. Собрание – это форма взаимного обмена мнениями и идеями для определения общей позиции. Собрания проводим в формах групповой дискуссии, конструктивного спора, видеокоррекции (суть которой состоит в проигрывании заданий) и другие.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Ведь родители и члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей, внести свой вклад в образовательную работу. А самое главное, что и дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. Инновационной формой на родительском собрании является «Телефон доверия». Родители в игровой форме задают любые интересующие их вопросы, как в устной форме, так и в письменном виде.

Родительский лекторий – одна из традиционных форм взаимодействия с родителями, позволяющая предоставлять большой объем информации, эффективная в знакомстве с родительской аудиторией. Решает проблему повышения психолого-педагогической компетенции родителей. Но даже при такой традиционной форме общения педагогическим коллективом ДОУ проводятся инновационные приемы взаимодействия с родительской общественностью. Например, после лекции родителям предлагается решить педагогический кроссворд или ситуативную задачу, что на практике закрепляет информационный анонс, развивает их мышление, заставляет размышлять и принимать решения в игровой ситуации, а значит, задуматься о своем поведении в общении с ребенком.

День открытых дверей.

Во время этого мероприятия родителям предоставляется возможность познакомиться с учреждением, его традициями, правилами, особенностями образовательного процесса, а педагогам – заинтересовать их и привлечь к участию. Родители вместе с детьми приглашаются на концерт, участники которого – воспитанники ДОУ. Проводится небольшая обзорная экскурсия, знакомство с педагогами, беседа с родителями. Беседы проводятся индивидуальные, где чётко определяется цель – что необходимо выяснить, чем педагоги могут помочь. Содержание бесед лаконичное, значимое для родителей, при этом используется прием «побуждающего диалога». Инновационной формой является «Виртуальная экскурсия по детскому саду». Просмотр родителями видеоролика «Детский сад «Солнечная полянка», где родители получают полезную информацию.

Мастер-классы.

Мастер-класс для родителей – это превращение информации в личные знания и умения, тренинги технического, аналитического и технологического мышления. На таких занятиях взрослые получают возможность обсудить вопросы, самореализоваться в области театрального искусства, детского фитнеса, изобразительной деятельности.

Таким образом, данная форма работы позволяет родителям занять более активную жизненную позицию; через творческое самоопределение им легче привлечь к творчеству собственных детей.

Наиболее интересные мастер-классы для родителей: «Масленичные забавы» (театральные игры), изготовление куклы «Масленица», и другие.

Творческие мастерские.

Родители и дети периодически вовлекаются в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые являются профессионалами своего дела.

Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда. В основном такие мастерские открыты для посещения в преддверье праздников: «День матери», «Новый год», «8 Марта», «День матери».

Открытые занятия непрерывной образовательной деятельностью детей (всеобучи)

Многие родители не знакомы с методами и формами проведения НОД и с удовольствием принимают участие и как слушатели, и как участники образовательного процесса вместе с детьми. Востребованы совместные мероприятия, занятия по предлагаемым видам деятельности. Именно такие занятия позволяют родителям увидеть положительные стороны ребёнка, детям – воспринимать своих родителей по-новому.

На таких занятиях у педагога есть возможность показать родителям, как читать книгу ребенку, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребёнка к письму. как упражнять артикуляционный аппарат и др..

Родители знакомятся с реальным педагогическим процессом, заимствуют наиболее удачные приёмы педагога. На наш взгляд, это и есть первые ростки сотрудничества.

Индивидуальные и тематические консультации.

Эта форма самая распространённая и эффективная. На индивидуальных консультациях родители охотно и откровенно вступают в диалог и откровенно рассказывают о тех огорчениях, беспокойствах, которые вызывают у них тревогу. Консультации проводятся по инициативе педагога, учителя-логопеда, но чаще – по инициативе самих родителей и лиц их заменяющих. Целью консультаций является оказание родителям помощи в решении спорных вопросов и проблем. Родители приходят на консультации по собственной инициативе, с желанием и настроены на обсуждение волнующих проблем. Педагоги детского сада используют наиболее доступную форму – это «Педагогическая беседа», которая проводится и в процессе консультации, и при посещении семьи, и на родительском собрании.

Устный журнал.

Устные журналы всегда интересны родителям, так как они в течение короткого времени получают необходимый объём нужной информации от разных педагогов и специалистов. Каждую страницу готовит педагог по определенному виду деятельности. Широко используется раздаточный материал в виде памяток, рекомендаций. Эта информация позволяет дополнить словесную информацию индивидуальных консультаций.

Групповая дискуссиясовместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины. Эта форма общения позволяет увидеть проблему с разных сторон и прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Дискуссию мы организуем по-разному: «панельная дискуссия» - заседание экспертной группы, состоящей из 4-5 родителей, «симпозиум», «дебаты», «дискуссионные качели».

Родительская конференция - форма взаимодействия с родителями, позволяющая обобщать, систематизировать и пропагандировать психолого-педагогические знания, полученные родителями в течение длительного периода (1-2 года).

Информационная корзинановый путь взаимодействия между различными «службами» и их взаимосвязи с родителями. Наличие таких «служб» фиксируется в тетради, содержащей информацию в табличной форме с разделами по количеству «служб» в ДОУ. В графе «сообщение» родители задают вопросы, обращаются с разными просьбами, выражают пожелания. На основании этих записей соответствующие службы корректируют свою работу.

Доска объявлений, где размещены объявления, информация о развитии детей и др.

Если родители не чувствуют себя участниками процесса модернизации дошкольного образования, занимают пассивную позицию, у них не возникает потребности систематически общаться с педагогами, значит обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьями воспитанников, и решать эту проблему необходимо как на научном, так и на практическом уровне.

Ящик вопросов и ответов («Почта»)

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Родители кладут записки со своими идеями и предложениями, обращаются с вопросами к специалистам, заведующему. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с коллективом ДОУ.

Киноуниверситет или кинолекторий

Материально-технические условия нашего ДОУ позволяют нам использовать эту форму педагогической пропаганды: короткометражные научно-популярные и документальные фильмы, записи вебинаров и круглых столов в сети Интернет. В настоящее время мы используем видеозаписи реальной жизни детского сада. Наличие видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой обстановке и сделать соответствующие выводы.

Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта.

Родители знакомятся с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов, новостями, информацией о жизни ДОУ, рекомендациями специалистов. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию. 

Совместная деятельность

Педколлектив привлекает родителей к организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности, к посещению музеев, выставок.

Публичные выступления воспитанников и самих родителей

Воспитанники и их родители принимают активное участие в жизни детского сада, участвуют в конкурсах различного уровня; районных, городских и областных семинарах и мероприятиях.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейных гостиных. Посещение гостиных позволяет родителям научиться по-новому играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, различные формы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях. В моменты специально организованного игрового взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают, родители –осознавать важность игры в период дошкольного детства. Детско-родительские отношения приобретают конструктивный характер, это особенно важно именно на начальном этапе развития личности. Основная цель – развивать личность ребенка совместно с родителями и при их активном участии; внедрить новые нетрадиционные формы работы с семьей; создать в детском саду психологические комфортные условия для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников на этапе введения ФГОС ДО"

Выступление на методическом объединении старших воспитателей по вопросам инновационных и неформальных форм работы с семьёй и привлечению родителей к участию в совместой деятельности с педагогами, деть...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»

: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и администрацией ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, вкл...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Нестандартные формы работы с семьями воспитанников:1.Родительский клуб2."Стодневка"3.Брейн-ринг...

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия ...

Статья для педагогов Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с научно-методической системой Н.М. Крыловой «Детский сад-Дом радости»

Педагог – мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные. Наверное, овладев мастерством, педагог будет знать, как добиться лучшего резу...